Митинский школьный городок села Митино Бобинской волости Вятского уезда

Р. В. Ложкина

В музее Бобинской школы в 2003 г. открыты экспозиции по истории учебных заведений Бобинского края Слободского района. Здесь представлены страницы истории детского приюта, средней школы, профессиональных учебных заведений: Бобинского ПЛ-34, областной сельхозшколы 30–40-х годов XX века в с. Бобино, Кировского сельскохозяйственного техникума в д. Сапожнята, Митинского школьного городка.

В 2007 г. исполнилось 105 лет со дня открытия в с. Митино Бобинской волости Вятского уезда второклассной церковно-учительской школы, на базе которой был создан в начале XX в. детский школьный городок.

Тема Митинского школьного городка интересовала меня уже много лет, особенно волновала судьба воспитанников приюта, так как с некоторыми из них связаны страницы личной биографии.

История городка, по моему мнению, актуальна, имеет свои перспективы в изучении. Опыт воспитания трудных подростков на основе исследовательской, практической и других видов деятельности, которые применялись в Митинской школе, нужно изучать и использовать в работе с учащимися современной сельской школы.

Впервые о школьном городке в с. Митино я услышала от основателя Митинской школы-коммуны Владимира Александровича Петрова. В 1981 г. при личной встрече мне удалось записать воспоминания Петрова, далее познакомилась с его статьёй о В. В. Россове, преподавателе этой школы. В библиотеке им. А. И. Герцена я нашла работы А. Е. Воронова, учёного КГПИ им. Ленина, который поднимал тему привлечения учащихся-старшеклассников к исследовательской работе. Были использованы архивные материалы (ГАКО) об этой школе, записаны воспоминания бывших выпускников, учеников В. В. Россова, жителей с. Бобино.

В 1918 г. по «Положению о единой трудовой школе РСФСР» по инициативе уездных органов народного образования на территории Вятской губернии были созданы Знаменская школа-коммуна в Яранском уезде и школьный городок в г. Вятке. С 1920 г. опытно-показательные школы создавались под общим названием III Интернационала и были открыты по постановлению ВЦИК и Наркомпроса от 10 августа 1920 г., в котором говорилось, что школы должны обслужить детей, участников войны и пострадавших от белогвардейщины. В 1919 г. в России было 27 опытно-показательных школ, в 1920–1921 гг. – уже около 100.

Школы-коммуны и школьные городки возникали при фермах, совхозах или на месте дореволюционных училищ, т. е. там, где была хоть какая-то материальная база. В Вятской губернии было создано 14 школьных городков. Базой для функционирования школ-коммун служило в те годы, главным образом, сельское хозяйство, поскольку оно являлось преобладающей в стране отраслью народного хозяйства.

Сельскохозяйственный труд в данных школах имел двоякое значение. С одной стороны, служил учебно-воспитательным целям, так как давал возможность учащимся применять на практике знания, полученные в школе. С другой стороны, работа в сельском хозяйстве помогала улучшить питание учащихся в школах-интернатах, и в известной мере поднимать уровень их материальной обеспеченности.

Труд был основой воспитания детей в трудовых школах. Главную роль в воспитательном процессе, конечно, играли учителя: педагоги в самом высоком смысле этого слова. Школьные городки существовали до 1925 г., затем были преобразованы в школы крестьянской молодёжи или другие учебные заведения. Вновь учреждения такого типа стали создаваться в стране в 1956 г., они получили название школ-интернатов.

На сельском хозяйстве базировалась трудовая деятельность школьного городка в с. Митино Бобинской волости. Школьный городок в Митино открыт в 1918 г. на базе церковно-приходской школы. Село Митино находится недалеко от г. Кирова, на берегу речки Плоски. В архивных документах обозначено, что «деревня Митинская в XIX в. числилась за Бобинским приходом Вятского уезда. Маленькая деревушка Корякинская, располагавшая-ся некогда на месте современного села Митинского, считается родиной местного чудотворца Прокопия Блаженного, который почитается на Вятской земле с XVII столетия».

В связи с оживлением интереса к истории Вятского края в XIX в. в среде местного священничества родилась идея воплощения памяти о святом постройкой церкви-школы. По распоряжению вятского архиепископа Алексия в мае 1897 г. в д. Митинской была поставлена часовня, из Вятки был доставлен святой образ блаженного Прокопия. В том же году на месте часовни построили деревянную церковь во имя Божьей Матери Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» с приделами во имя Николая чудотворца и блаженного Прокопия. Церковь освящена 17 сентября 1898 г.

По проекту И. А. Чарушина при храме была выстроена каменная двухэтажная мужская второклассная приходская школа. Открытие школы состоялось 1 декабря 1902 г. Очевидец писал, что «…при взгляде на великолепное здание школы нельзя не выразить чувства глубокой благодарности Святому Синоду, щедро дающему средства на народное образование. Кроме классных комнат – спальня, уставленная рядами коек. Нельзя не вспомнить словом благодарности инициаторов этой школы, задумавших строить школу на месте родины блаженного Прокопия.

Здание входило в комплекс сооружений школьной усадьбы. При школе были выстроены службы и баня с прачечной по проекту архитектора Дружинина (1901 г). Устройство оных признается необходимым ввиду того, что при школе будет общежитие учеников. Имеется деревянная караульная изба и амбар. Во владении школы значились сенокосная, пахотная и лесная земли – всего 25 десятин».

Физические условия таковы: «Школа расположена среди соснового леса около небольшого пруда:

до Бобина – 4 версты,
до Долгушина завода – 8 верст,
до г. Вятки – 14 верст (до пристани),
до станции Вятка – 17 верст,
до врачебного пункта – 4 версты.

Количество населения в районе школы – 1407. Национальный состав: русские, вотяки, черемисы. Население земледельческое, почвы плохого качества. Жители занимались промыслами: сапожным, пимокатным, кузнечным, бондарным, плетением. Многие работают на фабриках Долгушина, Сапожникова и Вахрушевых».

Второклассная учительская школа, которая готовила учителей церковных хоров, существовала до 1918 г. По постановлению Вятского уездного отдела народного образования Митинская второклассная школа с 1 августа 1918 г. преобразована в высшее начальное училище. Это и была реализация «Положения о единой трудовой школе». Митинская советская единая трудовая школа включала в себя школы I и II ступени.

Митинская школа. 1902 г.

Церковь во имя Божьей Матери Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

С открытием в 1921 г. детского приюта высшее начальное училище преобразовано в Митинский школьный городок. Директором школы и председателем педагогического совета назначен с 1918 г. Владимир Александрович Петров.

Школьный городок в Митино размещался в двухэтажном каменном здании – это детский приют (общежитие для детей), столовая. При школе имелась баня, прачечная, амбар, погреб, сарай, хлев, конюшня, земельный участок 5,6 га. В городке созданы учебные кабинеты, библиотека, 9 мастерских (столярная, швейная, сапожная, переплётная, слесарная, сельскохозяйственная, чулочная, пчельник, станция для сельхозинвентаря: молотилки, косилки, веялки, культиваторы, плуг, бороны и т. д.).

Для Митинского школьного городка и его детского дома был установлен штат работников: заведующий – 1; педагогических работников II ступени – 9, I ступени – 3; воспитателей – 1; завхоз – 1; технических – 5. Внутренний порядок устанавливался школьным советом под ответственность заведующего учреждением с соблюдением условий охраны труда (выходной день и прочее). В основу годового плана работы были положены программы II ступени единой трудовой школы.

О работе школьного городка мы можем судить по отчётам заведующих: В. Л. Петрова (до 1924 г.); А. И. Прокашева; В. В. Россова. В школах в разное время преподавали: М. Н. Петрова, М. Н. Решетников, С. В. Шарапова, Н. С. Дунец, А. А. Чарушина, Г. П. Жилякова, В. Н. Кассина и др. В детском доме воспитателем работал в 1924 г. Фёдор Алексеевич Шатунов, на службе состояли конюх, кухарка, коровница, прачка, завхоз.

Учебно-воспитательная работа представляла собой продуманную систему. Большое внимание уделялось гуманитарному, эстетическому, трудовому воспитанию – участие в работе по самообслуживанию и работа на земле. В отчёте о работе Митинского школьного городка за 1927–1928 г. В. В. Россов пишет, что главная образовательная задача – дать воспитанникам возможность получить общее образование – а через это получить доступ в техникумы, профшколы, ФЗУ, а также на разные мелкие должности в учреждения и предприятия. Наличие земельного участка даёт возможность ставить и другие задачи – привитие элементарных навыков в области сельского хозяйства, так как большинство воспитанников – это дети крестьян и имеют связь со своей деревней.

Схема земельного участка

В самообслуживании принимали участие все дети. Младшие следили за чистотой комнат, сметали пыль со стен, потолков, карнизов, протирали двери, окна, мебель, мыли полы, проветривали помещения, чистили умывальники, выносили из спален постельные принадлежности для проветривания.

Старшеклассники пилили и кололи дрова, носили их к печам и топили печи, получали продукты со склада, наблюдали за приготовлением пищи и разносили её по столам. Убирали и мыли посуду, набивали ледник. Силами учащихся убирался двор, приводился уход за скотом, уход за лошадьми зимой, летом за растениями.

Воспитанники занимались расчисткой леса, заготовкой жердей, кольев, дров, сучьев, изготовлением мётел и веников, черенков к лопатам, вилам. Умели производить небольшой ремонт помещений, печей, мебели, обуви, одежды, сельхозинвентаря и т. д.

Вся работа по самообслуживанию выполнялась через дежурства и в порядке распределения работ по комиссиям. Были разработаны положения об обязанностях дежурных по спальным комнатам, по кухне, по двору, по бане, по ферме, которые охотно выполнялись. Многие направления по самообслуживанию проводились под руководством комиссий, которые вели учёт и распределение работы между воспитанниками (по желанию и возможностям).

В Митинском школьном городке функционировало 10 комиссий: дежурная, учебная, спортивная, клубная, санитарная, редакционная, бельевая, хозяйственная, продовольственная, по сельскохозяйственной кампании. Например, редакционная комиссия ежемесячно выпускала стенную газету «Красный школьник». Комиссии переизбирались через 1–2 месяца.

Отношение детей к самообслуживанию было серьёзным, в день на это затрачивалось по 2–3 часа. Самообслуживание будило энергию ребят, обогащало личный опыт, способствовало углублению теоретических знаний, давало минимум трудовых навыков, влияло на физическое развитие и здоровье детей.

На сельском хозяйстве базировалась трудовая деятельность Митинского школьного городка. Большое внимание уделялось опытам и наблюдениям по использованию удобрений, применению разных способов обработки почвы, проращиванию семян и акклиматизации злаков.

Все сельхозработы выполнялись силами воспитанников городка под руководством агронома и педагогов. Продолжительность рабочего дня не превышала 4-х часов летом. Учебно-показательное хозяйство было многоотраслевым: полеводство, огородничество, садоводство, животноводство. Огород Митинского городка располагался в местности с бедными почвами. В отчёте за 1924 г. сообщалось, что «недостатком нашего огорода является бедность почвы и отсутствие поблизости воды для поливки. Воду приходится возить с реки на лошадях, что довольно затруднительно. Приходится почву постоянно улучшать удобрением и перегноем. На огороде ведется двухпольный севооборот. Половина участка удобряется через год. Навоз вывозится весною. На зябь огород вспахивается. На удобренном участке огорода сажается капуста, помидоры, огурцы; по второму году – морковь, свекла, лук, горох. Особенно удается морковь». Так в 1924 г. с участка площадью 480 кв. м было собрано моркови 11,5 ц, или 240 ц с га.

У Митинского школьного городка не было сада. Идя навстречу пожеланиям крестьян, коллектив городка решил заложить небольшой плодово-ягодный сад с цветочными клумбами и сиреневыми аллеями. На площади 0,2 га разместили 5 яблонь, 200 вишен, 300 кустов клубники, 100 кустов малины, 50 кустов смородины.

В работах на огороде и в саду привлекались все учащиеся, в полевых работах и животноводстве – мальчики-подростки.

Животноводство заставляло заниматься луговодством, посевом кормовых трав и корнеплодов.

Целесообразно организованный производительный труд служил основой учебно-воспитательной работы и одновременно являлся одним из главных путей укрепления связи с жизнью. Труд оказывал положительное влияние на учащихся школьного городка.

В показательном учреждении – Митинском школьном городке – была хорошо поставлена образовательно-воспитательная работа. В отчёте за 1927 г. В. В. Россов отмечал, что «воспитанники школы I и II ступени относятся к учебным занятиям удовлетворительно, случаев непосещения классных занятий не наблюдается. Особенно серьёзное отношение к занятиям у воспитанников II ступени. Часть учащихся являются лучшими в группах и наиболее активными в работе школьных организаций.

Для подготовки к классным занятиям отводятся вечерние часы, во время которых руководители помогают малоуспевающим. На учебные занятия воспитанники употребляют 4–5 часов в утреннее время и около 1 часу в вечернее. Большая часть времени приходится на клубно-кружковые занятия, которые в бюджете времени воспитанника имеют довольно важное значение. Особенно заметен интерес к чтению журналов, газет, книг, благодаря полученной из коллектора библиотечке. Ручной труд – занятия, обучение переплётному делу, умение переплетать книги перенимают друг у друга, некоторые школьники достигли в этом деле относительного искусства.

Ведутся работы по дереву, для чего имеется особый рабочий уголок, где есть верстак и необходимые инструменты. Делаются разные предметы для собственной надобности: линейки, пеналы, ледянки, иногда предметы хозяйственного значения (кормушки для коров, водовозные дроги, мелкий ремонт школьной мебели).

Большой интерес у воспитанников к рисованию, но, к сожалению, нет руководителя. Значительная часть свободного времени уделяется на развлечения: катание на коньках, на лыжах, на ледянках, посещение кино, экскурсии в театр з[аво]да “Коминтерн”, слушание радио, игра в шашки, участие в спектаклях (драмкружках).

Общественно-политическое образование проводится по линии пионерской работы через комсомольские и пионерские организации. Сборы отряда, звена, общеотрядные беседы. Работа ведётся по плану под руководством комсомольской ячейки. Ведётся систематическая работа со школой I ступени в д. Барамзы. Общественные навыки воспитанники получают через работу в своих организациях – собраниях коллектива и комиссиях».

Вся работа школьного городка осуществлялась благодаря таланту его педагогов и руководителей. Первым организатором Митинского школьного городка был В. А. Петров.

Владимир Александрович Петров родился в 1892 г. в д. Боровая Орловского уезда. Отец – вятский мещанин. Владимир Александрович получил наследство от матери 1 руб. 80 коп., с 1909 г. учился в реальном училище, получая земскую стипендию. В 1914 г. поступил в Вятский учительский институт, после которого в 1918 г. направлен в Митинский школьный городок. Заведующим в городке он был до 1924 г.

По воспоминаниям В. В. Россова, «Владимир Александрович в Митинском школьном городке остаётся и будет самым любимым учителем, исполнительным педагогом, который предан нашей школе. В. А. давал всем хорошие советы. Он жил делами школы, делил горе и радость с учащимися. Сколько учеников, которые раньше были плохи, теперь стоят на верной дороге. Владимир Александрович сыграл большую роль среди преподавателей. Выдавался замечательной речью».

В 1924 г. Петров поехал учиться в Педагогическую академию в Москву. Воспитанники провожали его струнным оркестром. В. В. Россов играл на виолончели, Николай Яковлевич на балалайке, ещё были гитара и 2 мандолины. На прощание Петрову составили стихотворение и выпустили плакат. Все плакали, прощаясь. Не зря Митино (по определению Петрова) самая близкая сердцу, самая лучшая сторона для него.

В. А. Петров прошёл путь от учителя начальной школы до заведующего кафедрой педагогики Кировского пединститута. Кандидат педагогических наук, доцент. Занимался краеведческими исследованиями, особенно по истории народного образования.

Преподаватель Митинского школьного городка
Василий Васильевич Россов. 1901 г.

Владимир Александрович имел огромную личную библиотеку – 2500 томов трудов по психологии, педагогике, краеведению, редкие школьные пособия и учебники переданы в краеведческий областной музей. Он – отличник народного просвещения, награждён 2-мя медалями – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Умер в 1986 г. в Кирове. О В. А. Петрове имеются краткие сведения в книге Е. Д. Петряева «Вятские книголюбы» (1986), в шестом томе «Энциклопедии земли Вятской» и в др. изданиях.

Первым организатором воспитательной работы среди детей в Бобинской волости в 20-х годах XX в. был замечательный педагог Василий Васильевич Россов, исключительного обаяния человек. Более 30 лет отдал школе. По воспоминаниям В. А. Петрова: «Школу в Митине открыли в 1902 году, это была школа для подготовки учителей школ грамоты и руководителей церковных хоров. Прислали сюда пятерых выпускников духовной семинарии. Все они были из тех, кто не пожелал быть попом. Старшим учителем назначили Василия Васильевича Россова. После революции Россов и все учителя активно включились в строительство новой трудовой школы. В Митине в 1918 году на месте второклассной церковной школы открыли опытный школьный городок народного комиссариата просвещения. В городке учились дети местных крестьян. Здесь же учились и жили дети-сироты, родители которых погибли в первые послереволюционные годы. Россов преподавал в школьном городке русский и немецкий языки, хорошо знал греческий и латинский. Его уроки отличались своеобразием и мастерством и походили на задушевные беседы учителя с классом».

По инициативе Россова в школе созданы 10 мастерских, например, столярная, слесарная, переплетная, швейная, мастерская по плетению корзин и другие мастерские. В них он проводил с детьми многие дни и вечера. Увлекался Россов и сельским хозяйством: полеводством, огородничеством, садоводством, животноводством.

Городок имел 50 десятин земли, лошадей (3–5 шт.), коров (4–6). Василий Васильевич не чуждался никакой «чёрной работы», вместе с воспитанниками пахал, сеял, жал, косил, заготовлял лес для строительства и на дрова. У Митинского городка не было сада, по инициативе Россова и идя навстречу пожеланиям крестьян, коллектив городка заложил небольшой плодово-ягодный сад с цветочными клумбами и сиреневыми аллеями.

По воспоминаниям Петрова, «агроном Митинского городка был не очень расторопным: то оставит борону под снегом, то уйдёт овёс под снег. Поэтому В. В. Россову и другому энтузиасту-учителю И. И. Овчинникову вместе со старшими воспитанниками детдома приходилось много работать и всё делать самим не только в хозяйстве, но и по интернату.

В округе Василия Васильевича знали как опытного пчеловода, шли к нему за советами. Не помню ни единой жалобы на Россова, недовольства им – все относились к нему с особым почтением. Везде его принимали и встречали как почётного гостя. Он сам много знал и многому учил людей. Организовал в городке среди воспитанников краеведческую работу, привлекая старшеклассников к научным поискам, исследованиям».

Исследования крестьянской жизни воспитанниками проводились по следующему кругу вопросов:

1. название деревни;
2. история деревни;
3. общий вид и её план;
4. число дворов;
5. количество населения по возрасту и полу;
6. количество земли под лесом, лугом, огородами, под пашней;
7. состав почвы;
8. система обработки земли;
9. полевые и огородные культуры;
10. искусственные удобрения;
11. скот;
12. число безземельных крестьян;
13. число безлошадных дворов;
14. число бескоровных;
15. число дворов, вовсе не имеющих скота;
16. сельскохозяйственные орудия;
17. способы обработки земли;
18. занятия и промыслы крестьян;
19. грамотность в деревне;
20. газета в деревне;
21. болезни людей и скота;
22. состояние и организация пожарной безопасности;
23. нравы и обычаи деревни;
24. песни, частушки, предания;
25. аренда и утварь деревни.

Перечень вопросов показывал, насколько широко и углублённо воспитанники стремились изучить все стороны крестьянской жизни, экономики.

В. В. Россов везде успевал, всем помогал, души не чаяли в нём воспитанники интерната, сироты. Никто, никогда не сказал ему грубого слова, не обидел его. Дверь комнаты учителя, где он жил, не запиралась. Зарплату он хранил в ящике стола. В тёплое время было открыто окно в сад и в пчельник, иногда Россов уходил в г. Вятку с ночёвкой. Воспитанники, среди которых были и те, кто занимался раньше воровством, ни разу не переступили порог любимого учителя с дурными целями. Ложкой мёда без ведома учителя никто из них не воспользовался.

Умел Василий Васильевич работать, умел и отдыхать. Он много выписывал газет, журналов, много читал. Его музыкальные выступления привлекали детей, родителей и учителей. Он играл на пианино и виолончели, ставил спектакли, читал лекции, был пропагандистом естественнонаучных знаний и организатором местных выставок по сельскому хозяйству в с. Митино, Бобино. Он же и был организатором первых пионерских отрядов в Бобинской волости.

«Как-то в Наркомате просвещения, – вспоминал Петров, – я рассказал о жизни школьного городка, и о нашем Россове, мне не поверили. Надежда Константиновна Крупская пригласила группу воспитанников в Москву. Их рассказы о жизни в Митине рассеяли у всех всякие сомнения».

К 1930-м годам богатырская сила Василия Васильевича ослабела, он ушёл на покой в Малмыжский дом для престарелых. В. А. Петрову не раз приходилось встречаться с бывшими воспитанниками Россова – людьми разных профессий, разных возрастов, разного образования: Екатерина Прозорова, доцент горного дела в Ленинграде, Михаил Изместьев; Алексей Прокашев, научный работник; Николай Андреевич Сапожников, заведующий Кировским облоно; Василий Егорович Туев, генерал; Борис Иванович Бабинцев, военный лётчик и авиатор и другие.

«Но все единодушны в оценке замечательного воспитателя В. В. Россова. Каждый всегда говорит об исключительном обаянии этого человека, – так вспоминал Петров. – Мы гордимся тем, что в нашем Бобинском крае были такие замечательные организаторы». О В. В. Россове вспоминала в своей книге «С любовью к жизни» Фаина Александровна Россова, племянница Василия Васильевича.

Самые тёплые воспоминания об учителях В. В. Россове и В. А. Петрове оставил Николай Яковлевич Ложкин (1907–1990). Николай Яковлевич Ложкин родился 27 ноября 1907 г. в д. Ложкины Бобинской волости Вятского уезда. Окончил 5 классов в Бобинской школе в 1919 г., семилетку – в Митинском школьном городке.

Позднее работал на Вятской спичфабрике, в 1930–1936 гг. окончил Ленинградский технологический институт, аспирантуру, кандидат технических наук; участник Великой Отечественной войны. После войны работал главным инженером на заводе силикатного кирпича в пос. Павлово на Неве Ленинградской области и начальником технического отдела, преподавал в вечерней школе физику, химию, математику. Имел множество военных наград, военное звание – старший лейтенант технической службы.

Написал историю пос. Павлово на Неве, создал музей по истории посёлка и Павловского завода. Воспитал троих детей, которые имеют высшее образование, учёные звания и работают в различных учреждениях г. Санкт-Петербурга. Николай Яковлевич ежегодно приезжал в Вятку и посещал своего любимого учителя В. А. Петрова, дружеские отношения с которым оставались до конца жизни Владимира Александровича. В 1981 г. при очередной встрече Петрова и Ложкина мне посчастливилось присутствовать при их разговоре.

В музее Бобинской школы хранятся ученические тетради по физике, биологии ученика VII группы Митинской школы Ивана Ложкина, сохранилась фотография группы старшеклассников Митинской школы II ступени, фотография 1928 г.

Ученики В. В. Россова. Выпуск 1928 г.

Рукой И. Я. Ложкина перечислены воспитанники и преподаватели школы, группы, в которой учился Иван. Он на фотографии – во втором ряду 4-й слева. В первом ряду: преподаватели Михаил Терентьевич – учитель математики и физики; Николай Васильевич – зав. школой; Василий Васильевич Россов – преподаватель по всем предметам. Универсал, удивительно скромный человек.

Иван Яковлевич Ложкин родился в 1914 г. в д. Ложкины Бобинской волости Вятского уезда. После окончания Бобинской начальной школы учился в Митинской семилетке. Далее получил среднее образование в г. Кирове, окончил курсы токарей.

В 1936 г. мобилизован в кадровую армию артиллеристом, служил 3 года. С 1939 по 1941 г. работал в «жестянке» д. Корюгино Серовского сельского совета. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, командир батареи. Участвовал в Сталинградской битве, пережил все тяготы фронтовой жизни. Об этом пишет в воспоминаниях сам Иван Яковлевич. В 1944 г. тяжело ранен, более года находился в госпиталях. Вернулся домой в 1945 г.

Более 20 лет проработал в г. Кирове налоговым инспектором Сталинского райфинотдела, затем переведён инспектором налогов в областной финансовый отдел Дома Советов. Приходилось много ездить с проверками по области. Иван Яковлевич об этом времени написал и создал рукописный дневник, хранящийся в школьном музее.

С 1965 г. и до пенсии Ложкин работал заготовителем на кировской фабрике «Физприбор».

Имел семью, двоих детей. Сын Григорий окончил юридический институт и работал в областной прокуратуре. Дочь Татьяна имела среднее специальное образование и работала на заводе им. Лепсе г. Кирова. В 1985 г. Ивана Яковлевича не стало. Но он после себя оставил детей, внуков и дневниковые записи – реликвию семьи.

Из доклада тов. Нарышкина, заведующего Губсоцвосом в 1923 г.: «Опытные учреждения должны способствовать возрождению педагогической работы в учреждениях социального воспитания, её качественному улучшению и углублению. Они должны быть опорными пунктами в деле осуществления задач трудовой школы.

В поисках строительства новой школы школьные городки как нельзя лучше отвечали требованиям того времени. Они выполнили свою миссию: дать стране творческую личность. Для развития культуры Бобинского края Митинский школьный городок сыграл положительную роль, привлекая молодёжь к получению 7-летнего образования и продолжению обучения в других учебных заведениях. Будил активность среди крестьян в деле развития огородничества, растениеводства, пчеловодства. Благодаря активной работе воспитанников школьного городка с населением (сбор материалов по истории деревень, изучение быта и промысла жителей, беседы о способах получения высоких урожаев, о севообороте, многополье, о правильном использовании удобрений и т. д.), повышалась культура ведения с/х, увеличивались урожаи, менялось настроение крестьян и их отношение к жизни. Комсомольцы влияли на повышение грамотности населения, создавая группы по борьбе с неграмотностью. Уменьшилось количество беспризорных, молодёжь села и окрестных деревень тянулась к знаниям. Например, из выпусков учащихся начальной школы в Бобине 1921–1923 года в село Митино ушло учиться около 100 человек.

Митинская школа-коммуна, школьный городок – первая попытка создания нового типа учебного заведения, которое явилось одним из важных средств борьбы с детской беспризорностью в 20-е годы, с другой – результат поиска новых путей в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Свою задачу данная школа выполнила с честью. Опыт учебной и воспитательной работы школьного городка в селе Митино мог бы послужить примером в решении многих проблем современной школы на селе».

Список использованных источников

1. ГАКО. Ф. 1189. Оп. 1. Опись по Митинскому школьному городку с 1918–1925 гг.
2. Там же. Ф. 1137. Оп. 1. Д. 1141. Отчёт о положении дел в Знаменском школьном городке.
3. Там же. Отчёт о работе Вятского школьного городка.
4. Там же. Приказы, доклады, распоряжения, статистические данные Губсоцвоса по школьным городкам.
5. ГАКО. Ф. 1139. Оп. 1. Д. 7. Учебные планы по предметам, протоколы родительских собраний по школьному городку в с. Митино.
6. ЭЗВ. Т. 6 : Знатные люди.
7. Россова Ф. А. С любовью к жизни. Вятка, 2002.
8. Воспоминания организаторов Митинского школьного городка В. А. Петрова, В. В. Россова, бывших учеников Г. Н. Бушмелева, Н. Я. Ложкина, И. Я. Ложкина, Н. А. Сапожникова.
9. Материалы краеведческого музея Бобинской школы по истории с. Митино и культовых зданий Бобинского края.
10. Вятский епархиальный вестник. 1902. Об открытии церковно-приходской школы в с. Митино.