Главная > Выпуск №10 > История моей семьи

История моей семьи

А. Ботев

Летом 2005 г. я проходил практику в ГАКО (я учусь сейчас на 4 курсе исторического факультета ВятГГУ). В ходе практики узнал о том, что в архиве хранятся исторические документы, с помощью которых можно проследить историю своей семьи и своего рода, составить генеалогическое древо. С окончанием практики моя работа в архиве не закончилась.

От своих родственников я слышал о том, что мой прадед, Григорий Григорьевич Ботев, родился в д. Песок Юрьянского района (ранее Загарская волость Вятского уезда) примерно в 1912 г., в семье старообрядцев. Родителей моего прадеда звали Григорий Андреевич и Агафья Петровна Ботевы. Больше о своих предках я ничего не знал.

2006 № 10.jpg

Григорий Григорьевич Ботев

Не скрою, что интерес к истории моей семьи был вызван и той фамилией, которую я ношу, – Ботев. Мне было известно, что Ботев – довольно распространённая болгарская фамилия (Христо Ботев – выдающийся болгарский революционер, поэт); Ботев – название горы и города в Болгарии.

Вопросы вызывали рассказы родственников о том, что отец моего прадеда был очень смуглый. Но пока это были вопросы, на которые у меня ответов не было.

Деревня Песок. Юрьянский район. «Где находится эта деревня, существует ли она сейчас?» Вот первый вопрос, который меня волновал.

По «Списку населённых мест Вятской губернии» на 1926 г. я нашёл деревню Песок1. Эта деревня имела и второе название – Красноглинская (достаточно часто встречаемое явление, когда деревни имели два или даже три названия). Рядом с ней находились такие деревни, как Подгорцы, Осиновица, Моргуново, Крохотки и другие. Свою деревню я нашёл по карте 1905 г. в краеведческом отделе библиотеки им. А. И. Герцена, на современной карте моя деревня не значилась, но зато было обозначено с. Подгорцы, которое находилось как раз на трассе Киров – Юрья.

В справочном бюро автовокзала я узнал, что юрьянский автобус прямо довезёт меня до Подгорцев… Выйдя из автобуса, я спросил женщину-попутчицу, есть ли здесь неподалёку деревня с названием Песок. Она ответила отрицательно, но упомянула о том, что в Подгорцах живёт семья Ботевых (опережая свой рассказ, сообщу, что они оказались моими дальними родственниками).

Ботевы рассказали мне о том, что д. Песок уже давно не существует, на её месте сейчас находится животноводческая ферма. От деревни остались лишь тополя, на одном из которых потомки жителей этой деревни повесили мемориальную табличку с надписью: «Здесь была дер. Песок, жили семьи Ботевых, Шастиных и др.»

Позже мне удалось встретиться с некоторыми потомками жителей д. Песок. Например, с женщиной, которая оказалась внучкой сестры моего прапрадеда Григория Андреевича Ботева, – Людмилой Константиновной. Она познакомила меня и с другими родственниками – с дочерью брата моего прапрадеда, Полиной Антоновной.

От них я узнал о том, что все мужчины в семье Ботевых занимались сапожничеством; о том, что Ботевы были большой семьей – в семье было 12 детей, из них четверо умерло от болезней. Очень интересным и важным для меня было то, что, по словам моих родственников, все мужчины – Ботевы были смуглыми, темноволосыми; Андрей Константинович Ботев, мой прапрапрадед, имел правильные черты лица, карие, смеющиеся глаза, был похож на цыгана, а женщины были высокими, статными. Тётя Поля вспомнила, как её папа (брат моего прапрадеда), Антон Андреевич Ботев, говорил какие-то непонятные ей слова, не по-русски, а ещё тётя Поля вспомнила о том, что ей рассказывали, будто бы Ботевы происходили от болгар. А другие потомки жителей деревни говорили, что предками Ботевых были именно волжские булгары, проживавшие на Волге.

В краеведческом отделе библиотеки им. А. И. Герцена подсказали, что помочь мне может вятский краевед, историк, изучавший происхождение вятских фамилий, – Д. М. Захаров. Он подтвердил то, что вопрос о происхождении моей фамилии является сложным, требующим глубокого исследования, но, на первый взгляд, фамилия Ботев может происходить от древнетюркского слова «ботю», что означает в переводе на русский – верблюжонок, что предки Ботевых могли действительно иметь нерусское происхождение. Но в то же время указал на тот факт, что первые Ботевы упоминаются на Вятке уже в XVII в. Встречаются они в Слободском и Шестаковском уездах в 1629 г. Например, в Слободском уезде, в Верховском стане: «Деревня Гар (Тар), а Ботевская тож, а в ней крестьян: во дворе Меншичко Савелев сын Ботев на чету выти. Во дворе Семейка Савелев сын Ботев на чети выти…»2;

«Деревня Куланово, а в ней крестьяне: во дв. Игнашка да Левка Ивановы дети Воробьева на трети выти. Да (за) ними же м. дворовое и огород и конопляник бобыля Перши Ботева…»3;

«В Верховском же стану сенные покосы и рыбные ловли и всякие угодьи за крестьяне на оброке… Сенной покос на с поле половина деревни, что владел Васка Санников, а ныне владеют тем сенным покосом Федка Шиляев да Перша Ботев…»4

Встречаются Ботевы и в Шестаковском уезде, в г. Шестакове:

«Да в городе же живут нищие: в келье нищей Степанко Ботев, …в келье нищая Федорка Ботева…»5;

«А на посаде же дворы самых молотчих людей: …двор пуст Ивашка Ботева, Ивашко бежал во 136 году (1628 г.)…»6

Удалось мне найти Ботевых и по «Переписной книге Слободского уезда» 1678 г.:

В Верховском стане: «Дер. Гар. Ботевская (во дворе) Васка Семенов сын Ботев у него дети Матюшка женат. Ганка 20 лет. Коземка 18 лет. Петрушка 10 лет. Левка 5 лет. У Матюшки сын Пашка полуторагоду (во дворе) солдатцкая Федосица Андреева жена Ботева у нее сын Ивашко Максимов сын Князев женат (во дворе) Тимошка Афонасев сын Маязин у него сын Афонка 5 лет».

«Деревня, что был починок Фроловский (во дворе) Терешка Козмин сын Маязин… (во дворе) Васка Семенов сын Ботев у него Петрушка женат. Кирюшка 12 лет Оска 8 лет Демка 6 лет Епишко 4 лет…»7

В д. Куланово, к сожалению, в 1678 г. Ботевы не упоминаются8.

Действительно, по «Спискам населенных мест Вятской губернии» на 1926 г. и по карте Слободского уезда 1905 г. в уезде значатся деревни Ботевы, Малые Ботевы, Большие Ботевы9. Мои однофамильцы рассказали мне о том, что и сейчас Ботевы живут в с. Шестаково и некоторых других, рядом расположенных деревнях.

Каким образом могут быть связаны эти Ботевы с моими предками из деревни Песок? Ответ на это вопрос я попытался найти в архиве.

Но сначала следует сказать о том, что для составления генеалогического древа и изучения истории своей семьи источниками могут служить документы самых различных фондов архива. Одними из самых часто используемых генеалогических источников являются метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи.

Метрические книги – это книги записи рождений, браков, смерти. Практика их ведения складывалась в допетровский период, а ведение повсеместно для православного населения началось с 1722 г. Книга делилась на три части: о рождавшихся, бракосочетавшихся, умерших. Запись о рождении включала дату рождения, имя новорожденного, фамилию, имя и отчество его родителей. Запись о браке указывала имена, отчества, фамилии, возраст жениха и невесты, какой по счёту брак, сведения о месте рождения, родителях и поручителях. В записи об умершем входили даты смерти и погребения, фамилия, имя, отчество, социальное положение, возраст, причина смерти. К сожалению, факты рождения, брака, смерти старообрядцев в метрических книгах не фиксировались.

Исповедные книги (росписи) – это книги, которые велись при каждой приходской церкви для записи прихожан, бывших на исповеди и причастии. Росписи были введены именным указом Петра I в 1718 г. Их введение было обусловлено стремлением к выявлению раскольников, сведения исповедных книг позволяли взимать с них двойную подушную подать. Составлялись исповедные росписи ежегодно. В них приходской священник отмечал место жительства семьи, фамилию, имя, отчество и возраст членов семьи с указанием степени родства по отношению к главе семьи.

«Ревизская сказка» – это перепись населения определённой волости, обязанного платить налоги. Первая ревизия была проведена Петром I по указам 1718 и 1719 гг. и должна была определить, «сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян бобылей, задворных и деловых людей… не обходя от старого до самого последнего младенца с летами их». В ревизской сказке указаны имя, отчество, фамилия владельца двора, возраст на момент переписи и предыдущей ревизии, имя и отчество членов семьи с указанием возраста и степени родства по отношению к главе семьи, а также причина выбытия из тягла (умер, отчислен, в рекрутах). Таким образом, ревизская сказка – это официальный документ, представлявший единовременный срез трёх-четырёх, а иногда даже пяти поколений семьи.

Всего в России было проведено 10 ревизий населения: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1816, 1834, 1850, 1858 гг. Документы 1, 2, 3, 4 ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА)10.

Благодаря работе с ревизскими сказками я узнал о том, что первым Ботевым, пришедшим на это место и, возможно, основавшим деревню, был Тит Ботев, но о нём пока ничего неизвестно, кроме того, что в 1753 г. у него родился сын Михаил, а в 1758 г. – сын Алексей11. Таким образом, все Ботевы происходят от Тита Ботева, кстати, все Шастины из этой деревни происходят от Семёна Шастина, который был ровесником Тита и, возможно, они вместе основали деревню Красноглинскую. Возможно также, что предками Тита были именно те Ботевы, которые упоминаются в переписных книгах Слободского и Шестаковского уездов. Это косвенно подтверждают рассказы некоторых родственников – жителей д. Песок.

Тит и его потомки были раскольниками (но не все). Мои предки происходят от Михаила Титова Ботева. У Михаила было трое сыновей: Улъян (1786 г. р.), Сидор (1788 г. р.), Прокопий (1790 г. р.)12. Сидор в 1805 г. был забран в рекруты13. В ревизской сказке 1836 г. записано: «Отставной унтер-офицер Сидор Михайлов Ботев. Уволен из… КараСирского полка за выслугу положенных 22 лет по паспорту от 14 марта 1830 года за № 254. И водворился на прежнем участке земли»14. Женился он на Ирине Михайловой (1811 г. р.). В 1833 г. у них родился сын Спиридон, в 1836 г. – Константин, позднее Козьма и Павел15. Именно Константин Сидоров Ботев и являлся отцом Андрея Константиновича Ботева, моего прапрапрадеда16.

Константин Сидоров Ботев упоминается в переписях домохозяев и владельцев лошадей 1891 г.17 Его сын, мой прапрапрадед, Андрей Константинович Ботев, родился примерно в 1865 г. Из архивных документов мне стало известно, что до 16-летнего возраста мой прапрапрадед жил очень бедно и даже собирал милостыню18. Родственники этот факт подтверждают.

Тётя Поля рассказала мне следующую историю. Андрей Константинович ходил с сумой. Однажды он познакомился с тремя братьями. Они были богатыми. У них была сестра. Он им приглянулся, эти братья решили его сосватать. Потом он женился и стал жить лучше. Жену его звали Анисия Власьевна. Шестнадцати лет (1881 г.) он выучился пимокатству и на протяжении 30 лет изготовлял валенную обувь19. Основным занятием Андрея Константиновича было земледелие. Он был грамотный, в фонде Загарского волостного правления ГАКО мне удалось найти его роспись в документе 1905 г.20

Да, кстати, дополнительную информацию по истории своей семьи можно найти и в документах фондов волостных правлений. Так, например, в фонде Загарского волостного правления я нашёл дело, в котором записано, что в 1905 г. А. К. Ботев был избран кандидатом (т. е. заместителем) на должность сельского старосты на 1905, 1906, 1907 гг.21. Из документов этого фонда я узнал также о том, что один из жителей д. Песок, Павел Иванов Ботев, родственник Андрея Константиновича, был избран волостным судьёй на 1906 г.22

В этом же деле упоминается и об избрании на должность смотрителей общественного хлебозапасного магазина Прокопия Спиридонова Ботева, двоюродного брата Андрея Константиновича, домохозяина, грамотного, и кандидатом к нему (т. е. заместителем), на тот же срок, – Ивана Васильева Ботева23.

А в другом деле Загарского волостного правления содержится просьба крестьян Пустошинского сельского общества учредить при сельском обществе должность сельского писаря и назначить на эту должность уже упомянутого выше П. И. Ботева.

В «Статистических сведениях и ведомостях…» я нашёл «Список портных, сапожников, картузников, слесарей, проживающих в Загарской волости Вятского уезда», в котором упоминаются Василий Спиридонов и Андрей Васильев Ботевы, портные, и Прокопий Спиридонов Ботев, картузник24. По ревизским сказкам Спиридон – это дядя Андрея Константиновича, значит, Прокопий Спиридонов и Василий Спиридонов – его двоюродные братья.

Не менее интересным и важным для моего исследования оказалась и работа с фондом Загарского волисполкома. В этом фонде мне удалось найти «Подворный список селений Пустошинского сельского общества», в котором указывались все члены семьи А. К. Ботева и уже отделившегося от него сына Григория Андреевича Ботева, годы их рождения, в том числе моего прадеда, Григория Григорьевича Ботева (1912)25.

Таким образом, документы этих фондов содержат самую разнообразную полезную информацию. Например, в фондах волостных правлений отложились списки призывников с указанием семейного положения и списки владельцев скота, списки домохозяев и списки крестьян, подверженных телесным наказаниям.

По истории крестьянского рода дополнительная информация может быть получена из документов фонда Вятской казенной палаты (о взятии в рекруты, переселении из волости в волость, из уезда в уезд и т. д.) и фондов уездных по воинской повинности присутствий (о службе в армии).

Дополнительным источником по истории всех сословий могут служить списки домохозяев и владельцев лошадей на 1891 г. в фонде Вятского губернского статистического комитета26. Например, по документам списка домохозяев на 1891 г. д. Красноглинская (Песок) находилась в Вятском уезде Вязовской волости Пустошинском сельском обществе. В ней проживали (перечень домохозяев):

1. Иван Степанов Ботев.
2. Андрей Прокопьев Ботев.
3. Константин Сидоров Ботев (отец Андрея Константиновича Ботева).
4. Спиридон Сидоров Ботев.
5. Павел Дмитриев Шастин.
6. Илья Семенов Шастин.
7. Гавриил Семенов Шастин.
8. Иван Прокопьев Ботев.
9. Иван Костин Шастин.
10. Кузьма Артемьев Шастин.
11. Иван Михайлов Шастин.
12. Иван Артемьев Шастин.
13. Тимофей Степанов Ботев.
14. Карп Семенов Шастин.
15. Семен Иванов Ботев.
16. Иван Васильев Ботев.
17. Андрей Васильев Ботев.
18. Иван Васильев Ботев.
19. Гавриил Гордеев Ботев.
20. Иван Матвеев Шастин.
21. Яков Гордеев Шастин.
22. Василий Осипов Шастин.
23. Василий Константинов Шастин.
24. Алексей Осипов Шастин27.

А по «Списку домохозяев села Песок Пустошинского сельского общества Загарской волости Вятского уезда за 1913 год» из фонда Загарского волостного правления здесь проживали крестьяне-домохозяева:

1. Павел Иванов Ботев.
2. Семен Иванов Ботев.
2. Илья Андреев Ботев.
3. Иван Васильев Ботев старший.
4. Тимофей Степанов Ботев.
5. Гавриил Гордеев Ботев.
6. Павел Гордеев Ботев.
7. Иван Васильев Ботев младший.
8. Андрей Константинов Ботев.
9. Василий Спиридонов Ботев.
10. Прокопий Спиридонов Ботев.
11. Андрей Васильев Ботев.
12. Андрей Евдокимов Пересторонин.
13. Евдокия Матвеева Шастина.
14. Филлип Васильев Шастин.
15. Осип Васильев Шастин.
16. Федор Егоров Шастин.
17. Иван Михайлов Шастин.
18. Иван Иванов Шастин.
19. Яков Гордеев Шастин.
20. Алексей Козьмич Шастин.
21. Иван Козьмич Шастин.
22. Иван Степанов Шастин.
23. Яков Дмитриев Шастин.
24. Николай Иванов Черепанов28.

Ещё одним важным и интересным генеалогическим источником является сельскохозяйственная перепись 1917 г. Документы переписи представляют собой объединённые по волостям подворные переписные карточки на специальных бланках. В документах указывается: фамилия, имя, отчество главы семьи, его сословие, возраст и степень родства к нему других членов семьи без указания имени, но с указанием возраста. Кроме того, в карточке содержатся сведения для характеристики имущественного положения семьи: количество пахотной земли и сенокосных угодий, наличие лошадей, скота и сельскохозяйственного инвентаря и т. п.29

По сельскохозяйственной переписи 1917 г. значится, что Андрей Константинович занимался изготовлением валенок. Трое его сыновей – Григорий, Антон и Емельян – занимались сапожным промыслом дома. Все они (мужчины) были грамотными. По словам моих родственников, все трое участвовали в Гражданской и Первой мировой войнах. У Андрея Константиновича было ещё 5 дочерей: Анна, Евдокия, Фотиния, Степанида, Агафья. На 1917 г. все они, кроме одной, были грамотными, либо учились. В хозяйстве у моего прапрапрадеда были 2 лошади, 2 коровы и 1 телёнок30.

Судьба Андрея Константиновича была трагической, он был незаконно раскулачен, но не был сослан, оставался жителем своей деревни. Его жена, Анисия Власьевна, умерла очень рано от несчастий, которые выпали на долю семьи. А он больше никогда не женился. Андрей Константинович умер в годы Великой Отечественной войны и был похоронен на Лобановском кладбище.

Мой прапрапрадед был очень грамотным человеком, в архиве мне удалось найти три его письма в Вятскую городскую избирательную комиссию, Вятский городской налоговый комитет и в Нижегородскую краевую избирательную комиссию, в которых он требовал восстановления себя в незаконно лишённых избирательных правах.

Его сын, отец моего прадеда, Григорий Андреевич Ботев, родился в 1889 г. Женился на Агафье Петровой Злобиной. Занимался в свободное от земледелия время сапожничеством. Был призван в войска в Первую мировую войну31. Умер в 1941 г. У него в семье был только один ребенок – сын Григорий, родившийся в 1912 г., мой прадед. О жизни прадеда мне уже известно не из архивных документов, а из рассказов моих родственников, его детей.

В заключение мне хочется сказать о том, что знать историю своей семьи, наверно, также важно, как знать историю своей страны. С помощью архивных документов можно прикоснуться к истории жизни своих предков. Такое соприкосновение никого не оставит равнодушным. Например, мне сложно описать те чувства, которые я испытал, когда нашёл роспись моего прапрапрадеда в документе Загарского волостного правления 1905 г. или когда узнал, что один из моих предков служил 22 года в армии. В ГАКО я работал с огромным интересом.

На этом моя работа не заканчивается. Загадкой для меня пока остаётся вопрос о происхождении моей фамилии, моих предков. Из истории я знаю, что Слободской район (уезд) был заселён различными инородческими племенами. Например, Жалованная грамота арским князьям 1548 г. сообщает, что вместе с ними здесь (в Ярославской волости Слободского уезда, занимающей местность по правую сторону реки Чепцы) жили и другие инородцы – беляки, вотяки и чуваши32. Какое происхождение имеют мои предки? Действительно ли они потомки волжских булгар? Найти ответ на эти вопросы мне ещё только предстоит.

Примечания

1. Перепись населения 1926 г. по Вятской губернии.— Вятка, 1926. Вып. 8.
2. Тр. ВУАК. — Вятка, 1916. Вып. 3/4. С. 96 (Отд. 2).
3. Там же. С. 106.
4. Там же. Вып. 3/4. С. 121 (Отд. 2).
5. Там же. С. 272.
6. Там же. С. 275.
7. ГАКО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 45. Л. 4.
8. Там же. Л. 14.
9. Перепись населения 1926 г. по Вятской губернии.— Вятка, 1926. Вып. 9.
10. Федорова, Н. С. Моя родословная. — Киров, 1997.
11. ГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 213. Л. 8 об. – 9.
12.Там же.
13. Там же.
14. ГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 699. Л. 148 об.–149.
15. ГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1012. Л. 188 об.–189.
16. ГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1509. Л. 226 об.
17. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1278. Л. 25 об.–26.
18. ГАКО. Ф. Р. – 2168. Оп. 4. Д. 28. Л. 6–6 об.
19. Там же.
20. ГАКО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 70. Л. 44 об.
21. Там же. Л. 20.
22. ГАКО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 94. Л. 16 об.
23. ГАКО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 94. Л. 45 об.
24. ГАКО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 33. Л. 36.
25. ГАКО. Ф.Р. - 952. Оп. 2. Д. 21. Л. 7 об., 9 об.
26. Столбова, Г. Г. Методические рекомендации по использованию запросов генеалогического характера. — Киров, 2003.
27. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1 Д. 1278. Л. 25 об.–26.
28. ГАКО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 143. Л. 18–20 об.
29. Фёдорова, Н. С. Указ. соч.
30. ГАКО. Ф. 574. Оп. 6. Д. 3 а. Л. 1.
31. ГАКО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 197. Л. 65 об.– 6.
32. Софийский, И. М. О начальном образовании у вотяков и татар Ярославской волости, Слободского уезда Вятской губернии, и о названии «татары» // ПКВГ на 1894 г. — Вятка, 1893.