Главная > Выпуск №3 > "Вятское общественное собрание 1908 года". Из истории культурной жизни Вятки

"Вятское общественное собрание 1908 года". Из истории культурной жизни Вятки

А.А. Марков

Особенностью культурной жизни дореволюционной Вятки была сословная разграниченность культурного досуга населения города. Светское образованное общество России ориентировалось на западноевропейскую культуру, заимствуя из нее многие элементы, в том числе и культурно-бытовые, включая формы организации культурного досуга своих членов.

Одной из таких форм были клубы. 1 марта 1770 г. под девизом «Согласие и веселье» был основан первый Английский клуб в С.-Петербурге1. Ведущую роль в организации клубов сыграли иностранцы, живущие в России, в первую очередь, англичане. В провинции первые клубы стали создавать немцы, но вскоре инициатива по их созданию перешла к россиянам. Вскоре клуб (общественное собрание) стал непременной частью культурного досуга не только в столице, но и любом провинциальном городе.

В Вятке клуб был открыт в январе 1850 г. Об этом сохранилось упоминание в «Письмах из ссылки» Г. Каменьского. «Единственной новостью является основание клуба, членом которого я являюсь и куда нынче вечером отправляюсь: прошение о разрешении отправили в министерство давным-давно, но с ответом не больно спешили. Учитывая возможности города, зал собрания выглядит приемлемо. В клубе разрешено собираться с восьми до двух часов, играть в карты, в бильярд, можно поужинать»2.

В предшествующие годы роль клубов играли «салоны», также «завезенные» в Россию из Европы. «Главное же отличие салона от клуба состоит в том, что речь идет о внецелевом, практически бесформенном и свободном времяпровождении с обычно установленными приемными днями, так называемыми jour fixes, а также в отсутствии приглашений. В таких салонах собирался, как правило, один и тот же круг лиц, которым было предоставлено право вводить новых гостей, в особенности для общения на темы искусства, литературы, музыки, философии, а также политики. Другими занятиями могли стать игры, чтение, лекции и даже театральные инсценировки»3.

Жизнь вятских салонов середины XIX в. подробно и очень живо описана в «Письмах из ссылки» Г. Каменьского.

Клуб, в отличие от салонов, имел свой устав, списки членов, обязательные членские взносы и органы самоуправления. Цели и программа клубов, получивших в России наименование «общественные собрания», указывались в их уставах: «Общественное собрание имеет целью доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою»4.

История Вятского общественного собрания, насчитывающая почти 67 лет, интересна и многообразна. Мы рассмотрим только последний период его существования с 1908 до 1915 г., когда в условиях Первой мировой войны деятельность его была ограничена военными обстоятельствами.

Вятское общественное собрание было закрыто 1 янв. 1908 г. по распоряжению вятского губернатора С.Д Горчакова: «В виду несоблюдения Вятским общественным собранием устава, происходящих там безобразий, драк и азартных игр»5.

30 января в помещении бывшего Вятского собрания прошло общее собрание членов старого клуба для обсуждения вопроса об открытии нового клуба, которому решили дать название «Вятское общественное собрание 1908 г.»6. Устав решено было оставить старый, за некоторыми изменениями отдельных параграфов. Пожалуй, самое важное изменение было предложено Советом старейшин общественного собрания: ввести в устав положение о «постоянных гостях», которым предлагалось выдавать билет на право входа в течение месяца, после чего билет должен был возобновляться постановлением Совета старейшин7.

Гостями могли быть и женщины, это фактически узаконивало их свободный доступ в клуб. Ранее женщины могли посещать клуб только в сопровождении пригласивших их мужчин. Клубы вообще были чисто мужскими объединениями. Женщин в них не принимали – как и учащихся, даже если они достигли совершеннолетия. С другой стороны, членами могли быть и лица, не достигшие совершеннолетия, если они поступили на службу и получили первый классный чин.

Другое изменение касалось платы за посещение вечеров и других мероприятий дамами. Первоначально за дам платили кавалеры. Но некоторые вятские дамы решили, что это унижает их достоинство и потребовали, чтобы и с них брали плату, как и с мужчин. «Эмансипация женщины», как видим, добралась и до Вятки. Но против выступила мужская половина. В конце концов был достигнут компромисс. Постановлением общего собрания членов клуба было решено: «... дамы вносят сравнительно с кавалерами половинную плату»8.

Уже 2 февраля состоялось утверждение общественного собрания и внесение устава в регистр обществ. 14 февраля состоялось собрание учредителей, подписавшихся под уставом нового клуба. Был избран новый Совет старейшин: П.И. Бобров, В.В. Кондратович, В.Б. Контрим, Н.Н. Красовский, В.В. Ликандер, А.Р. Маттес, А.А. Прозоров, А.Р. Прозоров, А.Ф. Редькин, Н.В. Рудницкий, А.В. Сунцов9.

В этот же день состоялось собрание бывших членов закрытого собрания, большинство которых вошло в состав новых членов. Собрание согласилось с предложением ликвидационной комиссии передать на особых условиях все имущество закрытого клуба во временное пользование вновь открываемого общественного собрания10.

По традиции, принятой во всех клубных (общественных) собраниях, день основания клуба отмечался торжественным обедом по подписке. Другой традицией клуба были ежегодные взаимные поздравления в помещении собрания 1 января нового года и на Пасху. Посетителям предлагались бокал шампанского, закуска, кофе, чай. За это с членов собрания и гостей взималась плата – 1 руб. с персоны, с дам – 50 коп. Часто в поздравлениях, проводимых вместо взаимных визитов, принимал участие губернатор, а в его отсутствие – вице-губернатор.

Основным источником доходов Вятского общественного собрания, как и других клубов11, были игра в карты и штрафы с засидевшихся за карточным столом более положенного срока игроков. Далее шли – продажа вина в буфете, игра в бильярд, членские взносы и другие источники (см. табл. 1).

Не касаясь всех сторон деятельности «Вятского общественного собрания 1908 г.», остановимся на организации культурного досуга членов клуба, делавшего общественное собрание одним из центров культурной жизни города. Основанием для этой деятельности был 2-й параграф  «Нормального устава общественных собраний»: «Собранию предоставляется право устраивать для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления...»12. На основании этого параграфа Совет старейшин разрабатывал программу вечеров и принимал организационные меры для их проведения на выделенную по смете сумму, утверждённую собранием членов клуба.

По сложившейся традиции вторник отводился для семейных вечеров, во время которых организовывались киносеансы и танцы. Фильмы для показа вместе с аппаратурой брались в аренду в вятских кинотеатрах. В среду проводились музыкальные вечера, получившие название «клубных сред». Инициаторы их проведения так определяли свои цели: «В Вятке немало музыкальных сил и было бы чрезвычайно желательно услышать их не с высокой концертной эстрады, всегда претенциозной, а на простом музыкальном вечере, среди тесно объединенного кружка лиц, движимых симпатичным желанием, хоть раз в неделю, отрешившись от хлопот и забот обыденной жизни, встречаться на нейтральной почве для оживленной беседы, танцев, музыки и, наконец, ужина за общим столом»13.

«Клубные среды» состояли из двух отделений: музыкального и драматического и общего ужина. Ужин состоял обычно из двух блюд: паровой стерляди и рябчика. Но иногда составлялось специальное меню. Например, на клубную среду в масляную неделю подавали «блины с семгой и прочими аксессуарами и прекрасной закуской, чашку бульона с гренками, кофе».

Драматическое отделение состояло из одноактных пьес или водевилей, поставленных силами любителей. Об их содержании можно судить по названиям: «Если женщина захочет, то поставит на своем», «Которая из двух», «Роковой дебют» и др.

Музыкальное отделение включало в основном различные вокальные номера, особенно столь популярные в те годы романсы и небольшие музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов – Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Гречанинова, Гуно, Грига и других, а также фантазии, отрывки и попурри из опер в исполнении небольшого оркестра любителей (рояль, фисгармония, скрипка, виолончель).

«По окончанию ужина, вне предполагавшейся программы,писала в 1908 г. о клубных средах газета «Вятский вестник»,— случайный, прибывший из Кукарки гость, г. Лопатин, обладающий редким по красоте тембра баритоном и прошедший под руководством знаменитой певицы и преподавательницы пения г-жи Сонни серьезную школу, исполнил несколько романсов. На публику певец произвел самое лучшее впечатление.

Г-на Лопатина сменила Л.И. Лидина, как всегда показавшая себя крупною артисткою. Певица была особенно в голосе и должна была, по единодушному требованию публики, исполнить целый ряд романсов, из которых наиболее шумными аплодисментами был награжден заключительный романс – «Цыганка», чрезвычайно трудный как по технике, так и в смысле экспрессии. В заключение Л.И. Лидина и Г.А Трейтер исполнили два дуэта, вызвавшие оглушительный гром аплодисментов»14.

После окончания официальной части начинались танцы или демонстрировались кинокартины, «преимущественно весёлого содержания». В апреле 1909 г. участникам вечера был продемонстрировав новый механический аппарат – пианоло, «в совершенстве передающий на рояле исполнение лучших пианистов-виртуозов». На пианоло были исполнены «Лунная соната» Бетховена и ряд других произведений15.

К сожалению, когда основное внимание организаторов сосредоточилось на проведении концертных вечеров, клубные среды отошли на второй план, став обычными вечерами с танцами.

В четверг клубные мероприятия обычно не проводились. В пятницу проходили чайные вечера, отличавшиеся от других тем, что накрывался один общий чайный стол, за которым, за чашкой чая, велись оживленные беседы на темы, волновавшие членов клуба. Завершался вечер танцами под музыку военного оркестра.

Самым значительным событием в жизни клуба стала организация в 1911 г. собственного оркестра собрания под управлением Н.М. Кохановича, затем И.И. Розенфельда.

Это позволило организовать проведение концертных вечеров. Проходили они по субботам и получили название «субботников». В программу вечера входили 10—15 музыкально-вокальных номеров (в т.ч. – 3-4 арии и дуэты). Вход для членов собрания и «дам из семейств членов» был бесплатный, гости собрания платили: мужчины – 50-55 коп., дамы – 25 коп. Концерты пользовались большой популярностью среди вятской публики и очень часто зал (вмещавший до 500 мест) бывал полон.

Вот, к примеру, программа одного из первых концертных «субботников», состоявшегося 24 сент. 1911 г.:

«Россини – увертюра «Вильгельм Телль» (исп. оркестр);
Бах – «Meditation» (исп. струнный квинтет с фисгармонией и роялью);
Таскин – «Колокола» (исп. В.И. Иванов-Рудницкий, баритон);
Штраус – вальс «1001 ночь» (исп. оркестр);
Бизе – фантазия из оперы «Кармен» (исп. оркестр);
Верди – ария Жермана из оперы «Травиата» (исп. В.И. Иванов-Рудницкий под аккомпанемент оркестра);
Чайковский – романс ор. 5 (исп. оркестр);
Бородин – хор поселян из оперы «Князь Игорь» (исп. оркестр);
Контский – «Пробуждение льва» (исп. оркестр);
Греве-Соболевская – «Чудная летняя ночь» (исп. В.И. Иванов-Рудницкий, аккомпанирует А.В. Коханович).
Григ – «Песнь Сольвейг» (исп. оркестр)16.

Проводились специальные программные вечера. Так, в 1913 г. с успехом прошел вечер, посвящённый творчеству П.И. Чайковского, и вечер русской музыки17. После концерта начинались танцы, затягивавшиеся до трех часов ночи. Иногда концерты имели импровизированное продолжение. 4 февраля 1912 г., как сообщало «Северное слово», «публика долго ещё не хотела уходить и составился импровизированный хор во главе с Л.И. Лидиной, который под аккомпанемент г-жи А.В. Коханович пропел «Последний нонешний денечек», «Гречанки» и др.18.

Так как почти каждый вечер заканчивался танцами, то чисто танцевальные вечера устраивали крайне редко (см. табл. 2). Для оживления вечеров проводились концерты местных и приезжих артистов. Например, в 1909 г. в зале собрания пели «могикан русской оперы» И.В. Тартаков, «любимица московской публики» цыганка Варя Агидко, в 1910 г. – артисты Санкт-Петербургского ансамбля «Товарищества артистов Русской оперы», в 1911 г. – оркестр балалаечников, в 1912 г. – исполнительница цыганских романсов, «единственная заместительница Вари Паниной» И.В. Ильманова и другие.

Из числа местных исполнителей следует выделить концерт, устроенный певицей Г.А. Трейтер. Женский хор в красивых национальных костюмах под её управлением исполнил ряд народных песен, записанных фонографом, т.е. так, как их поют в народе. Особенно красиво прозвучала «Лучинушка». Затем под аккомпанемент хора и рояля «артистка городского театра, любимица публики г-жа Князева», одетая в роскошный боярский костюм, прочла мелодекламацию «Плач Ярославны» на музыку А. Корещенко19.

Доход от вечеров колебался от 200 до 500 руб. не считая доходов от кухни и буфета. Кроме того, помещение клуба широко предоставлялось для проведения благотворительных концертов и вечеров местным благотворительным и просветительным обществам. Среди них в первую очередь – обществу вспомоществования учащимся местных и высших учебных заведений. Часто из-за проведения какого-либо благотворительного вечера или концерта приходилось переносить или вообще отменять намеченные клубные мероприятия. Здесь же проводили свои заседания и собрания музыкальное общество, драматический кружок, общество северных охотников и общество рыболовов, кружок шахматистов и другие.

Но не всех устраивала политика клубного досуга, проводимая Советом старейшин, в результате которой клуб мало походил на тот «храм праздности и разврата», с которым ассоциировалась клубная жизнь в России, прежде всего в столицах. «Идя навстречу назревшей потребности, Совет старейшин Вятского общественного собрания решил внести долю пикантности в вечера, устраиваемые для членов клуба. Такой именно вечер кафешантанного жанра состоялся в среду 10 ноября,— писала газета «Голос Вятки» в 1910 г.— Участвовал в национальных костюмах хор «французских» певиц из «Петербурга». Хотя публика ничего не поняла из пения хора, однако принимала артисток очень тепло. Бойко торговал буфет и вообще сонная и скучная обстановка клуба приняла неузнаваемо оживленный вид»20. На этом попытка внести в жизнь клуба «больше оживления, бесшабашного веселья и пикантности» закончилась. Кафешантанные вечера с ресторанными певичками «определённой репутации» не привились. Этим Вятское общественное собрание отличалось от столичных клубов, являвшихся элитарными мужскими организациями. Деятельность Вятского клуба носила более семейный характер, что определяло его клубную политику в эти годы.

Не совсем удачно проходили и организуемые клубом маскарады. Впрочем, о скуке и неоригинальности маскарадов в Вятке писал ещё Г. Каменьский. Посещение собраний в дни маскарадов определялось особыми правилами. «Маскированные допускаются только по рекомендации членов и старейшин собрания. Дамы в домино и масках. Для мужчин не маскированных вход в зал допускается только в сюртуках, смокингах или фраках. Маски в костюмах, не удовлетворяющих правилам приличия, допустимы не будут. Пришедшие без масок, а также снявшие маски до 2-х часов ночи уплачивают штраф в размере 50 коп.»21.

Незначительность штрафа приводила к тому, что большинство дам являлось без костюмов, предпочитая уплатить 50 коп., чем тратить время на изобретение костюма. Мужчины же вообще ограничивались, в лучшем случае, обычной полумаской.

Оживленнее проходили маскарады, на которых присуждались премии за лучший костюм, как правило, две золотые вещицы (брошь и др.) за 1-е и 2-е места. Места присуждало жюри из числа Совета старейшин и приглашенных художников или голосованием участников маскарада. Большим успехом пользовались костюмы-аллегории: «Весна- красна», «Масленица», «Королева пельменей» (костюм усеян пельменями), «Костюм из подсолнухов», «20 век», «Богатый муж 20 века» и другие, но были и простые: рыбак и рыбачка, польские жупаны, белоснежка, лезгинка. Но чаще всего маскарады проходили скучно. «Были лишь полумаски в обычных костюмах, уныло бродившие по залу собрания. Царила скука и уныние» (Вят. вестн. 1909. Дек.); «В 11 часов вечера зал представлял из себя пустыню, кой-где бродили по залу одинокие маски и только в 12 часов ночи началось некоторое оживление и составились танцы» (Сев. слово. 1911. Дек.).

Оживлённая в зимний сезон, жизнь собрания летом, с переездом в летнее помещение в Александровском саду, замирала. В летний сезон в основном устраивались «детские вечера» для учащихся старших классов учебных заведений города, для которых в другие дни доступ в клуб был закрыт. Вечера эти состояли исключительно из танцев.

Плавное течение клубной жизни всколыхнула война. 9 ноября 1914 г. состоялось общее собрание членов по вопросу об организации оркестра и причинах «некоторых его дефектов». Это было вызвано тем, что новый руководитель Енчик, как было сказано в отчете, «опытный в музыке не русской композиции: Бах. Мендельсон, Бетховен, Брамс, Шуберт, Шуман и другие композиторы Средней и Западной Европы, на которых он воспитывался, и творчество которых он воспринял и понимал – вот среда его дирижерской деятельности». Начало Первой мировой войны вызвало всплеск патриотизма и гонение на все немецкое. Не обошло это стороной и Вятское общественное собрание: «Но в минувшем году потребовались преимущественно русские мелодии, русские композиторы. К этому г. Енчик не был подготовлен, эти требования застали его врасплох; его, достаточный для другого времени, репертуар оказался никчемным, а нужного репертуара у него не было. Следствием явилось спешное разучивание, иногда совершенно для него новых, незнакомых по содержанию и по духу, вещей, что должно было отразиться, конечно, и на передаче их». Это вызвало недовольство оркестром со стороны членов клуба и, в первую очередь, его дирижёром. Внушение возымело действие и «г. Енчик освоился с новым курсом». В репертуар оркестра вошли увертюры Чайковского «Славянская» и «1812 год», «Комаринская» Глинки, «Славянская тарантелла» Даргомыжского и другие. В помощь ему привлекались русские дирижёры Б.Д. Кубаков и Н.М. Коханович. Последним была поставлена в концертном исполнении опера «Жизнь за царя». Успешно исполнялись попурри из русских опер – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила» и др. Кроме того, исполнялись небольшие произведения В.С. Калинникова, А.П. Бородина, В.И. Ребикова и других русских композиторов. Русская музыка доминировала, и на ней было сосредоточено всё внимание. Некоторое внимание было уделено и иностранным композиторам – «преимущественно славянским и французским». Немецкая и австро-венгерская музыка была изгнана из стен собрания22.
Но вскоре перед собранием возникли более сложные проблемы, вызванные войной. По требованию властей было реквизировано сначала зимнее, а потом и летнее помещения. Временно собрание разместилось в номерах Козулина, пока не удалось снять помещение в доме Коробова. Количество членов сократились до 252 чел., обороты клуба уменьшились почти вдвое. Из развлечений остались только бильярд и карты. Доход по картам даже вырос более чем на 1000 руб., штрафы – почти на 2000 руб. Остальные доходы упали в несколько раз (см. табл. 1).

В 1916 г. наладить проведение клубных вечеров также не удалось. А бурные годы русской революции смели в пучину прошлого как «Вятское общественное собрание 1908 г.», так и само клубное движение в России. Новые советские клубы вели свою родословную не от них, а от Народных домов, также пришедших к нам из Западной Европы. Но это уже другая история.

«Вятское общественное собрание 1908 г.» играло большую и самобытную роль в культурной жизни Вятки начала XX в. Роль его до сих пор практически не изучена и поэтому не оценена. Клубная жизнь Вятки в начале XX в., как Вятского общественного собрания, так и Вятского народного дома, оказалась на периферии научных исследований. И совершенно не справедливо. Их история – яркая страница культурной жизни Вятки, и эта статья немного приоткрывает её.

В качестве иллюстрации дан отрывок из неопубликованных «Вятских воспоминаний» Б.Г. Сергиева23 – уроженца г. Вятки, хранящихся в краеведческом отделе библиотеки им. А.И. Герцена. Они отражают ранний период в истории собрания (1890—1906), позволяют взглянуть на жизнь клуба глазами человека, живущего в конце XIX – начале XX вв., дают описание внутренней обстановки помещения клуба, которая мало изменилась до его реквизиции в 1915 г. Будучи учащимся, автор воспоминаний не мог быть членом клуба и его воспоминания и впечатления касаются только семейных, детских и общедоступных танцевальных вечеров, на которых он присутствовал.

Примечания

1. Хэфнер Л. «Храм праздности»: ассоциации и клубы городских элит в России // Зорин А.Н. и др. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья.— Ульяновск, 2000. С. 476.
2. Каменьский Г. Письма из ссылки.— Киров, 1989. С. 441: Машинопись.
3. Хэфнер Л. Указ. соч. С. 481.
4. Нормальный устав общественного собрания.— Вятка, 1875. С. 3.
5. Вят. вестн. 1908. 3 янв. (№ 2). С. 3.
6. Вят. вестн. 1908. 31 янв. (№ 26). С. 4.
7. В общее собрание членов «Вятского общественного собрания 1908 г.»: Докл. Совета старейших и Ревизион. ком. по отчету за 1910 г.— Вятка, 1911. С. 5.
8. Вят. вестн. 1908. 12 нояб. (№ 242). С. 4.
9. Вят. вестн. 1908. 17 февр. (№40). С. 3.
10. Там же.
11. Гиляровский В.А. Сочинения: В 4 т.— М., 1989. Т. 4: Москва и москвичи. С. 230.
12. Нормальный устав… С. 3.
13. Вят. вестн. 1908. 15 окт. (№ 220). С. 3.
14. Вят. вестн. 1908. 14 дек. (№ 267). С. 2.
15. Вят. вестн. 1909. 12 апр. (№ 74). С. 4.
16. Сев. слово. 1911. 24 сент. (№ 131). С. 3.
17. В общее собрание членов «Вятского общественного собрания 1908 г.»: Докл. Совета старейших в Ревизион. ком. по отчёту за 1913 г.— Вятка, 1914. С.7.
18. Сев. слово. 1911. 7 февр. (№. 29). С. 3
19. Вят. вестн. 1909. 14 янв. (№ 10). С. 4.
20. Голос Вятки. 1910. 12 нояб. (№ 242). С. 3.
21. Голос Вятки. 1911. 12 янв. (№ 12). С. 4.
22. В общее собрание членов «Вятского общественного собрания 1908 г.»: Докл. Совета старейших и Ревизион. ком. по отчету за 1914 г.— Вятка, 1915. С. 8—9.
23. Сергиев Б.Г. Вятские воспоминания.— М., 1960. Ч. 2: О быте. С. 222—224. Машинопись.

«… К зрелищным мероприятиям в г. Вятке можно отнести и так называемое «Общественное собрание» или «Клуб», как тогда его называли. Клуб находился во втором этаже дома купца Поскрёбышева на углу улиц Спасской (Дрелевского) и Николаевской (Ленина), где в настоящее время находится Краеведческий музей.

Вход в Клуб был по широкой лестнице в два марша через узкий коридор с улицы Спасской. Лестница выходила в прихожую, где был мужской гардероб. Отсюда в углу был проход, также через узкий коридор, в женскую комнату и гардероб. Здесь посетительницы клуба приводили в порядок свою одежду, прически, пудрились и т.п., и проходили в танцевальный (зрительный) зал через дверь, находящуюся в дальнем, левом от входа, углу зала.

Над коридором и дамскими комнатами, вдоль стены зала, находились «хоры-балкон», где размещался оркестр музыкантов. Вход на балкон был из коридора и женские комнаты.

Непосредственно из мужского гардероба был вход в зал. Вдоль стен этого зала стояли диваны и стулья для танцующих и посетителей. Тут же у стены с окнами, выходящими на Спасскую улицу, стояли кресла для мамаш, сопровождающих девушек на танцы, и для зрителей. Из мужского гардероба можно было пройти в буфетные комнаты, в столовую, в курительную комнату, мужской туалет и кухню, а далее в другие хозяйственные помещения, выходящие на ул. Николаевскую.

Через танцевальный – зрительный зал можно было пройти в «гостиную» – комнату с мягкой мебелью, небольшими столиками и с цветами, придающими ей уют. Окна из гостиной выходили на Спасскую улицу, а влево были комнаты, в которых играли в карты и бильярд. В конце этажа была библиотека-читальня, где можно было познакомиться с местными и центральными газетами и с журналами.

По воскресным дням и в праздники в Клубе устраивались «семейные вечера» и танцы для молодежи под оркестр духовых инструментов. Музыкантов содержала «пожарная команда» и «отпускала» их для выступления на разных «вечерах», торжественных собраниях, для сопровождения похоронных процессий и т.п. Этот же оркестр играл и в театре перед началом спектаклей: «для сбора публики», в антрактах – для её развлечения, и аккомпанировал в оперетках гастролирующим труппам. На танцевальные вечера допускалась и учащаяся молодёжь. Танцевали все танцы того времени: вальс, па-де-спань, венгерку, па-де-катр, мазурку, миньен, шаконь и обязательно, в течение вечера – три раза кадриль. Как тогда говорилось: кавалеры приглашали дам на первую кадриль – «по обязанности», на вторую – «по привязанности» и на третью – «по любви». В перерыве между фигурами кадрили танцевали легкие танцы.

Оркестр играл очень хорошо, особенно вальсы: «Зимнюю сказку», «Дунайские волны», «На сопках Маньчжурии», «Над волнами» и вальсы Штрауса («Сказки Венского леса», «Жизнь артиста» и др.). Дирижировал танцами кто-либо из гимназистов старших классов. В период с 1904—1906 гг. дирижировал автор настоящей повести. Дирижерство велось на французском языке, только в редких случаях, для не понимающих французский язык, делался перевод на русский язык.

В более торжественных случаях для игры приглашали музыкантов местного военного Котельничского батальона, у которого были, как говорилось, «серебряные трубы». Иногда в Клубе для детей устраивались «детские елки» в новогодние праздники, куда дети допускались в сопровождении родителей…».

Приложение

Доходы «Вятского общественного собрания 1908 г.»

Годы

1909

1913

1915

1916

% от капиталов

72,92

117,37

150,87

245,63

Карты

3.447,

12 5.976,

28 7351,90

10350,06

Напитки

4550,25

6.206,61

406,11

902,00

Провизия

860,42

3.136,61

462,02

3196,24

Сигары и папиросы

344,44

421,0

201,61

500,91

Членские взносы

3.120,0

3.580,0

2.520,0

2.190,00

Сезонные билеты

117,00

590,00

199,00

318,00

Плата за вход гостей

1.506,45

1.916,90

505,10

1.217,70

Штрафы

3.898,45

7.310,65

9.261.30

15.683,55

Игра на бильярде

1.486,96

2.498,07

1.627,65

1.521,48

Непредвиденные

 

 

 

 

доходы

1.275,15

2.766,34

511,53

55,30

Вечера Вятского общественного собрания

Вечера

1910

1911

1913

1914

чайные

7

22

21

10

семейные

5

13

12

5

музыкальные

59

61

50

71

детские

13

17

16

13

танцевальные

1

9

3

-

концертные

-

17

21

20

Всего

85

145

130

123

Маскарадов

6

3

3

2