Между прошлым и будущим
Отделу автоматизации 15 лет

Е. А. Рыжова

Библиотека в обыденном сознании всегда воспринималась как собрание книг, манускриптов, периодических изданий и других документных источников. С началом эры информационных технологий границы библиотечного пространства расширились до виртуального, и такие понятия, как электронные ресурсы, базы данных, оцифровка документов совершенно органично вписаны сегодня в библиотечную деятельность. В этом смысле областная научная библиотека им. А. И. Герцена не является исключением.

Компьютеризация библиотеки началась в 1992 г. с создания отдела автоматизации, который возглавил Валерий Геннадьевич Созинов – человек волевой, целеустремлённый, высокопрофессиональный, а с 1997 г. отделом руководил Евгений Юрьевич Романовский.

По иронии судьбы день рождения отдела приходится на 1 апреля, но задачи, решением которых занимается отдел автоматизации, чрезвычайно важны и серьёзны.

Итак, в штате библиотеки появились инженеры и программисты. Они начали свою работу с технологического обследования и анализа деятельности каждого структурного подразделения библиотеки. Было принято решение модернизировать традиционные технологии библиотечной работы. Новая модель предполагала широкое использование компьютерных программно-технических средств, в первую очередь, для создания системы электронных каталогов и картотек, что позволяло читателям получать оперативную информацию о поступлении и наличии книг и других документов в фондах библиотеки.

В отделах автоматизации, комплектования, обработки и организации каталогов были установлены программные комплексы автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) MARC, и с января 1994 г. все поступающие в библиотеку книги отражаются в электронном каталоге. Информационно-библиографический отдел ведёт электронную картотеку статей. Отдел краеведческой литературы создаёт электронный каталог «Память Вятки».

Но прежде, чем начать ввод информации в электронные каталоги и картотеки, необходимо было разработать структуру баз данных, произвести настройку конфигурации баз под конкретных пользователей, создать необходимые выходные формы, а в дальнейшем осуществлять контроль за информационным содержанием и наполнением баз, регулярно проводить их реорганизацию и архивирование. Эти функции находятся в ведении администратора баз данных библиотеки Светланы Андреевны Макаревич.

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов – это только часть работ по внедрению новых информационных технологий в библиотечную практику. Сами по себе информационные технологии не способны решить ни одну проблему. Они являются лишь инструментом в руках библиотечных специалистов. Научить библиотекарей владеть этим инструментом – наиважнейшая задача, решением которой занимался отдел автоматизации на первом этапе компьютеризации библиотеки.

Многие из нас в ту пору чувствовали себя за компьютером неумелыми «чайниками», спотыкающимися на элементарных операциях. Как в анекдоте:

Что делать, если я довела мышку до края коврика, а курсор не дошёл до края экрана?

Ответ из службы техподдержки:

Поднимите мышку, переставьте коврик, опустите мышку, продолжайте движение. Во избежание дальнейших трудностей склейте скотчем 4 коврика.

В действительности отдел автоматизации давал правильные советы и всегда помогал справиться с трудной ситуацией.

Постепенно парк компьютерной техники в библиотеке расширялся, объёмы баз данных увеличивались, в том числе за счёт описаний различных видов документов: электронных и сериальных изданий, сборников нот и песен, редких и ценных книг. В процесс создания электронного каталога включилось ещё несколько отделов. Среди них отдел литературы на иностранных языках, отдел литературы по искусству, отделы технической, естественно-научной литературы. Но устаревшее оборудование и программное обеспечение требовало замены, а новые технологии – более развитых автоматизированных информационно-библиотечных комплексов. Назрела необходимость внедрения новой системы – АИБС MARC-SQL. Не сразу удалось её адаптировать к условиям и нуждам нашей библиотеки и убедить коллег в правильности избранного пути.

Сегодня в библиотеке используются более 60 персональных компьютеров. В электронном каталоге отражено свыше 370 тысяч документов. В зале каталогов организовано 3 автоматизированных рабочих места для работы читателей с электронным каталогом библиотеки.

Опираясь на собственный, накопленный за годы работы опыт, отдел автоматизации оказывает методическую помощь библиотекам всех систем и ведомств г. Кирова и Кировской области по внедрению АИБС MARC в библиотечную практику.

Понимая, что традиционные библиотечные технологии далеко не всегда позволяют оперативно и максимально полно удовлетворять информационные потребности читателей, администрация библиотеки приняла решение о создании в структуре отдела автоматизации нового подразделения – кабинета электронной информации, который был открыт 3 ноября 1997 г. В этом начинании очень пригодился опыт заместителя директора библиотеки Елены Анатольевны Новиковой, приобретённый благодаря программе научного обмена специалистами американской неправительственной организации IREX и 3-х месячной стажировке в библиотеке Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда.

Кабинет электронной информации предложил читателям новые источники информации – электронные издания на CD-ROM и DVD, базы данных, Интернет, а также новые сервисы: сканирование и печать документов, работу с текстовыми и графическими редакторами на компьютере, передачу сообщений по электронной почте.

Т. В. Белозёрова, С. А. Макаревич, Е. А. Рыжова
в центре правовой информации и электронных ресурсов

Основной читательский контингент кабинета электронной информации составляют студенты высших и средне-специальных учебных заведений, поэтому одной из главных задач в деятельности кабинета было содействие учебному процессу. Многие студенты, используя ресурсную базу кабинета электронной информации, успешно готовят к защите контрольные, курсовые и дипломные работы, рефераты и доклады.

Другим приоритетом в работе кабинета электронной информации является содействие профессиональной деятельности читателей. Одной из форм такого содействия стало обслуживание на договорной основе представителей крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, фирм, организаций, учреждений. Особенно тесные деловые контакты сложились у нас с НИИ микробиологии Министерства обороны РФ, НИИ СВТ, ОАО «Маяк», ОАО «Кировский завод “1 Мая”» и др. Сотрудники этих и других организаций обращались в кабинет электронной информации, чтобы провести патентный поиск по различным аспектам их производственной деятельности, либо поиск необходимой информации в Интернет, либо поиск нормативно-правовых документов по конкретным проблемам.

Администратор баз данных библиотеки С. А. Макаревич

Немалая часть запросов относится к сфере интересов читателей (коллекционирование, отдых, участие в различных конкурсах и викторинах). Есть определенная группа читателей, регулярно посещающая веб-страницы фэн-клубов (музыкальных, спортивных), клубов знакомств. Одна из посетительниц нашего кабинета через Интернет познакомилась с молодым человеком и после года оживлённой переписки и нескольких встреч вышла за него замуж и уехала на постоянное место жительства в Канаду. Другая читательница таким же образом вышла замуж за гражданина США.

Вообще, Интернет на протяжении последних лет остаётся наиболее привлекательным для читателей источником информации. Бывает и так, что на, казалось бы, заведомо обречённые на неудачу в поиске сложные запросы вдруг находятся развёрнутые ответы. Например:

– дуэльный дискурс;

– использование фото, аудио- и видеозаписи в раскрытии преступлений;

– служители культа как психологи;

– самовыражение подростков в рисунках и др.

Нередко читатели приходят в кабинет электронной информации с целью приобрести навыки работы с текстовыми, графическими редакторами и другими прикладными программами. Работая самостоятельно, они обращаются в затруднительных ситуациях к сотрудникам кабинета за консультациями.

Кстати, специальные обучающие курсы и циклы занятий сотрудники кабинета электронной информации проводят для своих коллег из библиотеки им. А. И. Герцена и других библиотек г. Кирова и области. Например, такие занятия были посвящены следующим темам: «Основы работы на персональном компьютере», «Мировые и отечественные ресурсы Интернет», «Справочно-правовые системы: возможности поиска информации» и др. Много лет на базе кабинета электронной информации проводятся практические занятия для студентов заочного отделения библиотечного факультета Кировского филиала Пермского государственного института искусства и культуры.

Одним из приоритетных направлений в деятельности кабинета всегда была работа с правовой информацией в электронном виде. В 1998 г. на государственном уровне была развёрнута программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек», и Кировская область стала её участником.

18 декабря 2002 г. кабинет электронной информации получил официальный статус Центра правовой информации и электронных ресурсов. Сегодня в распоряжение пользователей предоставлены 11 персональных компьютеров, на которых установлены справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», БД «Спец-связь» ФСО РФ. Все компьютеры имеют выход в Интернет. Читателей обслуживают три сотрудника, каждый из которых имеет сертификат пользователя правовых систем уровня «профессионал».

Одной из основных задач нашей работы является методическая поддержка центров правовой информации библиотек г. Кирова и Кировской области по вопросам правовой информатизации, в чём немалая заслуга принадлежит ведущему программисту центра Татьяне Владимировне Белозёровой.

В последнее время увеличилось количество запросов на правовую информацию, отражающих проблемы современного общества (борьба с терроризмом, неуставные отношения в армии, защита прав собственности и т. п.) и личностные проблемы граждан (возмещение морального вреда, получение льгот и гарантий, защита прав потребителей и т. п.). Нередко в нашем Центре работают с правовыми базами данных частнопрактикующие юристы и адвокаты.

Ещё одним важным звеном в деятельности отдела автоматизации является разработка и развитие веб-сайта библиотеки им. А. И. Герцена (http://www. herzenlib.ru). Он был создан в 1997 г. и за истекший период претерпел немало изменений. Сегодня на сайте можно увидеть ряд новых разделов.

Например, появилась страничка Вятской книжной палаты, где представлены все материалы по ежегодному конкурсу «Лучшая вятская книга» и новинки издательской продукции Кировской области. Открыта страничка Кировского филиала Содружества павленковских библиотек ЮНЕСКО. На сайте размещены полнотекстовые материалы краеведческих научно-практических конференций. Электронный каталог и электронная картотека статей функционируют теперь в «интернет-формате», что позволяет читателям воспользоваться ими, не приходя в библиотеку. Благодаря энергии, настойчивости, творческой инициативе главного библиографа Людмилы Алексеевны Дубинкиной сайт областной библиотеки им. А. И. Герцена стал более информативным, интересным и наполненным.

Разработчики веб-сайта библиотеки Л. А. Дубинкина и А. А. Пасичник

Конечно, не всё в работе отдела получается легко и непринуждённо. Существует гигантский клубок проблем, и иногда совершенно непонятно, за какие ниточки дергать, чтобы его распутать.

Основная проблема – финансирование, т. е. практически его отсутствие. В таком динамично развивающемся сегменте, как информационные технологии, проблема «успевания» стоит крайне остро. Или мы будем идти в ногу со временем, совершенствуя и развивая компьютерный парк, программные средства и технологии, что, разумеется, невозможно без серьёзных финансовых вложений, или мы будем не нужны и не интересны пользователям, и наши услуги останутся невостребованными.

Другой круг проблем связан с возрастающими информационными потребностями пользователей. Читателям, занимающимся научной работой, уже не достаточно тех информационных ресурсов, которыми располагает библиотека. Им необходим доступ к библиографическим и полнотекстовым базам данных других библиотек, научным журналам в электронном виде, в т. ч. зарубежным. С сожалением вынуждены признать, что библиотека им. А. И. Герцена сегодня может удовлетворить не все эти потребности.

Ещё одна болезненная проблема – «текучесть» кадров. Не каждый высококвалифицированный специалист готов трудиться за идею, либо за «спасибо». Для многих из них работа в отделе автоматизации стала своеобразным трамплином в новую счастливую жизнь: уволившись из библиотеки, кто-то устроился работать в «Кироврегионгаз», кто-то – в «Кировэнерго», кто-то – в банковские структуры, кто-то – в налоговые органы, кто-то отправился покорять Москву. Мы искренне радуемся их успехам и достижениям и благодарны им за вклад в процветание библиотеки, но всё же жаль, что отныне их таланты реализуются вне библиотечных стен.

Но энтузиасты есть. Сейчас в отделе автоматизации трудятся молодые ребята Руслан Шакирзянов, Максим Целоусов, Александр Лубягин, у которых наряду с профессиональными знаниями есть новые идеи, желание работать и участвовать в решении библиотечных проблем.

Не вызывает сомнений, что в будущем библиотека сумеет подняться на качественно новый уровень обслуживания читателей и удовлетворения их информационных потребностей, а мы, со своей стороны, будем всеми силами этому способствовать.