Главная > Выпуск №14 > Озеро Светлояр

Озеро Светлояр

Г. А. Кустенко

То место кажется пустынным лесом.
Но там есть и церкви, и дома,
и монастыри, и множество людей.
Летними ночами на озере слышится звон
колоколов, и в ясной воде отражаются
золотые маковки церквей. Там поистине
царство земное и покой, и тишина…
В невидимый град ведёт сквозь чащи и
дебри одна только узкая, окружённая
всякими дивами и страхами тропа
Батыева, которой никто не может
найти, кроме тех, кого Бог сам управит
в то богоутешное пристанище.
                        Дмитрий Мережковский

Как часто мечтаем мы о дальних заморских странах и долгих путешествиях, полагая, что многое в своём отечестве видели уже и почувствовали, слышали в детстве и проходили в школе. И вот нечаянный и радостный подарок судьбы – небольшое, но очень красивое озеро Светлояр, не так далеко от Вятки – на севере Нижегородской области.

...Медленно и сосредоточенно идём длинной тенистой берёзовой аллеей. Дорога эта – душевный настрой, подготовка к восприятию гармонии необыкновенного озера, его таинств, ведь Светлояр – памятник природы, заповедное место, овеянное множеством легенд. Сюда приходят с открытой душой и чистым сердцем.

Раньше в озере было не принято купаться. Сейчас живописные окрестности привлекают многочисленных туристов. Вот и мы решили окунуться.

Вода редкостная по качеству, чистая, вкусная и очень мягкая. Говорят, что в промытой посуде она не портится несколько месяцев, а ещё говорят, что она исцеляет от болезней и приносит очищение от грехов.

Учёные собрали более 350 устных рассказов об озере Светлояр и исчезнувшем граде Китеже, который Богородица чудесно уберегла, спасла от монгольских завоевателей.

В одних рассказах говорится, что Китеж стал невидимым для людей, в других – что город скрыт под землёй на берегах озера. По третьей версии город опустился на дно. В тихую погоду, якобы, можно услышать звон китежских колоколов, увидеть утонувший город, его палаты, терема и маковки церквей...

2005 № 8.jpg

Светлая чаша озера Светлояр. Август 2006 г.

Светлояр – место паломническое, особо почитаемое в народе. Люди приходили сюда молиться холмам – храмам, пускать свечи по воде, оставлять для подводных жителей милостыню, рвать лекарственные травы.

В годы Великой Отечественной войны появилось поверье: чтобы уберечь своих воинов, женщина должна была трижды проползти на коленях вокруг озера.
И ползли, конечно...

Захотелось и нам обойти Светлояр по живописной тропе, с холмистого берега полюбоваться легендарным озером, напоминающим ярко-голубую пуговицу или продолговатую серебряную монетку.

Поэтичность озера Светлояр издавна привлекала писателей, художников, композиторов. Экскурсовод называет нам имена Рериха, Клюева, Волошина, Римского-Корсакова, Василенко, Мельникова-Печерского, Пришвина, Короленко… Сказание о граде Китеже слышал от бабушки и Максим Горький.

Известно, что к преданию дважды обращался Аполлинарий Васнецов. В 1903 г. им создаются проекты декораций к опере С. Василенко, которые, впрочем, не были осуществлены. А в 1906–1907 гг. Васнецов работает над эскизами декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это эскизы «Улица в Китеже», «Площадь в осаждённом Китеже», «Озеро Светлояр» и «Рай. Вход в храм». Искусствоведы считают, что работа к этой опере – самая замечательная среди работ А. Васнецова в театре. К природе художник относится, как к носительнице всего светлого и доброго.

На эскизе «Озеро Светлояр» – обычная лесная чаща, холмистый противоположный берег, светлое зеркало озера. Но из глубин вод загадочно и сказочно проступают очертания куполов древнего Китежа.

Можно заметить известное сходство эскиза декорации с другим произведением художника – знаменитым «Озером», хранящимся в Третьяковской галерее. Здесь общий пейзажный мотив, но ещё их роднит особый поэтический дух, увлечённость народными легендами и преданиями.

Красота озера настраивает на поэтический лад. Может, и у меня появятся стихи, а пока – поэтические строчки С. Розанова:

Горит святое озеро закатом,
Туманна беспредельности черта.
Объяты небеса хрустальным златом,
Сливается с прибрежностью вода.
И храм, хранящий тайну мирозданья,
На берегу божественном стоит.
И колокол его тогда звонит,
Когда вмещает новое сознанье
Любви неосязаемый магнит.