Главная > Выпуск №25 > Деревенская свадьба в Бобинской волости конца XIX – нач. XX веков

Деревенская свадьба в Бобинской волости конца XIX – нач. XX веков

В. Я. Ложкин

Эта публикация из рукописной книги «История Бобинской волости» (1985) краеведа, почётного колхозника, жителя с. Бобино Слободского района Кировской области Василия Яковлевича Ложкина подготовлена его дочерью Раисой Васильевной Ложкиной к 110-летию со дня рождения отца.

Раннее летнее утро. Едет Степановна на лошади из Бобино по Метлевской деревне. От дворов погнали коров на выгон. Гонит свою бурёнку девочка лет четырнадцати, такая опрятная, в чистеньком платьице. Волосы аккуратно заплетены в косички. Идёт, гладит свою ухоженную бурёнку, треплет по шее ласково. А другие сверстницы бегут, кричат на коров, стегают их вицами, сами грязные, волосы растрёпаны. «Какие-то из них хозяйки вырастут», – думает Степановна.

Прошло 5 лет. Поехала женить сына. Посмотрела в одном, другом месте и вспомнила про метлевскую с косичками. Заехали, а девушка уже как раз в пору – невеста. Посмотрели, сговорились и привезли невесту-красавицу в Бобино. Рукодельница – не сыщешь такой красы во всём селе. Сын женой доволен, и свекровь в снохе души не чает.

Великое таинство бракосочетания, отсюда начинается воспроизводство рода человеческого. И не зря в этом обряде сочеталось столько торжества и величия таинственного чародейства. Множество разных церемоний – то грустных до слёз, то радостных, весёлых до смеха и пляски – нужно было провести от начала смотрин до конца свадебных гуляний.
Подрастает в семье паренёк, пора уже женить, семьёй обзаводиться. И, если парень во время гулянок по вечёркам подглядел себе девушку, то с согласия родителей засылают к ней сваху. Сваха1 заходит в дом невесты не дальше матницы2 и, стоя, начинает разговор иносказательно: что де есть у нас купец – добрый молодец, а у вас товар – красна девица, и можно ли нашему купцу приехать посмотреть ваш товар. Если родители невесты дают согласие, то жених с родителями, сватьей3 и ещё кто-либо из старших едут смотреть невесту.

Смотрины

В большинстве случаев молодые парни не имели воли выбора невест до поры до времени. Подходила пора жениться. И родители по своему усмотрению ехали смотреть невесту. Без предупреждения подъезжают к дому и просят разрешения посмотреть девушку. Если родители согласны показать свою дочь, то начинаются смотрины4. В деревне, как по духу, узнают про смотрины, которые обычно бывали вечером, и бежит народ смотреть – кто под окна, кто под порогом. Невестина родня как хозяева положения применяли разные хитрости, чтобы скрыть дефекты, если кои имелись у невесты: слабый слух, зрение, хромота и др. Пытали и жениха в смекалке и ловкости. Например, в деревне Брагины на смотринах жениху подали раскалённое на огне блюдце со стаканом чая, сахар и калач. Чай нужно было пить, стоя, из блюдца. Жених не растерялся. Блюдце взял с платком и поставил на лавку, а чай выпил – по-модному для того времени – из стакана. Во многих случаях такие налётные смотрины заканчивались несогласием сторон по той или иной причине. Находили отговорку и ехали смотреть другую девушку. Если на смотринах не понравилась невеста или жених, то это считалось пороком наоборот. Чем больше смотрин у невесты, тем было почётнее. Модно было сделать до 40 смотрин. Если на смотринах невеста и жених понравились друг другу, и родители сходились в цене за невесту (цена небогатой невесты была от 25 до 100 руб.) и её приданое, то назначали через несколько дней пропивки5.

Сразу после смотрин родители невесты едут смотреть место, где живёт жених, если он не ближний. Зиновьевна от Брагиных ездила в деревню Ложкины одна, без мужа. Вернувшись после осмотра, рассказывала мужу: «Дом жениха пятистенный, резные ставни и наличники у окон, у дверей в избе – медные скобы, на ограде – флигель. Рядом свой колодец, сенокосу хватает, а лесу у Ложкиных общинного – медведи водятся».

Пропивки

На пропивки приезжают уже человек до десяти. Заходят в дом, встают возле лавки по рангу. Невеста выходит и здоровается со всеми за руку. Уходит и снова выходит с подносом, на котором лежит платок для жениха (платок этот – заветный). Жених берёт подарок и кладёт на поднос гостинец. Стряпухи уже в это время собрали на стол. Отец невесты объявляет: «На молитву!» Все молятся. После жених и невеста садятся за стол в переднем углу, за ними – вся семья. Начинаются пропивки. Пьют вино, ведут беседу о проведении девичников и свадьбы, о подарках с обеих сторон. Если родители невесты надумали отказать жениху уже после пропивок, то они должны забрать у жениха заветный платок, а со своей стороны вернуть деньги, уплаченные за невесту во время пропивок. Иногда договорившись на смотринах о цене, жених на пропивках сдерживается платить деньги. Тогда отец невесты заявляет: «А вот денежки – на стол, как сядет девушка за стол!» Иначе пропивки могут не состояться.

После пропивок жених несколько раз приходил к невесте с гостинцами: с орехами, пряниками, конфетами. У невесты собирались девушки из родни и соседские, помогали шить необходимое для свадьбы невесте и для подарков. Пели прощальные песни, плакали. Жених с товарищами веселил компанию. Родители жениха и невесты готовились к пиру. Закупали продукты, вино, подарки и всё для венчания: обручальные кольца, венчальные иконы, свечи и др. Извещали родню, дальнюю и ближнюю. Кононовна, мать жениха д. Ложкины, купила драпа на пальто (сак-пальто) невесте согласно ряды6. Драп из дешёвки оказался прелым. Татьяна Зиновьевна, мать невесты, не приняла этот дар, пришлось покупать драп снова, иначе свадьба – долой.

Девичник

Маленький девичник7 проводился как прощальный вечер и как вечер встречи и знакомства молодёжи со стороны жениха и невесты. Большой девичник – это уже большой сбор близкой родни с обеих сторон для первого знакомства.

Приехали к Зиновьевне от жениха человек двадцать мужчин и женщин, раздеваются и встают по рангу родовитости. Мужчины – у одной лавки, от стола первый – жених, далее – отец жениха, тысяцкий и другие гости. Женщины – тоже по рангу в ряд возле другой, бабьей, лавки. Выходит невеста, здоровается за руку с мужчинами, начиная с жениха, затем – с женщинами. После приносит подарки для жениха, далее идёт с подарком к отцу жениха. И так выходит 15–20 раз, подарит каждому, согласно условию на пропивках. За подарок на поднос невесте каждый кладёт от себя какой-либо подарок или деньги в знак уважения. Затем все гости жениха и невесты усаживаются за столы. В центре – жених с невестой, а по бокам, строго по родовитости – все гости. Начинается угощение: чаепитие, затем закуски, вино. Обед из нескольких блюд. Принесли стопку блинов. По обычаю жених должен разрезать блины на четвертинки для каждого гостя. Лукавые старухи запекли в блины луковые перья, и блины никак не режутся. Тут и нужна от жениха смекалка. Смех, шутки. Подвыпивши, гости начинают кричать: «Горько!» – и жених с невестой сластят-целуются. На девичнике родители окончательно назначают день свадьбы, количество участников с той и другой стороны, также уточняют, сколько будет зажжено свечей в церкви, какой хор певчих, обговаривают и другие детали обряда. Песни и пляски под гармошку затягиваются далеко за полночь. Наутро гости разъезжаются с песнями по домам.

За невестой!

Ну вот, обо всём договорились, настал день свадьбы, венчание8. Жених собирает поезд из соседей и ближней родни, запрягают 12–15 лошадей и более9. Для невесты запрягают пару, иногда повозку – тогда пар лошадей бывает больше. Сбрую надевают выездную – с бляхами и кистями, ошейник – с ширкунцами10, дуги – с мелкими пластами и колокольцами. Всё блестит, звенит, лошади начищены, пляшут в упряжке, рвутся вперёд. В поезде едет только мужской пол, из женщин – две поневестницы11, одна крёстная мать, которые поедут на своей лошади. Крёстная мать невесты – погонихой12.

Впереди едет, ведёт поезд «дружка» – особо опытный, бывалый говорун, способный вести поезд в любых трудных условиях. Дружка13 везёт небольшой сундук-чемодан с калачами и пряниками для ребят, бурак пива для угощения церковных сторожей и небольшой каравай благословленного хлеба. За дружкой едет жених и «тысяцкий14», крёстный отец жениха. За ними – поневестницы в карете (одна из них – крёстная мать жениха). Далее шафера15 (братья жениха и невесты или парни из родни) – молодые щёголи с белыми лентами через плечо. Они везут венчальные иконы. Тысяцкий – самый почётный гость в поезде и на свадьбе, он должен знать все свадебные обряды и следить за порядком, правильностью их исполнения. Тысяцкий за свой счёт нанимает пару лошадей с каретой для невесты, покупает венчальные иконы, принимает молодых на поклон на третий день свадьбы. Сейчас перед выездом к венцу он вместе с родителями благословляет жениха в добрый путь, надевает на него нательный серебряный крест и ведёт к поезду, который выстроился на улице.

Тронулись. За деревней поезд остановился. Дружка встаёт на ноги и громко читает изначальную молитву «Во имя отца, и сына, и святого духа…» «Аминь твоя молитва!», – кричат ему сзади. «Все ли в сборе, всё ли взяли?» – «Все в стопе!» – кричат дружке. – «А ну, трогай с Богом!» – «Благословляем!» – кричат в ответ. Поехали. Едут по деревням, молодёжь – с бубнами, гармошками, с песнями. Народ смотрит по сторонам, ребятишки отворяют ворота, дружки бросают им калачи. У деревни, где живёт невеста, поезд останавливается, дружка идёт в разведку. Заходит с помощником в ограду невестиного дома, а дверь в избу держат изнутри, пока не пускают. Дружка читает громко молитву «Господи Иисусе, помилуй нас!» – «Аминь твоя молитва», – кричат из избы, и так три раза. Потом дружка спрашивает: «Как, сами отворите или нам дозволите?» Дверь отворили. Родители невесты встречают подъехавших хлебом-солью, каравай на подносе и солонка. Дружка достаёт из сундука каравай от жениха и кладёт его на каравай невесты. Это значит, чтобы в семье муж над женой верховодил. А ловкая стряпуха от невесты выдернула нижний каравай и прихлопнула им каравай жениха – пусть в семье верховодит жена. Опытный дружка, конечно, не допустит такого унижения.

Поздоровались. Дружка начинает деловую речь: «Сват и сватья, у нас сегодня свадьба, а как у вас?» – «И у нас тоже свадьба», – отвечают от невесты. «На вашем поле стоят нашего князя кони, запряжена карета на два места, готова ли у вас невеста? Кони у князя в поезде все вороные, и на них сидят молодцы удалые, для них надо опростать место в избе (а народу собралось – полная изба). Малых ребят на полати спихать, калачи собирать» (помощник горстями кидает из сундука калачи на полати, а там уж возятся ребята – ждали до поры). Дружка продолжает: «Старых стариков посадить в кут, привёз я им табаку пуд, пусть сидят, чадят да на князя глядят. А старух на печку послать – лук перебирать, красных девиц в сторонку потеснить, кабы молодцы в шутку их не смогли прихватить». Далее дружка говорит о богатстве князя. «Хлеба-то у князя полны амбары16, в горнице – медная посуда, тазы и самовары, а на самом-то князе надеты плисовые17 шаровары и чапан18  из тонкого аглицкого сукна. Ехали мы до вас вёрст сорок, попался нам по дороге волок – 77 ёлок, мы всё ехали, на вершины смотрели да больно пить захотели. Нет ли у вас стаканчиков до шести душу отвести?» Угощают свата вином. Дружка продолжает: «Сам-то я небогатый, жена моя – не пряха и не ткаха, надеты на мне последние штаны и рубаха» (это дружка заговаривает себе подарки). От невесты одаривали всех поезжан полотенцами с кистями – выборные, а этому дружке бойкие стряпухи поднесли на подносе рубаху портяную19 и штаны кожевые-изгребные20, широкие. «На-ко, миленький, носи, да не марай, по праздничкам надевай!» Все смеются ради шутки. «И то ладно, в лес дрова рубить!» – шутит дружка.

Иной говорун до получаса разные похвалы да наставления читает. Опытного дружку подбирали из родни или звали по знакомству. В селе Бобино особо виртуозно выполнял эту роль Степан Сергеевич Владимиров. Яков Макарович Кассин из д. Плишки рассказывал, что 20 раз ездил дружкой благополучно, а на 21-й раз знахарь Алёша Политура заколдовал: отнял дар речи, и он ничего и не мог сказать. Был такой случай в д. Кавардаки. Приехал Семён, жених из д. Лучины, за невестой Соней Прокопьевной. Дружкой был храбрец от Тумаков, топчется на месте, переступает с ноги на ногу, а сказать по делу ничего не может. Знахарь незаметно упёрся большим пальцем в сук дверного косяка и отнял речь у дружки. Наконец, дружка из милости запросил: «Да что вы, ребята, отпустите меня с Богом!» Заругался и отец невесты Прокопий. Наконец, отпустил палец знахарь, и храбрец-дружка кое-как свёл концы с концами, получив наперёд хороший урок – не зазнаваться.

Закончив разведку, дружка заказывает хозяину приготовить коням по копне сенца, да по зобне21 овсеца, да караул поставить построже, упаси Боже, чтобы кто не подшутил. В части сенца да овсеца – это в шутку, в части охраны – строго и всерьёз.

Частые бывали случаи. Пока поезжане столуются у невесты, охальники то гужи или супоны у коней подрежут и на ходу лошади распрягутся; то гайки у колёс свинтят и на ходу колёса спадут. Бывало, что соседский жених уже сватался к этой невесте, но ему отказали, вот он и подстроил подвох. Бывало и так. Жених-богач от Запиваловых перебил невесту у жениха из д. Моргуновы, тот пригрозил: «Сосватаешь, но невесту не увезёшь!» Запиваловский жених свёл все чины – пропивки и девичники, приехал за невестой поездом, на пару в повозку посадил невесту, а выехать из ограды не могут. Бьются, стегают лошадей, а те на дыбы встают, переклады грызут, а из ограды не идут. Что тут делать? Пришлось искать своего дошлого колдуна. Нашли. Приехал запиваловский «дока», обошёл вокруг упряжки, потрепал ласково коней по морде, и те спокойно вышли из ограды. Увезли невесту, народ смотрит, диву даётся такой мудрости. А дело-то и не очень мудрёное. Моргуновский «дока» плеснул к подворотне медвежьего сала, кони чуют зверя и не идут. А запиваловский знахарь брызнул на свою ладонь нашатырного спирта, похлопал лошадей по морде, притупил временно чутьё, и кони вышли. Был такой случай и в д. Сапожнята.

Наконец, заехал поезд в деревню. Пару лошадей для невесты поставили в ограду. Поезжане заходят, здороваются, столы уже накрыты, рассаживаются по чинам. Невеста сидит на коленях у матери, плачет. Девушки-подруги поют прощальные песни, готовят невесту к венцу. Жених берёт невесту за руку и ведёт за стол. Началось угощение. На обеде всем поезжанам подарили по полотенцу. (Белые выборные с кистями, рукодельные самой невестой, дарить поезжанам не обязательно). После обеда столы раздвинули, подвыпившие молодцы под гармошку выдернули в круг побойчее из стряпух, и пошла расплата хозяину за угощение с задорными частушками:

Вы богаты, ворсоваты,
Мы не хуже вас живём… и т. д.

Отдали честь, пора ехать. Молодые подходят к родителям невесты на благословление. Сначала жених, затем невеста падают ниц в ноги родителям, те гладят венчальной иконой над их спинами, благословляют на мирный, счастливый жизненный путь. Затем иконы передают шаферам. Поневестницы надевают на невесту нательный серебряный крестик. Жених ведёт невесту в карету и сажает на колени к поневестнице, сам же садится с тысяцким. Поезд выстраивается на улице, впереди – дружка, тысяцкий с женихом, невеста, шаферы с иконами и другие. На конце поезда пристроилась погониха с мужем. Дружка на ногах, смотрит, все ли в сборе, командует: «Вперёд!». Ему кричат: «С Богом!» Поезд тронулся, поехали в церковь венчаться. Родители невесты снаряжают сундушников из 3–5 человек везти приданое невесты к жениху на одной или двух лошадях.

Венчание

Поезд подъехал к церкви. Жених высаживает невесту из кареты и ведёт в церковь. Сначала в палатке раздеваются, затем в церковной канцелярии – запись о бракосочетании. Поневестницы готовят невесту, и та с женихом идёт на ковёр под венец. Шаферы поставили иконы на аналой и встали за молодыми. Все устанавливаются по чинам. Тысяцкий ведёт распорядок по договору: о количестве освещения, о составе хора певчих и др. Дружке тоже надо держать ухо востро. Поезжане подвыпили, а народу в церкви полно, может завязаться драка. Бывали случаи: угрозы жениху отобрать невесту из-под венца. Например, дружка Осип Фёдоров из д. Овсяники вызывал даже полицию для охраны порядка. В селе Совье парень-сибиряк с товарищами подхватил невесту на ходу из-под венца и увёз к себе (было это в сговоре с невестой). Жених – сын священника – остался на «бобах». Народу при венчании – полна церковь, со всех ближних деревень приходили смотреть на наряды поезжан, слушать пение хора.

Певчих для бобинского хора служители церкви подбирали со школьной скамьи, в церковно-приходской школе. В школах тогда вёлся урок церковного пения. Ведущей певицей в хоре в 30-е годы XX века была Мария Григорьевна Бабинцева, пела она дискантом. О силе голоса Мани её подруги говорили, что, когда Маня отдаёт полный голос, у неё в руках все нотные листки дрожат. Напарница Бабинцевой Ольга Осиповна Столбова (Оля Осина) пела альтом. Тенором пела Варя Барашовская. Басом пел руководитель хора, псаломщик Василий Северьянович Загвоздкин. Иногда в хор приглашали Александра Рощиву из д. Пашковы. Всего в хоре было до десяти человек. При текущей службе хор пел на клиросе. Холодная церковь во имя Благовещения была пустотелой. Много света: окна на высоте почти 20 метров, по стенам – золочёная роспись, на высоте 10–12 метров были устроены для певчих особые хоры, где пели по большим праздникам. Получался очень хороший резонанс. Любители искусства специально приезжали из Вятки послушать пение бобинского хора. Эти же певцы с. Бобино участвовали в хоре при сельском клубе, выезжали с концертами в Киров, Кстинино, Вахруши, получали премии и похвальные грамоты.

При венчании соблюдался классовый подход. Для богатого жениха по всему проходу до кареты стлали ковры. Священники и певчий хор встречали молодых на первой лестнице, венчали перед главным алтарём во имя Благовещения с полным составом хора и всеми зажжёнными свечами. Бедную свадьбу венчали без встречи, перед алтарём левого придела во имя святого Николая Чудотворца, без света паникадил и с малым хором. При записи в книгу служитель обряда спрашивал молодых по очереди, по своей воле или поневоле вступают в брак. Они должны сказать, что вступают по своей воле. Часто невеста говорила сквозь слёзы, не смела ослушаться родителей и старших.

Были и такие случаи: порошинский богач женил сына на богатой невесте из пос. Субботиха без согласия жениха и невесты. В церкви при записи жених не стал расписываться в книге, выбежал на волю, вскочил на коней и уехал. Невесту всем поездом отвезли обратно к родителям. Отец-богач не посрамил свою дочь. Поезжан задержал и больше суток, как на свадьбе, пировали, только «горько» не кричали. А вскоре построил для дочери на Субботихе хороший дом, подыскал по сердцу жениха, и прожили они счастливо век, пятерых детей воспитали. Только иногда и в шутку, и всерьёз напоминали люди женщине, что её жених от венца сбежал.

Ритуал венчания начинался с пения хора и чтения наставлений служителя. Сначала происходит обмен обручальными кольцами молодых три раза (кольца уносили для освящения в алтарь). Затем из алтаря приносят венцы – золочёные короны, и служитель обряда надевает их на голову жениху и невесте по очереди со словами: «Венчается раб Божий… (имя), венчается раба Божия…» Хор продолжает набирать темп. Далее жених и невеста целуют золотой крест и Евангелие в знак супружеской верности друг перед другом, в знак кротости жены перед мужем. «Жена да убоится мужа своего», – всё это оговаривается служителем, а хор поёт с паузами. Далее служитель берёт за руку жениха и ведёт молодых вокруг аналоя. Шаферы идут сзади молодых. Если у невесты платье со шлейфом, то шлейф платья несут на ленте, чтобы не наступили. И так обходят аналой три раза, а хор на высшем подъёме поёт: «Исаайя, ликуй, дева, имей во чреве и роди сына и т. д.». Ритуал подходит к концу. Венцы снимают с голов молодых и уносят в алтарь. Молодые с ковра направляются к выходу. Шаферы берут с аналоя освящённые иконы и идут за молодыми. Хор поёт: «Многие лета…»

При выходе из церкви жених и невеста садятся в одну карету. Поневестницы и шаферы с иконами – за ними. Тысяцкий с дружкой – впереди. Поезд двигается.

От церкви поезд едет другой дорогой, чтобы запутать след для невесты, чтобы не нашла дороги бежать от мужа. По деревням едут с песнями и гармошкой. Иногда в деревнях народ останавливает поезд, чтобы высмотреть невесту: не отворяют до поры ворота. До образования колхозов почти в каждой деревне по концам ставились полевые ворота для охраны посевов от скота. Ворота отворялись для проезда на лошадях. Иногда, завидя проезжую двуколку, рябятишки со всех ног бежали отворять ворота. За это им бросали с повозки горсть конфет или пряников, иногда и денежку.

А невеста всю дорогу плачет, так было положено. Да и не всегда это было наиграно, так как венчались часто не по своей воле. Но вот приехали домой. Приезжане разводят лошадей по домам, готовятся на вечерний пир.

Первый день свадьбы

Родители жениха встречают с иконой молодых у своего дома, поздравляют с законным браком и приглашают в дом. Уже накрыты столы для поезжан. Вечер начинается здорованием с молодыми. За столом в ряд встают жених с невестой, рядом – тысяцкий, дружка, поневестницы и погониха. Поезжане подходят к молодым, поздравляют с законным браком, целуют невесту и пьют вино, кладут на поднос жениха деньги (копеек 15–20, редко кто положит полтинник или рубль – деньги были дороги). После невесты целовали поневестниц, погониху и за поцелуй клали им в платок, кто медным, а кто и серебром. Все эти сборы денег передавали молодым на поднос. Все целования проходили с шутками и весёлым смехом.

Вскоре подъезжают сундушники. Сундук не проходит в двери – надо выкупать приданое. Подают вино. Много тут бывало крику и кряхтения, смеху и веселья, наконец, всё уладили, сундуки втащили на место. Начинается общее застолье чаепитием. Чай с калачами, мусниками22, пряниками. Пьют вино. Первую рюмку все разом, говорят приветствия, поздравления, тосты и кричат молодым «Горько!» Молодые целуются, сластят. После первой пьют группами по потребности. Говор и смех – на весь двор. «Тысяцкий пьёт!» – провозглашает кто-то. Все приветствуют. Но вот уже кто-то затянул песню, её поддержали, заиграла гармошка, столы раздвинули, и пошла круговая топотуха23. Плясали и без гармошки, под песни: «Ах, вы сени, мои сени...», «Сад ты мой, садок...», «Во кузнице...» и др. Наплясавшись вдоволь, снова садились за столы – ужинать. На ужин подавали суп мясной или молочную лапшу, картофель с мясом, холодец с квасом. На столе стояли закуски из капусты и других овощей, стряпня. Снова пили все разом, кричали «горько», смех, шутки, снова песни и пляски. И вот уже время за полночь. Пора молодым на покой, в особо отведённую спальную комнату – подклеть24. Да и гости уморились, пир заканчивается, идут все по местам, отведённым на ночлег.

Второй день

На другой день рано утром снова собираются для опохмелья и для свадебных забав. Несут с собой старые горшки, корчаги, кидают в дверь, чтобы разбились вдребезги, сорят в избе – смех и крики. Молодых подняли с постели, спросонья усадили на деревянную борону, повезли в баню. А там уж дружка сжёг обмолоток25, дыму полна баня, туда и втолкнули молодых. Нечем дохнуть, под сальные шутки и смех молодые выскочили обратно. Принесли двуручную пилу – пусть молодые попилят дров, жених дрова колет, молодая в избе подметает, черепки собирает. Одним словом, на все руки пытают молодых на людях, как они способны к работе. Но вот все успокоились, идут часов в 9 утра к завтраку, он уже готов. Угостились, поплясали, и поехали молодые на поклон к родителям невесты. Там уже собралась родня невесты. Поздравили молодых с законным браком, угостились, отстоловались, спели, сплясали, воздали честь хозяевам за угощение и всей роднёй поехали сватовья отгащивать на пир второго дня свадьбы у жениха. Родители жениха встречают гостей и сватовей у дома на воле, у подъезда – хлебом-солью и вином. Приглашают в дом на свадебный пир. На второй день пирует вся родня вместе. Чаепитие, обед, ужин, соберут не одно застолье: всех враз в избе не поместить. Натужно и бойко приходится поработать стряпухам, приготовить, подать на столы, всё прибрать. После чая на обеде подавали суп говяжий, далее вторые и третьи блюда. Три яства как основа, а затем уже выдумка поваров – искусных поварих, на показ всему миру.

Пиво деревенское – хмельное по потребности и вино с водкой. Женщины пили очень мало, только пригубятся26, мужей сдерживали от перепоя. Кто постарше из пожилых, сами сдерживались от хмельного для поддержания порядка.

Гармошка на свадьбе появилась в конце прошлого столетия, до этого плясали под струнные, духовые инструменты и под песни. Сотни песен было сложено для свадебного ритуала. И грустные, прощальные, и весёлые, хоровые и плясовые. Вечера проводили не только в пляске – топотухе, а водили игры, хороводы. Талантливых затейников и певиц приглашали на пиры не только по родству, но и по знакомству.

Третий день

На третий день свадьбы ловкие на выдумки спозаранку уже нарядились в поход по деревне. Кто цыганом с бичом, кто гадалкой с картами, кто знахаркой с травами, кто цирковым клоуном, кто гармонистом, кто поводырём с медведем или стариком со старухой – идут, заводят хороводы под окнами или заходят в дом, вымогают подаяния. Хозяева угощают, чем могут, подают и деньгами. Пособирав достатком денег, ряженые посылают в магазин за вином. В доме жениха уже подготовлены столы на завтрак, и снова шумное застолье с выпивкой, песни и пляски. С полудня угар хмеля начинает спадать: хватит – покутили, пора и меру знать. Тысяцкий пригласил молодых к себе в дом на поклон для угощения часа на два, а гости с пира разъезжаются по домам. К вечеру в деревне всё затихло. Надо отсыпаться и завтра за будничные дела приниматься. Свадебное пиршество закончено. Для молодожёнов начинается медовый месяц, но чествование ещё не закончено.

Смотр молодушек

По церковному календарю – канону – свадьбы делались только по мясоедам (постом не венчали). Если свадьба была в мясоед после Рождества, то на Масленке в заговенье проводился смотр молодушек. Молодёжь со всей округи: парни и девушки группами на лошадях с бубенцами и гармошкой ездили из деревни в деревню смотреть молодых жён. У молодушки с утра отворялась ограда, собирался, съезжался народ и до вечера шли пляски и встречи.

Если свадьба – в мясоед после Пасхи, молодушек смотрели в яичное заговенье (через 8 недель после Пасхи). С утра также отворяли ворота ограды. Молодожёны выходили к ограде с пивом и закусками. Подходили соседи, ближняя родня, поздравляли молодых. Угощались пивом. Справные хозяева угощали гляденщиков вином. Летом молодёжь группами с гармошкой ходила пешком. Отплясав у одной молодушки, шли в другую деревню. В игрищах и пляске молодожёны участвовали наравне со всеми. Нередко эти игрища заканчивались драками молодёжи из разных деревень.

И так, начиная от первых смотрин невесты до массового смотра молодушки, сколько же раз пара молодых подвергалась общественному контролю – смотру, сколько же уделялось внимания к судьбе молодожёнов со стороны родственников и со стороны всей общественной округи. И не поэтому ли так стабильно закреплялись молодые семьи. На памяти старожила Якова Макаровича из деревни Плишки за 50 лет до революции по Бобинскому краю был только один случай в д. Серовы – жена ушла от мужа, и А. С. Трефилову пришлось снова жениться. По Сапожнятской стороне старожилы тоже припомнили один случай.

Сложилась новая семья, обрелась новая родня, требуются выяснения новых отношений, выравнивание изъяна по расходам. Первым делом – рассчитаться с долгами продуктами и деньгами. Например, жених поехал жениться в заёмном наряде: костюм, калоши и часы взял у богатого дяди, да занял ещё и денег. После свадьбы костюм вернул, а за деньги отрабатывал у дяди на покосе и в страду в ущерб своему хозяйству. Не менее обидный обман бывал и со стороны родителей невесты. Привезли тяжёлый сундук с приданым. Много было крику, что сундук не идёт в двери, а в сундуке оказались не платья и полотенца, а разное тряпьё – барахло для груза. Всё постепенно переживалось, раздоры проходили. Недёшево обходились свадебные пиры. Однако, чем шумнее, веселее, тем памятнее была свадьба, тем дружнее жил коллектив новой родни, тем прочнее закреплялся брачный союз молодожёнов. И не всегда в жизни воспалялась платоническая, романтическая любовь. Но постепенно с заботой о хозяйстве, о детях, молодые сживались характерами и при поддержке родителей и доброй родни век жили счастливо.

Конечно, горька была женская доля в старое время, но горечь состояла не от того, что не было свободы на развод с мужем, а в политике бесправия женщины в обществе и в кержацком режиме семьи, порождённом экономической отсталостью страны.

Примечания

Словарь к статье «Деревенская свадьба в Бобинской волости» составлен на основе сведений из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля и «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.

1 Сваха – тот, кто идёт сватать невесту по поручению жениха или его родителей. Сватать – улаживать свадьбу, предлагать жениха, предлагать свою руку, звать замуж.
2 Матница (матица) – потолочная балка.
3 Сватья (сваты) – родители молодых и их родственников, друг друга взаимно зовут сватами, сватьями.
4 Смотрины – облюбование, глядины, смотр невесты самим будущим женихом или кем-нибудь с его стороны.
5 Пропивки – обряд просватывания невесты, заручение, помолвка.
6 Ряда – условие, договор или соглашение, подряд, сделка при покупке, деньги с жениха, выговоренные на отправку свадьбы.
7 Девичник – девичий вечер в доме невесты, на который собираются подруги и женщины, последний досвадебный обряд и сам вечер в канун брака. Подруги невесты веселятся и плачут, поют, невеста поёт, плача, прощается с ними; ей расплетают косу, родители благословляют, свахи уводят в баню.
8 Венчание – христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак.
9 Поезд (свадебный) – в народном свадебном обряде ряд повозок, следующих одна за другой.
10 Ширкунцы – большие упряжные бубенчики.
11 Поневестницы – подруги невесты (вятский свадебный чин, в роде посажёной или свахи; она провожает невесту в церковь).
12 Погониха – вятская сваха или иная женщина со стороны жениха, которая для приличия погоняет делом.
13 Дружка – распорядитель в свадебном обряде, приглашённый женихом.
14 Тысяцкий – главный распорядитель на свадьбе.
15 Шафер – в церковном свадебном обряде лицо, состоящее при женихе или невесте. Он же держит у него (у неё) над головой венец.
16 Амбар – простейшее зернохранилище.
17 Плисовые (шаровары) – плис – хлопчатобумажный бархат по льняной основе.
18 Чепан (чапан) – поддёвка, стёганка, крестьянский верхний кафтан, долгополая верхняя одежда.
19 Портяной – холщёвый, пеньковый или льняной, грубый холст для крестьянской рабочей рубахи.
20 Кожевые, изгребные (штаны) – «изгребной» холст, сотканный из очёсков-остатков, изгребей, льняных грубых волокон.
21 Зобня – плетюшка, кошель, кузовок, лукошко, плетёное или лубяное, берестяное для дачи лошадям овса или ячменя.
22 Мусники (мучники) – пшеничная лепёшка в виде ватрушки, налитая яичным тестом, чинёная горохом или просто посолёная.
23 Топотуха – круговая пляска с топаньем ногами.
24 Подклеть – нежилое помещение, где устраивается брачное ложе для молодых, нижнее жильё избы деревянного рубленого дома; другая половина избы, кладовая.
25 Обмолоток – остаток от молотьбы хлеба, снопа овса, ячменя.
26 Пригубиться – отведать вина, пития, приложить губы.