Главная > Выпуск №18 > Священник Н. Н. Блинов: штрихи к портрету

Священник Н. Н. Блинов: штрихи к портрету

М. Л. Кассихина

Во второй половине XIX в., с отменой крепостного права, с введением земства, произошёл мощный толчок в развитии всех сторон народной и государственной жизни в России. Коренные перемены в жизни страны вызвали отклик среди передовой общественности.

В прошлом, 2009 г., исполнилось 170 лет со дня рождения известного вятского педагога, земского деятеля, краеведа, священника Николая Николаевича Блинова (1839–1917), который стал ярким представителем эпохи «шестидесятников». Его выступление на общественную арену совпадает с отменой крепостного права.

Сведения о жизни и деятельности Н. Н. Блинова сохранились в фондах ГАКО, таких, как фонд Вятской духовной консистории, Вятской уездной земской управы, Вятского губернского по городским и земским делам присутствия, личный фонд Е. Д. Петряева.

В последнее время имя Н. Н. Блинова упоминается довольно часто. Его биография и многогранная деятельность привлекла внимание исследователей и была освещена ими достаточно полно1. Поэтому цель данной статьи – показать отдельные штрихи портрета Н. Н. Блинова, опираясь на выявленные в фондах архива упоминания о нём.

Одним из важнейших направлений деятельности Вятского земства было развитие народного образования. С первых же шагов своего пастырского служения сначала в с. Карсавай Глазовского уезда, затем в с. Бахта Вятского уезда Н. Н. Блинов выступает на педагогическом поприще.

В клировой ведомости Троицкой церкви с. Бахта Вятского уезда на 1868 г. указано, что священник Н. Н. Блинов, 29 лет, «по окончании курса в Вятской семинарии был уволен из оной с аттестатом 2 разряда. 1861 года определен во священника в село Карсовай Глазовского уезда, где с сентября 1861 года по июль 1864 года обучал грамоте поселянских детей в своей квартире безмездно. 1863 года Вятский Губернский статистический Комитет избрал его в свои действительные члены… 1867 года 31 января определен наставником в Бахтинское приходское сельское училище. По ходатайству Вятской губернской земской управы от 11 октября 1868 года за № 6733-м за полезный труд по народному образованию, благословлено Преосвященнейшим Аполлосом ему ношение набедренника. Грамоту и Указ имеет»2.

Земская помощь народному образованию в Вятском уезде, прежде всего, проявилась в поддержке и принятии на своё попечение существующих школ. Так, в докладе Вятской уездной земской управы «О 50-летнем юбилее земских учреждений, с кратким очерком истории и деятельности Вятского уездного земства» на чрезвычайной юбилейной сессии Вятского уездного земского собрания 9 февраля 1914 г. указано, что впервые помощь частным школам была оказана в качестве выдачи пособия в 100 руб. священнику Н. Н. Блинову на устройство в с. Бахта дома под приходское училище. Впоследствии такая практика стала повсеместной.

В этом документе в разделе «Народное образование» сохранились благожелательные отклики о деятельности Н. Н. Блинова: «…Мы должны упомянуть о священнике Вятского земства. Его книга «Народное образование в Вятской губернии за 1864–74 гг.», представляющая ныне библиографическую редкость, является до настоящего времени лучшим источником по истории народного образования в Вятской губернии за указанный период»3.

Во время проживания в с. Бахта Н. Н. Блинов особенно внимательно и усердно занимался педагогикой. Он стал инициатором открытия школы для девочек, в которой стала преподавать его жена.

В фонде Вятской уездной земской управы имеется докладная записка Н. Н. Блинова в Вятский уездный училищный совет от 22 сентября 1869 г., в которой он просит преобразовать открытое им училище для девочек в земское «на равных правах с прочими». Для семьи священника содержать на свои средства школу было слишком тяжело. На тот момент у Николая Николаевича было уже трое детей.

Интересны его рассуждения о необходимости развития женского образования. «По долгу моей службы, указывая прихожанам, при всяком удобном случае на обязанности женщины как супруги и как матери, я считал необходимым разъяснять им и важность для нея образования…»4

В своей педагогической деятельности Н. Н. Блинов примкнул к новому направлению в народной школе, которое стало вводиться с появлением земства. Суть его выражалась, прежде всего, в звуковом методе и наглядно-предметном обучении чтению, письму и счёту. В этом он стал преемником К. Д. Ушинского, педагогические труды которого актуальны по сей день.

Фотография Н. Н. Блинова из личного фонда Е. Д. Петряева. Сарапул. 1909

Как человек одарённый, разносторонне развитый, Н. Н. Блинов успешно работал на благо народа не только на педагогическом поприще. Слабая изученность особенностей народной жизни подтолкнула его одновременно с пастырско-педагогической деятельностью приступить к её подробному исследованию. В результате у Н. Н. Блинова появились такие работы, как «Пермяки в Вятской губернии», «Сельскохозяйственный быт пермяков и вотяков», исследования эпидемий, народного пьянства, суеверия и пр. Необходимо отметить, что труды по статистике Николая Николаевича в последнее время либо вовсе не упоминаются, либо подвергаются критике. В данном случае его личная инициатива и стремление быть полезным обществу заслуживают уважения и самых лестных оценок.

В 1872 г. губернское собрание отпустило средства на приглашение губернскою управою статистика для производства оценочных работ5. В 1874 г. эту должность занял Н. Н. Романов, вскоре его сотрудником стал священник Н. Н. Блинов. Этот год можно считать годом основания земской статистики в Вятской губернии.

В своём обзоре А. А. Гурьев отмечает, что труды Блинова и Романова, во-первых, не охватили всей губернии, во-вторых, производство работ с тою подробностью, которая была намечена земскими деятелями, не было осуществлено. Но в то же время он справедливо указал на то, что достижение поставленных целей оказалось совершенно не под силу одному или двум работникам.

Н. Н. Блинов много писал на различные темы. В сферу его интересов входили история, этнография, статистика, проблемы образования. К сожалению, активная публицистическая деятельность стала для Н. Н. Блинова роковой. Участие священника в прессе не одобрялось официальной властью. Семья Блиновых вынуждена была переезжать из одного прихода в другой, но это не ослабило стремление священника и педагога помогать людям. Так, в отчёте помощника начальника Вятского губернского жандармского управления в Сарапульском уезде за 24 августа 1884 г. указано: «В городе Сарапуле в настоящее время при Вознесенском городском соборе состоит священником Николай Николаевич Блинов. Личность эта, по своей политической неблагонадежности, была подчинена негласному надзору полиции до 15 ноября 1884 года, когда таковой надзор во исполнение циркуляра Департамента полиции за № 4804, был снят. Еще в прошлом году, по прибытии к месту моего служения, я стал получать сведения о крайне неблагонадежном в политическом и нравственном отношениях направлении священника Николая Блинова». Интересны доводы, приведённые в отчёте, согласно которым Николай Николаевич был отнесён к «неблагонадёжным»: «Наблюдая за знакомством отца Блинова в городе Сарапуле, замечено, что он ближе всех сошелся с лицами, политическая благонадежность которых весьма сомнительна, например, с г. Егоровым, прекрасным врачом и вместе с тем крайним либералом… г. Чайковским – секретарем Сарапульской уездной земской управы, брат которого замечен в политическом деле»6. Как можно видеть, Н. Н. Блинов общался с умными, интересными людьми, представителями местной интеллигенции.

В личном фонде Е. Д. Петряева сохранились воспоминания внучки Н. Н. Блинова: «Был он очень приветливый, ласковый. Такая же и бабушка. Да и вообще они любили людей, и люди тянулись к ним. В доме их, по словам мамы, всегда кто-то жил, много приходило… Приходилось лишь удивляться и преклоняться перед их духовной силой»7.

Н. Н. Блинов – один из самых ярких представителей провинциальной интеллигенции своего времени. Переезжая с места на место, не оставлял своих занятий педагогикой, служения земству, научных исследований. Немаловажно, что он с деятельной любовью относился к своим пастырским обязанностям, за что пользовался уважением со стороны своих прихожан.

Примечания

1 Петряев Е. Д. Люди. Рукописи. Книги : лит. находки. Киров, 1970. С. 103–118 ; Изергина Н. П. Писатели в Вятке: лит.-краевед. очерки. Киров, 1979. С. 139–142 ;  Рашковский А. Л. Священник и краевед : [к 175-летию со дня рождения Н. Н. Блинова] // Памятная книжка Кировской области и календарь на 2009 год / редкол.: Н. И. Зорин (пред.) [и др.]. Киров, 2009. С. 340–343 ; Коршунков В. А. Мултанское дело и «дело просвещения инородцев» : Н. Н. Блинов и В. Г. Короленко о человеческих жертвоприношениях // Десятые Петряевские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 25–26 февр. 2010 г.) ; редкол.: С. Н. Будашкина [и др.]. Киров, 2010. С. 219–231.
2 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 424. Л. 92 об., 93.
3 Там же. Ф. 587. Оп. 19. Д. 76. Л. 26, 28.
4 Там же. Ф. 617. Оп. 1. Д. 262. Л. 2–2 об.
5 Гурьев А. А. Краткий обзор деятельности Вятского губернского земства за 35 лет (1867–1902 гг.). Вятка, 1906.
6 ГАКО. Ф. 714. Оп. 1. Д. 11. Л. 20–20 об.
7 Там же. Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 84. Л. 139.