Главная > Выпуск №28 > Из истории Яранского уездного казначейства Вятской губернии

Из истории Яранского уездного казначейства Вятской губернии

А. С. Корепанов

Одной из малоизученных страниц региональной истории остаётся на сегодняшний день деятельность уездных финансовых учреждений досоветского периода. С конца XVIII в. главными среди них являлись уездные казначейства, просуществовавшие до 1918 г. Уездные казначейства функционировали в тесной связи с губернской казённой палатой, городскими думами, земскими учреждениями, государственным и общественными банками, податными инспекторами, общественными организациями. Поэтому изучение деятельности уездных казначейств помогает восстанавливать общую картину жизни уездного общества и экономического состояния губернии.

В настоящей статье предпринимается попытка анализа деятельности Яранского уездного казначейства Вятской губернии с конца XVIII до начала XX в. В основу исследования легли, помимо опубликованных, неопубликованные источники: документы из фондов ГАКО и Кировского областного краеведческого музея. Целый ряд неопубликованных источников при этом впервые вводится в научный оборот.

Уездные казначейства начали создаваться в Российской империи согласно указу Екатерины II в 1780 г.1 Яранское уездное казначейство Вятской губернии впервые упоминается в архивных документах 13 октября 1781 г. в связи с тем, что ему передавалось здание бывшего Яранского городнического правления2. Следует отметить, что по данным Яранского краеведческого музея, дом, в котором располагалось казначейство до революции, ранее принадлежал купцу Уртминцеву. Елена Дождикова в «Путеводителе по городу Яранску» отмечает, что дом этот находился по адресу: ул. Успенская, д. 473. В 1798 г. для хранения денежной казны уездного казначейства была нанята кладовая Спасского собора г. Яранска4.

В функции казначейств входили приём, хранение и расходование средств государственного бюджета, специальных средств и депозитов правительственных учреждений5. Обязанности уездного казначея определяли его как основного финансового чиновника низшего звена. Его назначением ведал государственный казначей по представлению губернской казённой палаты, которая стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах6.

Финансовые реформы 60–70-х годов XIX в. и последующий экономический подъём потребовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней, что привело к возрастанию роли казначейств в финансовой системе государства7. Согласно «Инструкции казначействам», утверждённой Министерством финансов 21 июня 1878 г., на казначейства были возложены дополнительные обязанности, в том числе приём, хранение и расходование сумм общественных и сословных учреждений; выдача торговых свидетельств, паспортов крестьянам и подорожных; продажа гербовой бумаги, гербовых марок8. В дальнейшем казначейства стали заниматься выплатой пенсий, пособий, выделением денег на различные потребности своих уездов или губернии, в случае необходимости – производить расходы на комплектование войска. Например, вследствие предписания казённой палаты от 23 июля 1877 г., согласно объявленному повелению императора и на основании циркуляра министра финансов от 20 сентября 1876 г., Вятское губернское казначейство предписывало Яранскому уездному казначейству совершать расходы, если возникнет необходимость комплектования войска лошадьми Вятской губернии. Это было связано с реализацией плана мобилизационных мероприятий в ходе Русско-Турецкой войны 1877–1888 гг.9

Спасский Преображенский собор. Яранск. Фотография начала XX в.

Дом купца Уртминцева. Яранск. Фотография 2 пол. XIX – нач. XX вв.

Начиная с 1890 г. происходит существенное увеличение штатов и изменение структуры казначейств. Это было вызвано увеличением не только общего числа приходно-расходных статей, но и числа отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейств. Независимо от расчётов по казённым сборам, казначейства должны были вести расчёты с плательщиками по земским, казачьим и некоторым другим местным сборам. Некоторые из новых налогов были очень обременительными в кассовом отношении, так как суммы распределялись между огромным числом плательщиков. В это время также значительно увеличился объём работы казначейств по хранению множества мелких залогов виноторговцев и по выдаче процентов по этим залогам. Немало времени и труда отнимали счёт и сортировка серебряной и медной монеты, которую в больших количествах сдавали в казначейства сборщики доходов от казённой продажи вина. С 1897 г. в обязанности казначейств также был включён приём золотых и серебряных изделий для отправки их в окружные пробирные управления в целях осуществления экспертизы их на подлинность, обратная выдача изделий мастерам и взимание с последних пробирных пошлин, а также ведение книг и отчётности по данной операции.

Сохранившиеся документы позволяют проследить, как со временем менялся кадровый состав Яранского уездного казначейства. В 1854 г. в составе казначейства числился только Гавриил Андреевич Сметанин – уездный казначей, титулярный советник10. Через несколько лет, согласно «Памятной книжке Вятской губернии на 1866 и 1867 годы», казначей Г. А. Сметанин уже находился в чине коллежского асессора, являлся кавалером ордена Святого Станислава 3 степени и имел бронзовую медаль в память о войне 1853–1856 гг., а штат казначейства пополнился бухгалтером – Михаилом Ивановичем Куклиным, не имевшим классного чина11. В соответствии со «Штатами и табелями губернских и уездных казначейств» от 1878 г. в составе уездного казначейства предусматривались 1 казначей, 1 помощник казначея, 1 бухгалтер, 2 помощника бухгалтера12. В 1880 г. должность помощника казначея исчезает из штата сотрудников Яранского казначейства13, однако в 1898 г. у казначея числится уже три помощника14, а в 1900 г. – четыре15. Связано это было с увеличением объёма делопроизводства: в 1902 г. уездные казначейства были вынуждены препровождать в казённую палату и другие учреждения до 1200 отчётных ведомостей в год16. С 1880 по 1887 год включительно должность Яранского уездного казначея неизменно занимал Николай Иванович Каверзнев, который затем служил губернским казначеем17. С 1889 по 1900 год Яранским уездным казначеем являлся Михаил Иванович Петров18. Изменения в штатном составе Яранского уездного казначейства происходили и в дальнейшем. Согласно «Памятной книжке Вятской губернии и календарю на 1903 год» в Яранском казначействе служили: Фёдор Николаевич Шкляев – казначей, надворный советник, имевший ордена Святого Станислава и Анны 3-х степеней; Иван Александрович Янкевский – кассир 1-го разряда, надворный советник; Иван Иванович Сотников – старший бухгалтер, надворный советник, награждённый орденом Анны 3-й степени; а также бухгалтер 1-го разряда и 3 бухгалтера 2-го разряда19. Тем не менее, в целом структура казначейства в начале XX в. оставалась прежней.

«Адрес-календарь лиц, служащих в Вятской губернии на 1871 год» позволяет нам судить о том, какое жалованье получали работники казначейства. Например, уездный казначей (на тот момент данный пост в Яранске занимал Павел Иванович Хмелев) получал годовое жалованье 600 руб. и 200 руб. столовых. Помощник казначея, Николай Михайлович Нелюбин, получал жалованье 300 руб. и 100 руб. столовых, а бухгалтер – Семен Михайлович Попов – жалованье 525 руб. и 175 руб. столовых20. На протяжении 1870–1880-х гг. материальное обеспечение служащих уездных казначейств значительно улучшилось: согласно «Календарю Вятской губернии на 1886 год» жалованье казначея составило 1200 руб., бухгалтера – 800 руб., а помощников бухгалтера – по 500 руб.21

Информация, приводимая в краеведческом альманахе «Яранск: вчера, сегодня, завтра», даёт возможность сопоставить размер жалованья работников казначейства с уровнем цен в уезде на рубеже XIX–XX вв.: «Цены на квартиры, продукты и рабочие руки: квартира в пять комнат – 180 руб. в год, три комнаты – 100 руб., 2 комнаты – 25–40 руб. Один фунт (410 г) печеного хлеба ржаного – 2 коп., пшеничного – 5 коп., фунт сахару – 16 коп., фунт соли – 1 коп., фунт мяса лучшего сорта – 8–10 коп., худшего – 6–8 коп, 1 пуд керосина – 1 руб. 50 коп. (16,4 кг). Дрова однополенные за сажень – от 2 руб. 20 коп до 3 руб. 40 коп.»22.

С 1885 г. при казначействах стали открываться сберегательные кассы23. В связи с этим в Журналах заседаний Яранской городской думы 1885 г. появилось предписание, согласно которому при уездном казначействе должна открыться сберегательная касса: «Вследствие предписания департамента государственного казначейства… и отношения управляющего государственным банком… предполагается открыть при Яранском уездном казначействе сберегательную кассу. …Сберегательные кассы состоят в непосредственном ведении особого совета, составленного из уездного казначея и трех или четырех членов по выбору городского общества. Обязанности кассира и бухгалтера возлагаются на чиновников казначейства по избранию казначея и с утверждения совета кассы…»24 В качестве примера отчётности Яранской сберегательной кассы можно рассмотреть «Книгу объявлений Яранской государственной сберегательной кассы № 195 при казначействе». На основании приведённой здесь информации можно судить о том, что вклады в сберегательной кассе варьировались от 1 руб. до 4 тыс. руб. Например, крестьянин Игнатий Григорьевич Зыков внёс 1 руб., а председатель Яранского уездного съезда – 4 тыс. руб.25

Главным направлением деятельности уездных казначейств всегда являлось исполнение доходной части бюджета. В связи с этим интерес для исследователя представляет «Устав о производстве 10-й народной переписи» 1858 г., на основании которого мы можем судить о том, какие категории населения облагались налогами в Вятской губернии. Основную массу налогоплательщиков составляли:

– мещане, цеховые, рабочие и другие люди, приписанные к городам;
– поселяне всех наименований;
– государственные крестьяне, водворенные на собственных землях;
– вольные люди, живущие в городах и селениях, и обязанные поселяне, живущие как на землях помещичьих, так и других владельцев;
– крестьяне, приписанные к заводам и фабрикам, как казённым, так и частным.
– поселяне, приписанные к городам, госпиталям, адмиралтействам, училищам и разным другим ведомствам;
– лица обоего пола, принадлежащие к семействам людей, поступивших на службу при казённых местах, на следующие должности: курьеры, сторожа, счётчики, нижние типографские служители при казённых типографиях и прочие нижние служители, определённые на службу из податных сословий;
– лица, принадлежащие к магометанскому духовенству;
– инородцы26.

Перечень объектов налогообложения в Яранском уезде дают нам «Отчёты Яранской городской управы о деятельности управы и состоянии подведомственных ей частей и о движении городских сумм за 1887 год». Первая группа налогов – это налоги, взимаемые с земель: пахотной, сенокосной, пастбищной, под заводами, под домами и кузницами на выгоне, усадебной, от продажи мест под застройку домами, с мест на торговой площади, с мест для временных питейных выставок, с площади, занимаемой продажным скотом, с ярмарки. Вторая группа налогов была связана с различными видами предпринимательской деятельности и взималась с торговых документов, с патентов на заведения для выделки и продажи напитков, с трактирных заведений, с постоялых дворов, с чайных, пивных и съестных лавок, с мукомольных мельниц, с рыбной ловли и т. д. Косвенными назывались налоги с контрактов и договоров, с векселей и заёмных писем. Налоги с доходов вспомогательных взимались с прибылей от оборотов городского банка, процентов, начисленных на государственные процентные бумаги, сборов за коновязи. Особо выделялись сборы с доходов случайных: платы за впуск крестьянского скота на лесные поляны, выработки и продажи дров из городской дачи, пени по оценочному сбору, штрафов за употребление неверных весов, за самовольную порубку леса, за место на выгоне для обжигания угля, за места, занятые постройками винокуренного завода купца Беляева; с возврата суммы, отпущенной на отопление казармы, с платы за охоту на береговой местности, штрафа за неисправность трубочиста, возврата из казны залога по кассационной жалобе. Полагалось платить также налоги на доходы, полученные от продажи негодных лошадей из пожарного обоза, буреломного леса, от возврата уплаченного за частное движимое имущество государственного налога27.

Для того, чтобы наглядно представить результаты деятельности Яранского уездного казначейства по сбору налогов, можно привести следующие данные: в 1887 г. на счёт Яранской городской управы в уездном казначействе поступили 21522 руб. 99 коп., а в следующем, 1888 г., согласно «Отчётам о деятельности и денежных суммах Яранской городской управы за 1888 год» – 24780 руб. 86 коп.28

Следует отметить, что порой возникали и такие ситуации, когда появлялось недовольство раскладкой налога, и налогоплательщики требовали переоценки имуществ. Согласно «Журналам Яранской городской думы 1885 года», в городскую думу поступил доклад управы, в котором говорилось: «На истекающий 1885 год раскладки государственного налога, оценочного и земского сборов с недвижимых имуществ, по постановлениям городской думы, были произведены городской управой, но раскладкой ее не все домовладельцы были довольны. Слышался ропот на неуравнительность оценки имуществ, и даже поступило на то несколько жалоб…»29

Значительная часть собранных налогов перечислялась Яранским казначейством на различные нужды уезда в соответствии с постановлениями земских учреждений.

Таким образом, практически по всем направлениям расходов наблюдался существенный рост, за исключением расходов на запасные суммы.

Таблица 1

Динамика расходов на различные нужды Яранского уезда (в рублях)30

Статьи расходов 1868 г. 1878 г. 1888 г. 1898 г. 1908 г. 1914 г.
На дорожную повинность 1 200 14 432 8 531 12 386 11 494 12 893
На устройство и содержание мест заключения 1 796 1 888 1 898 1 920 3 153
На общественное призрение 1 300 800 2 408 1 802 2 197 3 181
На содержание земского управления 8 500 10 735 12 491 15 193 17 899 35 036
На погашение долгов Яранского земства 4 300 600 14 718 30 950
На покрытие расходов правительственных учреждений 31 220 42 475 52 564 27 715 43 689 52 745
На образование капиталов 1 500 6 361 8 510 28 879
На запасные суммы 1 330 10 000 6 170 8 392

Важнейшим направлением деятельности уездных казначейств по исполнению расходной части бюджета являлась выдача пенсий и пособий. На основании «Ведомости о нижних чинах, пользующихся из казны 3-х и 6-ти руб. пособиями за 1901 год», направленной в Вятскую казённую палату из Яранского уездного казначейства, мы можем сделать вывод, что в 1900 г. такими пособиями пользовались 83 человека31. В «Ведомости о числе нижних чинов и солдаток, пользующихся пожизненными от казны пособиями за 1902 год» представлен список пенсионеров Александровского комитета попечения о раненых, где приводятся имена пенсионеров этой категории за 5 лет, с 1898 по 1902 г. Размеры пенсий варьировались от 39 руб. в год (Булычев Григорий Наумов, рядовой Смоленского пехотного полка, 3 кл.) до 90 руб. в год (Федосимов Иван Дмитриев, унтер-офицер лейб-гвардии Московского полка, 1 кл.). Всего 314 лиц получали пенсии на сумму 15459 руб. Там же приводится дополнительный список пенсионеров Александровского комитета о раненых и больных нижних чинах на 2 года, с 1901 по 1902 г. включительно. Размер этих пенсий варьировался от 17 руб. 16 коп. (Андреев Степан Андреев, рядовой 32 пехотного резервного полка, 2 кл.) до 42 руб. 90 коп. (Зобнин Филипп Николаев, унтер-офицер 149 пехотного Черноморского полка, 1 кл.). Всего 187 лиц получали пенсии на общую сумму 3631 руб. 89 коп.32

Здание Яранской земской управы. Фотография 2 пол. XX вв. –
принадлежит Владимиру Анатольевичу Тумбарцеву

Здание Яранской городской управы. Фотография 2 пол. XIX – нач. XX вв.

Пенсии выплачивались отставным военным и гражданским служащим, вдовам и сиротам, а также некоторым другим категориям жителей. В качестве примера можно привести заштатного священника церкви с. Ильинского Яранского уезда Николая Сергиева, который на основании «Устава о пенсионерах и единовременных пособиях священнослужителей и псаломщиков епархиального ведомства» получал начиная с 18 августа 1902 г. пенсию в размере 300 руб. в год33. Общее представление об источниках пенсионных выплат позволяет получить приводимая ниже сводная таблица.

Таблица 2

Сведения из «Ведомости Яранского уездного казначейства
о числе всех пенсионеров, получающих пенсию на счет сумм Государственного казначейства и посторонних источников» (6 января 1903 г.)34

Наименование источников, из которых пенсионеры получают пенсию Состояло к 1902 году Прибыло в 1902 году Убыло
в 1902 году
Итого состояло
к 1903 году
Государственное казначейство (в том числе и по Высочайшему повелению) 163 10 5 168
Военно-сухопутное ведомство 3 1 1 3
Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников 2 1 1
Министерство народного просвещения 2 2
Комитет попечения о раненых 87 37 2 122
Нижних чинов, пользующихся 3-рублевым пособием 75 5 2 78
Таковых же, пользующихся 5 и 6-рублевым пособием 1 1
Солдаток, получающих 3-рублевое пособие 73 4 77
Итого 406 452

Обилие обязанностей, исполняемых служащими уездного казначейства, порой приводило к неточностям при исполнении инструкций и ошибкам в отчётной документации. Например, 15 января 1900 г. правление Казанского округа Министерства путей сообщения жаловалось в Вятскую казённую палату, что некоторые казначейства поздно высылают талоны квитанций по приходным операциям, что затрудняет правильное ведение отчётов35. 5 марта 1897 г. Вятская казённая палата сообщала Яранскому уездному казначейству, что при рассмотрении представленного казначейством сводного кассового журнала за февраль оказалось, что в нём не показан остаток сумм на 1 января 1897 г., а также приход и расход сумм с начала года по 1 февраля36. Как правило, все подобные нарушения выявлялись в ходе плановых и внезапных ревизий уездных казначейств.

Интересную историю представляет учреждение в начале XX в. казначейства в слободе Кукарке Яранского уезда. Оно свидетельствует, прежде всего, о том, что Кукарка к этому времени превратилась в достаточно значимый торгово-промышленный центр Вятской губернии. Кроме того, важно отметить, что инициатива открытия нового казначейства исходила от жителей слободы, подавших в 1902 г. соответствующее прошение в Департамент государственного казначейства. Оттуда был сделан запрос в Вятскую казённую палату, на основании которого податные инспекторы Яранского уезда должны были дать характеристику торгово-промышленного состояния Кукарки и оценить целесообразность открытия в слободе казначейства. Одно из дел фонда Вятской казённой палаты ГАКО хранит обширное письмо инспектора 2-го податного участка Яранского уезда (к сожалению, его неразборчивая подпись не позволяет назвать фамилию), где самым подробным образом описаны сословный состав населения Кукарки, ежегодно собираемые суммы казённых и земских сборов, торгово-промышленные заведения и их доходность, предприятия, ведущие экспортную торговлю, объёмы денежных переводов жителям слободы и иногородним торговцам через Яранское казначейство. В письме, в частности, говорилось: «Счастливое географическое положение слободы Кукарки на границе пяти уездов, при слиянии двух значительных рек – Пижмы и Вятки, с пароходною пристанью на первой, в связи с отдалённостью от уездных и других городских центров, способствовало развитию в ней значительной торговли местной и экспортной, создало из неё свой особый торгово-промышленный центр, тяготение к коему испытывают до 22-х окружающих слободу волостей с 39-ю сёлами»37. Податной инспектор указывал, что многие кукарские торговцы и промышленники, не имея экономических связей с Яранском, вынуждены ввиду отсутствия местного казначейства производить денежные переводы и учитывать векселя в Вятке и даже в Казани, что причиняет им большие неудобства и материальные потери38. По его подсчётам, в случае открытия в Кукарке казначейства к нему могут быть причислены для внесения окладных сборов 22 волости (1827 окладных единиц) с общей суммой сборов до 500 тыс. руб. в год, тогда как ежегодные расходы на содержание казначейства составят примерно 55 тыс. руб. Мнение податного инспектора в полной мере отражало настроения местных жителей: вскоре Кукарское волостное общество приняло решение уступить под помещение казначейства одноэтажный каменный дом, в котором раньше располагалось женское двухклассное училище, с отчуждением в казну земли, занимаемой этим домом. Помимо этого, волостной сход постановил выделить на приспособление дома к нуждам казначейства 150 руб. А торгово-промышленное население Кукарки по подписке собрало на оборудование помещения около 1500 руб. и выражало готовность объявить в случае необходимости дополнительную подписку. В результате активности местного населения, а также соответствующей позиции руководства Вятской казённой палаты Государственный совет одобрил учреждение казначейства в слободе Кукарке с 1 июля 1904 г.39

Современное здание Управления Федерального казначейства.
Яранск. Фотография 2000-х гг.

Таким образом, можно видеть, что с началом XX в. роль Яранского казначейства становится всё более значимой не только в экономической, но и в социальной жизни уезда. Это было связано с активизацией предпринимательской деятельности, ростом доходов и расходов государства и земских учреждений, усложнением всей финансовой системы. Служащие казначейства и податные инспекторы являлись представителями уездной интеллигенции и могли выступать экспертами в области хозяйственного состояния уезда и нужд местного населения.

В 1918 г. по решению нового, советского руководства России казначейства всех уровней по всей стране были расформированы40. В Вятской же губернии дореволюционные финансовые учреждения формально были упразднены только в 1919 г., хотя уже с конца 1917 г. документация велась не столь аккуратно, как прежде, что отражало общую ситуацию в стране.

Примечания

1 URL: http://kirov.roskazna.ru/page/12583
2 Перечень документов, справка, хроника развития казначейской службы на территории Вятской губернии, 1780–1918 гг. Киров, 1996. С. 8.
3 URL: http://olnd.ru/06/05_putevoditel.html
4 Перечень документов, справка, хроника развития казначейской службы на территории Вятской губернии. С. 10.
5 URL: http://kirov.roskazna.ru/page/12583
6 URL: http://www.roskazna.ru/istoriya/ istoriya-razvitiya-kaznacheyskoy-sistemy-rossii
7 Там же.
8 Инструкция казначействам. C.-Пе-тербург, 1879. С. 4–6.
9 ГАКО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
10 Памятная книжка о состоящих в государственной и общественной службе по Вятской губернии на 1854 год. Вятка, 1853. С. 36.
11 Памятная книжка Вятской губернии на 1866–1867 годы. Вятка, 1866. С. 75.
12 Малыхина А. И., Крючкова Л. В., Суханов О. В. Становление и развитие финансового управления Кировской области. Киров, 2004. С. 38.
13 Календарь Вятской губернии на 1880 год. Вятка, 1880. С. 55.
14 Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 год. Вятка, 1898. С. 94.
15 Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1900 год. Вятка, 1899. С. 96.
16 Фадейкина Н. В., Воронов В. А. История российского казначейства: дореволюционный период // Сибирская финансовая школа. Новосибирск, 2005. № 2. С. 33.
17 Календарь Вятской губернии на 1880 год. Вятка, 1880. С. 55 ; Календарь Вятской губернии на 1887 год. Вятка, 1886. С. 255 ; Календарь Вятской губернии на 1888 год. Вятка, 1887. С. 303.
18 Календарь Вятской губернии на 1889 год. Вятка, 1888. С. 253 ; Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1900 год. Вятка, 1899. С. 96.
19 Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1903 год. Вятка, 1902. С. 93.
20 Адрес-календарь лиц, служащих в Вятской губернии на 1871 год. Вятка, 1871. С. 149.
21 Календарь Вятской губернии на 1886 год. Вятка, 1885. С. 229, 230.
22 Яранск вчера, сегодня, завтра : краевед. сб. Яранск, 2009. С. 51.
23 Фадейкина Н. В., Воронов В. А. Указ. соч. C. 32.
24 Журналы Яранской городской думы 1885 года. Вятка, 1886. С. 46, 47.
25 ГАКО. Ф.770. Оп. 1. Д. 1. Л. 4 об., 5, 34 об., 35.
26 См.: ГАКО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1. Л. 2–4 об.
27 Отчёты Яранской городской управы о деятельности управы и состоянии подведомственных ей частей и о движении городских сумм за 1887 год. Вятка, 1892. С. 16–22.
28 Там же. С. 22–23 ; Отчёты о деятельности и денежных суммах Яранской городской управы за 1888 год. С. 26, 27.
29 Журналы Яранской городской ду-мы 1885 года. С. 123.
30 См.: Краткий исторический очерк о деятельности Яранского уездного земства за все время его существования (1867–1914 гг.). Яранск, 1914. С. 26, 30–31.
31 ГАКО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 15. Л. 16 об.–17.
32 Там же. Л. 58 об., 60 об., 64 об., 78.
33 Там же. Л. 146.
34 Там же. Л. 15
35 Там же. Д. 9. Л. 3.
36 Там же. Д. 5. Л. 26–26 об.
37 ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 1475. Л. 15 об.
38 Там же. Л. 9 об.
39 См.: Соловьева И. А. Становление казначейства в Вятско-Камском регионе в конце XVIII – начале XX в. // Вестник ВятГГУ. 2012. № 4 (1). С. 38.
40 URL: http://www.roskazna.ru/istoriya/istoriya-razvitiya-kaznacheyskoy-sistemy-rossii