Главная > Выпуск №1 > Великое на Великой

Великое на Великой

В.Н.Крупин

Дорога до села Великорецкого от областного города Кирова (Вятки) какая-то очень русская. Редкие деревни вдалеке, увалы, печальные поля, лес, то подбегающий к дороге, то отскакивающий и дающий простор взгляду, мосты через тихие заросшие реки, почти безлюдные остановки и постоянное состояние ожидания радости. Мы же едем в Великорецкое, а Великорецкое - это святое место вятской, а, значит, и русской земли.

После Великорецкого дорога кончается. Она приводит нас к реке Великой, к часовням над целебным источником и исчезает, выполнив свое назначение. А дальше Великорецкого ехать уже никуда не хочется. Тут не просто хорошо - тут благодатно. Это счастье, что в России есть такое село. Оно живет сегодняшней жизнью и оно застыло в вечности. Слава на это село упала в прямом смысле с небес: вскоре после Куликовской битвы здесь, на высоком берегу Великой, объявилась чудотворная икона Святителя Николая. По молитвам она приносила исцеления по болезням: слепые прозревали, разбитые параличом вставали на ноги, безплодные рожали, пьяницы навсегда трезвели... Быстро понеслась слава об иконе по Русской земле, икона дважды (водой) привозилась в Москву и даже брызги от весел были исцеляющими.

Когда мы стоим на Красной площади в Москве, смотрим с гордостью и замиранием сердца на собор Покрова Пресвятой Богородицы, а в просторечии, собор Василия Блаженного, то вспоминаем, что среди его церквей есть церковь, освященная именно во славу преподобного Николая Великорецкого. Тут, очень к месту, надо сказать, что церковь Святителя Николая обращена к Спасским воротам Кремля, а названы они так потому, что над ними ранее был образ Спаса Нерукотворного, обретенного... тоже в Вятской земле. Вот как влияли на судьбы России святыни такой далекой от Москвы северной русской земли.

Москва и Вятка, Кремль и Великорецкое - непостижимая прочная связь между ними. Познание России не может произойти без прикосновения к ее национальным святыням. Великорецкое - святыня в самом прямом смысле. Село возрождается. Медленно, трудно, но возрождается. А то, что трудно, что медленно - это даже и хорошо. Вспомним слова старцев о том, что настоящее дело делается медленно и с трудом. Вряд ли в маленькой статье нужны сведения о датах строительства храмов, их архитекторах, достаточно сказать, что зрелище Никольского собора, Преображенской церкви, Ильинской часовни, всего архитектурного собрания зданий села незабываемо. Не о стиле художественных приемов думается, глядя на здания, о красоте душевной, о том высоком настрое ума и сердца, который помогал рукам наших предков возносить в небо это чудо.

Ступаешь на Великорецкую землю и будто останавливается время, будто нет городов, телевизора, политики, хочется ходить степенно, говорить негромко. Становишься сразу ласковее и добрее к тем, кто рядом с тобою. И это не от того вдруг, что среди лесов, среди безлюдных просторов такие жемчужины мирового значения, такая музыка в камне, как называют иногда архитектуру, но, скорее, от того, что весь охватываешься духом любви и согласия к людям, которые созидали храмы. Видимо, состояние намоленности, накопленное за столетия в этих храмах, не исчезло, не растворилось во времени и пространстве, а осталось здесь, окружает эти места, подобно ангелу-хранителю, поставленному от Господа при освящении престола в церкви.

И эта спокойная дорога к реке, через земскую больницу тоже умиротворяет. Даже то, что осталось от больницы, говорит о недавнем прошлом больше, чем иные книги о земстве.
Вот и место, где была сосна, на которой была обретена икона. Сейчас только огромный пень, весь черный и желтый. Черный от обугленности, золотисто-желтый от воска свечей, которых тут сгорело несметное количество. А сколько молитв тут вознесено в это северное небо!

А если человек сможет приехать сюда в начале июня, когда в Великорецкое  приходит Крестный ход из Вятки, то он навсегда запомнит это время. Паломников, трудников, как их зовут в Вятке, бывало в начале века свыше двадцати тысяч, в годы гонений (всего меньше в 1962 -м году) шло тридцать человек, сейчас идет примерно полторы тысячи. А на молебен шестого июня собирается тысяч по пять и более. В деревянной, скромной церкви, открытой своим алтарем к собранию молящихся, служится молебен, возглавляемый обычно архиереем Вятским и Слободским. Поет архиерейский хор. После службы чин освящения воды. Крещение желающих. В селе помнят случай, когда в Великой крестился милиционер, слезно покаявшийся в том, что раньше участвовал в разгоне паломников, во взрыве часовни над источником.

Пришел и ушел Крестный ход, и снова тихо в селе. У источника никого. Лишь иногда прилетит лихой автомобильный свадебный поезд, это едут новобрачные, чтобы, по возрожденному обычаю, испить чудодейственной воды, умыться, а, кто посмелее, и окунуться в великорецкую купель.

И зимой здесь непередаваемо прекрасно. В лунные ночи кажется, что луна такая только в Великорецком, больше нигде. Даже тень от деревьев и домов не темная, не синяя, а бледно-желтая, медовая, да и дым из труб совсем иной, чем в других местах. Идешь по улице - запах то березы, то смолистых елки или сосны, то осины. Петухи кричат, собаки, если и лают, то никогда не укусят. Боже ты мой, как хорошо в Великорецком!