Аркадий Александрович Филёв в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов
(По документам ГАСПИ КО)

В. С. Жаравин

Аркадий Александрович Филёв (1915–1976) вошёл в историю кировской литературы как писатель-деревенщик, показывающий крестьянскую жизнь на разных этапах истории ХХ в. Его роман «Мать-мачеха» («Елена Русанова») прекрасно передаёт жизнь подосиновской деревни в годы Великой Отечественной войны. Для нашего современника эта книга ощущается как исторический роман. Из него мы узнаём, как жил в те годы Подосиновский район (а география в романе показана чётко), о чём думали тогда, мечтали крестьяне, как пережили те испытания. За яркими образами главных героев видны реальные люди, с которыми встречался автор, а их жизнь он как будто бы подсмотрел со стороны. Перечитав прекрасную книгу Аркадия Филёва о Елене Русановой, захотелось больше узнать о жизни автора в годы войны, тем более что в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранится архивный фонд Подосиновского райкома КПСС, который ещё мало изучен исследователями. В нём содержатся документы, связанные с деятельностью А. А. Филёва, которые, надеемся, помогут написать биографическую книгу об этом певце подосиновской природы, запечатлевшем в своих романах узнаваемых земляков.

Когда началась Великая Отечественная война, в армию А. А. Филёва не взяли. В автобиографии он писал: «В связи с болезнью (туберкулёз легких) на военной службе не был, по приказу Наркомата обороны № 336 п. 24 признан годным к нестроевой службе»1.

Аркадий Филёв работал учителем русского языка и литературы в Подосиновской средней школе. 25 июня 1941 г. его вызвали на заседание бюро райкома ВКП (б). Его, наверное, неожиданно для него самого утвердили заведующим районным отделом народного образования (роно). В то время ему было 26 лет, и он не был членом партии, а только комсомольцем. А. А. Филёв согласился, и началась напряжённая работа: надо было готовить школы к учебному году. В августе традиционно было проведено районное совещание учителей. 30 августа Филёв доложил райкому партии, что все школы района к новому учебному году готовы, но есть проблемы с нехваткой учителей, с обеспечением школ мелками и чернилами и т. д. Традиционно в сентябре все школьники помогали колхозам в уборке урожая. Однако в сентябре 1941 г. школам было дано задание по сбору грибов и ягод. А вскоре пришёл приказ собирать в школах, как и во всех предприятиях и учреждениях района, тёплые вещи для фронта. Всё это организовывал заведующий роно.

Кировский обком партии, видимо, не утвердил кандидатуру беспартийного А. А. Филёва, и 25 октября 1941 г. Подосиновский райком ВКП (б) утверждает нового заведующего роно, Валентину Николаевну Колпакову, директора Подосиновской средней школы, а Аркадий Филёв вернулся к учительской работе. Из-за войны в районе была большая нехватка кадров, и А. А. Филёв, хорошо себя показавший на руководящей работе, был, как говорят, взят на заметку.

15 января 1942 г. он был принят кандидатом в члены ВКП (б) и в тот же день утверждён членом лекторской группы райкома ВКП (б). А. А. Филёв на протяжении всей войны читал лекции для населения в колхозах, леспромхозах, сельсоветах, в организациях и предприятиях о внешней и внутренней политике СССР, о военных событиях, о задачах, стоящих перед районом в конкретных условиях, и др. Постепенно Аркадий Филёв стал одним из лучших лекторов района.

А. А. Филёв

А 27 января А. А. Филёв был рекомендован для избрания председателем районного комитета профсоюза работников начальной и средней школы. Это была большая общественная нагрузка, не освобождающая от основной работы. Занимался ею А. А. Филёв всего полгода, а потом вновь, уже во второй раз, утверждается заведующим районным отделом народного образования. Проблем в школах в 1942 г. стало больше. Уже в августе школьников выводят на поля помогать в уборке урожая. Даже младшие школьники занимаются сбором колосков, организуются пионерские и комсомольские посты на полях. Филёв помогает директорам школ заготовлять дрова на зиму, организовывать красные уголки, в первую очередь, для информации о положении дел на фронте.

Кроме основной работы, А. Филёв занят и общественной. Он постоянно избирается членом различных комиссий: по сбору подарков для фронта, по помощи раненым и больным в госпиталях, по проведению смотра-конкурса агитбригад и др.

Заведующим роно Аркадий Филёв проработал до мая 1943 г. Ему приходилось регулярно выполнять задания, поручения, данные ему райкомом партии. Так зимой 1943 г. во всех школах создавались лыжные базы для обучения школьников на уроках физкультуры, были организованы соревнования среди школьников на лучшего сборщика верхушек клубней картофеля, проводились беседы о лошади для привития любви к этим животным. Весной 1943 г. А. А. Филёв вместе с председателями колхозов и сельсоветов организовывал детские сады и площадки в колхозах на время весенней посевной, чтобы все женщины спокойно могли работать в поле. О своей работе заведующий роно периодически отчитывался на заседаниях бюро райкома ВКП (б): о работе школ района за полугодие, о политико-воспитательной работе в школах, о военно-физкультурной работе. Сам А. А. Филёв выступал на районном партийном собрании об организации горячего питания в школах, о подборе кадров в детские учреждения.

9 марта 1943 г. А. А. Филёв был принят в члены ВКП (б), а уже 17 мая утверждён заведующим отделом пропаганды и агитации Подосиновского райкома партии. Он стал отвечать за всю просветительскую и воспитательную работу с населением района. Если раньше он только читал лекции и доклады, то на новой должности стал организовывать всю эту лекционную работу: приглашал лекторов из обкома партии, готовил местных лекторов, систематически проводя с ними семинары, готовил на утверждение бюро райкома партии тематику бесед и лекций, нередко разрабатывал их для своих коллег. Во всех предприятиях, организациях, при сельсоветах в то время действовали агитационные коллективы, члены которых, чаще всего колхозная интеллигенция (учителя, врачи и др.), были агитаторами: регулярно вели политинформации, проводили коллективные читки газет в избах-читальнях, организовывали обсуждение злободневных газетных статей или присланных материалов в помощь руководителям агитколлективов. И контролем их деятельности занимался А. А. Филёв. Особенно большое внимание уделялось учёбе коммунистов. Для них создавались кружки и семинары, в которых они обязаны были изучать «Краткий курс истории ВКП (б)», работы классиков марксизма-ленинизма, статьи и книги И. В. Сталина, особенно «О Великой Отечественной войне Советского Союза».

Аркадий Филёв отвечал за деятельность районных средств массовой информации. Он был избран членом редакционной коллегии районной газеты «Знамя колхоза», много работал с местным радиовещанием, в частности, регулярно советовал секретарям парторганизаций района организовывать коллективное прослушивание тех или иных передач, занимался увеличением радиоточек в районе. В те годы в районном центре и на станции Пинюг были установлены витрины с газетами, чтобы люди могли их прочитать в любой момент. За сменяемостью газет в витринах тоже отвечал отдел пропаганды и агитации. Средством массовой информации была ещё стенная печать. Во всех организациях в обязательном порядке выпускались стенные, как правило, рукописные газеты. Эту работу также контролировал А. А. Филёв.

Организация проведения государственных праздников была важной составной частью воспитательной работы. В обязательном порядке во всех организациях проходили торжественные собрания, а 1 мая и 7 ноября – митинги трудящихся. Аркадий Филёв регулярно выступал на заседаниях бюро райкома партии о подготовке к празднованию 8 Марта, Первомая, годовщины Октябрьской революции, Дня Конституции, намечал праздничные мероприятия, нередко выступал сам с докладом на торжественном собрании в районном центре.

На должности заведующего отделом А. А. Филёв показал хорошие организаторские способности. В условиях войны надо было постоянно поддерживать патриотический дух населения, выполнять государственные задания. Именно А. А. Филёв был ответственным за организацию социалистического соревнования в районе. Итоги соревнования регулярно подводились, и в районе все знали, какой колхоз лучше справился с уборочной и сдал больше плана зерна государству, знали лучших людей, перевыполнявших планы. В 1943–1944 гг. А. А. Филёв организовывал обсуждение и подписание письма тружеников сельского хозяйства Кировской области И. В.  Сталину, а также рапорты вождю о трудовых победах.

Заведующий отделом пропаганды и агитации поддерживал связь своих земляков с Иваном Степановичем Коневым, войска под командованием которого одерживали победы. В 1943 г. работники колхоза «Дружба» Щёткинского сельсовета послали письмо полководцу, рассказав о жизни его земляков в тылу. В 1944 г. руководство района направило письмо-поздравление И. С. Коневу в связи с присвоением ему звания Маршала Советского Союза. А. А. Филёв содержание этих писем довёл до всех подосиновлян через районную газету и радио. Он постоянно следил за новостями и моментально реагировал на положительные события, которые могли улучшить настроение людей. Он организует проведение мероприятий по случаю побед Красной Армии, в связи с благодарностью т. Сталина жителям Подосиновского района за помощь фронту (жители Подосиновского района сдали в Фонд обороны на строительство танковой колонны 409 тыс. руб. наличными и 458 тыс. облигациями).

По должности А. А. Филёв курировал образовательные и культурно-просветительные учреждения. Много внимания уделял школам, помогал им, чем мог. По инициативе Филёва в 1944 г. работниками райкома партии было проверено 10 школ района. Сам Аркадий Александрович проверял родную Шолгскую школу, где когда-то начинал свою трудовую деятельность. Сохранилась рукописная справка, показывающая, с какой тщательностью проверял А. А. Филёв школу: побывал на педсовете, посмотрел планы и конспекты уроков, встречался с учащимися. На рассмотрении вопроса о работе проверенных школ было дано много конкретных указаний в адрес различных районных организаций по оказанию помощи школам в заготовке дров, ремонте зданий, обеспечении продуктами питания школьников и т. д.

На заседаниях бюро райкома партии А. А. Филёв не раз поднимал вопросы, связанные с работой учительства, например, об улучшении материального положения учителей или о том, что надо помогать учителям «в деле понимания событий Отечественной войны и современного международного положения СССР»2.

Занимаясь культурой, А. А. Филёв был постоянным членом различных конкурсов, смотров агитбригад. В архиве сохранилось несколько обращений в Кировский облкинопрокат с просьбой, чтобы прислали современные фильмы для кинопроката: «Два бойца», «Радуга», «Фронт» и др.

В агитационно-массовой работе А. А. Филёв широко использовал возможности профсоюзных и комсомольских организаций района. Он выступал на семинарах председателей профсоюзных комитетов, на отчётно-выборных собраниях в профсоюзах и комсомольских организациях, участвовал в создании комсомольских политшкол.

Аркадий Филёв руководил пионерским движением в районе: он был избран начальником Подосиновского районного штаба юных пионеров. В сохранившихся приказах начальника штаба за 1944 г. – участие пионерских дружин в праздновании 26-летия Красной Армии и 1 Мая (проведение пионерских костров и маёвок, а в п. Подосиновец – пионерского парада); сбор подарков для защитников Родины и детей фронтовиков. Интересно, что членом штаба юных пионеров был и Владимир Фёдорович Тендряков, секретарь райкома комсомола, будущий писатель.

На протяжении всей войны А. А. Филёв выполнял различные поручения райкома партии, постоянно направлялся в различные сельсоветы для оказания помощи по весенне-полевым работам, уборке урожая, сдаче хлеба государству из глубинных пунктов и др. Все эти поездки позволили Аркадию Филёву хорошо изучить район и познакомиться с большим количеством людей, что ему очень пригодилось в писательской работе.

Работая в должности заведующего отделом агитации и пропаганды райкома партии, А. А. Филёву приходилось много писать справок, информаций, текстов выступлений. Всё это заставляло работать со словом, учило логически излагать свои мысли. Часто в сухих информациях о проделанной работе у Аркадия Филёва промелькнут яркие образы, любопытные детали, оригинальные выражения. Вот, например, как он описал празднование Дня Победы 9 мая 1945 г. в отчёте для обкома ВКП (б): «Многолюдной была первомайская демонстрация в райцентре, но ещё более многолюдным был митинг в День Победы 9 мая. Весть о победе к 9 часам утра облетела уже все колхозы района. Во всех колхозах и в большинстве колхозных бригад 9 мая проведены митинги. Народ ликовал. В колхозе “Красная Нива” 68-летняя старушка Ульяна Филатовна Вязьминова, имеющая на фронте сына и дочь, всё спрашивала: “Скоро ли кончится война?” – и в День Победы, как только узнала о столь радостном событии, нарядилась: надела шёлковый платок, бархатную кофту, кашемировый сарафан, не найдя ничего красного, привязала красную кофту к древку и вывесила у дома, как флаг, а сама радостная пошла поздравлять соседей “с великой победой”, “с большой радостью”. Вечером на митинг явилась одной из первых. Всего проведено митингов в День Победы по всему району 120. Исторические победы Красной Армии подняли могучую волну патриотизма у колхозников и колхозниц и остальных трудящихся района»3.

Такова была деятельность Аркадия Филёва в годы Великой Отечественной войны. В ГАСПИ КО хранятся документы и о послевоенной работе Аркадия Филёва, так что исследователям биографии писателя ещё предстоит их изучать.

Примечания

1 ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 62. Д. 145. Л. 8.
2 Там же. Ф. П-1693. Оп. 3. Д. 82. Л. 64.
3 Там же. Д. 146. Л. 23–24.