Чайные-читальни вятского попечительства
(о народной трезвости)
А.А. Марков
На Руси всегда было три главные беды - дураки, дороги и пьянство. Если бы не они, как гласит народная молва, все было бы хорошо. Правительство в меру сил и возможностей пыталось с ними бороться, хотя и осознавало тщетность своих усилий. Еще князь Владимир Красное Солнышко говаривал: "Руси есть веселие питье, не можем бес того быти". В конце XIX в. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте началась очередная компания борьбы с "зеленым змием". Опорой правительства в этой борьбе на местах должны были стать губернские комитеты Попечительства о народной трезвости. Устав их был утвержден ещё в 1894 г. Но повсеместно они стали создаваться с января 1901 г. в связи с введением в действие в июле 1901 г. "Положения о казенной продаже питий" (винной монополии). Но вопрос встал о финансировании деятельности попечительств, и только новое положение предусмотрело передачу части вырученных казною денег на эти цели.
В течение января-февраля 1901 г. были открыты уездные комитеты: 4 января первым открылся Вятский, 18 февраля последним - Слободской. 9 января состоялось первое заседание Вятского губернского комитета. Председателем был утвержден губернатор Н.М. Клингенберг. Среди прочих мероприятий в борьбе с народным пьянством были признаны главными "имеющие целью отвлечения народа от пьянства через разумное заполнение его досуга и поднятие общего культурного уровня. Сюда относятся прежде всего предприятия просветительного характера: читальни, библиотеки, книжные склады, народные чтения, бесплатная раздача книг и брошюр, составленных в духе трезвости и прочее".
В то же время, не располагая значительными средствами для открытия большого количества самостоятельных библиотек, губернский комитет рекомендовал уездным комитетам главное внимание уделить созданию чайных Попечительства, где бы крестьянин "мог попить, поесть, обменяться мыслями, отдохнуть, погреться и т. д.", не заходя в прежние трактиры и кабаки, где неминуемо подвергнется "соблазну вина". А уже вокруг чайных следовало группировать другие виды своей деятельности и "первым долгом, учреждения просветительные: библиотеки и читальни, народные чтения, книжные лавки и другое".
Так на Вятке появилась весьма оригинальная форма библиотек - чайные-читальни. Впрочем, надо отметить, что уже руководящим положением для деятельности попечительства о народной трезвости предусматривалось, что чайные Попечительства - это не просто место, где пьют и едят, но и очаги культурной жизни, прежде всего на селе. В связи с этим ставилась задача: "...надлежит озаботиться, чтобы каждою чайною получалось не менее одной ежедневной газеты и одного еженедельного или ежемесячного, по возможности иллюстрированного журнала..., весьма желательно, чтобы вслед за таковою первоначальной организацией, попечительства скорее приступили бы к учреждению, по возможности в связи с чайными же, народных читален".
К 1 января 1904 г. действовало 52 библиотеки Попечительства: 12 при уездных комитетах, 36 при чайных и 4 самостоятельные. Кроме того, при 28 чайных действовали читальни, "не получившие ещё правильной организации", т. е. ограничивающиеся простой выпиской газет и журналов. Больше всего к этому времени было открыто чайных-читален в Малмыжском и Вятском уездах (в т. ч. в г. Вятке). Не было чайных-читален в Нолинском и Уржумском уездах. О масштабах деятельности библиотек-читален попечительства говорят, например, цифры из отчета за 1903 год. Всего на устройство и содержание библиотек было израсходовано 9207 руб. Выдача книг на дом и для чтения на месте производилась бесплатно (исключая Сарапульский комитет, установивший плату за выдачу на дом по 10 коп. в месяц). В среднем на каждую читальню приходились 151 абонент (читатель) и 3730 посещений в год. Численность фондов в разных библиотеках была различна. Например, в Вятском уезде в среднем приходилось 327 названий. Но в чайной-читальне с. Макарье было 1185 названий книг, в то время как в библиотеке-читальне Вятского народного дома было 335 названий без учета периодических изданий. Обычно же численность фонда в сельских чайных была ниже. Так, в с. Вожгалы - 274 названия, с. Загарье - 250, в с. Кумены - 200, в с. Кстинино - 156 и т. д. (См. ниже Приложение).
Основными посетителями чайных были крестьяне, даже в городах число читателей из крестьян как живущих в городе, так и из отдаленных селений, приезжающих в город на базар и ярмарки, превосходило все остальные категории, вместе взятые. Женщины среди читателей составляли от 15 до 25 % .
Среди спрашиваемых изданий преобладали беллетристика, периодика, книги религиозного содержания. Большим спросом пользовались книги исторического и биографического характера. Крестьяне с охотой брали и рекомендуемую смотрителями читален литературу против пьянства.
Наибольшее число посещений приходилось на зимние, праздничные и воскресные дни. Летом, с учетом занятости крестьян сельхозработами, число посещений падало, достигая наименьшего в июле. Но и летом, несмотря на рабочее время, крестьянское население посещало читальни, беря книги на дом. Так что деятельность библиотек не прерывалась и в эти месяцы.
В большинстве сельских чайных-читальнях обязанности библиотекаря возлагались на то же лицо, что заведовало и чайной, без особого дополнительного вознаграждения, иногда заведование библиотекой брали на себя представители местной сельской интеллигенции, "отдающие попечительству свой труд безвозмездно, ради желания оказать населению посильную помощь". В городах и крупных селах заведовали библиотекой и читальней особо приглашенные лица за плату (обычно 150 руб. в год). В большинстве своем это были женщины.
В селах ответственным лицом по делам библиотеки, как правило, был местный земский начальник, а наблюдателем - местный священник. В городах на эти должности избирали уважаемых граждан города. В их функции входило наблюдение за исполнением библиотекарями своих обязанностей, обстановкой читален, пополнением книгами и периодическими изданиями, расходованием отпущенных на библиотеку средств. Выписка периодических изданий для чайных-читален в селах, как правило, производилась централизованно, через уездный комитет. Чаще всего выписывались газеты "Свет", "Приложение к Вятским губернским ведомостям", журналы "Вестник трезвости", "Сельский вестник", "Нива", "Вокруг света", "Природа и люди" и другие. В отчетах уездных попечительств читаем: "Выдача и возвращение книг производились аккуратно и случаев утраты и порчи книг не было".
Библиотеки при чайных занимали отдельные комнаты, смежные с общей залой. Обстановка состояла обычно из большого стола в центре, на котором раскладывались свежие газеты и журналы, больших книжных шкафов у стен. Здесь же, как правило, стоял шкаф, где хранился "волшебный фонарь" и все необходимое для проведения чтений с картинками. На стенах развешивались карты (чаще всего Европейской России) и картины научного содержания.
В некоторых чайных-читальнях производилась продажа дешовых книг по цене 1-3 коп. Выручка за них редко превышала 1 руб.
Вятские чайные-читальни были весьма своеобразными заведениями, в которых посетитель мог не только насытиться материальной пищей, но и удовлетворить свой духовный голод. Для посетителей здесь устраивались народные чтения (обычно в воскресные дни), театральные представления, танцевальные и литературно-музыкальные вечера. А в с. Кумены был устроен один вечер (посиделки) для крестьянок, который посетило до 75 женщин: "во время работ происходило назидательное чтение; лектрисой была заведующая чайной. Вечера эти очень понравились крестьянам". Устраивались при них народные хоры, оркестры и т. д.
Таким образом, по роду своей деятельности чайные-читальни приближались к Народному дому. Не случайно их часто объединяли, как однотипные учреждения. Вятское Попечительство о народной трезвости внесло свой вклад и в развитие на Вятке Народных домов, ставших предтечей профсоюзных и сельских клубов в советские годы. Но это требует особого исследования.
Библия в русском переводе
Литвинов. История крепостного права.
Иордан. Как Спировцы спаслись от пожаров.
Рылов. Кожевенное производство.
Яковлева. Как научиться ткать.
Самборский. Лечебник.
Елагин. Куры.
Острогорский. Из мира великих преданий; По белу свету; Хорошие люди; У рабочих людей.
Аксаков. Аленький цветочек; Семейная хроника.
Меч. Палестина; Сахара.
Арапы.
Круковская. Великая пустыня.
Рассказы о земле Аравийской.
Дикие люди.
В стране пальм.
Приключения молодого натуралиста.
Быкова. Северо-Американские Соединенные Штаты.
Андреев. Наша родина и чужие страны.
Фультон и Стефенсон.
Фурман. М. В. Ломоносов; Саардамский плотник.
Ян Гус.
Сысоева. Жизнь Джемса Гарфильда.
Круглов. Гениальный помор.
Скабический. А. С. Пушкин.
Григоровой. Христофор Колумб.
Толычева. Рассказы старушки об осаде Севастополя; Рассказы старушки о 12 годе.
Толстой. Рассказы о Севастопольской обороне.
Петрушевский. Рассказы про Петра Великого; Рассказы про Суворова.
Н.-Данченко. За Дунаем. Кн.1-2.
Мордовцева. Последние дни Иерусалима.
Мельгунов. Первые уроки истории.
Ломан. Царь-Освободитель.
Египет.
Как люди до всего дошли.
Училище благочестия.
Жития святых. 12 книг.
Псалтырь.
Часослов.
Певцов. О трудах св. Апостолов; Языческая вера; Гонение на христиан.
Котельников. О почве и её обработке; О семенах и посеве; О травосеянии; О широколиственных мучнистых; О возделывании картофеля.
Фесенко. Знай и умей как тушить пожар; Во всем ищи защиты от пожара; Берегись и бойся огня.
Алтухов. Корова; Лошадь.
Е. Тур. Катакомбы; Священная история Ветхого Завета.
Толстой. Князь Серебряный.
Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
Загоскин. Юрий Милославский.
Жюль Верн. Путешествие капитана Гранта; Дети капитана Гранта.
Слепцова. Змеи; Муравей-чудодей; Пауки; Дерево и лес; Обезьяны; Жилища и нравы птиц; Вымирающие богатыри.
Гранстрем. В царстве черных.
Липперт. История культуры.
Вокруг света в 11 месяцев.
Новый Завет.
Филарет милостивый.
Смерть св. Вячеслава.
Жизнь св. Ольги.
Жизнь и убиение Бориса и Глеба.
Житие св. Кирилла и Мефодия.
Сказание о Михаиле, князе Черниговском.
Житие преподобного Сергия.
Жизнь Господа Иисуса Христа.
Бунин. Под открытым небом.
Твен. Принц и нищий.
Бекетова. Два мира.
Обезьяны, слоны, попугаи.
Рубакин. Рассказы о великих и грозных явлениях природы; Приключение 2-х кораблей.
Рассказы о подвигах человеческого ума.
Зобов. Беседа о природе.
Берен. Рассказы о борьбе человека с природой.
Богданов. Из жизни русской природы; Мирские захребетники.
Дружинин. Руководство к изучению законов.
Елиницкий. Основы законоведения.
Поль Бэр. Первые понятия о зоологии.
Хитрово. Светочи христианства; Чтение о Святой земле.
Фаррар. Жизнь Иисуса Христа.
Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы.
Брэм. Жизнь на севере и юге.
Бутлеров. Пчела.
Латышев. Здоровье.
Бок. Человеческое тело.
Жизнь растений.
Серошевский. Матросы корабля "Надежда".
Шрейдер. Страна восходящего солнца.
Сахаров. По русской земле.
Остроумов. Святыни нашего севера.
Анненская. Фритиоф Нансен.
Авенариус. Детские сказки.
Ершов. Конек-горбунок.
Периодические издания за 1901 год:
газета "Свет"
"Приложение к Вятским губернским ведомостям"
"Нива"
"Вокруг света"
"Ремесленная газета"
(Отчет о деятельности Вятского попечительства о народной трезвости за 1901 год.- Вятка, 1902.- С. 150- 155.)