Главная > Выпуск №14 > Из наследия И. В. Порошина

Из наследия И. В. Порошина

Когда же наша Холуница стала называться Белой Холуницей?

Процитирую два официальных документа.

Из Указа Берг-коллегии от 21-го марта 1762 г. «О строительстве молотового завода»:

«И по Указу ея Императорского величества [Екатерины II. – Примеч. И. П.] Берг-коллегия приказали: по выше писанному генерал-прокурора и генерал-крицкомиссара и кавалера А. И. Глебова прошению... в добавок к прежде определённому не ниже того Климковского завода верстах в 30-ти на речке Большой Холунице... потребное число молотовых фабрик (Ново-Троицкий Холуницкий предельный завод) построить дозволить...».

Вот вам точное время, когда впервые официально наша река Холуница названа Большая Холуница.

Документ второй : «С 1839-го года Холуница иногда называется „Белою” или „Большою”... Принадлежа исключительно Слободскому уезду, она течёт по оному 119 вёрст...»1. Вот вам и второе официальное и прижившееся название реки и дата его появления – 1839 г.

Завод, соответственно, вначале назывался Ново-Троицким Холуницким. Когда же при заводовладельцах Яковлевых образовался целый горно-заводской округ (заводы на р. Белой Холунице, Ново-Троицкий, Богородский и Нижне-Троицкий, а также Климковский, Боровской и Чернохолуницкий), центр округа стал называться Главнохолуницкий завод. Так практически продолжалось до 80-х гг. XIX в., пока Холуницкие заводы не перешли во владение миллионеров Поклевских-Козелл. К вышеназванным были прикуплены ещё три завода в Глазовском уезде – два Залазнинских и Белорецкий. В конце 80-х–нач. 90-х гг. XIX в. завод на р. Белая Холуница стал официально именоваться Белохолуницким железоделательным. Название Белохолуницкий носит и нынешний машиностроительный завод.

Примечание

1 Корнилов Ф. Слободской уезд Вятской губернии в 1839 году // Журн. м-ва внутр. дел. 1843. Дек. Ч. 4. С. 395.

Климковские невьянцы

Металлургическое производство на Холуницких заводах в XVIII в. начинали мастеровые уральского Невьянского завода.

Известный краевед из г. Кирова О. Н. Виноградов подтвердил жившее в п. Климковка предание о том, что чугунолитейное производство на местном заводе в XVIII в. начинали мастеровые уральского Невьянского завода.1 Кстати, об этом впервые я услышал ещё лет двадцать шесть назад от местного краеведа А. П. Вавилова.

Когда под руководством горного офицера А. С. Ярцова строился завод на р. Климковке (пущен в 1762 г.), плотников, землекопов и других людей для строительных и вспомогательных работ набирали из крестьян ближних деревень, крепостных из имений заводовладельца генерал-прокурора А. И. Глебова, из вольных (беглых) и др. Но специалистов, знающих доменное дело, не было. Вот тогда-то заводовладелец и купил их у владельца Невьянского завода на Урале (ныне Свердловская область) Прокофия Демидова – внука известного ещё с петровских времён заводчика Никиты Антюфеева (Демидова).

Заинтересовавшись этим вопросом, мы вместе с краеведом А. А. Варакиным обратились в Невьянский государственный историко-архитектурный музей. От заведующего историческим отделом этого музея А. Н. Кардифова пришёл ответ, фактически подтверждающий это предание.

Точного количества переселённых из Невьянска в Климковский завод мастеровых уточнить пока не удалось, но предположительно с членами семей их было человек шестьдесят.

Землевладелец, дабы закрепить переселенцев на новом месте, своим приказчикам и мастерам дал жёсткое распоряжение выделять уральцам лес для постройки изб, а также землю для пашни и пригороды (сенокосные угодья), а также создавать им условия для проведения посевных и уборочных работ и для сенокоса.

В 1769 г. Прокофий Демидов продал Невьянский завод промышленнику Савве Яковлевичу Собакину (Яковлеву). А из холуницкой истории известно, что в том же году С. Я. Собакин купил Климковский и Ново-Троицкий Холуницкий (Белохолуницкий) заводы у А. И. Глебова. Так что вполне возможно, что Яковлевы, владевшие Холуницкими заводами шестьдесят лет, в случае необходимости переселяли мастеровых-специалистов с Урала и позднее: на Боровской чугуноплавильный (пущен в 1800 г.) и Белохолуницкий железоделательный (пущен в 1764 г.) заводы.

Количество мастеровых на этих заводах росло. В 1769 г. их было 186, в том числе 26 крепостных, в 1809 г. – 809, в 1816 г. – 1093 человека.

Так что историки правы, называя Невьянский завод «кузницей кадров металлургов» своего времени.

Интересно было также узнать, живут ли в Климковке потомки невьянских мастеровых. Из ответа А. Н. Кардифова следует, что старинные фамилии климковчан совпадают с коренными фамилиями в Невьянске: Шмаковы, Перминовы, Булатовы.

К сожалению, носители этих и других старинных фамилий, проживающие ныне в п. Климковка, своих родословных дальше бабушек и дедушек не ведают.

Примечание

1 Виноградов О. Н. Как зарождалась Климковка // Холуниц. зори. 2002. 16 июля.

И. В. Порошин за рабочим столом.

 

О пруде, плотине и ... Французах

Уже с самого начала действия Климковского завода в 1762 г. стало ясно, что воды в местном пруду недостаточно для приведения в действие всех механизмов доменного и железоделательного производства.

Поэтому заводовладелец генерал-прокурор А. И. Глебов добился второго указа Берг-коллегии, разрешающего строительство второго, передельного (железоделательного) завода на р. Белая Холуница в 30 верстах ниже по течению от Климковки. Место для него было выбрано при слиянии рек Белая Холуница и Шелепиха.

Строительство шло по плану под руководством горного офицера А. С. Ярцова.

Для насыпи 250-саженной дамбы использовался грунт со дна будущего пруда и с гребня увала на левом берегу.

Плотина сразу строилась трёхпрорезная. Средний и левый использовались для спуска воды в весеннее половодье и отправления барок с железом.

О завершении строительства плотины А. С. Ярцов написал в своей книге «Российская горная история...»: «...Землю засыпали, заваливали беспрерывно около 500 человек. Сие скорое нужное действие происходило не более четырёх часов, когда усмотрели, что поднимавшаяся вода не осилит того запора... Поднялась же она в прорезы, прошла спокойным своим течением по сделанному ей сливному мосту...».

Произошло это 6 сентября 1764 г. Это дата рождения нашего Белохолуницкого пруда. А 8 ноября 1764 г. закрутились водяные колёса, а от них по трансмиссиям передалось движение на заводские механизмы, началась ковка железа. Завод назвали Ново-Троицким Холуницким.

Высота деревянной плотины – около 9 метров, ширина (от пруда до сливов) – 83 метра, длина (от заводской части до левобережной) – 84 метра.

Плотина делилась на две части. На той, что со стороны пруда, размещался передвижной механизм, с помощью которого поднимали и опускали запоры прорезов.

За два века эксплуатации на плотине было несколько аварий. Наиболее крупные – две. Так, 27 июля 1893 г. около 11 часов дня колокол у плотины возвестил о беде. Воду в тот день спускали только по одному прорезу. Левобережный вешняной прорез ремонтировали. Скопившаяся вода подняла проезжую часть плотины, по всей длине выгнула «красный брус», скреплявший всю конструкцию.

...Спасли люди, сбежавшиеся по набату. На плотину было нагружено до пяти тысяч пудов чугуна. Открыли средний вешняной прорез. Лишь на третий день напор воды дошёл до нормального уровня...

Весной 1918 г. паводок разрушил запоры, и водяной вал сломал концы сливных коробов, снёс Красный мост (он соединял левый берег с правым у южного торца нынешнего инструментального цеха), вся эта масса воды, брёвен, досок устремилась на плотину и цеха Богородского завода, разрушив их.
После ремонта главной плотины сливные короба всех трёх прорезов были укорочены на 100 метров. Красный мост, сооружения, вспомогательные цеха в Богородском решено было не восстанавливать.

В начале 20-х гг. XX в. была установлена первая гидротурбина небольшой мощности, которая давала освещение в механический цех. В 1928 г. построили солидное кирпичное здание гидростанции, где работало две турбины по 250 квт, вода к ним шла по специальным водоводам. Здание ГЭС сохранилось.

В 1959–1963 гг. деревянная трёхпрорезная плотина, действовавшая два века, была заменена новой железобетонной.

Белохолуницкий пруд – крупнейший в области. По паспорту гидроузла площадь водного зеркала – 15 кв. километров, средняя ширина – полтора километра, наибольшая глубина (у Красной горы) – 11 метров, у плотины – 5,75 метра. Объём воды в пруду – 51 миллион кубометров. Размеры сопоставимы с водохранилищем Днепрогэса.

Бытует мнение, что пруд наш строили французы. Неверно: Белохолуницкий пруд проектировали русские специалисты, в частности, А. С. Ярцов. Строили своими руками  тоже русские, в том числе и вятские, мужики.

А французы? А о них вот что. После разгрома армии Наполеона в 1812 г. в Вятскую губернию в 1813 г. доставили около 6 тысяч военнопленных разных европейских национальностей, которых у нас чохом называли французами. С роту (человек 120–150) пленных сумел заполучить к себе на Холуницкие заводы и заводчик Яковлев. Часть французов под Климковкой выжигала древесный уголь, в 1814 г. некоторые из них участвовали в строительстве плотины и цехов Богородского завода. Ещё одна группа в верховьях пруда спрямляла русло, чтобы легче было проходить баркам с чугуном. Вот и всё. О французах напоминают названия: «Французский курень», остров Француз на шири пруда да каска наполеоновского воина, которую выудил со дна пруда на Французе рыболов П. Иванов в 1969 г. Сейчас каска хранится в районном музее.