Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена
Листы памяти моей
Л. В. Осокин
Композитор О. А. Моралёв
Не знаю, можно ли считать золотым листом моей памяти то, о чём речь идёт ниже, но то, что он щедро позолочен, – несомненно. Речь пойдёт о творческой встрече с нашим земляком – композитором Олегом Аркадьевичем Моралёвым, к сожалению, уже покинувшем нас.
В 12-м выпуске популярного в Кирове (и не только) и очень любимого мной альманаха «Герценка» за 2007 г. опубликована переписка членов довольно известной в своё время в Вятке семьи Моралёвых. На 183-й странице неизменно привлекает внимание фотография молодой «ветви» семьи Моралёвых: Аркадия Константиновича и Марии Александровны с двумя очаровательными карапузами. Младший из них – несомненно, будущий профессор Саратовской консерватории Олег Аркадьевич Моралёв (домашнее имя – Лёка). Ниже, в письме матери Олега Аркадьевича мужу читаем: «Олег начинает ходить. Сегодня прошёл один от дивана до моей кровати и несколько раз ходил понемногу». Трудные времена с пугающей регулярностью бывали на Руси и раньше, вот и в том же письме от 15 января 1923 г. мать озабоченно пишет: «Олега не знаю, чем прикармливать, кроме каши. Молока от Зейделя (сосед-торговец. – Л. О.) не дают, с базара очень плохое молоко, и у меня уже стало не так его много. Ну, как-нибудь протяну. Отучать от груди нет возможности, так как тогда Олегу на молоко придётся тратить почти половину дохода». Знакомясь с перепиской семьи Моралёвых, невольно ловил себя на мысли, что многие жизненные эпизоды мне уже знакомы от самого Олега Аркадьевича: и безвременная смерть матери, и жизнь с мачехой, воспитавшей троих чужих детей, и суровые годы учёбы…
Предыстория моей встречи с О. А. Моралёвым такова: в 1970 г. я был назначен Министерством культуры РСФСР на должность главного режиссёра Саратовского областного театра кукол «Теремок». Для своего дебюта в Саратове я выбрал давно покорившую меня, как и многих других режиссёров, пьесу венгерского драматурга Дюлы Урбана «Голубой щенок», поднимавшую в иносказательной форме вечно актуальную тему дискриминации человека, не похожего на других по цвету кожи, происхождению, образу мышления.
В музыкальном оформлении спектакля мне хотелось отойти от опредёленных композиторских стереотипов музыки для театра кукол, часто грешащей примитивизмом композиторского письма. Пьеса-сказка Урбана таила в себе огромную смысловую и эмоциональную нагрузку, остроту социального конфликта и, на мой взгляд, требовала некоего многопланового симфонического мышления композитора, хотя специфика музыкального оформления спектакля театра кукол требует, прежде всего, краткости и чёткости музыкальных номеров, что вынуждает композитора проявлять известную гибкость, позволяющую иногда нарушать общепринятые музыкальные каноны. Музыки должно быть ровно столько, сколько требует развития сценического действия: ни больше, ни меньше. Развёрнутые и законченные по форме музыкальные сочинения театр кукол выдерживает с трудом, предпочитая лаконичность и выразительность композиторского изложения.
В связи с моими требованиями дирекция и предложила мне кандидатуру преподавателя консерватории О. А. Моралёва, к тому же вятчанина по корням. Надо сразу сказать, что с этой далеко не простой творческой задачей Олег Аркадьевич справился блестяще, о чём свидетельствуют два его крупных сочинения – «Дорога» и «Море», которые наполнили спектакли динамичным действием. В «Дороге» ярко, эмоционально отражены драматические события странствий ушедшего из дома маленького голубого щенка Петрика. В эпизодах острота ситуации подчёркнута контрастностью сценических выразительных средств: наряду с обычными театральными куклами, играли актёры в гротесковых масках, использовались различные постановочные эффекты. Но, пожалуй, самым технически сложным номером для музыкантов оказалось «Море» – точнее, буря на море. Вспоминается, что после записи пианист (выпускник консерватории) буквально обливался потом – столь трудной и темповой была фортепианная партия. Необходимо отметить, что Моралёв очень изобретательно инструментовал свое сочинение для небольшого музыкального ансамбля, пригласив для его воплощения только квалифицированных исполнителей. Лирично и трогательно прозвучала музыкальная пьеса «Фонарь». В ней уличный фонарь, под которым Петрик нашёл своё временное пристанище, ведёт с ним диалог, отвечая бродячему щенку движением света в ритме музыки: то мерцая, то ярко вспыхивая, то затухая в знак согласия. Удались композитору и песни персонажей: мелодичные и выразительно раскрывающие характеры действующих лиц, их линию поведения.
Премьера спектакля «Голубой щенок» состоялась 28 октября 1970 г. и, признаюсь без ложной скромности, прошла с большим успехом. Дети глубоко сочувствовали Петрику, у некоторых на глазах были слёзы. Думается, подобный катарсис должен был пойти им на пользу: кто сопереживал несчастью другого, вряд ли заставит страдать безвинного. На проходившем тогда смотре венгерской драматургии спектакль был удостоен Почётной грамоты Министерства культуры РСФСР. В его успехе большая доля принадлежит Олегу Аркадьевичу Моралёву.
Возвращаясь к прожитому и пережитому, вижу необоснованность своих сомнений. Этот лист моей памяти – безусловно, чисто золотой, а потому-то особенно дорогой и значимый.