Главная > Выпуск №12 > Вклад в исследования отечественной иконографии

Вклад в исследования отечественной иконографии

Кривошеина, Н. В. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец в иконографии ХVII–ХХ веков : [монография] / Н. В. Кривошеина. – Киров : Полекс, 2006. – 216 с. : ил.

Работа Натальи Викторовны Кривошеиной, искусствоведа, кандидата искусствоведения, члена АИС, посвящена малоисследованной и актуальной сегодня проблеме изучения иконографии местночтимого святого Трифона Вятского. Советское искусствоведение обходило стороной подобные темы, и иконография исторических русских святых зачастую оставалась и до настоящего времени остаётся в науке белым пятном.

Целью автора является выявление памятников иконографии Преподобного Трифона Вятского, разработка типологии его изображений, введение их в общую византийско-русскую иконографическую традицию преподобных и других исторических лиц, включенных в церковные лицевые святцы. Н. В. Кривошеина опирается на широкий круг источников: от музейных собраний, частных коллекций иконописи, архивных документов, агиографической литературы до консультаций с ведущими отечественными светскими специалистами-искусствоведами и богословами. Широко привлекаются автором результаты полевых экспедиций. Исследование основано на многолетнем практическом опыте искусствоведа, которому довелось работать в различных регионах России: Архангельской, Кировской, Пермской, Вологодской, Ивановской областях.

Существенно важные наблюдения и выводы сделаны автором в процессе изучения уникального исторически документированного прижизненного текста жития и изображения Святого Трифона, а также установление сходства и зависимости иконографии Трифона от иконографии Сергия Радонежского ХVI–ХVII вв. Наряду с традиционными ростовым и поясным изводами, распространенным вариантом «в молении», автор обнаруживает ряд оригинальных житийных сцен, навеянных литературными источниками и приближающихся в своём художественном решении к жанровым композициям. В тексте сочетаются хронологический и классификационный подходы, автор анализирует также художественные особенности, стиль изучаемых памятников.

Ценными (в том числе и в свете проблем современной монументальной церковной росписи) главами рукописи являются те, которые посвящены анализу настенной живописи Успенского собора Трифонова монастыря, выполненной палешанином Л. И. Париловым в 1895 г., а также введение в научный оборот и прочтение житийной иконы Трифона Вятского.

В основу рукописи Н. В. Кривошеиной положен текст монографической кандидатской диссертации «Иконография Преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи конца XVII – начала XX в.», успешно защищённой в 2004 г. в диссертационном совете Д.212.268.08 Уральского государственного университета им. А. М. Горького по специальности 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Труд Натальи Викторовны Кривошеиной вносит вклад в компендиум отечественных иконографических исследований и безусловно интересен для современной художественной практики, атрибуционной музейной работы, учебной и просветительской деятельности.

Г. В. Голынец