Главная > Выпуск №13 > Герб Вятки – на пермском серебре?

Герб Вятки – на пермском серебре?

А. В. Пономарёв

Герб города знает каждый горожанин, герб всегда на виду, находится на официальных бумагах и самых лучших товарах. Это символ города, зачастую – свидетельство исторических заслуг его жителей. При этом на гербах сплошь и рядом отображаются и некие устойчивые мифы, легенды. Заслуги и смыслы, мифы и легенды на протяжении веков неоднократно переосмысливались, что порой делает толкование герба делом нелёгким. При этом наиболее «тёмен» смысл самых древних гербов, к числу которых относится и герб вятский…

Проблема происхождения вятской символики до сих пор остаётся загадкой для историков и исследователей. Когда и как появился вятский герб, почему на нём изображён натянутый лук со стрелой – ответы на эти вопросы пытались найти практически все, кто хоть раз сталкивался с изображением герба и гербовой печати Вятки. К сожалению, до сегодняшнего дня окончательная версия так и не сформулирована, и учёные высказывают огромное количество различных и зачастую противоречивых гипотез…

Как известно, при составлении герба города Вятки было использовано шесть разных источников XVI–XVII вв.:

1. Печать Ивана Грозного (70-е гг. XVI в.).
2. Садачный покровец царя Михаила Фёдоровича (первая четверть XVII в.).
3. Золотая тарелка царя Алексея Михайловича (середина XVII в.).
4. Гербовое знамя царя Алексея Михайловича (1666 г.).
5. Большая государственная книга, первый отечественный гербовник – Титулярник (1672 г.).
6. Русская государственная печать с гравюры в дневнике австрийского дипломата Корба (1698–1699 гг.).

Вятская земля была окончательно присоединена к Русскому государству в 1489 г., а с 1497 г. мы уже узнаём о геральдическом знаке Вятки. Он представлял из себя натянутый лук с наложенной на него стрелой и надписью вокруг «ВЯЦЬКАЯ ПЕЧАТЬ».

Рука в доспехе, выходящая из облака, впервые была изображена на вятском гербе, вытканном на садачном (татарская форма колчана) покровце царя Алексея Михайловича.

Эта рука стала принадлежностью вятского герба с 1626 г. В 1672 г. в Большой государственной книге или Титулярнике был помещён новый вариант вятского герба, в котором к уже существующему изображению был добавлен красный крест в верхней части поля. Подобные же изображения вятского герба помещены на царском знамени Алексея Михайловича (1666–1678 гг.), царской тарели (1675 г.), в дневнике австрийского дипломата Корба (1698–1699 гг.), на знамени Вятского полка, изготовленном в Оружейной палате (1712 г.), на печати Сибирской губернии (1710 г.), где вместе с губернским гербом изображены гербы Вятской и Пермской провинций1.

Таким образом, герб Вятки имел некий древний исторический прототип, основным изображением которого является лук со стрелой. На сегодняшний день существует несколько гипотез появления этого символа. Одна из наиболее распространённых идей, объединяющих данные гипотезы, заключается в том, что лук символизирует основное занятие местного населения, то есть охоту2.

Вряд ли с этим можно согласиться. В средние века Вятская земля была населена отнюдь не охотниками, а крестьянами и ремесленниками, и охота не являлась их основным занятием. Русский крестьянин относился к таким промыслам пренебрежительно: «У рыбака да у охотника изба соломой крыта». То есть охотник беден: охота не даёт дохода, не обеспечивает стабильного зажиточного существования. Лук – символ занятия охотой – не мог являться символом основного занятия местного русского населения.

Тем не менее, я уверен, что лук на вятской печати, безусловно, был символом, но символом чего-то другого, несомненно важного для населения Вятской общины средних веков.

Обратим внимание на то, что ранее ни в одном источнике не обсуждалось, – на форму лука. Лук на всех без исключения изображениях вятского герба имеет характерную сигмообразную форму (от формы греческой буквы ). Средневековый русский лук, как и лук татарский, имел другую форму: это был С-образный лук. Такая форма лука фиксируется, например, на русских иконах вплоть до XVI века. Ниже представлен фрагмент русской иконы XV века, на котором изображена битва новгородцев с суздальцами.

Фрагмент иконы

По нормам европейской геральдики форма лука также принята С-образной. Сигмообразного, изогнутого лука в средние века не было ни на Вятке, ни в Москве, ни в Орде, ни в Западной Европе…

А где и когда был именно такой лук? Предлагаю сравнить вятскую символику с изображениями на древнеиранских серебряных блюдах эпохи Сасанидов (III–VII в. н.э.), крупнейшая в мире коллекция которых собрана в Государственном Эрмитаже и называется «пермским серебром», поскольку большинство предметов были обнаружены на территории Перми Великой (сегодня – восток Кировской области и север Пермской области).

На первом изображении представлено древнеиранское блюдо «Шапур II охотится на льва» (изготовлено приблизительно в 310–320 гг.), найденное в 1927 г. в Вятской губернии и хранящееся сегодня в зале культуры и искусства Сасанидского Ирана в Эрмитаже. Серебряное блюдо, виртуозно исполненное в технике литья, чеканки и гравировки с использованием накладных пластин и снятием фона, является одним из лучших образцов ранней сасанидской торевтики (IV в.). Это драгоценное блюдо с изображением охоты на львов шаханшаха Шапура II – не только предмет пиршественной посуды, но и произведение официального искусства, прославляющего монарха. На втором изображении представлено пермское серебряное блюдо, найденное на реке Сосьве на территории современной Пермской области.

Древнеиранские серебряные блюда

Фрагменты блюд с изображениями лука в сравнении с изображениями лука на вятских печатях

И на том, и на другом блюде изображены лучники. Лук сасанидов – именно сигмообразный. Для удобства сравнения вятской символики и элементов данных предметов перевернём изображения лука так, чтобы они располагались так же, как на гербе Вятки. Ниже представлены перевёрнутые изображения луков на блюдах, вятская гербовая печать XVI в. и герб Вятки.

Сходство формы лука на вятском гербе и древнеиранском блюде – несомненное. Это сходство, на мой взгляд, можно считать установленным историческим фактом, и фактом очень важным.

Пойдём дальше. Обнаруженное сходство может быть либо случайным, либо не случайным.

Если сходство считать не случайным, то данный факт, безусловно, устанавливает наличие связи между пермским серебром и Вяткой. Известно, что серебро, которое получал Великий Новгород от «полудиких» лесных жителей Перми Великой, вносило существенный вклад в экономическую мощь Новгородской республики. При этом часто утверждается, что новгородцы добывали серебро грабежом. Это очевидная историческая несправедливость – в первую очередь, потому, что грабёж экономически неэффективен: грабёж – обогащение нестабильное. Конечно, могли новгородцы, при случае, и грабить, но всё же они предпочитали торговать. Не зря герой новгородских сказок – не разбойник, не Иван-дурак, а Садко – богатый купец!

Естественно, Новгород тщательно скрывал источник поступления серебра. В Москве и Орде были уверены, что в Перми Великой есть потайные серебряные рудники. Свидетельство об этом оставил араб Ибн-Баттута (Шейх Абу Абдуллах Мухаммед Ибн Абдуллах Ибн Мухаммед Ибн Ибрахим ал-Лавати) в своём знаменитом «Путешествии». Информацию он получил в столице Орды: «У руссов серебряные рудники и из страны их привозятся саумы, т. е. серебряные слитки, на которые продаётся и покупается [товар] в этом крае. Вес такой саумы пять унций»3.

О неких таинственных серебряных копях, изобилии серебра писал и современник Баттуты, другой знаменитый путешественник Марко Поло.

Нисколько не удивительно, что Новгород скрывал свой «валютный источник», поэтому вятская печать могла быть не просто торговой печатью, но потайным символом, свидетельством причастности к «серебряному проекту». Символом, который понятен только посвящённым…

Если это так, идею рисунка нужно признать чрезвычайно остроумной: в те времена лук был обычным оружием. На первый взгляд – ничего особенного: ну, лук, и что? Какие подозрения? Всякий может глядеть, но не всякий увидит… А для посвящённых лук – знак серебра пермского, каким-то образом прошедшего через Вятку.

Учитывая логичность и непротиворечивость приведённых аргументов, версию о случайном сходстве лука, изображённого на вятском гербе, и сасанидского лука я считаю абсолютно нереальной и оставляю её анализ скептикам, не желающим видеть очевидного.

Таким образом, лук был символом торговли Вятской общины средних веков с Пермью Великой. Вятка принимала в ней участие, являлась опорным звеном и была фундаментом новгородского могущества. Дело уважаемое, чрезвычайно важное, дающее доход и процветание.

Такая трактовка вятской символики осуществлена впервые. Она подчёркивает неразрывную связь между Вяткой, Великим Новгородом и Пермью Великой.

Литература:

1. Орбели, И. А. Сасанидский металл / И. А. Орбели, К. В. Тревер. – Л. ; 1935.
2. Гемуев, И. Н. Легенды и были таёжного края / И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев, А. И. Соловьёв. – Новосибирск : Наука, 1989.

Примечания

1. Мусихин, В. Е. Историческая справка // Кировская область.: адм.-территор. устройство. – Киров, 1998. С.344–351.
2. Там же.
3. Относительно «Путешествия» существует огромное количество источников. Судя по опубликованным каталогам разных книгохранилищ мира и по отдельным сообщениям, в настоящее время обнаружено пять списков полного текста Ибн Баттуты. Два из них, использованные Ш. Дефремери и Б. Сангинетти, ныне хранятся в Парижской национальной библиотеке (№№ 2289 и 2291). Другая полная рукопись, как сообщает Махмуд аш-Шаркави, содержится в библиотеке Мадрида (CXIII). Отечественный источник: Ибн Баттута и его путешествия. – М. : Наука, 1988.