Главная > Выпуск №14 > Педагог по профессии и краевед по призванию

Педагог по профессии и краевед по призванию

Анатолий Витальевич Кузьмин (1907–1994). Лауреат премии им. Е. Д. Петряева (1988). Награждён орденом Великой Отечественной войны II степени, всеми юбилейными медалями. Родился в г. Уржуме в семье переплётчика. В 1927 г. поступил в Вятский педагогический институт на литературное отделение и в 1930 г. окончил его. Три года работал завучем в ФЗУ в п. Вахруши Слободского района. С 1932 по 1941 гг. преподавал в Слободском педагогическом техникуме. В июле 1941 г. был призван на фронт. В составе 910 стрелкового полка с боями дошёл до Берлина. После победы над Германией направлен на Японский фронт, демобилизовался в 1946 г. Около двух десятилетий А. В. Кузьмин был директором школы под Краснодаром; вернувшись в Слободской, Анатолий Витальевич работал директором школы № 9.

С годами пришёл интерес к истории края, любимым занятием для него стала работа в архивах и библиотеках. А. В. Кузьмин создал клубы книголюбов в г. Слободском: «Алый парус» и «Земляки Грина».

Вся его жизнь прошла в неустанном труде и поиске материалов по истории г. Слободского, его уроженцев. Им составлены буклеты и проспекты о родном городе. Написано около ста газетных статей. Похоронен в Санкт-Петербурге.

А. В. Кузьмин выступает на вечере поэзии. 1987 г.

Ниже публикуются письма А. В. Кузьмина к заслуженному работнику культуры РФ, члену Союза журналистов РФ, краеведу Т. К. Николаевой.

* * *

Здравствуйте, Тамара Константиновна! Ваше письмо я получил во вторую половину дня 29 сентября. Поездку ввиду этого отложил до пятницы, намереваясь связаться с Вами по телефону. Оказалось, что в телефонном справочнике Вас нет. Конечно, огорчился, так как это была единственная цель поездки в Киров – встретиться с Вами. Привозил дневник Ефремова. Планировал вместе с Вами познакомиться в музее ещё раз с интересным дневником И. Громозова (деда сестёр Громозовых). Заодно и обменяться мыслями о знакомстве сестёр Громозовых с сёстрами Гуро (Екатериной и Генриеттой – Эрлих и Матюшиной), а также о связях Ольги Громозовой с художниками-авангардистами Малевичем, Матюшиным и др.

В общем, есть о чём говорить. Давайте встретимся в четверг на вечере
Л. В. Дьяконова. Я буду в Герценке с 5 часов (семнадцати).

С уважением, А. В. Кузьмин.
Суббота, 1 октября 1988 г.

* * *

Тамара Константиновна, здравствуйте! Получил Ваше второе письмо. Спасибо за внимание. С получением первого я намерен был приехать в Герценку, взять дневник Ефремова и поискать Вас и ещё что-нибудь узнать от Вас о Матюшиных и сёстрах Гуро. Я стою накануне обобщения темы, которая меня интересует давно.

Обобщения хотя бы в элементарной форме. Побочная тема: Ольга Константиновна Матюшина и художественный авангард 20-х годов (Малевич, Матюшин, Розанова и др.) и попутно объяснить появление новаторских картин в Слободском краеведческом музее. В одном из выпусков «Ежегодника Пушкинского дома» есть указатель материалов о взаимосвязях Ольги Константиновны с Малевичем, Матюшиным и с  отделом ИЗО Наркомпроса. На мой запрос Пушкинский дом ответил уклончиво. Нужен авторитет, более компетентный, чем я. Может быть, мы с Вами уговоримся сделать запрос совместно. Нельзя упускать ещё один шанс на пополнение разысканий. Кстати, начните-ка писать повесть о самой писательнице О. К. Матюшиной. Слободской, Вятка первых десятилетий XX века… Как это интересно и ёмко! У нас нет книг об этом периоде. Этот период охватывает деятельность Вятской социал-демократической организации, 1905 г., организации библиотек для народа, работу Вятского книжного склада, где, кстати сказать, работала четвёртая сестра Громозовых – Серафима. Дух захватывает! Ведь он не отражён в литературе. Политическая ссылка в Вятской губернии, политическая гибель Людмилы Громозовой, 1905 г., смерть В. Горбачёва и многое другое.

Вы ещё молоды, энергичны, трудолюбивы, проворны в своём деле.

Вы намерены передать материал о Матюшине в Слободской музей. Он там затеряется. Музей сейчас некомпетентен, так как в нём работают люди холодные. Никто не работает над историческими темами. Нет вкуса к этим темам, нет сил, нет времени, нет желания. Воспоминания Матюшина одолжите мне на время. Давайте поговорим на эту тему при встрече. Но как встретить Вас? Вот в чём вопрос! На следующей неделе я буду опять работать в Герценке, если ничего серьёзного не случится. Больная жена, она должна лечь в больницу. Но тем не менее я не могу прекратить свою творческую работу. В ней я вижу смысл жизни и радость. Гонорары меня не интересуют. Радость в творческом труде! На том и стою я. Извините за непричёсанные мысли – писал под машинку.

Итак, буду искать Вас на той неделе…

К сему руку приложил Анатолий Витальевич.
6 декабря 1988 года.

* * *

Тамара Константиновна, здравствуйте! Прошу прощения за мою запоздалую реакцию на две Ваших открытки. Дело в том, что мой старший брат тяжело заболел и 13 ноября умер. 17-го похоронил. Похороны в наши дни – тяжёлое и хлопотное событие. Знаю, что Вы будете рассказывать о династии Громозовых. Думаю, что только Вам и следует выступить по этому поводу. Документов у Вас много, а рассказать интересно Вы сможете безукоризненно.

Удивился совершенно новым взглядам на судьбу некоторых произведений русских авангардистов. Совершенно неожиданный поворот! А как же быть с воспоминаниями С. Луппова? Я встречался с ним в Москве, правда, в это время он перенёс инсульт и плохо ещё говорил. Может быть, он уже плохо владел памятью. В общем, всё это интересно! Я считаю так: что С. Луппов привёз из Москвы несколько полотен авангардистов вместе с другими реалистическими полотнами. Это произошло в 1921 г. А выставочные авангардисты оказались в Слободском двумя годами ранее. По существу противоречий нет. Этим можно одновременно объяснить существование в Слободском музее значительного количества картин новаторов. Нужно ещё принять во внимание, что некоторые картины могли быть потеряны или просто выброшены «на свалку» ввиду малограмотности и в целом некомпетентности людей, работавших в учреждениях культуры.

В общем, «се дило требо разжуваты».

Спасибо за информацию и в целом за открытки.

Будьте здоровы и успехов Вам в поисках интересных материалов.

С уважением.
20 ноября 1989 года.

* * *

Дорогая Тамара Константиновна!

Большое спасибо за новогодние поздравления. Со своей стороны шлю Вам самые сердечные пожелания в наступающем Новом году. Желаю Вам здоровья. А энергии и кипучей деятельности Вам и без моего пожелания вполне хватает.

Сожалею о том, что не слушал Ваше сообщение о династии Громозовых. Считаю, что Вы выступили с этой темой компетентно и, я бы сказал, своевременно. Пора говорить о наших культурных выездах во весь голос. Ведь нам сейчас в провинции недостаёт культуры и интеллигентности во всех наших делах, деловитости. От этого и перестройка во многих сторонах буксует. Е. Д. Петряев был прав, когда говорил, что нам надо изучать старые культурные гнёзда. Местное начальство не особенно одобряло его установки, мирилось неохотно. Поощрялось изучение, исследование политических ссыльных, малозначительных «деятелей» советской власти прошлого. Им открывались светофоры печати, разыскивалась лимитная бумага. Петряев не успел многое сделать. Но настойчиво нам (краеведам) рекомендовал искать в каждом городе «светочей знаний», культуры, самоотверженного труда. Эти лица делали добрые дела в своих маленьких городках и сёлах, не стремясь попасть в списки героев. О них сейчас нужно писать больше, для примера. Династия Громозовых оставила память о себе добрыми делами. К сожалению, мы ещё не нашли время поднять пласты династий других «добрых» людей, например, Куршаковых (Булгаковых), Ивановских, Леонтьевых, Замятиных и даже Александровых.

Я хочу, чтобы Вы выступили с докладом о династии Громозовых в нашем клубе книголюбов «Земляки Грина» (на «Белке»). Буду после праздников договариваться с Аделаидой Борисовной Горбуновой (между прочим, она относится к династии пивоваров, многое сделавших в области культуры в дореволюционное время) об оплате Вашего выступления.

Извините за стиль письма: писал под машинку сразу.

После праздников, надеюсь, встретимся и всё обговорим.

С уважением.
29 декабря 1989 года.

* * *

Дорогая Тамара Константиновна, здравствуйте!

Получил два Ваших письма. Большое спасибо. Хроникой Чайковских был заинтересован давно, Ваша справка, конечно, будет использована в моей работе о Слободском. Завидую Вам в том, что Вы можете работать в архиве. Я даже собирался в мае этого года вновь поработать в Кировском архиве. Но случилась беда: жену парализовало. Это для меня ужас. Крутой поворот…

У меня не было добрых отношений с ней. Но… человечность и гуманность всего выше.

24 мая 1990 года. А. Кузьмин.

Один из последних снимков краеведа

* * *

Дорогая Тамара Константиновна, здравствуйте!

Получил Ваше письмо. Обрадовался. Вы, оказывается, самоотверженно трудитесь и даже сдали книгу в издательство. Похвально. Вы пережили свою «болдинскую осень»! Поздравляю с успехами. Ведь сейчас трудно попасть в печать. Вам повезло. Буду ждать Вашу книгу с автографом.

Сейчас о дневнике Ефремова. Он принадлежал научному сотруднику Кировского педагогического института Алексею Николаевичу Ефремову, уроженцу города Слободского, моему знакомому. Вместе с ним мы посещали занятия художника Захваткина. У меня есть такая фотография. Алексей Николаевич умер. Будучи уже больным, однажды он зашёл к Е. Д. Петряеву и показал ему дневник своего деда, а, может быть, отца (это надо уточнить). А. Н. высказал Петряеву своё желание видеть в списке деятелей культуры г. Слободского своего деда Ефремова (Ефимова). Евгений Дмитриевич, зная хорошо публикации статей «Вятской незабудки», видимо, не поддержал А. Н. Ефремова. Но дневник на время оставил у себя и при очередной встрече со мной дал мне его для ознакомления. Здесь я проявил особую проворность: за ночь перепечатал рукопись для себя. Подлинник можно считать утерянным.

Моя копия и Ваш «ксерокс» живут и служат людям.

С болезнью жены у меня не стало свободного времени. Постоянно занят и редко бываю в Кирове. С грустью переживаю отрыв от Герценки. Но Петряевых посещаю. Надеюсь на встречу с Вами в скором времени. Будьте здоровы.

15 ноября [1990]. А. В.

* * *

Дорогая Тамара Константиновна, здравствуйте!

Спасибо за весточку о себе. Из неё я узнал, что Вас приглашают на редактирование «Вятской речи». Поздравляю. Ведь редактирование – вещь очень серьёзная, ответственная. Мне кажется, выбор правилен: Вы талантливы, энергичны, знаете хорошо Вятку, людей.

Я за Вас, если это имеет значение. Ваше предложение принять участие в газете «Вятская речь» меня радует. Но вот беда – времени у меня для этого мало: дома тяжелобольная жена. Она не встаёт, так как парализована, к тому же психически больна. Мне трудно сейчас. Я просто не имею возможности даже приезжать в Герценку, приезд в которую меня обогащал и вызывал положительные эмоции.

Уповаю на лучшие времена и не теряю надежды вернуться в лоно приятной духовной жизни.

Вам желаю здоровья, благополучия и «захватывающей» краеведческой работы.

Смело открывайте дали прошлого и берите из него всё, что интересно и полезно людям. Ведь Вы умеете находить золотые россыпи старины и даровать их людям.

Будьте здоровы.

Анатолий Витальевич.
1 декабря 1991 года.

* * *

Дорогая Тамара Константиновна!

Сердечно поздравляю с Новым годом, желаю здоровья, счастья, успехов!

10 января даю презентацию журнала «Собор» в городской библиотеке.

Анатолий Витальевич.
28 декабря 1991 года.

* * *

Дорогая Тамара Константиновна, здравствуйте!

Очевидно, при моей занятости, связанной с болезнью жены (шизофрения и паралич), я стал забывчивым человеком: написал Вам два письма с неправильным адресом.

В них я делился своими краеведческими находками о династии Громозовых, нашёл дом Константина Громозова, материалы о переезде Громозовых в Вятку, знакомство Ольги Константиновны с Е. Гуро, сосланной за политическую деятельность в г. Слободской, а в дальнейшем и с Матюшиным, потерявшим, видимо, в 1913 году жену свою, в девичестве Гуро. Было бы своевременно сейчас говорить об участии Ольги Константиновны в деятельности русского авангарда в Петербурге, о близком знакомстве О. Матюшиной с К. Малевичем. Исследование можно довести до появления в Слободском краеведческом музее полотен русского авангардизма.

В книге «Вятские записки» Лебедев упрощённо говорит об этом. На самом деле, любезность сделал К. Малевич по просьбе Матюшиной, которому она оказывала помощь со своей стороны. Именно в 1921 г. К. Малевич заведовал художественными мастерскими в Москве и через наркома Луначарского сделал подарок Слободскому. Я говорю схематично, не вдаваясь в подробности. Уже в то время Малевич осознавал «магическое влияние на зрителя». К примеру, возьмём картину «Чёрный квадрат». Кстати сказать, многоуважаемая магия в наше время получает законное признание. (Вышел в свет ряд книг по этому вопросу).

Учитывая всё это, я как руководитель клуба книголюбов готовлю «круглый стол» по теме «Картины русского художественного авангарда в г. Слободском». Приглашаю Вас принять участие в заседании клуба (время укажу позднее). Путёвка Вам будет оплачена. Хотелось бы встретиться с Вами до мероприятия.

Поздравляю Вас с наступающим Новым годом.

Желаю Вам всего доброго, счастья, сохранить свою жизненную энергию в 1993 году.

Пишите на домашний адрес: 613100 Слободской, Советская, 113, кв. 42.

Ваш Анатолий Витальевич.
27 декабря [1992].

Подтвердите получение письма.