Главная > Выпуск №20 > Библиотечный экскурс в 1930-е годы: краеведческий аспект

Библиотечный экскурс в 1930-е годы: краеведческий аспект

Н. Г. Валеева

История отдельных библиотек нашей страны, библиотечного дела в целом, вопреки конъюнктурным временным наслоениям, обладает особой притягательной силой, ибо содержит большой познавательный и воспитательный потенциал. В исторических фактах и хронике запечатлена социальная память о нашем духовном прошлом, знание о котором ценно для самопознания
современного социума.

30-е гг. ХХ столетия были отмечены трудовыми подвигами, свершениями в различных отраслях народного хозяйства, включая непроизводственную сферу. В этот период был принят ряд официальных документов партии и советского правительства, которые определяли перспективу библиотечного строительства в стране, роль и место библиотеки в инфраструктуре городов и в сельской местности. Одним из программных документов явилось постановление ЦИК СССР 1934 г. «О библиотечном деле в СССР», в котором указывалось на важность и необходимость открытия библиотек разных типов и видов как центров коммунистического воспитания трудящегося населения, распространения культуры и просвещения среди рабочих и крестьян. В данном официальном документе затронута ещё одна важная проблема – подготовка библиотечных специалистов, острая потребность в которой возросла в связи с ростом числа массовых библиотек.

В библиотечной истории Волго-Вятского края этого периода произошли важные события. В 1934 г. был учреждён Елабужский библиотечный техникум на основании постановления Совета народных комиссаров. Тем самым стали претворяться в реальность основные положения постановления «О библиотечном деле в СССР». Однако до 1937 г. подготовку заведующих районными библиотеками осуществлял Елабужский педтехникум, при котором были сформированы группы «Б» (библиотечной специализации). Вопросы подготовки библиотечных специалистов находились в ведении Н. К. Крупской, которая в конце июня 1935 г.
телеграфировала в Наркомпрос Татарской АССР: «По поступающим сведениям слаба работа [по] набору библиотечный техникум. Срочно примите меры… Сообщите [о] ходе набора, принятых мерах. Крупская»1.

В 1937 г. библиотечное отделение было выведено из структуры педтехникума, и учреждено юридически самостоятельное учебное заведение. Выделению красивого здания на одной из центральных улиц Елабуги педагогическая общественность города обязана
Н. К. Крупской, которая в 1937 г. направила гневную депешу в адрес исполнительной власти Татарской республики: «Мною получены сведения [об] издевательском отношении елабужских организаций, [о] захвате помещений техникума другими учреждениями, [о] срыве его открытия. Необходимы срочные меры. Прошу ответить. Крупская»2. Весной 1937 г. решением ТатЦИКа за Елабужским библиотечным техникумом было закреплено бывшее помещение райколхозшколы, а первым директором назначен Иван Николаевич Кучеров, член ВКП (б) с июня 1931 г., уроженец Ярославской губернии3.

Объявление о приёме на учебу на первый 1937–1938-й учебный год в Елабужский бибтехникум разместил Татнаркомпрос на страницах двух номеров газеты «Красная Татария» («Кызыл Татарстан»). На I курс данного учебного заведения принимались лица, успешно окончившие семилетку, в возрасте от 15 до 30 лет. Абитуриенты проходили испытания по русскому языку и литературе, по математике, политграмоте и географии. Окончившие семилетку в 1937 г. на «отлично» зачислялись в техникум без вступительных экзаменов. 19 августа 1937 г. – начало работы нового профессионального учебного заведения4. И. Н. Кучеров проработал директором до 1940 г. За этот период им были приняты на службу первые преподаватели библиотечных дисциплин – супруги Бусыгины, Иван Семёнович и Ираида Сергеевна (Проподящева), выпускники Московского библиотечного института. Их справки об окончании полного курса МГБИ и о сдаче государственных экзаменов с присвоением дипломов II и I степени были подписаны первым директором института, известным учёным-библиотековедом, педагогом Генриеттой Карловной Дерман (1882–1954). Супруги Бусыгины, согласно командировочным направлениям, были направлены в распоряжение НКП Татарской АССР в соответствии с приказом от 13 марта 1937 г., подписанным заместителем наркома просвещения РСФСР Н. К. Крупской5. В течение четырёх лет работы в библиотечном техникуме супруги Бусыгины преподавали дисциплины: «Методы работы с читателями», «Организация книжного фонда», «Организация библиотечного дела». В 1940 г. директором библиотечного техникума назначен Григорий Осипович Колчерин, выпускник Татарского коммунистического университета 1925 г.6, уроженец Заинского района Татарстана, который добровольцем ушёл на фронт в 1941 г. и был убит в апреле 1942 г. в боях под Ленинградом. С довоенного 1940 г. до начала 1950-х гг. занятия по общей и отраслевой библиографии и комплектованию фондов вёл Константин Борисович Чижик, который так же, как и супруги Бусыгины, являлся выпускником Московского государственного библиотечного института.

История Елабужского библиотечного техникума довоенного времени интересна именами первых преподавателей библиотечных дисциплин, выпускников МГБИ, которые в период государственно-партийного социализма распространяли знания, прививали любовь к чтению, вырабатывали практические навыки работы с книгой и над книгой среди учащихся разных национальностей. Дальнейшая их судьба не известна. Одна из особенностей образовательного процесса заключалась в обеспечении пособиями на родном языке для учащихся татарских групп. Наркопрос Татарской АССР, в ведении которого находился техникум, ходатайствовал перед Совнаркомом республики о дополнительном включении в план Татгосиздата 1939 г. 3-х названий книг по библиотечному делу на татарском языке. Это А. Кленов «Библиотечная техника», 12 авт. л., «Таблицы десятичной классификации книг», 7 авт. л., «Методы обслуживания читателей в массовых библиотеках», 15 авт. л. Тираж каждого переводного издания должен составить 3000 экз.7

Елабужский библиотечный техникум являлся государственным образовательным заведением по подготовке заведующих районными и крупными сельскими библиотеками сопредельных территорий. Одновременно он осуществлял непосредственное руководство подготовкой сельских библиотекарей на 6-месячных курсах, организовывал методическую помощь библиотекам города и района, вёл библиотечную пропаганду среди населения, под патронатом учебного заведения находились колхозные библиотеки.

До 1960 г., когда произошло объединение с политпросветшколой, Елабужский библиотечный техникум являлся основной методической базой по подготовке библиотечных кадров в Татарской АССР. Однако территориальная отдалённость от Казани, административного и культурного центра республики, создавала объективные трудности в организации образовательной деятельности. С апреля 1939 г.
республиканский Совет Народных Комиссаров неоднократно рассматривал вопрос о переводе Елабужского библиотечного техникума в Казань и о строительстве для него нового здания в 1940–1941 гг8. В перечне других причин называлась невыполнение контрольных цифр набора в 120 человек, установленных Народным Комиссариатом Просвещения РСФСР. К концу 1939 г. на 3-х курсах Елабужского библиотечного техникума обучалось чуть более 190 человек. Указывалось также на слабую материальную базу учебных кабинетов, неполную обеспеченность общежитием учащихся, 30 % которых по-прежнему проживали на квартирах.

По приказу НКП РСФСР от 20 декабря 1938 г. Елабужский библиотечный техникум призван стать базовым, с этой целью должен быть организован заочный сектор с 90 учащимися, к которому планировалось прикрепить Чувашскую и Мордовскую АССР. По плану курсов 80 часов отводилось на практику. Однако Елабужская районная библиотека не способна была удовлетворить требования образовательной программы. Это явилось ещё одной причиной перевода техникума в Казань.

По мнению СНК ТАССР, перевод Елабужского библиотечного техникума в Казань будет способствовать улучшению кадровой политики и организации практики учащихся, близость областного методического центра повысит уровень методической работы в учебном заведении, усилит практическую направленность обучения слушателей 6-месячных курсов, даст возможность организовать заочный сектор. Разнообразная инфраструктура Казани, посещение студентами музеев, публичных лекций, многочисленных театров и выставок значительно повысит их идейно-политический и культурный уровень. Наркомпрос ТАССР в случае перевода техникума имел бы возможность оперативного руководства его деятельностью.

Однако военные события 1941–1945 гг.
окончательно заставили отказаться от мысли перевода Елабужского библиотечного техникума в Казань. В годы Великой Отечественной войны в здании техникума был размещён интернат для эвакуированных детей Совнаркома, для которых в 1942 г. Сергей Яковлевич Лемешев, лирический тенор, дал единственный в городе концерт. А годом раньше, в августе 1941 г., в этом здании бессонную ночь провела Марина Ивановна Цветаева с сыном, прежде чем перебраться в дом, ставший последним пристанищем для русского поэта.

В 30-е гг. ХХ столетия в стране наблюдалась возросшая потребность населения в книге, интерес к чтению. Советские библиотеки подчиняли свою работу задачам коммунистического воспитания населения, одновременно оставаясь центрами народной культуры, местом проведения досуга. С 15 июля 1935 г. по 1 января 1936 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший район и совхоз по постановке библиотечного дела в сельской местности. Инициировали это движение ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос РСФСР, Наркомзём СССР, ЦК Союзов зерновых, овощных, мясомолочных, свиноводческих колхозов и других учреждений. Для руководства конкурсом был сформирован комитет под председательством Н. К. Крупской. Были выработаны основные положения конкурса и критерии его подведения. Так, книжный фонд сельской библиотеки должен составлять не менее 2000 экз., в том числе 1000 экз. должны составлять книги в твёрдом переплёте. Планировалось увеличение количества читателей, взрослых и детей, привлечение библиотечного актива, укрепление материальной базы библиотек9. Данные исторические факты свидетельствуют о зарождении элементов менеджмента, демократических принципов работы и управления советской библиотекой, её гуманного предназначения в новом социалистическом обществе.

Годовщине постановления 1934 г.
«О библиотечном деле в СССР» был приурочен приказ Наркомпроса РСФСР о важности и необходимости подведения итогов в библиотечной отрасли, о выявлении и премировании победителей. Среди небольшого числа столичных библиотек, а также Азово-Черноморского, Западно-Сибирского края и других регионов страны были отмечены библиотеки Татарской АССР и Кировского края. При подведении итогов учитывалось типо-видовое разнообразие библиотек края, состояние помещений, статистические показатели фонда, число читателей, виды массовой работы. Анализировалась также работа библиотек в помощь организации самообразовательного чтения трудящихся. Среди библиотек Татарской АССР благодарностью Наркомпроса РСФСР и грамотами за подписью Н. К. Крупской были отмечены следующие библиотеки и их сотрудники: Центральная детская библиотека Казани, её заведующая Кустовская; Бугульминская районная библиотека, её заведующая Халикова и библиотекарь Соловьёва; Елабужская районная библиотека, её заведующая Егорова, библиотекарь Каменева и заведующая детским отделением Калинина.

Значительно больший список библиотек и библиотекарей, отмеченных благодарственными письмами и грамотами, был из Кировского края. Это Уржумская районная библиотека, заведующая А. Г. Москвина; Халтуринская районная библиотека, заведующая Попова; Шурминская библиотека при МТО, заведующая Жданеева; Яранская районная библиотека, детское отделение, заведующая Ясетская; библиотека им. Герцена в Кирове, директор Шихов и работники библиотеки Загорский, Горбань, Сарпит. Благодарность была выражена также школьной работнице-передвижнице Верхошижемской районной библиотеки и В. Синцову, активисту той же библиотеки. Этот факт указывает на важность и значимость нестационарного обслуживания сельского населения.

За образцовую постановку библиотечной работы денежными средствами на комплектование из фондов централизованного комплектования Наркомпроса РСФСР были награждены следующие библиотеки:

– Шурминская библиотека при МТС Кировского края – 1500 руб.

– Яранская районная библиотека – 1000 руб.

– Центральная детская библиотека ТАССР – 3000 руб.

– Бугульминская районная библиотека ТАССР – 2000 руб.10

Исторический сюжет из истории библиотек Волго-Вятского края и образовательной деятельности Елабужского библиотечного техникума довоенного времени показывает, что интерес к прошлому края закономерен. Исторический опыт полезен и поучителен. В третьей пятилетке возрастала роль библиотек не только как идеологических партийных центров, но и как центров народной культуры. Библиотеки и образовательные учреждения работали в тесном контакте с властными структурами, которые инициировали многие просветительные акции в стране, формировали общественное мнение о важности книжно-просветительной работы.

Примечания

1 НА РТ. Ф.Р-3682. Оп. 1. Д. 2239. Л. 62.

2 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2239. Л. 87.

3 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2239. Л. 69.

4 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2239.
Л. 57–58, 62.

5 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 2 л. Д. 303. 6 л. ; Д. 302. 6 л.

6 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 2 л. Д. 944. 2 л.

7 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2233. Л. 19, 53, 53 об.

8 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2233.
Л. 64–65, 66–67.

9 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2069. Л. 38.

10 НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2069. Л. 1, 59–61.