Главная > Выпуск №23 > О влиянии революции на быт населения

О влиянии революции на быт населения

Октябрьская революция, произведшая социально-политический переворот в государственной жизни нашей республики, без сомнения, коренным образом отразится на быте населения, которому она предоставила широкий простор в деле культурного строительства. Уже и сейчас очевидно, что в быте населения в те немногие годы, которые протекли от октября 1917 г. до настоящего времени, произошёл ряд довольно существенных изменений; в дальнейшем времени надо ожидать ещё более значительных перемен.

Этот процесс смены бытовых особенностей населения, весьма заметный в одних местах и слабее выявленный в других, происходящий перед нашими глазами, заслуживает самого серьёзного внимания исследователя-наблюдателя; между тем уже и теперь он не ясен многим. Ещё менее он будет ясным последующим поколениям, которые будут наблюдать лишь результаты и дальнейшее поступательное движение его. И, таким образом, нам предстоит опасность не изучить этого в высшей степени интересного процесса смены бытовых особенностей в народном быту.

Для того чтобы этого не случилось, следовало бы, прежде всего, зафиксировать этот процесс в тех ещё начальных стадиях, которые он успел пройти до настоящего времени.

Пока ещё живы очевидцы старого дореволюционного быта населения, – будет нетрудно осуществить это дело, но нужно торопиться...

Наш обширный Вятско-Ветлужский край является местом жительства нескольких народностей: русских, удмуртов, мари, коми, бесермян и татар и, следовательно, даёт счастливую возможность предпринять изучение происходящего процесса в более широком масштабе. Необходимо воспользоваться этой возможностью.

Было бы весьма желательно, чтобы культурные работники нашего края, в связи с исполняющимся десятилетием Октябрьской революции, уделили внимание изучению изменений в быте населения, произведённых Октябрьской революцией, и результаты своего изучения выявили в ответах на приводимую ниже анкету.

Просьба ответить по возможности на все вопросы анкеты. Чем подробнее будут ответы, тем лучше. По возможности иллюстрируйте ответы отдельными фактами. К анкете приложите записи песен, сказок, поговорок, вошедших в употребление после революции.

При составлении ответов нет нужды переписывать целиком вопросы, достаточно указать номер вопроса, к которому относится ответ.

Анкета
Влияние революции на быт населения

Какой район или какое селение имеется в виду в нижеприводимых ответах: а) губерния (область), уезд, район, селение?

К какой народности относятся сведения (русские, удмурты, коми, татары, бесермяне, мари)?1

I. Влияние революции на экономическое положение

1. Не изменилось ли в наблюдаемом вами районе (или селении) после 1917 г. количество надельной земли у населения?
2. Не увеличилась ли посевная площадь?
3. Какие изменения в технике передела пахотной земли внесены революцией?
4. Не стало ли население после 1917 г. укрупнять свои полосы?
5. Не внесла ли революция изменений в землепользование. Не наблюдались ли случаи возвращения в общину участковых землепользователей (хуторян, отрубников), вышедших из нее после 1906 г.? Сколько было таких случаев?
Не было ли случаев перехода от общины к участковому землепользованию?
6. Не изменилось ли в селении (районе) количество надельного леса, не получило ли селение, например, новую нарезку и в каком количестве десятин, или, напротив, у населения изъята часть леса. Какие изменения в порядке пользования надельным лесом произведены революцией в распределении леса по дворам, а также в установлении сроков рубить лес для продажи?
7. Какой севооборот в наблюдаемом районе существовал до революции и не наблюдаются ли после 1917 г. случаи перехода от старого севооборота к новому (какому именно)?
8. Не введено ли после 1917 г. травосеяние?
9. Не введены ли после 1917 г. новые культуры и какие именно: гречи, пшена и проч.?
10. Не улучшилось ли после 1917 г. у населения огородничество и в чём выражается это улучшение – в покупке лучших сортов семян, введении минерального удобрения, применении парниковой культуры и т. д.?
11. Не наблюдается ли среди населения после 1917 г. увеличение машинной обработки полей: сколько дворов перешло к машинной обработке полей?
12. Не стало ли население после революции улучшать породу скота или увеличивать количество скота?
Приведите сведения о количестве скота в нескольких отдельных дворах до революции и в настоящее время; Лучше для примера взять по 1 двору бедняка, середняка и зажиточного, причём указать по отдельности число лошадей, коров, овец, свиней и т. д.
13. Не организованы ли после 1917 г. трудовые коммуны или сельскохозяйственные артели, в каких селениях и когда именно?
14. Не увеличилось ли после 1917 г. число кооперативов. Число членов в кооперативе до 1917 г. и в настоящее время?
15. Сколько хозяйственных кооперативов и кредитных товариществ организовалось после 1917 г.?
16. Какие улучшения введены в крестьянское хозяйство через сельскохозяйственные кооперативы?
17. Не появились ли в наблюдаемом вами районе после 1917 г. прокатные пункты и пользуется ли ими население?
18. Не стало ли население после революции страховать своё движимое имущество?
19. Не применяются ли после 1917 г. меры борьбы с вредителями и какие именно?
20. Не стало ли население улучшать сельскохозяйств. инвентарь, приобретать сельскохоз. литературу. Пользуется ли ею в применении к сельскому хозяйству?
21. Не изменилось ли у населения после революции внутреннее убранство комнат – не заменяются ли старые картины, портреты новыми, революционными и какими именно?

II. Влияние революции в области семейной жизни

22. Не намечается ли после революции 1917 г. падения авторитета родителей, и в чём оно выражается?
23. Всегда ли берут дети разрешение на посещение посиденок, деревенского спектакля, вечеринки и пр.?
24. Ограничивают ли родители для девушек время для гулянки по вечерам в праздничные и будничные дни?
25. Не замечается ли после 1917 г. уменьшение авторитета главы семейства при наличии взрослых сыновей. В чём это сказывается?
26. Всегда ли после 1917 г. инициатива в хозяйственных мероприятиях и в работе исходит от главы семьи – хозяина?
27. Не уменьшилось ли число семейных споров между отцом и сыновьями или, наоборот, увеличилось?
28. Не увеличилось ли после революции число семейных разделов?
29. Не улучшилось ли положение жены, не сократилось ли количество семейных драм. Сказывается ли влияние женотделов в данном случае?
30. Не участились ли после революции случаи брачных разводов; какими причинами, главным образом, они вызываются?
31. Не изменилось ли после 1917 г. положение снохи в семье, хотя бы в том отношении, что сноха не стала рабски подчиняться свекрови. Считается ли предосудительным, если сноха не спрашивает у свекрови на каждом шагу, что ей делать?
32. Не улучшилось ли отношение родителей к малолетним детям (в смысле большей заботливости об уходе за детьми, лучшего питания их и пр.)?
33. Не увеличилась ли тяга к образованию детей, в особенности девочек?
34. Не внесла ли революция какие-либо изменения в семейных обычаях, напр., не уменьшила ли число случаев выдачи девушек замуж без их согласия?
35. Не наблюдаются ли изменения в размере платы за невесту и как изменились виды этой платы?

III. Влияние революции на общественный быт

36. Не увеличился ли в населении интерес к общественным делам?
37. Принимают ли женщины участие в делах управления (в качестве членов сельсовета, волисполкома или на каких-либо других выборных должностях)?
38. Не возникли ли в районе после 1917 г. народные дома?
39. Не появились ли избы-читальни (где именно, по чьей инициативе). Как относится к ним население. В чем выражается их влияние на население?
40. Не выписываются ли отдельными жителями или всей деревней газеты, журналы и какие именно?
41. Какие виды культурно-просветительной работы после 1917 г. появились в данной местности: беседы, лекции, конференции, спектакли (укажите, какие именно спектакли были поставлены за истекшие последние два года)?
42. Не учреждены ли комитеты взаимопомощи и комитеты батраков и в чём выражается их деятельность?
43. Не наблюдается ли в местности после 1917 г. увеличения общественной помощи трудовым элементам?
44. Есть ли ячейки ВЛКСМ или ВКП(б)?
45. Не имеется ли каких-либо профессиональных организаций (каких именно). Количество членов в них (мужчин и женщин отдельно)?
46. Как относится население к новым культурно-просветительным учреждениям и ведущейся в них работе?
47. Какие изменения внесла революция в народные развлечения: не изменилось ли, например, времяпрепровождение на так называемых посиденках?
48. Не вышли ли из употребления какие-либо виды развлечений, существовавшие до революции?
49. Не исчезли ли под влиянием революции какие-либо старые обряды и какие именно?
50. Не наблюдается ли изменения в отношениях населения к знахахарям, медицине?

IV. Влияние революции в области религии

51. Как повлияла революция на религиозность населения (в сторону её уменьшения или увеличения)?
52. Не изменилась ли после 1917 г. посещаемость церкви (мечети, языческих шалашей, молений в лесах) стариками, пожилыми, женщинами, молодёжью, детьми?
53. Не изменилось ли после революции число церковных праздников: не уничтожены ли какие-либо праздники и не установлены ли новые праздники (какие именно)?
54. Не устраиваются ли в вашей местности октябрины (для новорождённых), красные свадьбы, красные похороны? Сколько было таковых за последние два или три года?
55. Насколько увеличилось число случаев уклонения населения от исповеди?
56. Не сократилось ли число религиозных обычаев при свадьбах (например, обход поезжан с иконой, пение молитв, неоднократное моление)?
57. Не сократилось ли в местности церковное поминовение умерших?
58. Не уменьшилось ли среди населения число обращений к духовенству в случаях заболеваний?
59. Не замечается ли уменьшение напольных молебнов, крестных ходов, славления в Рождество и Пасху и пр.?
60. Не отразилась ли революция на участии населения в церковном управлении. Не замечаются ли среди населения случаи уклонения от несения установленных общиной повинностей в пользу церкви: от выбора на должности, предоставления подвод, участия в охране чистоты и порядка в храме и т. д.?
61. Не повлияла ли революция на характер выборов при местной церкви на должности сторожей, попечителей, членов церковного совета, старост и т. д.; какой элемент туда выбирается – набожный, нерадивый или наиболее революционно настроенный?
62. Как после революции относится население к специальным сборам на благоустройство церкви (ремонт здания, приобретение ценного инвентаря)?
63. Насколько изменилось отношение населения к духовенству?
64. Как сократились натуральные сборы в пользу его (осеннего, руги, петровского и т. д.)?
65. Какое впечатление произвело на население отделение церкви от государства?
66. Как отнеслось население к переходу церкви на новый стиль (описать характерные факты этого момента, как-то: двойные праздники, изгнание духовенства и т. д.)?
67. Не увеличилась ли после 1917 г. приверженность нацмен к языческим обрядам (или, наоборот, уменьшилась) и в чём это выражается?
68. Не произошло ли изменения в веровании населения в разных духов и вообще нечистую силу?
69. Не изменилось ли отношение нацмен к своим языческим жрецам?
70. Ведётся ли в вашей местности антирелигиозная пропаганда, в какой форме, кто участвует в ней: ячейка ВКП или ВЛКСМ, деревенская молодёжь или приезжие лица?
Как относится к этой пропаганде население. В чём сказываются результаты пропаганды?

V. Влияние революции в области языка и народного творчества

71. Какие слова вошли в обиход населения после революции. (Запишите эти слова так, как они произносятся населением).
72. Какое влияние произвела революция на народное творчество? Не исчезли ли за это десятилетие какие-либо старые песни и не появились ли в связи с революцией новые песни, сказки, поговорки?
73. В народных песнях-частушках не отразились ли события революционной эпохи, а также рассказы о деятелях революции?
74. Какие именно революционные песни вошли в употребление. (Запишите их текст).
75. Не замечаете ли вы изменения в отношениях нацмен к русскому языку. Не увеличивается ли (или, быть может, уменьшается) стремление нацмен обучаться русскому языку?
В местах совместного жительства на каком языке по преимуществу говорили между собой русские и нацмены до революции и на каком говорят теперь?

Подпись лица, заполнявшего в анкету.
Дата заполнения анкеты.
Адрес составителя.
Анкеты по заполнении их направляются в Вятский Научно-Исследовательский институт Краеведения (Вятка, ул. Ленина, здание Пединститута).

П. Луппов
1927 г.

(Труды Вятского педагогического института им. В. И. Ленина.
Вятка, 1927. Т. 2, вып. 2)

Примечания

1 В каждой анкете следует помещать сведения только об одной народности