Главная > Выпуск №13 > Вятская земля в публикации В. В. Напольских

Вятская земля в публикации В. В. Напольских

Напольских, В. В. Вятская земля и Прикамье в арабском источнике XIV века // Библиотека как культурно-исторический объект : традиции и тенденции развития, социальные функции : материалы науч. конф. / Киров. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. – Киров, 2007. – С. 168–177.

 

В недавно вышедшем сборнике статей по итогам научной конференции к 170-летию Кировской областной научной библиотеки имени А. И. Герцена была опубликована статья известного этнографа и историка В. В. Напольских, посвящённая анализу средневекового письменного источника [1]. Ранний период истории Вятской земли плохо отражён в отечественных письменных источниках, поэтому привлечение труда арабского автора для получения объективной информации можно только приветствовать, и тема, к которой обратился автор статьи, является, безусловно, актуальной. Сравнительно большой объём статьи позволил В. В. Напольских не только изложить обстоятельства возникновения источника, но и полностью процитировать фрагменты, которые могут нести информацию об исторической географии региона. Кроме того, автор статьи подробно анализирует опыт семантики исторических топонимов Булгар, Афаткун (Афикул), Башкырд, Себер и Ибер, Джулман, Карокорум и др. и предлагает собственные трактовки. Блестящая историческая и лингвистическая эрудиция В. В. Напольских позволяет ему тщательно обосновывать многие из возводимых гипотез. Большим достоинством публикации являются схемы [1, с. 173, 174] которые иллюстрируют предположения автора относительно взаимного расположения местностей, описанных средневековым писателем. Необходимо заметить, что В. В. Напольских «не выдёргивает» из источника лишь те цитаты, которые непосредственно относятся к нашему региону; анализ обширного сектора информации позволяет ему рисовать картину исторической географии обширного региона и позиционировать Вятскую землю (или область, на которой она возникла) на широких просторах Евразии – от земель франков до Китая.

Наш интерес к публикации В. В. Напольских был обусловлен прежде всего тем, что тот же период истории местности, которая получила известность позднее как Вятская земля, стал темой нескольких статей, которые были опубликованы на страницах «Герценки», а также составили главы книги, вышедшей несколько лет назад. Поэтому здесь попытаемся сузить область исследования и рассмотреть жизнеспособность тезиса о возможной связи города, известного в арабских источниках как касаба Афикул (в иных прочтениях Афтакун, Ифаткун и пр.) и средневекового поселения в границах современной Кировской области. В. В. Напольских утверждает: «Что касается локализации касабы Ифаткун, то судя по продолжительности ночи (которая короче на один час, чем в Булгаре), она должна лежать в пределах 57°6' и 58°40' с.ш. В этих пределах находятся самые южные из средневековых городищ Верхнего Прикамья, прежде всего – Рождественское, с которым А. М. Белавин и И. Ю. Пастушенко и предлагают связывать Ифаткун, но сюда же попадают и города Вятской земли: Котельнич, Хлынов, Никульчин…» [1, с.172]. Проанализируем приведённую цитату. Прежде всего, определим источник информации о географической широте Ифаткуна (Афикула), которую приводит В. В. Напольских. Обратившись к сноске № 22 в тексте, узнаём, что приведённые значения содержатся в рукописи И. Ю. Пастушенко, которая пока не опубликована и не известно где депонирована. Кроме того, читатель, знакомый с основами географии и астрономии, остаётся в недоумении: если известна продолжительность ночи на ту или иную дату для одной точки, то этой продолжительности соответствует одна параллель на карте (глобусе), а вовсе не полоса шириной в полторы угловые минуты. Следовательно, не известно кем и как обоснованные значения градусов и минут, приведённые выше, лишь создают иллюзию точности исследования. Вряд ли было бы разумно их использовать в качестве фундамента для каких-либо умозаключений. Поэтому считаем совершенно необходимым привести собственную точку зрения на вопрос о географической локализации касабы Афикул.

Итак, историки предлагали разную аргументацию для идентификации Афкула, привлекая данные лингвистики и ссылаясь на результаты археологических раскопок. Однако ни одно из опубликованных 1 на сегодня исследований не содержит расчётов возможной географической широты месторасположения этого города. Относительно наименьшей продолжительности летней ночи в этом городе имеется многократно цитированное свидетельство древнего автора – ночь там продолжается три с половиной часа, в то время как продолжительность той же ночи, измеренная с помощью астрономических приборов в Булгаре, составляла около четырёх с половиной часов [2].

Город Булгар (вернее, его археологические следы, если речь идёт о так называемом внешнем Булгаре на Волжском берегу) расположен на широте, близкой к 55°, и продолжительность ночи во время летнего солнцестояния, измеренная современными часами с помощью калькуляторов, доступных в сети Интернет, составляет здесь 6 часов 50 минут (конечно, равноденственных часов и минут) [3]. Налицо значительное расхождение значений с тем, что указано у древнего автора: на 2 часа 20 минут. Но, может быть, древний автор определял время восхода, пользуясь классическим для мусульманина способом, когда ночной темнотой признаётся состояние, в котором невозможно отличить белую нитку от чёрной? Нет, он специально указывает, что продолжительность ночи определялась им инструментально.

Тогда, может быть, речь тут идёт о каких-то других часах, продолжительность которых отличалась от современных? Видимо, стоит вспомнить, что и в античности, и в древневосточной метрологии, там, где день и ночь делили на 12 часов, угловая мера этих часов менялась в течение года в соответствии с изменением длительности дня и ночи.

В западной литературе такие часы разной продолжительности принято называть «сезонными» [4], а на Руси их традиционно называли «иудейскими» или «косыми», чтобы отличить от часов равноденственных или «латинских» [5], которые соответствуют современным 2. Следовательно, если мы читаем в средневековом источнике, что продолжительность ночи составила четыре с половиной часа, следовательно, она составила четыре с половиной дневных часа для этого места, для этого сезона. Ведь если бы измерение производилось в ночных часах, то их было бы двенадцать, так как речь идёт о полной продолжительности ночи.

Поэтому древнему автору нет нужды указывать, что те же четыре с половиной дневных часа составляют в Булгаре двенадцать ночных часов. Ведь и в Афкуле ночь разделяется на те же самые двенадцать ночных часов, но там эти часы имеют иную угловую меру. Поэтому, чтобы сделать своё сообщение информативным, он использует для сравнения продолжительности ночи в разных местах одну и ту же меру – продолжительность дневного часа на тот же день. Разумеется, угловая мера этого часа (измеренная в равноденственных часах или градусах) индивидуальна для каждого города.

Следовательно, длительность дня, измеренная древним астрономом сезонными часами в Булгаре, относится к продолжительности ночи, как 12 к 4,5 и частное этого отношения составит 2,67. Соответствует ли такой вывод природным реалиям? Для широты Булгара значения продолжительности дня и ночи, измеренные сегодня в равноденственных часах (а точнее, в минутах) относятся, как 1030 к 410, и частное этого отношения составит 2,51. Как видно, пропорция дня и ночи одна и та же для сезонных и для равноденственных часов, и шестипроцентным расхождением значений 2,67 и 2,51 здесь можно пренебречь, учитывая, что древний автор указал, по его словам, приблизительную цифру в четыре с половиной сезонных часа. Значит, наши расчёты верны и указание средневекового источника относительно широты Булгара соответствует истине.

Известно, что на широте Афкула день и ночь (длительности дуг дневного и ночного пути солнца), измеренные древним астрономом в сезонных часах, относятся как 12 к 3,5 (см. выше указание средневекового источника). Частное этого отношения составит 3,43. Значит, нам осталось найти широту, на которой день и ночь, измеренные в равноденственных часах, дают то же частное, что известно для сезонных часов.

Для широты 59° продолжительность дня составит около 18,5 часов, а продолжительность ночи – около 5,5 часов. Эти числа дают в своём отношении частное 3,36, близкое к полученному выше 3,43. Следовательно, широта Афкула по этим расчётам близка к 59 градусам, и по признаку широты он может ассоциироваться и с городищем Рождествено, и с Вяткой.

Однако, приведённые выше рассуждения и озвученный вывод действительны лишь для условия, когда древний топограф-астроном не имел в руках прибора для измерения промежутков времени, работа которого не зависела бы от солнца, и измерял продолжительность ночи исключительно в сравнении с продолжительностью дня в том же пункте. То есть он решал, по сути, геометрическую задачу об отношении угловых величин двух дуг – дневного и ночного движения солнца. Для этого он мог обойтись гномоном и набором колышков, чтобы отметить азимуты восхода и захода. Иными словами, он мог установить, что от восхода до заката солнце прошло дугу, которую он разделил на 12 отрезков (модулей, или «косых», «сезонных» дневных часов), а от заката до восхода на той же окружности осталась дуга в четыре с половиной таких же модуля.

Но стоит лишь предположить наличие у него автономного хронометра, как ситуация меняется. В самом деле, он мог измерить, например, водяными часами продолжительность дня и ночи в Булгаре, а затем, в тех же самых единицах (т.е. в «Булгарских» сезонных часах) измерить продолжительность ночи в Афкуле.

Тогда ситуация представится в виде арифметическо-географической задачки.

Дано:
Широта Булгара – 55°.
Продолжительность ночи 6х60+50= 410 минут (современных).
Продолжительность дня – 24х60-410=1030 минут (современных).
Продолжительность ночи – 4,5 часа (сезонных или косых).
Найти: продолжительность сезонного дневного часа в равноденственных минутах?
Ответ:
1030:1286 минут.
Отсюда продолжительность ночи в равноденственных минутах составит
86х4,5386 минут.

Что довольно близко к известной фактической продолжительности ночи в той же системе единиц – 410 минут (погрешность результата около 6%).

Следовательно, продолжительность ночи в Афкуле (3,5 «дневных» часа) в тех же современных единицах составит – 86х3,5=301 минута.

Тогда нам осталось только найти широту, на которой продолжительность ночи в равноденственных часах в период летнего солнцестояния составляет 301 минуту (5 равноденственных часов). Обратившись к географическим картам с отметками продолжительности ночи, видим, что продолжительности дня в 19 часов и, соответственно, ночи 5 часов соответствует широта 60°, на которую и следует ориентироваться при идентификации города Афкул.

Город             Широта          Долгота
Вятка              58° 36'            49° 35'
Рождествено 58° 31'           55° 14'

Сравнение рассчитанной широты города Афкул (60° с.ш.) с координатами населённых пунктов, с которыми его идентифицировали наши предшественники (Табл.1), показывает, что разница составляет не менее полутора градусов. Много это или мало? Этой разнице широты соответствует разница в продолжительности ночи в половину равноденственного часа. При общей продолжительности ночи в пять часов эта десятипроцентная погрешность представляется нам не настолько малой, чтобы ей можно было безоговорочно пренебречь. Следовательно, вероятнее всего, под именем касаба Афкул выступало поселение, расположенное где-то на широте Гайны-Чердынь-Красновишерск (~60° 24' с.ш.), то есть всё же севернее и Вятки, и Рождественского городища. Возможно, это было городище Редикар, Чердынское или иное из тех, что были расположены кустами вокруг современных Чердыни и Гайны, дожили до XIII–XIV в. и могли быть упомянуты в средневековом источнике?

Рассматриваемое нами письменное свидетельство относительно продолжительности ночи в касаба Афкул относится к XIV в. К этому времени использование солнечных, песочных и водяных часов было повседневной практикой астрономов средневекового Востока. Достаточно упомянуть здесь трактат ал-Хазини «Книга весов мудрости», датированный 12 веком. Он описывает водяные часы, градуированные в астрономических (равноденственных) часах и минутах, снабжённые калиброванным отверстием-«жиклёром» для равномерного истечения воды. Это устройство отличается от поплавковой клепсидры Архимеда тем, что скорость истечения жидкости тут не зависит от высоты водного столба – вода здесь заливается в широкий плоский резервуар на коромысле весов и не создаёт напора. Кроме того, отрезок истекшего времени пропорционален не высоте столба вытекшей воды, а весу истекшей воды, что даёт возможность измерять промежутки времени равной продолжительности. Причём автор трактата не является изобретателем этих часов – он описывает их устройство и способ применения, так сказать, пропагандируя опыт астрономов [6].

Но, видимо, астроном в Булгаре не располагал таким сложным и точным устройством, коим являются астрономические «весы-часы» в описании ал-Хазини – иначе он бы указал продолжительность ночи и в Булгаре, и в Афкуле в привычных нам равноденственных часах (угловая величина которых составляет 1/24 от суточного движения солнца, то есть 15°) и минутах. Возможно, он пользовался более простым устройством, и тогда образ его действий был следующий – в Булгаре в течение дня через «водный жиклёр» у него протекло 12 условных единиц – например, «кувшинов», а в течение ночи – только 4,5. На ту же дату в Афкуле через тот же самый жиклёр за ночь истекло только 3,5 «кувшина».

Если по свидетельству древнего автора наблюдения производились на одну и ту же дату в двух разных точках – Булгаре и Афкуле, то для их синхронизации относительно годового круга солнца (вне зависимости от способа измерения продолжительности дня – солнечными или водными часами) астроном должен был определить дату летнего солнцестояния. Иными словами, он должен был знать, что измерения следует производить именно в этот день.

Представляется очевидным, что для замера продолжительности промежутков времени по солнцу он должен был определить направление солнечной кульминации (астрономический юг), зафиксировать азимуты восхода и захода и градуировать измерительную шкалу, разбив её на секторы стандартной угловой величины. Наблюдение позволило ему определить день, когда солнце в полуденной кульминации поднимается выше всего, и столб известной высоты отбрасывает наибольшую тень. Понятно, что значение длины наибольшей тени соответствует географической широте места.

Таким образом, анализ рассмотренного исторического источника с точки зрения палеоастрономии позволяет однозначно утверждать, что под именем касабы Афикул (Ифкул и пр.) здесь выступает населённый пункт, расположенный гораздо севернее тех мест, которые указываются исследователями и в том числе В.В Напольских; по крайней мере, объективные данные не позволяют ассоциировать его с Вяткой и городами Вятской земли 3.

Примечания

1. Из личного общения с пермским археологом А. М. Белавиным известно, что он готовит монографию, в которой под именем касабы Афикул рассматривает Рождественское городище родановской археологической культуры.
2. Понятно, что для русского автора термин «латинский» не имел отношения ни к племени латинов, ни к периоду античности. Видимо, речь идёт о суточном богослужебном цикле римско-католической церкви, который был основан на равноденственных часах, то есть сутки делились на 24 часа одинаковой продолжительности. Угловая мера часа есть дуга окружности, которую солнце описывает вокруг наблюдателя или столба-гномона. Соответственно, угловая мера одного равноденственного часа составляет 360:24=15? или 60 равноденственных минут. Заметим, что «косые» или «сезонные» часы на минуты не делились. Поэтому для понимания нашей аргументации надо всё время иметь в виду, что упоминаемые в тексте минуты суть счётные единицы привычной нам системы мер, которые мы вводим в повествование исключительно для детализации системы доказательств, и у нас нет указаний, что они были известны автору средневекового документа.
3. Детальная аргументация данного вывода содержится в монографии, которая имеется в фондах областных библиотек и доступна в сети Интернет:
Коробейников, А. В. Имитационное моделирование по данным археологии. – Ижевск: Изд-во НОУ КИГИТ, 2006.-116 с. ISBN 5-902352-12-6. Режим доступа: [http://alexei.idnakar.ru/pdf/ima.pdf]. Режим доступа: [http://www.archeologia.ru/Library/Book/a305944463f7]

Библиография

1. Тизенгаузен, В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – СПб., 1884. Т.1. С. 240
2. US Naval Observatory. Altitude/Azimuth Table for One Day.//
Режим доступа:[http://aa.usno.navy.mil/cgi-bin/aa_altazw.pl]
3. The History and Practice of Ancient Astronomy. – New York-Oxford,1998. – P. 130–131.
4. Симонов, Р. А. Календарное время в древнерусской космологии.//Древнерусская космология. – СПб., 2004. С. 317–354.
5. Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке // Научное наследство. Т.6. – М., 1983. 336 с.

А. В. Коробейников