Главная > Выпуск №2 > Чайные-читальни вятского попечительства

Чайные-читальни вятского попечительства

(о народной трезвости)

А.А. Марков

На Руси всегда было три главные беды - дураки, дороги и пьянство. Если бы не они, как гласит народная молва, все было бы хорошо. Правительство в меру сил и возможностей пыталось с ними бороться, хотя и осознавало тщетность своих усилий. Еще князь Владимир Красное Солнышко говаривал: "Руси есть веселие питье, не можем бес того быти". В конце XIX в. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте началась очередная компания борьбы с "зеленым змием". Опорой правительства в этой борьбе на местах должны были стать губернские комитеты Попечительства о народной трезвости. Устав их был утвержден ещё в 1894 г. Но повсеместно они стали создаваться с января 1901 г. в связи с введением в действие в июле 1901 г. "Положения о казенной продаже питий" (винной монополии). Но вопрос встал о финансировании деятельности попечительств, и только новое положение предусмотрело передачу части вырученных казною денег на эти цели.

В течение января-февраля 1901 г. были открыты уездные комитеты: 4 января первым открылся Вятский, 18 февраля последним - Слободской. 9 января состоялось первое заседание Вятского губернского комитета. Председателем был утвержден губернатор Н.М. Клингенберг. Среди прочих мероприятий в борьбе с народным пьянством были признаны главными "имеющие целью отвлечения народа от пьянства через разумное заполнение его досуга и поднятие общего культурного уровня. Сюда относятся прежде всего предприятия просветительного характера: читальни, библиотеки, книжные склады, народные чтения, бесплатная раздача книг и брошюр, составленных в духе трезвости и прочее".

В то же время, не располагая значительными средствами для открытия большого количества самостоятельных библиотек, губернский комитет рекомендовал уездным комитетам главное внимание уделить созданию чайных Попечительства, где бы крестьянин "мог попить, поесть, обменяться мыслями, отдохнуть, погреться и т. д.", не заходя в прежние трактиры и кабаки, где неминуемо подвергнется "соблазну вина". А уже вокруг чайных следовало группировать другие виды своей деятельности и "первым долгом, учреждения просветительные: библиотеки и читальни, народные чтения, книжные лавки и другое".

Так на Вятке появилась весьма оригинальная форма библиотек - чайные-читальни. Впрочем, надо отметить, что уже руководящим положением для деятельности попечительства о народной трезвости предусматривалось, что чайные Попечительства - это не просто место, где пьют и едят, но и очаги культурной жизни, прежде всего на селе. В связи с этим ставилась задача: "...надлежит озаботиться, чтобы каждою чайною получалось не менее одной ежедневной газеты и одного еженедельного или ежемесячного, по возможности иллюстрированного журнала..., весьма желательно, чтобы вслед за таковою первоначальной организацией, попечительства скорее приступили бы к учреждению, по возможности в связи с чайными же, народных читален".

К 1 января 1904 г. действовало 52 библиотеки Попечительства: 12 при уездных комитетах, 36 при чайных и 4 самостоятельные. Кроме того, при 28 чайных действовали читальни, "не получившие ещё правильной организации", т. е. ограничивающиеся простой выпиской газет и журналов. Больше всего к этому времени было открыто чайных-читален в Малмыжском и Вятском уездах (в т. ч. в г. Вятке). Не было чайных-читален в Нолинском и Уржумском уездах. О масштабах деятельности библиотек-читален попечительства говорят, например, цифры из отчета за 1903 год. Всего на устройство и содержание библиотек было израсходовано 9207 руб. Выдача книг на дом и для чтения на месте производилась бесплатно (исключая Сарапульский комитет, установивший плату за выдачу на дом по 10 коп. в месяц). В среднем на каждую читальню приходились 151 абонент (читатель) и 3730 посещений в год. Численность фондов в разных библиотеках была различна. Например, в Вятском уезде в среднем приходилось 327 названий. Но в чайной-читальне с. Макарье было 1185 названий книг, в то время как в библиотеке-читальне Вятского народного дома было 335 названий без учета периодических изданий. Обычно же численность фонда в сельских чайных была ниже. Так, в с. Вожгалы - 274 названия, с. Загарье - 250, в с. Кумены - 200, в с. Кстинино - 156 и т. д. (См. ниже Приложение).

Основными посетителями чайных были крестьяне, даже в городах число читателей из крестьян как живущих в городе, так и из отдаленных селений, приезжающих в город на базар и ярмарки, превосходило все остальные категории, вместе взятые. Женщины среди читателей составляли от 15 до 25 % .

Среди спрашиваемых изданий преобладали беллетристика, периодика, книги религиозного содержания. Большим спросом пользовались книги исторического и биографического характера. Крестьяне с охотой брали и рекомендуемую смотрителями читален литературу против пьянства.

Наибольшее число посещений приходилось на зимние, праздничные и воскресные дни. Летом, с учетом занятости крестьян сельхозработами, число посещений падало, достигая наименьшего в июле. Но и летом, несмотря на рабочее время, крестьянское население посещало читальни, беря книги на дом. Так что деятельность библиотек не прерывалась и в эти месяцы.

В большинстве сельских чайных-читальнях обязанности библиотекаря возлагались на то же лицо, что заведовало и чайной, без особого дополнительного вознаграждения, иногда заведование библиотекой брали на себя представители местной сельской интеллигенции, "отдающие попечительству свой труд безвозмездно, ради желания оказать населению посильную помощь". В городах и крупных селах заведовали библиотекой и читальней особо приглашенные лица за плату (обычно 150 руб. в год). В большинстве своем это были женщины.

В селах ответственным лицом по делам библиотеки, как правило, был местный земский начальник, а наблюдателем - местный священник. В городах на эти должности избирали уважаемых граждан города. В их функции входило наблюдение за исполнением библиотекарями своих обязанностей, обстановкой читален, пополнением книгами и периодическими изданиями, расходованием отпущенных на библиотеку средств. Выписка периодических изданий для чайных-читален в селах, как правило, производилась централизованно, через уездный комитет. Чаще всего выписывались газеты "Свет", "Приложение к Вятским губернским ведомостям", журналы "Вестник трезвости", "Сельский вестник", "Нива", "Вокруг света", "Природа и люди" и другие. В отчетах уездных попечительств читаем: "Выдача и возвращение книг производились аккуратно и случаев утраты и порчи книг не было".

Библиотеки при чайных занимали отдельные комнаты, смежные с общей залой. Обстановка состояла обычно из большого стола в центре, на котором раскладывались свежие газеты и журналы, больших книжных шкафов у стен. Здесь же, как правило, стоял шкаф, где хранился "волшебный фонарь" и все необходимое для проведения чтений с картинками. На стенах развешивались карты (чаще всего Европейской России) и картины научного содержания.

В некоторых чайных-читальнях производилась продажа дешовых книг по цене 1-3 коп. Выручка за них редко превышала 1 руб.

Вятские чайные-читальни были весьма своеобразными заведениями, в которых посетитель мог не только насытиться материальной пищей, но и удовлетворить свой духовный голод. Для посетителей здесь устраивались народные чтения (обычно в воскресные дни), театральные представления, танцевальные и литературно-музыкальные вечера. А в с. Кумены был устроен один вечер (посиделки) для крестьянок, который посетило до 75 женщин: "во время работ происходило назидательное чтение; лектрисой была заведующая чайной. Вечера эти очень понравились крестьянам". Устраивались при них народные хоры, оркестры и т. д.

Таким образом, по роду своей деятельности чайные-читальни приближались к Народному дому. Не случайно их часто объединяли, как однотипные учреждения. Вятское Попечительство о народной трезвости внесло свой вклад и в развитие на Вятке Народных домов, ставших предтечей профсоюзных и сельских клубов в советские годы. Но это требует особого исследования.

Библия в русском переводе

Литвинов. История крепостного права.

Иордан. Как Спировцы спаслись от пожаров.

Рылов. Кожевенное производство.

Яковлева. Как научиться ткать.

Самборский. Лечебник.

Елагин. Куры.

Острогорский. Из мира великих преданий; По белу свету; Хорошие люди; У рабочих людей.

Аксаков. Аленький цветочек; Семейная хроника.

Меч. Палестина; Сахара.

Арапы.

Круковская. Великая пустыня.

Рассказы о земле Аравийской.

Дикие люди.

В стране пальм.

Приключения молодого натуралиста.

Быкова. Северо-Американские Соединенные Штаты.

Андреев. Наша родина и чужие страны.

Фультон и Стефенсон.

Фурман. М. В. Ломоносов; Саардамский плотник.

Ян Гус.

Сысоева. Жизнь Джемса Гарфильда.

Круглов. Гениальный помор.

Скабический. А. С. Пушкин.

Григоровой. Христофор Колумб.

Толычева. Рассказы старушки об осаде Севастополя; Рассказы старушки о 12 годе.

Толстой. Рассказы о Севастопольской обороне.

Петрушевский. Рассказы про Петра Великого; Рассказы про Суворова.

Н.-Данченко. За Дунаем. Кн.1-2.

Мордовцева. Последние дни Иерусалима.

Мельгунов. Первые уроки истории.

Ломан. Царь-Освободитель.

Египет.

Как люди до всего дошли.

Училище благочестия.

Жития святых. 12 книг.

Псалтырь.

Часослов.

Певцов. О трудах св. Апостолов; Языческая вера; Гонение на христиан.

Котельников. О почве и её обработке; О семенах и посеве; О травосеянии; О широколиственных мучнистых; О возделывании картофеля.

Фесенко. Знай и умей как тушить пожар; Во всем ищи защиты от пожара; Берегись и бойся огня.

Алтухов. Корова; Лошадь.

Е. Тур. Катакомбы; Священная история Ветхого Завета.

Толстой. Князь Серебряный.

Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

Загоскин. Юрий Милославский.

Жюль Верн. Путешествие капитана Гранта; Дети капитана Гранта.

Слепцова. Змеи; Муравей-чудодей; Пауки; Дерево и лес; Обезьяны; Жилища и нравы птиц; Вымирающие богатыри.

Гранстрем. В царстве черных.

Липперт. История культуры.

Вокруг света в 11 месяцев.

Новый Завет.

Филарет милостивый.

Смерть св. Вячеслава.

Жизнь св. Ольги.

Жизнь и убиение Бориса и Глеба.

Житие св. Кирилла и Мефодия.

Сказание о Михаиле, князе Черниговском.

Житие преподобного Сергия.

Жизнь Господа Иисуса Христа.

Бунин. Под открытым небом.

Твен. Принц и нищий.

Бекетова. Два мира.

Обезьяны, слоны, попугаи.

Рубакин. Рассказы о великих и грозных явлениях природы; Приключение 2-х кораблей.

Рассказы о подвигах человеческого ума.

Зобов. Беседа о природе.

Берен. Рассказы о борьбе человека с природой.

Богданов. Из жизни русской природы; Мирские захребетники.

Дружинин. Руководство к изучению законов.

Елиницкий. Основы законоведения.

Поль Бэр. Первые понятия о зоологии.

Хитрово. Светочи христианства; Чтение о Святой земле.

Фаррар. Жизнь Иисуса Христа.

Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы.

Брэм. Жизнь на севере и юге.

Бутлеров. Пчела.

Латышев. Здоровье.

Бок. Человеческое тело.

Жизнь растений.

Серошевский. Матросы корабля "Надежда".

Шрейдер. Страна восходящего солнца.

Сахаров. По русской земле.

Остроумов. Святыни нашего севера.

Анненская. Фритиоф Нансен.

Авенариус. Детские сказки.

Ершов. Конек-горбунок.

Периодические издания за 1901 год:

газета "Свет"

"Приложение к Вятским губернским ведомостям"

"Нива"

"Вокруг света"

"Ремесленная газета"

(Отчет о деятельности Вятского попечительства о народной трезвости за 1901 год.- Вятка, 1902.- С. 150- 155.)