Слово о педагогическом музее.
К 5-летию открытия областного музея народного образования

Н.Л. Головизнина

2 октября 2002 г. исполнилось 5 лет со дня открытия областного музея истории народного образования, 12 лет со времени официального решения Кировского областного управления народного образования. Начальные фразы приказа от 19.11.90 г. за № 71580 четко формулировали необходимость и цель его создания: «... история народного образования в области изучена недостаточно, не обобщен краеведческий материал, не собраны материальные свидетельства, документы... В целях изучения и пропаганды... вклада учительства в развитие культуры и просвещения... активизации работы по воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения...»

Следовало изучить опыт музейного строительства России, изучить историю народного образования.

В исследовании Е. Чернолусской «Педагогические музеи за границей» (СПб., 1909), сказано, что к концу XIX в. в Германии таковых музеев было 30, в Австро-Венгрии – 10, Швейцарии – 6, Англии – 15 и т.д. В России к 1913 г. число их доходило до 150.

1 ноября 1911 г. в Вятке был открыт музей наглядных пособий. Отставной подполковник А.А. Истомин был готов пожертвовать на подходящее помещение 3500 руб., за что Вятское городское общественное управление делегировало его на празднование 50-летнего юбилея Педагогического музея военно-учебных заведений (г.С.-Петербург). В ГАКО хранится чертеж предполагаемого здания для музея, где предусматривались: физический кабинет и лаборатория, отделы всеобщей и русской истории, естественных наук, технологии и сельского хозяйства, лекционный зал, сторожка. Известно и имя первой заведующей музея, учительницы 10-го городского начального женского училища Марии Николаевны Полковой. Непосредственное наблюдение за порядком пользования имуществом вел член городской управы А.М. Васнецов.

В 1917 г. на 51-й очередной сессии Вятского уездного земского собрания был заслушан доклад об организации уездного педагогического музея. Осенью того же года музей наглядных учебных пособий был создан в г. Орлове.

Такова предыстория, свидетельствующая о том, что педагогические музеи органично должны были войти в систему образования, способствовать успешному ее реформированию. При этом необходимо напомнить, что под образовательной системой того времени понимали не только школу. В нее входили библиотеки, книгоиздательства, книжная торговля, публичные чтения, театр, кинематограф, народные дома, клубы для рабочих, выставки, музеи и т.д.

Отличительной чертой педагогических музеев сразу стала их обращенность прежде всего к учителям. Музей должен был вооружить их новыми знаниями, способствовать росту профессионального мастерства. Но это не означало, что в стороне оставались другие категории населения. Педагогический музей изначально рожден как музей публичный — с просветительной миссией, возложенной на него российским обществом.

В Музее народного образования

Создание музея потребовало тщательного исследования исторического наследия вятской школы и учительства. Оказалось, что прочной и достаточной исследовательской опоры нет. Мы изучили историю вятской школы благодаря усердию и искренней преданности ей историков А.С. Верещагина, В.П. Юрьева, П.Н. Луппова, В.П. Петрова, просветителя Н.Н. Блинова. История советской школы до сих пор изучена недостаточно. Осознание невозможности реформирования российской школы без учета исторической традиции заставило В.Б. Помелова, Н.В. Котряхова, М.Ф. Соловьеву сесть за работы по наиболее востребованным сегодня проблемам. Серьезные труды на нашем архивном материале о советской школе пишет профессор университета штата Алабама Л. Холмс.

Фундамент любого музея – это его коллекции. Уже были альбомы-эстафеты по истории образования в районах области, сохраненные Центром детско-юношеского туризма и экскурсий, там же были найдены и отдельные школьные предметы, собранные в результате экспедиций учащихся по родному краю. Мы пошли на модные в начале 90-х гг. выставки-презентации. Каждый отдел народного образования должен был наряду с летописью истории школ района к определенному сроку, по графику, представить документы, иллюстрирующие ее. Строгий приказ облоно оказался на местах услышанным. Выставкам сопутствовало очень успешное начало. Но результат для нас оказался совершенно неожиданным: районные отделы образования быстро разобрались в ситуации и на основе собранных материалов решили создать свои собственные музеи. Против этого не возразишь. А нам в формировании музейных коллекций оставалось полагаться только на собственные силы. Трудно. Но «луч солнца» блеснул с передачей А.В. Ревой документов, фотографий, учебно-наглядных пособий, письменных принадлежностей (150 единиц хранения). Писатель А.В. Рева заложил прекрасную традицию в нашем музее – строить фондовые коллекции на бескорыстном даре. У него были достойные последователи: Ф.А. Россова, В.А. Шарыгин, Н.А. Колеватов, сестры Жилины, О.И. Немчанинов, Л.Н. и Ю.Е. Петряевы и др. Актовый зал нашего музея украшает старинный рояль фирмы «Шредер» – дар семьи Галандиных.

Экспозиционное строительство во многом зависит от художника и столяра. Талантливо воплотить экспозиционный замысел помогли собственное желание и возможность самовыражения Т.А. Петуховой и В.А. Окатьева.

И все это происходило в здании, которое в городе называют «домом со львами». Мемориальная доска на фасаде посвящена благотворительному акту передачи его Вятскому городскому обществу 1-й гильдии купцом, потомственным почетным гражданином, коммерции советником Я.А. Прозоровым для Вятского городского четырехклассного училища. Купец и предприниматель, он почитается сегодня музеем и Вятским культурно-просветительным обществом его имени как меценат вятского просвещения.

Каждый музей одухотворен по-своему. Нашему — свою душу отдала «теплушка». Так называют свое объединение выпускники заслуженного учителя школы РСФСР, кавалера двух орденов Ленина А.Н. Тепляшиной. Почти семь десятилетий ее год начинался не 1 января, а 1 сентября, был каждодневным подвигом во имя своих учеников. Седовласые, но сохранившие неугомонность, озорство, искренность – эти Алики и Леночки, Верочки и Валеньки, Ирочки и Тамарочки — в числе немногих в России смогли увековечить памятной доской на здании 9-й начальной школы г. Кирова имя своего учителя. Они зажгли в музее свечу Памяти подвижническому труду всех тех, кто свою жизнь посвятил детям. Для них, тепляшинцев, сочинили «Учительский вальс» кировские авторы В. Федорова и Н. Попова. Ежегодно 19 января, в день рождения А.Н. Тепляшиной, светлой памятью ее учеников освещается наш музей.

Занимаясь все эти годы музейным строительством, комплектованием коллекций, мы не могли даже представить, насколько велика будет его востребованность и каким широким станет диапазон его просветительного воздействия. Музей чутко реагирует на все новации, которые переживает не только система образования, но и общество в целом. Именно этой быстрой реакцией объясняется то, что музей не старится, не превращается в архаику. Показателем тому служит безрекламный рост его посещаемости, 70 % которой составляет студенчество, 20 % — учащиеся общеобразовательных школ города и области.

Из всех форм работы с аудиторией особо хочется выделить «Открытый диалог». Музей – это место, где встречаются люди разного возраста, статуса, профессии, национальности, религиозной конфессии... не для того, чтобы контрастно противостоять друг другу, а чтобы прийти к взаимопониманию. Правильный тон этого большого публичного разговора был задан «Диалогом педагогических культур», содержание которого отрабатывалось совместно с кафедрой педагогики ВГГУ при участии историков образования, педагогов 50-60-х годов, студентов педагогического факультета ВГПУ, Кировского педагогического колледжа. Активный отклик учащейся молодежи на предложения музея выливается не только в экскурсии, лекции и всевозможные мероприятия, но и проведение на базе музея практики по музееведению, написание рефератов и курсовых работ по атрибуции и исследованию музейных предметов, эссе и рецензий, составлению экспериментальных программ и бизнес-планов по менеджерской деятельности музея. Младшим школьникам мы предлагаем открывать мир через игровые формы. В игре они постигают то, что давно отсутствует в реальной жизни школы. Погружение в атмосферу дореволюционного учебного заведения осуществляется легко и понятно для них, т.к. помогают сами стены бывшего городского училища, с сохранившимися широким лестничным пролетом, торжественным актовым залом и классными комнатами. Большую роль играют коллекции старых учебников и наглядных пособий. Их можно не только рассматривать, но и потрогать, почитать. Предмет, пришедший из школы, не занимателен (хотя общепризнана его абсолютная раритетность). К счастью, убеждаешься в обратном, когда видишь, как зажигается в глазах экскурсантов огонек интереса и удивления при соприкосновении с грифельной доской, стереоскопом, журналом для записывания уроков, детскими рисунками и визитками, наградными листами и книгами, когда они останавливаются и долго вглядываются в лица гимназисток, епархиалок, реалистов, семинаристов и их наставников, словно пытаются понять, что в нас сегодня не так, что утрачено. А школьные годы так много значат для каждого из нас, что музей школы и учительства обречен на неравнодушного посетителя.

Мы допускаем, что в погоне за «положительной традицией» мы создавали идеальный образ дореволюционной школы, высокий пафос заложили в экспозицию советской школы. Но это произошло помимо нашей воли. Мы оказались «пленниками» идеи русского философа Н. Федорова, который понимал под музеем не собрание вещей, а собор лиц. Все, что пришло в музейную экспозицию, одухотворено его бывшими владельцами, отсюда та особая атмосфера и то чувство гордости за Школу и Учителя, за мощь педагогической идеи, направленной на процветание и благосостояние общества.

К сожалению, ближайшее будущее музея не связано с показом школы 90-х годов XX столетия. Этот период будет осмысливать поколение музейных работников, следующих за нами. Но уже сегодня можно помечтать о виртуальном музее.

Учитель — главная фигура нашего музея. Ему предназначена учебная литература нашей библиотеки, картотека и научный архив. Актовый зал — удобное место для проведения семинаров и педагогических советов. А наличие старинных музыкальных инструментов дает возможность устраивать для учителей, учащихся и их родителей концерты.

В традиции музея студенческие «экваторы» и выпускные вечера, встречи одноклассников, новогодние исторические елки, украшенные старинными игрушками, краеведческие марафоны, олимпиады и многое другое, что составляет его жизнь, определяет место в образовательно-воспитательном пространстве региона.

Мы стали не только участниками строительства того нового, что осуществляется в музейной практике страны, но и проводниками его в периферийные музеи. Так, прошедшее десятилетие активно работало на создание новой модели школьного музея. На местах наиболее востребованным становится краеведческий музей, который, отталкиваясь от природно-географических факторов, всеобъемлюще и убедительно показывает развитие социума в данной местности. Более того — дает прогноз на перспективы его развития. Тематика же школы проходит в общем контексте и обусловленности. При создании школьного музея заметно стремление к продумыванию и реализации архитектурно-художественного решения на профессиональном уровне. Это требует значительных материальных вложений, что обеспечивается совместными усилиями школы, предприятий (акционерного общества, агрофирмы и т.д.) и личной благотворительной инициативы граждан. На уровне школьного музея явно просматривается усиление рациональной составляющей его деятельности, связанной с превращением его в структурное подразделение, работающее на имидж создающей его системы.

Это только одно из направлений музееведческой методической работы. Основная масса консультаций индивидуальна и связана с помощью в поиске фактов по истории народного образования в нашем крае, в чем неоценимую поддержку оказывают материалы наших фондов, архива, библиотеки, собранные О.Л. Фокиной, В.И. Кощеевой, А.В. Петуховой.

Многие исследователи в характеристике школы обращают особое внимание на ее консерватизм. При этом не только с отрицательной позиции. Так, Н.В. Котряхов с Л. Холмсом утверждают, что на особо крутых поворотах истории консерватизм помогает школе не только удержаться самой, но и спасти общество. Школа — очень живой, постоянно развивающийся организм. Поэтому педагогический музей должен быть в курсе как новых педагогических технологий, так и вновь создающихся образовательно-воспитательных моделей. Музей может стать своеобразным полигоном для их испытаний. Поэтому мы устраиваем встречи с учеными и педагогами, работающими по авторским программам, комплектуем в своей библиотеке раздел их методических наработок, устраиваем персональные выставки.

Выставка — давно испытанный, надежный вариант музейной деятельности. Мы на протяжении ряда лет работали над стационарным показом экспонатов, но сейчас видим необходимость фондовых временных выставок. Поэтому музей стал одним из партнеров Художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых в создании большой интересной выставки «Мифы и реальность». Первой самостоятельной работой в этом плане стал показ большой коллекции учебно-наглядных пособий, игрушек, сделанных в основном собственными руками педагогом с 55-летним стажем Ф.А. Россовой. Эта выставка получила образное название «Педагог Ф.А. Россова, или Приглашаем в детский сад». Там можно не только все увидеть, но и поиграть. Поэтому детишек мы просто приглашаем в гости к бабушке Фае.

Другая выставка «Нить длиною в 10 лет» педагога-художника Л.А. Корец, автора вышитых картин, собранных музеем истории крестьянства (пос. Ленинская искра Котельничского района), утвердила нас в мысли о необходимости создания постоянных объединений при музее. Это должны быть студии, школы, мастерские, клубы для взрослых и детей, дающих реальную возможность в приобретении новых знаний и умений.

У областного музея народного образования есть своя историческая традиция, своя миссия, своя сфера деятельности, успешно осуществлять которую помогают связи с областным Центром детско-юношеского туризма и экскурсий, структурным подразделением которого он является, департаментом образования правительства Кировской области, Вятским гуманитарным университетом, областной научной библиотекой им. А.И. Герцена, архивами, областным краеведческим объединением «Вятка», различными просветительными обществами, музеями, Вятской торгово-промышленной палатой и частными предпринимателями.

Музей несет в себе глубокий образовательно-воспитательный потенциал, дающий возможность участия в объединении усилий общества в воспитании личности. У областного музея истории народного образования есть будущее. Оно связано с превращением его в учебно-культурный Центр края.

При этом мы опираемся на глубинную российскую традицию: укреплять не только интеллект, но и сердце. В своих отзывах, эссе, рецензиях учащаяся молодёжь пишет:

«... музей даёт духовную зарядку...»;

«... мне кажется, в музее витают музы, которые одухотворяют и настраивают на восприятие исторического прошлого»;

«... пройдя музейную практику, я понял свою задачу — стать гармонично развитой личностью. Воплощать эту задачу начну с завтрашнего дня. Пожелайте мне удачи»;

«… непонятная тоска. Жаль, что нельзя пожить в той эпохе некоторое время. Жаль, очень жаль, что совесть, честь, патриотизм — редкое в наши дни явление. Не жалко Ленина, не жалко партии — жалко духовности, морали и нравственности, которые остались там…»

Посещение музея — это не только учение, это отдых. Поэтому улицу Московскую с её историей и современностью мы сделали частью нашего экскурсионного проекта. Маленькие кафе, сквер, выставочный зал, магазины, джаз-клуб — всё это представляем нашим гостям после посещения музея.

Осмысливая феномен музея в целом и педагогический, в частности, осознаёшь, что главное его предназначение не только в хранении «отживших» документальных свидетельств прошлого, а в привнесении в современность духовности. Музей — это целостный, гармонично развивающийся организм, обращённый в будущее.