Главная > Выпуск №20 > История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с 1866 по 1945 год

История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с 1866 по 1945 год

Т. В. Бабинцева

В «Памятной книжке Вятской губернии за 1866 и 1867 годы» встречается сообщение о Вятском губернском приюте, существовавшем на средства благотворительного общества. Вятский приют предназначался «не для детей-сирот, а для детей поселян и дворовых, которые во время дневных работ их родителей или родственников по необходимости оставались без присмотра и попечения, лишены способов нравственного образования и сверх того подвергаются всяким несчастным случаям» (§ I – устава приюта). Дети в возрасте от 3 до 9 лет (§ II) приводились в приют, кроме воскресных дней и больших праздников, имели обед, полдник и платье на всё время пребывания. Согласно уставу «каждый день в положенное время родители являются в заведение для принятия детей обратно». Немногочисленные наставники детей – попечительница Н. П. Компанейщикова, директор И. И. Драверт, а чаще всего надзиратель или дьякон – осуществляли призор, попечение и нравственное образование детей.

С понятием «детский сад» в Вятке мы встречаемся гораздо позднее – в 1911 г. «Вятские епархиальные ведомости» (1912. № 2) сообщили о том, что в губернской публичной библиотеке состоялся праздник рождественской ёлки. Чем же это событие привлекло внимание местной хроники? Тем, что ёлка в библиотеке была праздником первого в Вятке частного детсада К. А. Лупповой.

К. А. Луппова

«Ведомости» сообщали: «Идея детского сада для многих неизвестна, и сама фраза “рождественская елка детского сада” звучит как-то странно. Поэтому мы позволим себе сказать сначала несколько слов о самом детском саде. Детский сад – это учебно-воспитательное учреждение (подобное школе) для маленьких детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, организованное по идее Фребеля. В детский сад дети собираются с 9–10 часов утра и остаются здесь до 2–3 часов дня. Дети все это время заняты разнообразными работами, которые исполняются ими, как игры и развлечения: строением разных фигур из кубиков и корзинок, приготовлением из картона и лучинок игрушечной мебели, работой из гороха и лучинок, лепкой из глины. Работы эти чередуются с подвижными играми, дается также некоторое знакомство с названиями окружающих предметов по-французски и немецки».

Сад, открытый К. А. Лупповой 1 октября 1911 г., посещало 30 детей, и помещался он в квартире устроительницы на Всехсвятской улице в доме Якубовского (ныне ул. Дерендяева, 59).

Вторым детским садом, открытым в феврале 1914 г. на средства благотворительного общества, был Вятский бесплатный детский сад. Его посещало 94 ребёнка – дети рабочих, подёнщиков, мелких служащих. Сад не имел постоянного помещения, дети ютились то в народном доме трезвости (ныне Кооперативный пер., 4), то в доме комитета трудовой помощи (ныне Протезно-ортопедический завод), то в фойе кинотеатра «Колизей». Дети получали горячий завтрак: чашку супа с хлебом и кружку чая с молоком и сахаром.

Дом, в котором жила семья Лупповых с 1906–1930 гг., где был открыт первый частный детский сад. Фотография А. Никонова. 1981 г.

Детские сады влачили жалкое существование, ибо ассигнования, отпускаемые по смете Министерства просвещения, составляли 1 коп. в год на ребёнка. Вятский детский сад не был в этом смысле исключением. Такой учебно-воспитательной работой было охвачено в дореволюционной Вятке 124 ребёнка. А жизнь многих тысяч ребятишек из подвалов и чердаков, из рабочих казарм и крестьянских изб была столь же беспросветной и тяжкой, как жизнь миллионов детей царской России.

Коренное изменение в постановке дошкольного воспитания принесла Октябрьская революция. Впервые в истории были созданы условия для развития общественного дошкольного воспитания. Уже 9 ноября 1917 г. декретом Совнаркома была утверждена Государственная комиссия по просвещению со специальным отделом, которому предстояло заниматься вопросами дошкольного воспитания и помощью детям. В первой же декларации комиссара по дошкольному воспитанию Э. И. Лилиной говорилось: «Дошкольное воспитание есть один из насущных вопросов нашего времени. Свободная, демократическая Россия в своём строительстве новой, свободной жизни должна позаботиться о слабейших из слабых – о детях, независимо от их социального положения… Система дошкольного воспитания должна явиться основной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования».

Декретом от 5 июня 1918 г. за подписью В. И. Ленина все общественные и частные дошкольные учреждения и школы передавались в ведение народного комиссариата просвещения. Тем самым дошкольные учреждения были включены в систему народного образования как его первое звено. В связи с этим I Вятский съезд деятелей народного просвещения, проходивший с 10 до 19 декабря 1918 г., уделил большое внимание вопросам развития дошкольного воспитания в губернии. Съезд констатировал факт неудовлетворительной постановки дошкольного воспитания, как в губернском центре, так и в целом по губернии. Причины этого: во-первых, малое количество средств, отпускаемых на дело дошкольного воспитания; во-вторых, отсутствие подготовленных кадров; в-третьих, отсутствие пособий и материалов.

Съездом был разработан план мероприятий по дошкольному воспитанию, а именно:

– скорейшее открытые губернских и уездных курсов дошкольных работников;
– пропаганда идей дошкольного воспитания среди широких слоев, в особенности среди женщин, путём лекций, бесед, летучек, издания брошюр;
– разработка сети детсадов, очагов, колоний, площадок применительно к местными условиям;
– разработка программы работ и занятий в детском саду.

Нет надобности перечислять подробно все пункты этого плана. Уже из сказанного видно, что подход к делу дошкольного строительства был на съезде деловым и подробным. Губернский съезд проходил в декабре. А за период, предшествовавший его работе, Вятским отделом народного образования уже были проведены важные мероприятия по организации дошкольного дела. В июне 1918 г. при городском отделе народного образования был организован дошкольный подотдел во главе с К. А. Лупповой. К ноябрю относится организация губернского дошкольного подотдела, которым руководила Никольская. Им – первым дошкольным работникам – пришлось начинать работу на пустом месте: не было статистических данных о количестве детей в городе и губернии, опыта, административной практики, знаний, в каком направлении двигаться. Новое начинание было встречено с недоверием. Родители не хотели вести детей в сады, боялись, что с ними там будут обращаться, как в приютах.

Губернскому и городскому подотделам, прежде всего, пришлось заняться знакомством с инструкциями и взглядами центра на дошкольное воспитание, изучением имеющихся материалов по дошкольному воспитанию, выборкой статистических данных о количестве детей дошкольного возраста.

Количество учреждений дошкольного воспитания в 1919 г. в городе было скудным: 4 детских сада и 3 площадки.

По сохранившимся отчётам можно составить представление об организации детей, распорядке их дня, занятиях. Вот несколько выписок. Руководительницы площадки Р. В. Окишева и К. К. Владимирова пишут: «В нашей группе насчитывалось 70 человек мальчиков и девочек возрастом от 2,5 до 6 лет. Во время плохой погоды вели занятия в кинотеатре “Колизей”. Порядок дня в группе был такой: дети собирались с 10 часов утра до половины 11. Свои завтраки они убирали в отдельное помещение, затем собирались на площадке и занимались гимнастикой. Потом начинались беседы с детьми, хороводы, ручной труд, в 12 часов – завтрак, затем дети предоставлялись сами себе, им выдавали игрушки, они катали колёса, рылись в песке, возили его, сеяли, строили крепости. Было грустно наблюдать, как дети 5-6 лет стряпали хлеба, торговали ими, провозили муку, отнимая её по дороге друг у друга». Из песен дети знали: «Расскажи-ка нам, Ванюша», «Летели 2 птички», «Хорошо, привольно рыбке», «Как пошёл наш козёл», «Грушица», «Слети к нам, тихий вечер».

Руководительницы Шестакова, Пронова, Сильвинская, Кочкина, Осокина, Киселёва, Тихоницкая, Смирнова, Усольцева отмечали большую любовь детей к ручному труду, работе с картоном и бумагой, вышиванию. Любили дети и игры с пением: «Вот солдаты идут», «Пахнет полем, воздух чистый», «Топнем ножкой», «Именины барана». Воспитатели первых детских садов (ими были наиболее грамотные выдвиженки из числа работниц, учительницы) также отмечали любовь к труду, слушанию сказок и… совершенное неумение играть. Игрушки, сделанные воспитателями, в несколько дней превращались в жалкие обломки.

Дети охотно играли привычным материалом: песком, камешками, палочками. В играх детей отражалась тяжёлая действительность: игры в жуликов и нищих, в постройку церкви, религиозные праздники, похороны, поездки за мукой, торговлю хлебом и карточками. Дети первых революционных лет несли на себе отпечаток своего нелёгкого быта и, случалось, были безучастны ко всему, кроме еды. Ведь первые годы работы совпали с тяжелейшими годами Гражданской войны, голода и разрухи.

Из воспоминаний Калерии Николаевны Сильвинской «О детских садах и детских площадках»: «01.09.18 я была принята роно ст. Вятка-II на должность руководителя детским садом. Вместе с Лупповой Верой Александровной (дочь К. А. Лупповой. – Т. Б.) принялись за организацию. Не было ни помещения, ни мебели, ничего не было! Наконец, дали нам помещение – верх дома Любимовой по ул. Раздерихинской (ул. Труда, 23). В комнатах много солнца, при доме – садик. Мы в восторге. Когда у нас было всё оборудовано, нам предложили освободить помещение для воинской части. Жаль было расставаться с устроенным помещением и размещаться в верхней части дома по ул. Владимирской (ул. К. Маркса, 32).

Заведующая детским садом Луппова Вера Александровна – очень деятельная, жизнерадостная. У неё одной было специальное образование – Фребелевские курсы в Петрограде. Она хорошо играла на пианино, что было очень ценно, т. к. специального музыкального работника в детском саду не полагалось. Официальных планов мы не вели, ежедневно заполняли групповой и общий дневник с указанием количества посещающих и меню завтрака, а также дневник записей со слов детей.

Часто в детском саду бывало и холодно (нет дров) и голодно (один хлеб), и без воды сидели. Однако постепенно дети начали привыкать  и любить детский сад. Сначала дети называли детский сад “приютом”. Дети дежурили, накрывали на столы, старшие мыли посуду, мыли пол, помогали умываться малышам, полюбили заниматься, играть, очень любили праздники».

Вера Александровна Луппова рассказала Калерии Николаевне такой случай: отмечался день свержения самодержавия – 12 марта1917 г., о котором Вера Александровна обстоятельно рассказывала детям, а беседы она умела вести. В заключение спросила ребят: «Ребятки, какой же сегодня праздник?» – «Царёв день», – ответили дети хором. Она прямо ахнула и про себя подумала: «Так недолго и в ВЧК попасть». Забегая немного вперёд: «…В апреле 1919, в связи с приближением армии Колчака, Веру Александровну призвали в армию, как медсестру, а меня эвакуировали вместе с железнодорожными работниками, библиотеками, детскими садами, учителями Вятки в Москву, а в середине мая вернули».

К. А. Луппова начала работу в организованном ею первом детском саду для детей дошкольного возраста. 1 октября 1911 г.

А вот как вспоминает это время Анна Михайловна Щавель: «За плечами был скромный подготовительный багаж: 8 классов Московской женской гимназии и педстаж – 1 год учительницы подмосковной фабричной школы. При первом знакомстве с объединением дошкольниц на общегородских собраниях г. Вятки меня поразило то, что, в основном, это был очень молодой по возрасту коллектив, с весьма скромной подготовкой, но окрылённый огромным юношеским энтузиазмом. На этом, по сути, новом поприще молодой Советской республики, начала я работу в детском саду № 1, помещавшемся в центральной части города, на ул. Энгельса, 10. В это время в Вятке не было специально построенных зданий для детских садов. Но для них были отданы лучшие дома-особняки. Распорядок дня был следующим: 8.00–9.30 – сбор детей, санитарный осмотр, несложная зарядка, маршировка, 9.30–10.00 – мытьё рук, первый завтрак, уборка, 10.00–11.00 – занятия с детьми, 11.00–12.30 – работа и игры на воздухе, 12.30–13.30 – мытьё рук, второй завтрак или обед, уборка, полоскание рта, 13.30–14.00 – свободные игры в помещении или на воздухе, 14.00 – уход домой. В это время сон в детских садах не проводился».

Острый недостаток в подготовленных кадрах дошкольных работников, отсутствие пособий и материалов для занятий с детьми – всё это вносило огромные трудности в работу.

Вот два документа. Телеграмма из Москвы:

«26 сентября 1918 года Вятскому отделу народного образования. Дошкольный отдел комиссариата просвещения открывает в начале октября одногодичные курсы инструкторов, 2–3-месячные – руководительниц детских садов. Немедленно присылайте делегатов. Лазуркина».

Ответная телеграмма из Вятки:

«Губнаробразе нет заведующего дошкольным подотделом. Кроме инспектора кандидатов нет абсолютно. Шлите минимум 2-х лиц. Положение дошкольного тяжелое. Отпущенные кредиты исчерпаны. Развал. Точка. Поддержите».

И Москва помогла. Вятский отдел народного образования получил на нужды дошкольного строительства 217 067 руб., примерную смету детского сада на 50 человек, перечень пособий и материалов для игр и занятий, подробный список книг для детей и садовниц, «Постановление о детской мебели», инструкцию по устройству детских садов (это были первые инструктивные документы центра). Работа значительно оживилась.

В этот период дошкольницы приступили к организации музея по дошкольному воспитанию: купили коллекцию животных из папье-маше, собрали оригинальные детские работы, начали собирать библиотеку по дошкольному воспитанию и детскую библиотеку. С 25 января по 4 апреля 1919 г. дошкольным отделом были организованы курсы садовниц. Курсы работали в тяжёлых условиях: в связи с продвижением Колчака к Глазову они неоднократно эвакуировались в уездные города.

Воспитатели детской летней площадки на железнодорожном транспорте
В. А. Луппова, И. В. Колпащикова, М. П. Спицина,
М. П. Шатров, Г. В. Романова (Радостева). 1919 г.

В течение лета и осени 1919 г. дважды были проведены курсы. Курсанты не только оставались работать в садах города (к 1 января 1919 г. в Вятке было 7 детских садов), но и уезжали для организации дошкольной работы на село. Результат этих организационных мероприятий был очевиден.

«Население, относившееся ранее с недоверием к дошкольному воспитанию, – говорилось в телеграмме дошкольного отдела в Москву, – теперь само уже идёт навстречу начинаниям подотдела. Необходимо шире раскинуть сеть детских учреждений. Есть местности в губернии, где крестьяне приводят детей за 5–7 вёрст и оставляют в садах на несколько дней. Вследствие того, что дошкольных работников у нас ещё крайне мало, удовлетворить потребность населения в детских садах мы ещё не можем».

Конечно, вопросы роста сети детских садов и подготовки кадров были очень важными и злободневными. Но не только ими ограничивалась работа дошкольных отделов в губоно и гороно. Вятские дошкольницы постепенно стали налаживать связь с уездными работниками, о чём свидетельствуют сведения и отчёты с мест, а также 1-я конференция, посвящённая состоянию работы в губернии.

При городском отделе народного образования осенью 1919 г. был создан дошкольный совет, куда входили руководительницы (заведующие) всех садов города. На этих еженедельных советах обсуждались нужды детских садов, программы занятий, вопросы детской жизни. Работа, по-видимому, была в этот период организована неплохо, так как Вятский дошкольный отдел получил многочисленные запросы из других городов и областей (Ярославля, Воронежа, Костромы и др.) с просьбой поделиться опытом дошкольного строительства.

1920-й год был годом подготовки ко II Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию. Вопросы подготовки к нему обсуждались на I губернской конференции дошкольных работников, проходившей с 20 по 28 июня 1920 г. в Вятке. 34 доклада, слушавшиеся на конференции, охватили почти все стороны жизни детских садов, деятельности воспитателей. Здесь хочется отметить важную роль губернской коллегии инструкторов по дошкольному воспитанию, организованной в сентябре 1920 г.

Сохранившиеся протоколы совещаний (от 21 сентября, 7 октября, 12 октября 1920 г. от 5 марта, 27, 28 и 29 августа 1921 г.) коллегии свидетельствуют о том, что в её обязанности входили организация, руководство и проведение всей научно-практической работы по дошкольному воспитанию в губернии.

«Инструктор является руководителем в деле дошкольного воспитания, он должен быть как методист и как практик, ему принадлежит инициатива в области проведения в жизнь новейших научно-педагогических течений, инициатива в исследовательских изысканиях». В чём конкретно заключалась эта организационная и научно-методическая работа?

1. Работа в коллективе дошкольниц; 2. составление учебных систем, планов, программ, курсов, средств, конференций; 3. работа в дошкольных учреждениях: обсуждение методов работы, разработка вопросов детской жизни, оценка отдельных начинаний; 4. культурно-просветительская работа с населением, пропаганда идей дошкольного воспитания, разработка инструкций.

В состав коллегии входили Кудрявцева, Луппова, Матвеева, Медведева, Аксёнова, Красных, Ложкина, Щавель-Дресвянникова, Шабанова, Кривошеина, Третьякова. В период подготовки ко II Всероссийскому дошкольному съезду они проделали большую работу по проверке детских садов, оказанию им помощи, продолжали организацию дошкольного музея, опытных детских садов. Хочется подробнее остановиться на опытных детских садах как новом виде дошкольных учреждений, возникших в 1920 г. «Сотрудники этих учреждений, – говорилось в их уставе, – должны вести одинаковую работу, как лабораторную, экспериментальную, психологическую, так и хозяйственную».

Жизнь скоро показала слабость таких учреждений, несвоевременность поставленной цели, недостаток подготовленных кадров, слабость материальной базы. Вот что писала в отчёте М. Дмитриевых, руководительница опытного детского сада им. III Интернационала при Школьном городке: «…С каждым днём приходилось всё более убеждаться, что теория не совсем-то сходится с практикой, что многое приходится, как ненужное, вычёркивать, делать по своему, приноравливаться к современным условиям… В группе было 42 человека… Не было условий для наблюдения за детьми, они носили короткий, эпизодический характер. Кроме этого, я заведовала хозяйственной частью: должна была получать продукты, вести приходно-расходные книги, отчётности. В основе нашей работы лежал метод Монтессори. По желанию детей приступили к изучению грамоты. Работа продвигалась медленно, так как у детей не было воспитано внимание. В моей группе были дети 6–7 лет, уже побывавшие в нескольких садах и получившие уже известное воспитание. Часто приходилось ставить вопрос о перевоспитании. Решать его было трудно. Часто чувствовала своё бессилие, недостаток теоретической и практической подготовки. Для того, чтобы воспитывать детей, прежде всего, самому руководителю необходимо быть воспитанным, всесторонне развитым и образованным».

Несмотря на все недостатки и трудности в работе опытных садов, сам факт их создания был очень важен, так как требовал от воспитателей вдумчивого подхода к вопросам воспитания и содержанию работы, анализу дошкольной теории и практики. И по-прежнему ни на один день не сходил с повестки вопрос о профессиональной подготовке. Большую помощь в этом направлении оказывал Вятский институт народного образования, в частности, его 1-й отдел – дошкольный. Надо отметить, что отбор кадров для детских садов был строгий. Так, в результате проведённых в октябре 1920 г. дошкольных курсов слушателям было устроено месячное испытание, после которого 76 человек из 100 были направлены на работу в сады и очаги города и уездов. Остальным был дан отвод как не подходящим к дошкольной работе в смысле общего развития и физического состояния. На последующих курсах слушателям предлагалось написание рефератов и курсовых работ по самым разнообразным темам: «Значение детского сада», «Значение игры», «Особенности детских представлений», «Творчество и воображение», «Внимание детей», «Ручной труд» и так далее. Результатом работы, проделанной в течение 1920 – 1921 гг. явилась 4-я губернская дошкольная конференция, проходившая со 2 по 6 сентября 1921 г. Конференцией были освещены теоретические и практические вопросы о методах изучения ребёнка, развитии речи, игре и труде детей, изучении природы в детских садах.

Надо отметить, что конец 1921 г., а именно ноябрь, принёс нерадостную весть дошкольным работникам Вятки, да и всей республике. Распоряжением Наркомпрода дети в дошкольных учреждениях снимались с государственного питания. «Это распоряжение центра, – говорилось в отчёте губернского отдела дошкольного воспитания с августа 1921 г. по февраль 1922 г., – безусловно вызвано тяжёлыми экономическими условиями, постигшим страну неурожаем. Перед дошкольными работниками встал большой вопрос: будут существовать теперь дошкольные учреждения или закроются сами собой. Действительность в настоящий момент показала, что ряды дошкольников-малышей поредели. В первую очередь отошли дети бедноты, так как, по рассуждениям родителей “если не кормят, то нечего и обувь рвать” ».

В этот период на повестку дня встал один вопрос: сохранить жизнь и здоровье детей (только по данным 1921–1922 гг., в губернии было 763 755 голодающих, из них 396 306 детей). Не только в Вятке, но и по всей стране в этот период отмечалось катастрофическое сокращение сети дошкольных учреждений. Всё время между II и III съездами по дошкольному воспитанию шла борьба за каждое отдельное учреждение. Бывали моменты, когда внимание дошкольного отдела целиком было занято тем, чтобы сохранить хотя бы ещё одно учреждение. 20 апреля 1922 г. на циркуляр Главсоцвоса «О недопустимости стихийного сокращения дошкольных учреждений» Вятский дошкольный отдел сообщил: «…Стихийного сокращения учреждений по губернии нет. Продолжается закрытие тех детских садов, которые не отвечают требованиям гигиены и педагогики».

Здесь следует сделать небольшие отступления. Дело в том, что II Всероссийский съезд дошкольных работников, не имея возможности поднимать вопрос о расширении сети детских садов по причинам, названным выше, встал на пути углубления педагогической работы.

«…Нужно вглядеться, являются ли эти учреждения очагами воспитания или некоторые из них не могут являться даже очагами плохого призрения». Это письмо от 20 апреля 1922 г. стало первой ласточкой углубления работы вятских дошкольных работников, направленной на пересмотр содержания, качества воспитания в садах. В этом направлении неоценимую помощь дошкольницам оказывал дошкольный музей. В его организацию было вложено много сил и энтузиазма дошкольных работников города. Начавший свою работу в апреле 1920 г., он несколько раз закрывался, потому что не было средств на его содержание и работу.

«В помещении было холодно, мрачно и тесно, много было надежд на будущее, – писала в своем отчёте Кудрявцева. – Думалось, всю дошкольную работу сконцентрировать около музея, сделать его лабораторией для коллектива дошкольниц».

В 1922 г. музей возобновил свою работу. Материалы и экспонаты отделов природы, музыки и развлечений, художественно-эстетического отдела, а также библиотека оказывали большую помощь практическим работникам в поисках новых форм воспитания, в выявлении, обобщении и пропаганде лучшего опыта.

Проходившая в феврале 1924 г. губернская конференция дошкольных работников показала некоторые практические результаты, достигнутые детскими садами, по пересмотру содержания работы. Большой интерес был проявлен участниками конференции к вопросам художественного воспитания дошкольников.

«Быт ребёнка, представляющий всю сумму условий его развития, должен быть пересмотрен и построен на новых принципах, выдвигаемых современностью», – говорилось в докладах. «Все пережитки прошлого, в виде мещанской неподвижной обстановки, изолированных омертвелых детских комнат, мишурных игрушек, должны уступить место красочной обстановке, в которой может вполне выражаться динамичность ребёнка и развиваться его творческая энергия».

Большое место на конференции отводилось вопросу знакомства детей с окружающей природой.

«Природа, – отметила в своём докладе Шерстенникова, – способствует реалистическому пониманию вещей, изгоняет предрассудки и суеверия, развивает чувства, наблюдательность, самодеятельность, вызывает ценные переживания и эмоции – эстетические и нравственные – таково значение природы в деле воспитания».

Отводя значительную роль вопросам обучения детей рассказыванию, вопросам развития речи, участники конференции своеобразно (но в духе существовавшего тогда мнения) решили вопрос о роли и месте сказки в жизни ребёнка – сказка, с точки зрения современных задач социалистического воспитания, отжила свой век, в лучшем случае, может быть безвредной: «…Ребёнка уже не удовлетворяет мистика, фантастика, он нуждается в другом романтическом материале. Новая детская литература должна быть бодрящей и зовущей к действию, к борьбе. Она должна изображать трудовую деятельность человеческого коллектива, не сглаживая, а подчёркивая классовые противоречия».

Надо отметить, что в материалах конференции чувствуется сильное влияние господствующей тогда педологии. В тезисах А. Кандакова прямо говорилось: «Необходимо в практике стремиться к применению методов, выдвигаемых педологами-социогенетистами Моложавым и Залкинд».

О результатах проведённой работы докладывали III Всероссийскому съезду дошкольных работников (октябрь 1924 г.) делегаты Вятки – Цукасова, Зорина, Кудрявцева, Морозова. «Мы чувствовали, что не может быть того застоя, в каком было дошкольное воспитание до сего времени, – говорила Кудрявцева. – Где же нам, маленьким провинциальным работникам, очень многим даже, может быть, не получившим законченного образования, но только горящим светлой любовью к детям, где нам иметь те научные данные, которые нам помогут, как сказку рассказать, как в игре подойти. Мы в своей работе только одно выдвинули: пусть ребёнок, сохранив своё детство, играет, пусть не будет оторван от нашей современной жизни…и нам приходилось на свой страх начинать работу по-другому, под грозную критику наших же сотрудников. Нас упрекали в то время, но мы чувствовали, что не можем оградиться от современной действительности теми рамками, которые нам были поставлены до сего времени в дошкольной работе: вот сказку рассказывай именно такого содержания, ребёнка не води туда, не води сюда. В нашей работе опыт говорит совершенно другое, что касается сказки, то нечего бояться, что мы не владеем языком, не знаем научных данных об истории сказки. Важно, чтобы воспитатель чувствовала ребёнка, понимала его, и тогда нужные слова найдутся, простые и понятные, хотя, может быть, и не такие красивые».

«Чтобы наша работа в дальнейшем шла рука об руку с рабочими и крестьянами, – говорила Цукасова, – она должна быть широко освещена везде и всюду. Не надо забывать, что через детей мы воспитываем родителей, воспитываем население».

Не имея возможности подробно остановиться на вопросах, поднятых съездом, на содержании его работы, хочу сказать только, что он оказал огромное влияние на развитие дошкольного дела в нашей губернии: поставил перед педагогами новые задачи, показал пути решения многих практических вопросов.

Продолжением плановой работы по развитию дошкольного воспитания было созванное Губсоцвосом с 20 по 28 ноября 1924 г. совещание дошкольных работников. Главное внимание совещания было уделено вопросам, связанным с работой с населением в деревне. Этот вопрос, как один из острых, наболевших, поднимался и Всероссийским съездом, нашёл отражение в постановлении XIII съезда партии.

Заведующий Губсоцвосом В. П. Нарышкин в докладе «Дошкольная работа в деревне» остановился на необходимости этой работы в период восстановления социалистической промышленности и подъёма сельского хозяйства. «Поворот дошкольной работы лицом к деревне соответствует практическим потребностям крестьянства. Плановость, систематичность в этой работе являются предпосылками успеха».

Совещание признало необходимым для дошкольных учреждений планирование работы, построение её на принципах комплексности, связи со школой, работой с раннего возраста. Выступая на закрытии совещания, заведующий Главсоцвосом тов. Бем сказал: «В области дошкольного воспитания мы стоим ещё на непроторенной дороге. Рядовые работники мест в деле воспитания будущих коммунистов играют большую роль. Необходимо добиться, чтобы дошкольное воспитание заняло должное место, стало поистине общественным и обязательным, а для этого нужно развить сеть дошкольных учреждений в городе и в деревне, вовлекая в дело строительства всё население». Совещание 1924 г. положило начало массовому общественному движению за поворот работы «лицом к деревне», за увеличение сети дошкольных учреждений. Этот вопрос снова встал на повестку дня как очередной и острый.

В 1925 г. из 20 детских садов 10 – организовано в городе, 11 – в районах. Кроме того, имелось 72 детские площадки в сельской местности.

В 1926 г. работало 22 детских сада.

В 1927 г. 24 детских сада принимали 1 034 детей и 89 площадок – 987 детей.

Учреждения дошкольного воспитания в этот период группировались по двум направлениям: стационарного характера (детские сады и очаги) и подвижного характера (детские площадки). Несмотря на то, что сеть дошкольных учреждений с конца 1924 г. постоянно росла, всё же детскими садами было охвачено лишь 0,6 % детей дошкольного возраста.

Велик вклад в совершенствование работы сети детских садов и площадок Объединения дошкольных коллективов г. Вятки, начавшего свою работу 8 декабря 1924 г. Сохранившиеся планы и протоколы собраний говорят о шефстве над уездами, работе с губженотделом, с населением. Вот выписка из календарного плана объединения на 1925/1926 гг., собрание 16 октября:

1. Доклад о летней работе в деревне

Шк. гор.

2. Доклад о летней работе площадок в городе и уезде

Михеева

3. Вступительное слово по работе о дошкольных коллективах в уезде

Кудрявцева

4. Выборы комиссии по работе среди женщин

 

Положительным, на мой взгляд, является то, что объединение городского коллектива не только определяло работу города, но и налаживало её в губернском масштабе, помогло дошкольным работникам уездов также объединить силы, направляя на улучшение качества работы. Целью их была разработка теоретических и практических вопросов организации дошкольного воспитания.

Ноябрьское собрание 1924 г. дало установку дошкольным работникам на планирование своей работы. Из сохранившихся планов видно, что они включали в себя разделы: природа, труд, общество, а также комплексы «Осень», «Зима» и т. д.

Воспитанники детских садов 2-й половины 1920-х гг. сильно отличались от своих сверстников – детей первых детских садов. Не было уже той замкнутости, они смело переступали порог детского сада, знали – здесь хорошо. Эти изменения выразились в том, что дети стали проявлять больший интерес к окружающим явлениям, событиям общественной жизни. Впечатления, полученные на занятиях, в процессе наблюдения, экскурсий, они стали выражать в играх, рисунках. Так, сохранилось много рисунков на тему жизни и смерти Ленина. Не всякий художник сейчас возьмётся писать портрет Ильича, а маленькие рисовальщики тех лет выражали в своих рисунках довольно разнообразные впечатления: дом, где жил Ильич, тюрьма, где он сидел, Ленин с детьми, портреты Ленина, памятник Ленину и т. д. Причём есть рисунки детей даже 3–4 лет.

Долгое время в детских садах практиковались собрания, где выбирались председатель и секретарь из числа детей. На собраниях обсуждались самые различные вопросы детской жизни, например, выбирались заведующие по краскам, заведующие куклами и т. д. Избранные по истечению срока отчитывались перед собранием. «На собраниях – общих и групповых, дети иногда вносят предложения», – отмечала одна из воспитателей. Когда разбирался поступок Вали, который толкался, Еня предложил написать плакат: «Не надо толкаться». Когда обсуждался вопрос о выборе праздничной комиссии, Толя сказал: «По одному из каждой группы». Лена предложила: «Надо говорить тихо, а то у нас вчера голова болела». Многие вопросы решались голосованием – именно так пытались выяснить, «полезна пыльца растения или нет». Всё вышесказанное объясняется тем, что педагогическая наука не всегда успевала за бурной, насыщенной стремительными событиями жизнью. Поиск доступных и понятных методов работы был длительным и нередко приводил к таким курьёзам.

Подводя итоги первому десятилетию в развитии дошкольного воспитания, хочется сказать, что слова «детский сад», «праздник» в детском саду не были уже «странными», требующими разъяснений. Являясь детищем Октября, дошкольное воспитание стало насущной необходимостью масс, потребность в котором росла из года в год.

Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства привлекли в народное хозяйство женщин. В связи с этим в 1930-е гг. остро встал вопрос о расширении сети дошкольных учреждений и улучшении качества работы в них. Ещё в конце 1927 г. дошкольные работники Вятки получили 2 документа центра, которые прямо отвечали этим потребностям жизни.

Первый документ – «План работ по дошкольному разделу Главсоцвоса» на 1927–1928 гг.». В нём говорилось о необходимости, «опираясь на общественность, проводить дальнейшее расширение сети дошкольных учреждений путём таких мероприятий, как массовое развёртывание комнат при клубах, расширение работы при жилтовариществах – создание дошкольных групп при жактах, создание нулевых групп при школах» и т. п.

Второй документ – методическое письмо «Планирование работы в дошкольных учреждениях в связи с программой навыков и связи со школой» (от 12.11.1927 г.). Программа представляла собой подробный перечень того, какие навыки и ориентировки должны быть воспитаны в дошкольном возрасте, определено их содержание и пути развития.

Перечислю некоторые из них. Это – ориентировочно-исследовательские навыки, элементарно-бытовая, социально-бытовая сенсорика и пространственная ориентировка, ориентирование во времени, количество и счёт, навыки речи, культурно-гигиенические, трудовые, игровые, коллективные и другие навыки.

Важность этого документа бесспорна, так как он на длительное время определил работу воспитателей, это была попытка программировать работу дошкольных работников (надо заметить, что детские сады работали без единой программы и часто воспитатели не знали, какую подготовку они должны давать детям, отсюда уровень детей, поступающих в школу, был очень различен).

Эти документы были изучены в коллективе дошкольниц и, как отмечено выше, определили работу дошкольных работников Вятки на ряд лет. Так, при многих клубах, жактах были организованы дошкольные вечерние комнаты, при школах комплектовались дошкольниками нулевые группы. Не менее активно, чем в предыдущие годы, дошкольные работники готовились к проведению летней компании 1928 г., в которой большое участие принял и Вятский отдел здравоохранения, направивший в гороно, губоно и уоно инструктивное письмо об организации летних детских площадок, работе на них, проведении закаливающих мероприятий, организации питания, инструкцию о работе врача в дошкольных учреждениях, рекомендацию для организации и проведения занятий по физкультуре. Эти рекомендации были очень своевременны не только для воспитателей летних площадок, но и для садов, выезжающих на дачи. В этот же период для работы на летних площадках были командированы выпускники института им. А. И. Герцена из Ленинграда.

Комплексы Темы Материал, подлежащий изучению Способы работы Навыки
и знания
Осень Наступление осени:
– Изменения природы;
– Листопад;
– Отлёт птиц;
– Осенние работы крестьян
Темы
раскрываются
Наблюдения, зарисовки, заучивания стихов, песен, рассказы руководителей экскурсий Умение наблюдать, умение владеть карандашом и кистью, умение считать, отличать ворону от галки, различать овощи, умение передавать свои знания в играх
Октябрьская революция 1. Положение рабочих и крестьян до революции;
2. События 7-го ноября;
3. Достижения Октябрьской революции
-«»- -«»- -«»-

Продолжением работы по расширению сети и улучшению качества дошкольной работы явился Всесоюзный дошкольный поход 1929 г., в котором активное участие принял и Кировский край. Цель похода: привлечение общественного внимания к дошкольному делу, дальнейшая пропаганда идей дошкольного воспитания среди населения, укрепление материальной базы детских садов путём сосредоточения общественных средств, создание в крае районов сплошного дошкольного воспитания.

В дошкольном походе принимали участие комсомольцы, женотделы, советские, культурно-просветительские, профсоюзные организации, население. В план Кировского краевого штаба дошкольного похода входило проведение конференций, сплошное обследование семей, конкурсы на лучший детский сад, курсы по подготовке дошкольных работников, курсы для матерей, цикл радиолекций по вопросам воспитания в семье, организация пунктов сбора средств, детских книг и другие мероприятия.

Опорой проходившего похода был коллектив дошкольных работников Кирова – объединение, возникшее 8 декабря 1924 г. Из протоколов заседаний коллектива в течение 1930–1931 гг. видно, что на них обсуждались и решались самые разнообразные вопросы. Так, на обсуждение коллектива выносились годовые планы почти всех садов, схемы учёта воспитательной работы, вопросы взаимодействия дошкольных учреждений с населением и общественными организациями, вопрос о выдаче талонов на обувь. Рассматривались и такие вопросы педагогической практики, как музыкально-ритмическая работа в детском саду, политехнизация и военизация дошкольных учреждений, интернациональное и коллективистическое воспитание.

Руководило этой работой методическое бюро города в составе Калининой, Русановой, Мировой, Поповой, Клабуковой, Киримовой, Коноваловой, Худяковой, Верещагиной, Масловой. Активное участие в методической работе принимали воспитатели и заведующие: Таламай, Краснопёрова, Чемоданова, Васнецова, Хоробрых, Моносзон, Иванова, Халявина, Альмедингер, Афанасьева и другие.

1932 г. был годом значительного укрепления методических и организационных звеньев дошкольной работы. В этот период выходят проекты программ, по которым, как указывается в отчётах, работали все сады нашего города. В них входили разделы: общественно-политическое, физическое, трудовое, музыкально-ритмическое воспитание, игра, грамота, изодеятельность. В течение года в городе работали секции старшей, средней и младших групп, секции однокомплектных детских садов. На заседаниях прорабатывались организационные моменты, формы педагогического учёта, конспекты бесед, экскурсии, методика программ по труду, групповой режим дня. Кроме того, начала работать музыкальная секция, которая в течение года подбирала песенный и двигательно-ритмический материал.

После выхода в свет «Постановления ВЦИК по докладу Наркомпроса о состоянии дошкольного воспитания в РСФСР» начался новый этап борьбы за дальнейшее повышение темпов и качества дошкольной работы. В частности, в постановлении говорилось: «Добиваться решительного улучшения качества работы детских садов и площадок, улучшения дела физического воспитания детей, привития им санитарно-гигиенических и культурных навыков, улучшить снабжение детского сада питанием, одеждой, оборудованием, игрушками, обратить особое внимание на подготовку кадров дошкольных работников». Этот государственный документ нацелил дошкольных работников города на решение новых задач. Об этом говорят сохранившиеся отчёты детских садов Совпартшколы № 7, им. М. Гельца, № 3 НКВД, № 1, № 5 «Октябрёнок». И уже 5-я дошкольная конференция, проходившая 28–29 октября 1934 г., отметила следующие сдвиги по дошкольному воспитанию: значительный рост материальной базы дошкольного воспитания за счёт общественности и родителей, организацию собственной базы детских садов (фруктовые сады, огороды, свинооткорм, кролиководство); увеличение охвата детей дошкольными учреждениями в сравнении с 1932 г.; улучшение качества работы, рост соревнования, шефства предприятий над детскими садами.

Надо отметить, что 1 октября 1934 г. в Вятском районе и городе было 43 детских сада, из них в городе – 27, на 1 января 1935 г. числилось 29 детских садов, на 1 октября 1936 г. – 32. Кроме стационарной сети, с мая по октябрь 1934 г. функционировало 88 детских площадок, из них 17 – в городе, 71 – в сельской местности. Причём многие сады города постоянно шефствовали над детскими садами сельской местности. Это детские сады № 5 «Октябрёнок», № 6, детсад НКВД и им. М. Гельца.

В этот период стали практиковаться двухгодичные вечерние курсы без отрыва от производства как форма повышения квалификации дошкольных работников.

Методическое руководство осуществлялось методкомиссией, методкабинетом, инструкторами гороно, методистами облметодкабинета С. Д. Клыковой, М. А. Быстровой, инспекторами Журавлёвой, Сысолятиной, Ковязиной, заведующей дошкольной группой облоно О. Н. Желваковой.

На основании «Указаний к организации методической работы дошкольных работников в детском саду и районе», вышедших в 1935 г., регулярно стали проводиться мероприятия по обмену опытом работы: педсоветы, консультации, практикумы, методобъединения, конференции, создание педагогических библиотек, работа с активом дошкольных работников и родителями. Из сохранившихся планов гороно, горметодкабинета видно, что дошкольным работникам приходилось решать самые разнообразные вопросы педагогической теории и практики.

Вот некоторые выписки из планов 1938–1939 гг.:

1. Групповые методические объединения.

а) развитие речи детей;
б) обмен опытом по подготовке к дню Красной Армии;
в) беседа об основных частях войск РККА, званиях и знаках отличия.

2. Объединение музыкальных руководителей, учёба музыкальных руководителей, семинар Метлова.

3. Кружок игры и физкультуры.

4. Консультации с руководителями методобъединений, с работниками мелких детских садов.

5. Семинар заведующих детских садов.

6. Сбор опыта работы, подбор, оформление материала.

7. Открытые занятия в детских садах – 5, 20, 1, 35, 27, 31.

8. Десятидневный семинар по физо для воспитателей.

9. Один раз в месяц беседы с завхозами и техслужащими.

В течение 1938–1939 гг. проводились районные совещания для работников, на которые привлекались общественность и родительские комитеты, проходили общегородские конференции родительских коллективов.

Методкабинет организовал групповые и индивидуальные консультации для родителей, радиопередачи о состоянии дошкольного воспитания в городе, вопросы работы детских садов освещались в «Кировской правде» и в газетах райцентров.

Надо отметить, что в 1938 г. был издан государственный документ «Руководство для воспитателя детского сада». Появление его диктовалось жизнью, необходимостью существования стройной, продуманной системы воспитания. В связи с выходом «Руководства» с 3 по 8 июля 1938 г. проходило областное совещание дошкольных работников, на котором были определены задачи и принципы работы детского сада на современном этапе, заслушаны доклады по разделам (физвоспитание, игра, развитие речи, рисование, музыкальное воспитание, знакомство с природой, развитие первоначальных математических представлений).

Незадолго перед войной инструкторы и методисты гороно и облоно стали регулярно собираться на объединённых совещаниях, чем был налажен более тесный контакт дошкольных работников города и области. На одном из последних совещаний 21 июня 1941 г., где присутствовали Головизнина, Лапина, Попова (гороно), Желвакова, Кропачева, Суворова, Гусева, Серебренникова, Соколова (облоно) осуждались вопросы организации методической работы на летних площадках, решались вопросы подготовки к новому учебному году и другие вопросы мирной жизни, над которой нависла угроза войны.

Уже несколько дней спустя, 5 июля 1941 г., инструкторы и методисты собрались, чтобы обсудить вопросы перестройки детских садов в соответствии с условиями военного времени. Было решено, если потребуется, занять под сады здания клубов, расширить существующие детские сады, взять на учёт всех, кто когда-то работал в дошкольной системе. Как никогда, остро встал вопрос об охране жизни и здоровья детей, о санитарном состоянии детских садов, об оздоровительной работе с детьми, о создании подсобных хозяйств. Начался новый этап в жизни дошкольного коллектива.

«Отцы ушли на фронт, огромная тяжесть легла на плечи матерей-работниц и не меньшая ответственность за судьбу здоровья, воспитания их детей – на плечи воспитателей детских садов».

«Роль детского сада в условиях войны, когда отцы на фронте, а матери работают на оборону, чрезвычайно возросла, – писала в статье «Из жизни детского сада» на страницах журнала «Дошкольное воспитание» воспитатель детского сада № 5 В. К. Куварзина. – Повышаются требования к воспитателю. Неся ответственность за каждого ребёнка, воспитатель должен проявить особую заботу и внимание к его нуждам, умение разделить его горе и радости. Наша обязанность – усилить воспитательную работу детского сада, обеспечить всестороннее развитие каждому ребёнку».

В статье «Папа ушёл на фронт» воспитатель детского сада № 27 Н. Шапошникова писала: «Каждый воспитатель, каждая мать прекрасно знают, что даже дети 4–5 лет переживают события, связанные с войной. Маленькие дети далеко не всё понимают, но зерно ненависти к фашистам, попавшее в сознание малыша, постоянно разрастается. Наша обязанность – окружить детей ещё большей заботой и любовью, улавливать их переживания, своевременно направлять их, воспитывать у детей чувство великой любви к Родине и ненависть к фашизму, к немецким захватчикам».

Дошкольные работники взяли на себя материнскую заботу о детях, эвакуированных из Ленинграда, Прибалтики, других городов и областей страны.

«Никогда не забуду, – вспоминает О. Н. Желвакова, бывшая в те годы заведующей детским сектором облоно, – как к нам в г. Киров прибыл первый эшелон с детьми из Ленинграда. Это были детские сады и ясли, вывезенные на летние дачи. Как только их пребывание там стало опасным, их вывезли в Киров. Надо видеть самой, чтобы понять и пережить всё, что было при выгрузке детей из вагонов!.. Захожу в один вагон, а там дети 1–2 лет, лежат по 4–5 человек поперёк полок, те, что постарше – сидят. У всех в руках бирки с именами и фамилией, но у многих слова стёрлись от слёз. У меня подкосились ноги, а ко мне тянутся детские руки: “Мама, мама”. С ужасом вспоминаю день, когда в Киров пришёл состав, попавший под бомбёжку, и многие дети были убиты или ранены».

Вымытые, накормленные, успокоившиеся после дороги детишки прямо с привокзального эвакопункта отправлялись в детские сады, ясли, детские дома Кирова и Кировской области, где воспитатели вели каждодневную, упорную борьбу за их жизнь. Не хватало питания – создавали подсобные хозяйства, выращивали овощи, собирали хвою и крапиву. Не хватало топлива – работали на заготовке торфа и лесоразработках, вытаскивали брёвна из реки Вятки и на санках везли в детские сады. Не хватало игрушек, учебного материала – золотые руки воспитателей старались восполнить и этот пробел. И всё это делали после рабочего дня, иногда заканчивая в 4-5 часов утра, а с 8 часов снова шли к детям и делали всё для того, чтобы питомцы меньше чувствовали невзгоды и тяготы войны.

«Очень тяжело было, – вспоминала воспитатель детского сада № 5 Агния Степановна Афанасьева, – в моей группе было 42 ребёнка, а у самой дистрофия. Не знаю теперь, какие силы меня тогда на ногах держали. Помню, Анна Васильевна, бывшая тогда заведующей, сказала мне: “Крепись, теперь ничего не поделаешь, война, всем тяжко”. Да, надо было жить, заботиться о детях и выстоять».

Труд многих дошкольных работников в первые годы войны был отмечен почётными грамотами Министерства просвещения РСФСР от 12 ноября 1942 г. Их вручили Е. П. Бакулиной (воспитателю детского сада № 43), С. В. Брюховой (заведующей детским садом № 30/44), Ю. И. Морозовой (воспитателю детского сада № 29), А. М. Пашкиной (заведующей детским садом № 2), О. А. Поповой (музыкальному работнику), Р. В. Рискинд (воспитателю детского сада № 31), К. Р. Филимоновой (воспитателю детского сада № 8).

В годы войны не только не снизилось качество педагогической работы, наоборот, по некоторым разделам она велась более углублённо. В этом огромную помощь дошкольным работникам Кирова оказывали методисты Центрального дошкольного научно-методического кабинета Министерства просвещения РСФСР А. П. Усова, Ф. Н. Блехер, Л. Э. Иоффе, Р. В. Жуковская, бывшие здесь в эвакуации. Они вели семинары и кружки по вопросам игры, физического воспитания, обучения детей грамоте и счёту.

Вот строки из письма Л. Э. Иоффе: «В то время моим основным разделом работы в ЦДМК было физическое воспитание, главным образом – вопросы закаливания и питания детей, как наиболее острые в военные годы. Детскими садами г. Кирова, особенно детским садом № 43, был накоплен интересный, ценный опыт, с моей точки зрения, не теряющий своего значения и в настоящее время. Вспоминаю, как хорошо выглядели ребятишки. Радовали их румяные, круглые щёчки, живость, жизнерадостность. Это, несомненно, было результатом очень продуманной постановки питания и физического воспитания детей. Этот опыт я пыталась распространить среди других детских садов Кирова. Ведь это было очень тяжёлое время, нормы детского питания – мяса, жиров, молока были сокращены, не всегда всё необходимое имелось на базах, и опыт детского сада № 43 показал, как, учитывая общее положение в стране, можно и должно сохранить высокий уровень детского питания, не снижать физического развития детей. В этом сказался глубокий патриотизм работников детского сада».

Трудно удержаться, чтобы не привести здесь полностью тёплые строки из статьи А. П. Усовой «Народное творчество в Кировской области и воспитательная работа в детских садах», опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» (1943. № 6): «Суровой зимой 1942 года центр области – город Киров, казалось, был отрезан от окружающего мира глубокими снегами, густыми лесами, лютыми морозами. Но это только казалось. По сияющим пространствам снегов шли седые от мороза люди. По улицам двигались танки, военные части. Это был советский тыл, выполняющий важнейшие задачи обороны… В детских садах тепло, светло… В стиле убранства есть что-то местное, видна любовь к детям… Дети рисуют самолёты, танки, рисуют снежные дороги, по которым идут обозы, деревья, покрытые инеем». Александра Платоновна не только рассказывала о подлинно художественных ремёслах Кировской области (дымковских игрушках, изделиях из капо-корня, слободских кружевах), но и  давала ценные рекомендации по использованию лучших образцов в работе с детьми.

Как верно заметила А. П. Усова, воспитатели проявляли большой интерес к народному творчеству своего края. Под руководством областного методкабинета в городе проходил семинар «Использование народного творчества в воспитательной работе с детьми». В работе семинара принимали участие писатель Л. В. Дьяконов, большой знаток народного творчества А. И. Деньшин, с использованием местных народных песен выступала воспитатель Е. П. Видякина, свои работы показывали мастерицы дымковской игрушки Коновалова, Пенкина, Кошкина.

Под руководством писателя Е. И. Чарушина работал кружок по развитию детского творчества в рисунках. Воспитатели овладевали основными приёмами изображения, создания яркого, крупного рисунка, а затем учили этому детей. В журнале «Дошкольное воспитание» (1943. № 2) помещён результат этой замечательной работы художника с педагогами и детьми г. Кирова. Он пишет: «Я анализировал рисунки своего маленького сына. В них поражает удивительное чувство цвета, сила образа… Мне пришла мысль: что сделают дети возраста Никиты (тогда ему было 5 лет), если я создам и им те же условия, которые имел мой сын. Проведённые мною занятия в г. Кирове с детьми старших групп, в нескольких садах дали прекрасный результат». Евгений Иванович не только помог воспитателям понять побудительные причины детского изобразительного творчества, но и разработал подробную методику занятий по рисованию. Всё это сказалось на качестве детских работ, так как они стали богаче и разнообразнее по содержанию, отличались фантазией, яркостью, сочностью красок. Важным событием в методической жизни города явилась первая научно-практическая конференция. Готовились к ней тщательно. Воспитатели брали индивидуальные занятия по вопросам воспитания, самостоятельно разрабатывали темы.

Весом вклад сотрудников детских садов г. Кирова в работу по уходу за раненными бойцами. Они встречали на станции эшелоны, помогали выгружать бойцов и отправлять в госпиталь, где были частыми посетителями: выступали с концертами, дежурили около тяжело раненых. Среди сотрудников детских садов были и непосредственные участники войны: А. В. Засухина, М. К. Лосева, О. Н. Барбарина.

Состояние детских садов г. Кирова и области, их деятельность в годы войны показали, как заботилось государство о самом дорогом – детях.

Список литературы

1. Памятная книжка Вятской губернии на 1866 и 1867 год. Вятка, 1866.
2. ВЕВ. 1912. № 2. С. 53–57.
3. Доклады, тезисы и резолюции 1-го Вятского съезда деятелей по народному просвещению (дошкольное воспитание) 10–19 дек.1918 г. Вятка, 1919. С. 24.
4. Отчёт Вятского губисполкома 7-му губернскому съезду Советов РК и К депутатов. Вятка, 1921.
5. Отчёт Вятского губисполкома 9-му съезду Советов РК и К депутатов, окт. 1921 г. Т. 2.
6. Отчёт Вятского губисполкома, окт. 1923 – март 1925 г. Вятка, 1925.
7. Кандаков А. Губернская конференция дошкольных работников // Путь просвещенца. Вятка, 1924. № 2. С. 55.
8. Кандаков А. Губернское совещание по дошкольному воспитанию с 20 по 28 ноября 1924 // Путь просвещенца : Вятка, 1925. № 5.
9. Постановления президиума ВЦИК по докладу Наркомпроса  о состоянии дошкольного воспитания в РСФСР // Дошкольное воспитание. 1933. № 1.
10. Прушицкая Р. Дошкольное воспитание в новой системе народного образования // Революция и культура.
11. Виноградов Н. Очерки по истории идей дошкольного воспитания. Л. ; М., 1925.
12. Усова А. П. Народное творчество в Кировской области и воспитательная работа в детских садах // Дошкольное воспитание. 1943. № 6/7.
13. Шапошникова Н. Папа ушел на фронт // Дошкольное воспитание : журн. 1941. № 12 ; Куварзина В. Из жизни детского сада // Там же.
14. Чарушин Е. И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание. 1943. № 2.
15. ГАКО. Ф. 1137. Оп. 1. Д. 41. Л. 56–67, 75–76 ; Д. 42. Л. 13–15 ; Д. 114. Л. 6–32, 54–70, 102–136, 264 ; Д. 241. Л. 16 ; Д. 286. Л. 1–20, 25 ; Д. 400. Л. 105–106, 188–209 ; Д. 409. Л. 72–73 ; Д. 659. Л. 1–7 ; Д. 687. Л. 1–4 ; Д. 926. Л. 11 ; Д. 941. Л. 8–11 ; Д. 1608. Л. 218 ; Д. 2116. Л. 28–66 ; Ф. 2325. Д. 167. Л. 5 ; Ф. 2333. Оп. 1. Д. 1. Л. 14 ; Ф. 1864. Оп. 2. Д. 8, 126, 130 ; Ф. 1864. Оп. 3. Д. 6, 143 ; Ф. 2342. Оп. 1. Д. 175, 292.
16. Архив областного краеведческого музея. 1871512 н. в. Воспоминания о работе в детском саду г. Вятки (Кирова) Анны Михайловны Щавель. 1919 ; 1871511 н. в. Воспоминания К. Н. Сильвинской о детских садах и детских площадках. 1918–20 гг.