Главная > Выпуск №3 > Куклины

Куклины

А.В. Рева

Среди десятка именитых фамилий вятской истории не последнее место занимает фамилия Куклиных. Куклиных — посадских и купцов гостиной сотни, Куклиных — промышленников, серебряных дел мастеров. Однако звучит эта фамилия сегодня недостаточно часто, поэтому есть необходимость представить здесь родословное древо Куклиных (см. прил.)

А для начала воспользуемся рекомендацией «Энциклопедии земли Вятской», назвавшей нам имя Андрея Саввича Куклина «одним из видных купцов, владельцем типографии и пароходства»1.

Сразу скажем, что известен стал Андрей Саввич задолго до появления пароходов, если уже в 1820 г. избирался гласным в городскую думу. Купец, бравший казенные подряды на поставку соли и делавший это из года в год без каких-либо нареканий, похоже, с детства нарабатывал опыт судоводства. Как настоящие моряки на флоте вырастали из юнг, так и на реках — водоходцев учили с детства знать ход реки, ее норов и все опасности, сопряженные с проводкой судов. А к судоводам, перевозившим соль, требования были повышенными, ибо и малая течь в барке оборачивалась потерями. А когда цена на соль устанавливалась казною, то и восполнить потерю наценкой на соль было уже невозможно. Очевидно, высокая мера ответственности за дело способствовала и отбору людей, для которых дело становилось наследственным, как это случилось с Куклиными.

Студент Петербургского университета Г.А. Куклин. 1918 г.

И кому как не им, строившим жизнь по уставу купеческого водоходства, съевшим вместе с бурлаками не один пуд соли, не проявить было интереса к пароходам? Если первой ласточкой парового флота на реке Вятке называется пароход купца Силина, то первым вятским капитаном (командиром парохода) следует назвать Петра Куклина! Дальновидный, расчетливый Андрей Саввич уже к 1850 г. отправил сына учиться новому делу, на практике изучать все тонкости работы на паровых машинах.

По крайней мере, документ 1876 г. свидетельствует, что Петр Андреев Куклин 25 лет управляет пароходом. А десятью годами ранее «посемейный список обывателей г. Вятки» сообщает: «Куклина Андрея Саввича сын Петр пятидесяти лет, управляет пароходом. Был в городовой службе ратманом и бургомистром». Далее документ называет братьев Петра: Василия 46 и Александра 43 лет как помощников отца в купецком деле.

Из других источников мы знаем, что в 1876 г. в год 60-летия Петра Куклины продали пароход, а типографию покупал уже Петр Андреевич. Андрей Саввич в эту пору от дел отошел, и следующий год подвел черту всей его жизни. Пришла беда — отворяй ворота, говорит пословица; следом за Андреем Саввичем смерть взяла и двух его снох, а на следующий год подкосила и сына Василия Андреевича, и внука Николая Петровича, настигла в Перми.

Понятно, что новые обстоятельства должны были внести в жизнь рода какие-то перемены, и наследник Василия Андреевича Аркадий Куклин не замедлил переписаться из Вятки в 3-ю гильдию купечества г. 0рлова, а в 1880 г. сын Петра Александр отделился от отца — типографа для самостоятельного ведения дела.

А дело это к тому времени само претерпело большие изменения, когда, помимо камской «выварочной» соли, на рынок пошла «осадочная» соль с соляных озер Астрахани и начались разработки каменной соли. Соль перестала быть дефицитом, а добыча ее и поставки перешли в руки акционерных компаний, и деловые люди Куклины не могли не вписаться в их структуры. Таким образом, трудоемкое в прошлом  дело поставок соли вошло в русло трудовой конторской службы: контроля за прохождением грузов и распределения их по адресатам. Сидение же в конторе молодых Куклиных, учившихся в гимназиях, провоцировало их и на переход в службу казенную, в которой правнук Андрея Саввича, Артемий Александрович, лелеял вместе с чинами выслужить и дворянство. А другой правнук, Георгий Аркадьевич, пошел еще дальше: выехал за границу и завел там издательское дело, принесшее ему соблазнительную известность. Как тут не связать нам его издательское дело с типографией Петра Куклина в Вятке? Не иначе как посещение типографии «деда Петра» сказалось на умонастроении мальчика и определило его выбор.

Таким путем я возвращаюсь к фигуре Петра Андреевича, полагая, что приобретение им типографии не было блажью. За четверть века пребывания на капитанском мостике, он узнал в лицо всех сколько-нибудь заметных представителей вятского общества. Многих он встречал у себя на пароходе, как людей, искавших у него поддержки: взять срочный груз или людей, доставить посылку или пакет — из рук в руки...

А когда летом он имел возможность принимать у себя людей, то зимою разве не мог он побывать в типографии Блиновых или в библиотеке Красовского? Мог и, несомненно, вникал во все тонкости типографского дела и не поэтому ли поспешил подхватить выпавшее из рук Красовского — типографию? Очень похоже, что ему хотелось продолжить и развивать далее книгопечатание. И это ему удалось, если краеведы смогли не заметить перемены на титуле издаваемых типографией книг, монограмма «АК» сменилась на «ПК». Наверное, капитанствовать в типографии Петру Андреевичу было в удовольствие, а удручать его могло лишь то, что у наследников его не было интереса к печатному делу, разве только внучатый племянник Егорша смотрел на все широко открытыми глазами.

Мальчишке было всего восемь лет, когда умер дед Петр, и типография Куклина обрела нового хозяина, но типографское дело осталось для него предметом мечтания и, выросший, выучившийся Георгий Аркадьевич Куклин выехал за границу и там посвятил свою жизнь издательскому делу, за что, как прадед, вписан в «Энциклопедию Земли Вятской»2, а ещё раньше — в словарь «Книговедение»3.

Сегодня в фокусе внимания краеведов оказались имена художника Леонида Куклина и его отца Владимира Александровича, купеческого роисхождения, служившего в сиротском суде и страховом обществе и, помимо участия в коммерческих предприятиях отца, занимавшегося искусством резьбы по дереву. Очень похоже, что увлечение резьбой зародилось в нем в дядиной типографии, вытекло из знакомства отрока с граверами, резавшими клише. Впрочем, свою роль в этом увлечении должна была сыграть и мастерская серебряных дел мастера Николая Куклина — не иначе как внучатого племянника Андрея Саввича. Так или иначе, увлечение художеством занимало немалое место в жизни Владимира Александровича. В круг его знакомств, наверняка, входил и Аркадий Михайлович Васнецов, ведь художественное общество в прошлом состояло не из одних профессионалов, но и любителей, финансовое положение которых позволяло им оставаться в искусстве любителями.

Наверное, любовь к искусству привела к знакомству с Куклиным и художника С.В. Храмцова. Привела на беду художника, так как дружеский круг их общих знакомых скоро обнаружил, что Евдокия Александровна Храмцова и Владимир Александрович Куклин составляют более подходящую пару, нежели муж и жена Храмцовы. Сам Храмцов с этим мнением не согласился и не дал жене развода, вследствие чего пошли разговоры, что Куклин увел жену у художника. Другие же считали, что это Евдокия Александровна ушла к Куклину.

Когда же у наших героев родился сын Леонид, отцом младенца признали Куклина, но записали мальчика незаконнорожденным, а в 1904 г., когда пришло время мальчишку устраивать в реальное училище, возникло этому препятствие — незаконнорожденных в реальное училище не принимали. Пришлось искать компромисс: мальчика записали воспитанником его дяди — респектабельного чиновника Артемия Александровича Куклина. Позднее, когда С.B. Храмцов умер, родители оформили свой брак, однако все эти неувязки, видимо, отразились на отношениях в семье, на характере Леонида. Однако отцовское увлечение искусством не могло не перейти к мальчику. Собиратель старины А.П. Юферев, приобретший работы художника и архив Куклиных, демонстрировавший работы Леонида публике, упомянул в своих тезисах о рисунках Леонида с записями к ним, цитирую: «2-й рисунок сделан пером. Внизу надпись: «Рисованы по памяти. Эти натурщики рисованы в студии Машкова. 1908 г. Москва» и 3-й «Две головы. Карандаш. Внизу надпись: Эти головы рисованы по памяти в школе на конкурсном экзамене 1908 г. 24 августа».

Из этих записей следует то, что Куклин, прежде чем поступить в Академию художеств, поступал в художественную школу в Москве и занимался в студии художника Машкова. Этот немаловажный факт биографии художника заслуживает нашего внимания.

Конечно же, данная статья не может претендовать на абсолютную полноту. Скорее, она рассчитана на то, чтобы приблизить к нам некоторых Куклиных и дать возможность исследователям дополнять тему, вносить поправочки, а кому-то свободнее разрабатывать родословие другого корня Куклиных.

В заключение приведу еще один штрих к биографии семьи: в каталоге «Книги из первого года существования библиотеки» (Киров, 1987) упомянут том 1830 г. из четырех книжек «Горного журнала», на титульных листах которых есть четкие надписи: «Пожертвован в пользу Вятской публичной библиотеки. А. Куклин». Обращаю внимание на значение надписи, не подарен, не поднесен, а пожертвован журнал в пользу библиотеки. Пожертвована не лишняя, не бесполезная в доме вещь, а дельная книга, и сделано это ради пользы общественной. Желанием быть полезным обществу отличались многие представители вятского купечества, а вот то, что они читали ученые академические издания — это знать интересно.

Примечания

1. ЭЗВ: В 10 т.— Киров, 1996. Т. 6: Знатные люди / Сост. С.П. Кокурина. С. 238.
2. Там же. С. 238—239.
3. Книговедение: Энцикл. слов. / Редкол.: Н.М. Сикорский (гл. ред.) и др.— М.: Сов. энцикл., 1982. С. 299.

 

Приложение

Родословное древо Куклиных