Главная > Выпуск №10 > Васнецовские места в Вятке

Васнецовские места в Вятке

Т. В. Малышева

Васнецовы в Вятке – популярная тема для многих краеведов и исследователей, занимающихся деятельностью и творчеством представителей этого рода. Мы обратимся к сохранившимся архитектурным памятникам, по которым прослеживается вятский период жизни художников из рода Васнецовых.

В десятилетнем возрасте, прибывая в губернский город из с. Рябова Вятского уезда для обучения в Вятском духовном училище, братья Николай, Виктор, Пётр, Аполлинарий, Аркадий и Александр сразу попадали на высокий берег р. Вятки. Открывавшиеся взору из окон классов училища дали небес, реки, леса поражали мощью и величием. Этот вид природы уже определял характер отношения к жизни в отроческих душах. Классическая архитектура здания училища на Успенской улице (ныне ул. Урицкого, 38; арх. А. Е. Тимофеев) навевала понятия основательные, устойчивые, воспитывала равновесие и спокойствие.

Атмосферу духовности нёс и вид из окон на строящийся Александро-Невский собор по проекту А. Л. Витберга в центре Новой Хлебной, или Семёновской (позднее Александровской) площади. Вокруг этой площади в 1860-х гг. вращалась жизнь бурсаков Васнецовых, живших поблизости в доме М. Д. Альгиной (ул. Орловская, 39; ныне восстановлен в новых материалах). Характерно, что этот дом с мезонином стоит на высоком месте и очень напоминает родительский, в Рябово, а с балкона дома открывается вид на Владимирскую и Никитскую улицы, овражную часть города и храмы Вятки. Братья-художники много рисовали, Виктор написал маслом большую картину «Нищие певцы» на рябовский сюжет.

2006 № 10.jpg

Дом Аркадия Васнецова

На рубеже 1860–1870-х гг. Виктор и Аполлинарий вместе с польским художником Э. Ф. Андриолли стали участниками литературно-музыкальных вечеров (тоже на ул. Орловской, 17а) у почтмейстера Д. Я. Далматова. Здесь они приобретали опыт общения в кругу, увлечённом творчеством и меценатством. Учебные занятия рисунком для Аполлинария проходили у Андриолли (ул. Никитская, 85), где квартировал ссыльный мастер.

По другую сторону Семёновской площади, за епархиальным училищем, в котором преподавал Андриолли, на углу Вознесенской и Никольской стоял дом известной в 1870-х гг. купчихи Е. И. Машковцевой (ныне Ленина, 114 / Пролетарская, 16), где проживали друзья и родственники Васнецовых. Здесь собиралась образованная разночинная молодежь, приезжавшая из столиц, обсуждались все передовые идеи эпохи, отсюда выходили романтики-демократы.

Близ площади, на ул. Семёновской, Орловской и Царёвской, неоднократно переселяясь, жила Мария Ивановна Рязанцева, дочь которой Александра Владимировна в 1877 г. стала женой Виктора Васнецова. В 1878 г. напротив Александро-Невского собора, в доме купчихи Е. В. Ермолиной, на углу ул. Семёновской и Вознесенской (ныне Воровского, 5 / Ленина, 101), художник устроил мастерскую, где и работал над этюдами, портретами родственников, первым вариантом картины «Витязь на распутье».

Через два десятилетия любимая тёща Васнецова Мария Ивановна, рано оставшаяся вдовой, переехала в светлый двухэтажный дом купчихи Балезиной на ул. Царёвской (ныне Свободы, 85) у самого моста. Из этого дома Александра Владимировна и дочь Виктора Михайловича Татьяна, преемница отца по профессии, часто приезжавшая из Москвы навестить родственников, посылали батюшке письма. А в них повествование про вятское житье, про походы в гости к братцу Ивану Владимировичу на чай и прогулки в тенистом саду около дома на той же Царевской улице (ныне Свободы, 96-б). В 1930–1940-е гг. по последнему адресу поселится семья дочери Аркадия Михайловича Васнецова – Любови.

Но вернёмся к учебным заведениям ХIХ в. Два старших брата – Николай и Виктор – обучались в Вятской духовной семинарии, которая находилась за речкой Люльченкой. При выезде из города направо от Московского тракта располагался ансамбль зданий семинарии, составленный в классическом стиле Ф. М. Росляковым в 1789 г. из семи каменных корпусов, водного канала и пруда. Центром комплекса служил двухэтажный архиерейский дом. Корпуса библиотеки и больницы вместе с домом образовывали парадный двор, обращённый к главному въезду со стороны бывшего ухоженного пруда. Виктор Васнецов, став известным художником, вспоминал своего уважаемого учителя Г. Я. Порфирьева, квартира которого находилась при семинарии, и в ней собиралась молодежь для репетиций спектаклей, пения и танцев, для серьезного общения и встреч с главой вятских нигилистов А. А. Красовским. После долгих лет отсутствия Виктор Михайлович в последний раз приехал в Вятку в 1914 г., посетил духовное училище и семинарию, а также устроил своего младшего брата Александра преподавателем семинарии. Интересно, что современный город отметил вклад учителя и литератора в культуру Вятской земли, назвав библиотеку на ул. Московской, 156 именем Александра Михайловича Васнецова.

Годы семинарской учёбы для Виктора Васнецова были важнейшим периодом общения в кругах передовой вятской молодёжи, в частности, с семействами Спасских, Селенкиных, Рязанцевых, Машковцевых, Чарушиных, Спицыных, Шуравиных. Благодаря таким общественным деятелям, как бывший профессор духовной семинарии Александр Александрович Красовский, последователь демократических идей Добролюбова и Чернышевского, который в 1859–1875 гг. содержал библиотеку, читальный зал и книжный магазин с самой передовой литературой, в Вятке воспитывались искренние борцы за народное счастье, противники самодержавия. «Академией нигилизма» в вятской истории называют угловой особняк на углу Московской и Вознесенской (ныне Московская, 7 / Ленина, 69).

Таким же заражающим общество народническими идеями было созданное прогрессивным Вятским губернским земством училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей на ул. Спасской (ныне Дрелевского, 67). Училище даже называли «Вятским университетом». В нём продолжали учебу после духовного училища младшие Васнецовы – Пётр, Аркадий, Александр. Приехавший из Петербурга Аполлинарий по программе училища готовился в народные учителя. Учащиеся вместе с гимназистами создавали кружки самообразования по различным отраслям знаний, чтобы идти в народ подготовленными специалистами. Местом встреч кружковцев был дом гимназиста Петра Шуравина на Преображенской улице (ныне Энгельса, 16). Как и семинаристы, многие выпускники училища стали народными учителями, земскими деятелями, учёными, врачами, художниками, литераторами. Николай и Аркадий Васнецовы, послужившие просвещению народа в Уржумском уезде, перебрались с семьями в Вятку и в 1890-х гг. преподавали в земском училище, преобразованном в реальное.

2006 № 10.jpg

Здания Вятского духовного училища

Прекрасным хозяином и добросовестным чиновником был Аркадий Михайлович. После 20 лет учительства в 1897–1917 гг. он выбирался обществом в Вятскую городскую управу и городскую думу, в том числе в качестве заступающего место городского головы. Его дом для большой культурной семьи и усадьба по ул. Никитской на берегу Засорного оврага (ныне ул. Володарского, 116) были притягательным центром в городе, потому что в доме подрастало восемь детей и среди них художники, артисты, спортсмены, причём в двух современных поколениях. Васнецовы покинули дом к 1960-м гг., когда в нём предполагалось устроить музей братьев Васнецовых. Потомки Аркадия сейчас живут в Кирове и Кирово-Чепецке, Москве, Петербурге, Можайске.

На Никитскую улицу выходила усадьба и мастерская художника Н. Н. Хохрякова (ныне Володарского, 125), вместе с которым Аркадий Васнецов учился в земском училище. Благодаря тому, что в 1877 г. Виктор Васнецов женился на троюродной сестре Афанасии Александровны Рязанцевой-Хохряковой, все братья в лице Николая Хохрякова приобрели племянника. Обосновавшись в Вятке в 1894 г., Аркадий купил себе усадьбу на Никитской улице в одном квартале с другом и родственником. Их общее начинание – Вятский художественный кружок и его музей.

Когда братья Виктор и Аполлинарий, особенно друживший с Николаем Николаевичем, приезжали в гости к Аркадию, наискосок по Никитской ближе всех располагалась усадьба Хохрякова с домиком в Копанском переулке, 4, где Николаич жил с сестрами. В 1998 г. здесь открылся Дом-музей художника с экспозицией его произведений, сохранившихся в коллекции Кировского областного художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых.

Художественно-исторический музей первоначально открылся как картинная галерея в 1910 г. при Вятском художественном кружке в здании земского книжного склада на ул. Владимирской (ныне К. Маркса, 75). Через полтора года коллекция музея переехала в белый флигель купеческой усадьбы Клобуковых на ул. Спенчинской (ныне К. Либкнехта, 86). В 1918 г. она помещалась в главном доме купчихи Е. И. Клобуковой на углу Спенчинской и Спасской (ныне К. Либкнехта, 84 / Дрелевского, 38). К ноябрю 1918 г. для коллекции советская власть выделила особняк, построенный в 1815 г. для купца И. С. Репина по классическому проекту архитектором М. А. Анисимовым (ныне ул. К. Маркса, 70).

Н. Н. Хохряков был сначала заведующим музея кружка (1910–1918), а потом хранителем картинной галереи музея (1918–1928). Братья Васнецовы, московские и вятские, посещали музей, сопровождаемые Николаем Николаевичем. В 1998 г. в Репинском особняке состоялась выставка «Художники рода Васнецовых», представившая васнецовскую коллекцию в собрании музея и произведения современных представителей рода.

Из зданий старинных и значительных дом купцов Хохряковых-Машковцевых на ул. Копанской (ныне ул. Герцена, 50) также связан с Васнецовыми, поскольку в нём располагался публичный музей, созданный П. В. Алабиным в 1866 г. В молодости Виктор, Аполлинарий и их друзья любили бывать в библиотеке и музее при ней. Произведения искусства в репродукционных гравюрах, античные гипсы помогали художникам оттачивать рисунок и вдохновляли на собственное творчество.

На рубеже XIX–ХХ вв. в доме служителей главного собора Вятки (ныне Динамовский пр., 14) жила семья Алексея Михайловича Васнецова, пятиюродного брата знаменитых Васнецовых. В этой семье родился не менее известный художник – Юрий Васнецов, ставший в ХХ в. живописцем, классиком книжной графики. Провинциальный быт, вятское простодушие, краски природы органично вошли в его искусство и послужили иллюстрациями народных сказок, песенок, потешек.

Его отец Алексей Михайлович славен тем, что в течение 20 лет до Октябрьской революции сопровождал икону Николая Великорецкого во время ежегодного крестного хода на р. Великую. В 1935 г. он обвенчал сына Юрия и девицу-сироту Галину Пинаеву в церкви, названной в честь Иоанна Предтечи и возведённой в камне мастерами «вятского барокко» в 1717 г. На Предтеченской площади стоит дом архитектора И. А. Чарушина (Пятницкая ул., ныне Ст. Халтурина, 15), с сыном которого Евгением всю жизнь дружили племянник братьев Васнецовых Николай Костров из Нолинского уезда и Юрий Васнецов. После окончания гимназии все трое, а также Любовь Васнецова, дочь Аркадия Михайловича, обучались в Академии художеств в Ленинграде (1921–1926).

На бывшую Соборную площадь выходило здание земского кустарного склада и музея на углу улиц Московской и Казанской (ныне Московская, 4 / Большевиков, 75), открытого в 1892 г. В разное время сюда сдавали свои изделия трое Васнецовых – Аркадий Михайлович, Юрий Алексеевич и Александр Иванович, ещё один пятиюродный внучатый племянник братьев Васнецовых, живший в Вятке. Аркадий имел в доме на Никитской столярно-резчицкую мастерскую и выполнял с подмастерьями художественную мебель с резьбой и инкрустацией в течение десяти лет до 1902 г. Юрий любил общаться с мастеровым людом и, будучи ещё учеником гимназии, расписывал коробки-печаточницы для кустарного склада.

2006 № 10.jpg

Дом-музей Н. Н. Хохрякова

После гражданской войны Александр, чтобы иметь средства для жизни, освоил резьбу по дереву и украшал ею предметы быта, а потом стал признанным мастером-резчиком, инкрустатором, в советское время изготавливавшим уникальные вещи, которые шли на подарки вождям – например, гармони и баяны с инкрустацией перламутром. Местом его работы была гармонная фабрика, располагавшаяся в «красном замке» Я. А. Прозорова (арх. А. С. Андреев; 1872) на углу Вознесенской и Кукарской (ныне Ленина, 104 / Красноармейская, 14). Наталья Валерьевна Васнецова, названная дочь Александра Ивановича, свидетельствует, что «дядик» работал также в артели «Победа», позднее на экспериментальной фабрике художественных изделий «Идеал» (ул. Герцена, 15).

На ул. Свободы, 76 в 1927 г. к 10-летию советской власти Юрий Васнецов и Евгений Чарушин приняли участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Они оформили здание бывшей гимназии, где сами учились, соответственно требованиям времени. Молодые люди смело дополнили проект И. А. Чарушина, сделав рельефные изображения рабочего и колхозника на балконе-трибуне Дома союзов организованного пролетариата.

До 1960 г., пока Вятка сохраняла «деревянную красу» и милые привычки провинции, Юрий Васнецов приезжал на родину. Дочь Юрия Елизавета Васнецова стала художником и, как и отец, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Бывая в Вятке на васнецовских праздниках, Елизавета Юрьевна посещает все памятные места.

Васнецовы относились к Вятке с благодарностью, как к матери, как к своей родной семье, от которой по воле судьбы приходилось отрываться и идти в большой мир. Людмила Аркадьевна Васнецова вспоминала, что, покидая город, стоя уже в вагоне поезда, Виктор Михайлович снял шляпу и поклонился в пояс Матушке-Вятке.