Главная > Выпуск №3 > Народные чтения в Елабужском уезде

Народные чтения в Елабужском уезде

Н.Г. Валеева

Важным направлением просветительной деятельности Елабужского земства в области внешкольного образования явилась организация народных чтений в уезде.

История народных чтений начинается в 1871 г. Петербургский обер-полицеймейстер, генерал-адъютант Д.Ф. Трепов предложил императору Александру II организовать народные чтения с целью ограничения пьянства и разгула среди рабочих Петербурга. В ноябре 1871 г. по докладу Трепова была создана особая комиссия в составе Министерств внутренних дел, народного просвещения, военных дел, начальника императорской канцелярии и санкт-петербургского обер-полицеймейстера. Эксперимент по проведению чтений продолжался три месяца, общее число посетителей этого мероприятия за это время составило более 17 тысяч человек.

Комиссия, обобщив опыт этой удавшейся просветительной акции, указала на необходимость доступного изложения материала, каждое чтение должно быть законченным по смыслу и по возможности иллюстрироваться наглядными пособиями.

До середины 1870-х годов народные чтения проводились лишь в Москве и Петербурге. 24 декабря 1876 г. были изданы «Правила проведения народных чтений в губернских городах». Согласно этим правилам, чтения должны проводиться с разрешения попечителя учебного округа и губернатора. Контроль за ходом чтений был возложен на директора народных училищ. Народные чтения могли проводить преподаватели, священники и другие благонадежные лица и лишь по тем книгам, что были одобрены учёным комитетом Министерства народного просвещения. К середине 1890-х годов чтения проводились в 42 губернских городах России.

Новый период в развитии и распространении чтений начинается с утверждения новых правил 11 октября 1894 г. По ним чтения могли проводиться и в уездных городах, и сёлах. По новым правилам, разрешение на проведение народных чтений выдавали министры народного просвещения, внутренних дел и обер-прокурор Святейшего Синода. Народные чтения к середине 90-х годов XIX в. играли заметную роль в просвещении населения России. Вятское земство также обратило серьёзное внимание на значимость этой просветительной акции.

Инициатором проведения народных чтений в Вятской губернии стал А.П. Батуев, который взял за основу опыт по организации их в Санкт-Петербургской и Тамбовской губерниях.

Первые чтения в г. Вятке состоялись 17 октября 1894 г., и число слушателей составило около тысячи человек. Губернатор отнёсся к этому важному мероприятию с пониманием и одобрением. Эксперимент по проведению народных чтений в Вятке показал, что городское население заинтересовалось новой формой просветительной работы. В 1894 г. губернским земством было выделено пять тысяч руб., затем — две с половиной тысячи руб. и в последующие 1899 и 1900 гг. по тысяче руб. на их проведение. На эти средства земством закупались фонари и световые картины, содействовавшие большей доступности материала, и его наглядности.

Задолго до составления типовых «Правил...» о народных чтениях в губернии, в 1878 г. на XII сессии Елабужского уездного земского собрания гласный Л.Б. Рожновский сделал развёрнутое сообщение, проникнутое заботой о развитии народного образования и грамотности среди населения уезда. Он предложил при каждом училище, не исключая летних месяцев и праздников, проводить чтения для взрослых. Однако уездное собрание XII сессии, «признавая полезным устройство чтений для взрослых, предложение Рожновского об обязательном их проведении учителями во всех училищах отклонило. Было вынесено постановление поручить управе, по соглашению с инспектором народных училищ, устроить особые уроки для взрослых и поселян в тех только училищах, где окажется возможным по местным соображениям»1.

На XXX сессии Елабужского уездного земского собрания, проходившей с 25 сентября по 6 октября 1896 г., вновь рассматривался вопрос об организации и проведении народных чтений в уезде. Было отмечено, что они являются одним из самых дешёвых, но разумнейших мероприятий по внешкольному образованию.

Зимой 1896 г. по инициативе и на средства губернского земства народные чтения проводились в Елабуге и собрали большую аудиторию. Управа, подчёркивая нравственно-просветительное значение данных акций, запланировала в будущем году провести их в ряде сёл уезда: в Пьяном Бору, Мушаке, Варзиятчах, Большой Кибье, Александровском, Можге, Грахове, так как эти большие селения лежат на пути следования земской почты. Первый кредит в 425 руб. был утверждён земским собранием на приобретение трёх фонарей (120 руб.), 60 картин (300 руб.) и брошюр (5 руб.).

В сентябре 1896 г. почётный попечитель Елабужского городского II земского училища, потомственный почётный гражданин города Алексей Фёдорович Гирбасов пожертвовал в это училище ученическую библиотеку, состоящую из 150 книг, а также волшебный фонарь, 70 картин на стекле к нему, калейдоскоп, экраны и кафедру для чтений.

В «Вятских губернских ведомостях» отмечается, «что тем же Гирбасовым выстроен училищный дом с прекрасною квартирою заведующему училищем... Он же платит жалованье одной из помощниц учителя»2. При училище в воскресные и праздничные дни проводились народные чтения с «туманными картинами», на которых присутствовало от 125 до 150 учеников, а также их родственники и родители.

Из года в год увеличивается количество селений уезда, в которых проводятся народные чтения.

1897 год. Бемышевский завод.

19, 20 октября — «О Лондоне и англичанах» (для учеников, 120 чел., свящ. Вячеслав Шевелев).

29 ноября — то же самое для взрослых (100 чел., учитель А.А Ильинский).

29 ноября — «О кометах и падающих звёздах» (учитель А.А. Ильинский).

18, 20 января 1898 г. — «О том, какого вида земля и как она велика» (взрослых — 220, детей — 220, учитель А.А. Ильинский).

Зимой 1898 г. их проведение в селе Качке стало возможным благодаря пожертвованиям попечителя земской школы А.К. Стахеева — фонаря с экраном и нескольких картин.

Осознавая социальное значение народных чтений, учитывая скудость просветительных учреждений на селе, Елабужская управа отмечает: «Желательно было бы, чтобы народные чтения имели характер образовательный; между тем, в нынешнее время они носят характер лишь разумных развлечений, с одной стороны, и религиозно-нравственной беседы после церковной службы, с другой... Подходящий выбор брошюр из числа разрешённых к прочтению в народных аудиториях, расположились по отделам:

1) Религиозно-нравственному.
2) Литературному.
3) Географическому.
4) Историческому.
5) Естественнонаучному3.

В земскую управу регулярно подавались прошения на разрешение организации народных чтений в различных селениях уезда. В 1905—1906 гг. они проводились более чем в 50 селениях, их тематика самая разнообразная: по истории — 18 %, географии — 42 %, беллетристике — 34 %, естествознанию — 6 %, а также по вопросам обществоведения: о выборах, Государственной Думе, налогах, сущности конституции. У населения уезда усилился интерес к социальным, политическим вопросам. Более 90 % народных чтений сопровождались демонстрацией теневых картин, которые оживляли и облегчали понимание текста. После чтения задавалось много вопросов лектору, происходил живой обмен мнениями.

После начала революции, 4 марта 1906 г., утверждаются новые правила по организации народных чтений. Усилились цензурные требования. Вопросы проведения народных чтений земская управа должна согласовывать с начальником полиции. За семь суток до начала чтений начальнику полиции должно было быть подано письменное заявление, в котором точно указывались день, час, место проведения, тема предполагаемого чтения, фамилия, имя, отчество, место жительства организатора и лектора. За начальником полиции закреплялось право назначения должностного лица для присутствия на народном чтении.

Несмотря на ужесточение требований к проведению народных чтений, в последующие годы увеличивается их количество, расширяется тематика. Народные чтения, наряду с народными библиотеками, по-прежнему оставались наиболее популярными мероприятиями в области внешкольного образования.

В начале XX в. в Елабуге был образован уездный комитет Попечительства о народной трезвости. Попечительства были учреждены правительством страны в конце XIX — начале XX вв. в связи с введением государственной монополии на продажу спиртных напитков. Для проведения народных чтений губернским комитетом Попечительства для каждого уезда в 1901 г. было приобретено девять волшебных фонарей, 414 световых картин духовного, исторического, медицинского, сельскохозяйственного содержания. Народные чтения со световыми картинами, в сопровождении духового оркестра, проводились в воскресные и праздничные дни. Только в течение 1903 г. в городе и уезде организовано 152 чтения в Танайке, Елове, Умяке, Алнашах и других селениях по книгам Н. Михайловского «Пьянство и его лечение», Погожаева «Пить до дна — не видать добра», Д. Булгаковского «Что такое пьянство и как избавиться от него?» и др.

Вопреки многогранной культурно-просветительной деятельности Попечительств, государственный интерес к ним ослабевал и к 1907—1908 гг. большинство Попечительств было закрыто.

Широкое распространение народные чтения в уезде в конце XIX — начале ХХ вв. получили благодаря финансовой поддержке губернского и уездного земств, частных пожертвований и энтузиазму учителей-просветителей.

Примечания

1. Журналы XII очередной сессии Елабужского уездного земского собрания, 28 сент. 1878 г.— Вятка, 1879. С. 151.
2. ВГВ. 1897. 1 окт. № 78. С. 7.
3. Журналы XXXII очередной сессии Елабужского уездного земского собрания, 10-17 сент. 1898 г.— Елабуга, 1900. С. 162—163.