Вятские роды
В.А. Старостин
Жил в г. Хлынове в 1615 г. избной сторож Ивашка Кликун. Вот если бы он сумел сберечь все избы, что были и при нём, и после него. Если бы стал Ивашка скликать вятский народ, все семьи, что народились на Вятской Земле, обрели фамилии, стали родами, более 27 миллионов вятчан откликнулись бы на его зов. Около 3 миллионов изб было построено за эти 400 лет. 3 миллиона домов построили наши предки, 3 миллиона десятин земли было распахано и засеяно зерном.
Около 10 тысяч фамилий – родовых имён – было взращено на Вятской Земле. Русские и удмурты, марийцы и татары, пермяки (коми-народ) и башкиры – всё это наши народы. И это не просто слова. В конце XIX в. самой распространённой фамилией на Вятке была Перминов – 1585 семей, а если добавить Пермяковых, Перминых, Пермитиных и Пермятовых, то все вместе они объединяют 2265 семей. 941 семья носила фамилию Русских, правда, иногда с одной «с». 579 вятских родов имело фамилию Татаринов, Татарских, Татаринцев. 384 семьи носили фамилии Вотяков, Вотинцев, Вотинцов, Вотлецов и т.п. 220 прозывались Черемисиновыми и Черемискиными, а один род просто Черемис. А были ещё и Белорусцевы, Москвины, Казанцевы, Питерских, Новгородцевы и Астраханцевы и ещё 12 городов России нашло отражение в вятских фамилиях.
Причина этому разнообразию в притягательности Вятской Земли для выходцев из разных мест нашей общей Родины – России. В Смутное время, когда государственная власть утратила свою силу, и в города, и сёла пришёл беспредел, дефицит власти заставлял людей искать отдалённые уголки, где каждый отвечает сам за себя. Самым ближним и наиболее благоприятным местом была Вятка. Немалую толику новых вятчан образовали и ревнители старой веры, после церковного раскола. И вслед за лесным Заволжьем, на пути к просторам Сибири, Вятская Земля послужила многим не только перевалочной базой, но и стала новой старообрядной родиной. В XVII–XVIII вв. вятские священники отличались бесшабашной свободой в отправлении церковных служб. Вятская вольница послужила причиной отлучения многих вятских священников от сана, но и была притягательна для большого количества людей, имеющих своё представление о таинствах церкви.
Главным козырем Вятки было её срединное расположение. Вятка была своеобразным центром Руси. На примерно одинаковом расстоянии от неё находились столица Сибири Тобольск – Восток; Архангельск, главный торговый порт, – Север; Астрахань, ворота восточных товаров, – Юг; и Москва – Запад. Речные магистрали – реки Вятка и Кама, Чепца и Молома, Ветлуга и Пижма и многие другие – составляли не в пример сегодняшнему времени хорошую транспортную инфраструктуру края. А сколько названий рек стали фамилиями вятчан. Вилегда, Вычегда, Пинега, Северная Двина, Волга, Кама, Вятка, наконец. Многообразие географических основ вятских фамилий свидетельствует о чрезвычайно широком фронте исходных пунктов миграции на Вятскую Землю.
Миграция была преимущественно русского, славянского населения, с севера (от Архангельска до Великого Устюга) и западная (Нижний Новгород). С юга Вятку успешно осваивали татары. Представители этих двух народов постепенно вытесняли коренное население – удмуртов и марийцев. До прихода русских переселенцев правый берег Вятки, Поветлужье, берега Пижмы были заселены преимущественно марийцами. Удмурты заселяли левобережье Вятки, а также располагались по обоим берегам Чепцы и Кильмези.
Название двух основных удмуртских племён Ватка и Калмес говорит о многом. В Малмыжском уезде Вятской губернии была распространена фамилия Болтушкин. Корни этой фамилии не в характере её носителей. Болтуш – это герой марийского народа, ведший борьбу за независимость Малмыжа, бывшего в своё время столицей луговых марийцев.
Надо заметить, что Вятская губерния имела достаточно чёткое деление на Юг и Север. Линия раздела проходила чуть южнее г. Нолинска. К северу от этой линии крупных поселений было значительно меньше, чем к югу. Если в Орловском, Котельничском и Вятском уездах количество сёл и деревень с населением более 500 человек исчислялось десятками, и они были редкими исключениями, то к югу это было обычным делом. А население некоторых крупных поселений, особенно татарских, нередко равнялось численности тогдашних городов и измерялось тысячей, а то и двумя тысячами населения.
На 1891 г. в Вятской губернии насчитывалось примерно 22 тысячи сёл, селец, деревень, починков, займищ, заимок и хуторов. Основу составляли деревни и починки. Великий почин – это не ленинский субботник, это вятский починок! Тысячами возникали они в «чёрных, диких лесах – раменьях» на чистях. Когда мы вспоминаем о сталинских репрессиях, то ужасаемся тому, как десятки тысяч чеченцев, ингушей, крымских татар, прибалтов и других народов переселялись в Сибирь в чисто поле. С одним топором, с малыми детьми, эшелонами. А вятский народ делал это добровольно. Тоже с одним топором, часто без лошади, с малыми детьми. Приходили Овдейко да Настасьица, строили землянку, расчищали лес, сеяли рожь. Такова история 12 тысяч вятских починков, многие из них не сохранились, многие осваивались вновь. И все они носили, как правило, название по своему первопроходцу, отцу-основателю. В XVII в. всего в двух починках Орловского уезда жили семьи Агалаковых: Федки, Клементия да Мишки. А в 1891 г. 15 деревень и починков назывались по имени Александра, Афонасия, Карпа, Никиты, Фёдора и Юрия Агалаковых. В это же время в Афанасьевской волости Глазовского уезда 29 починков носило имя рода Бузмаковых.
Если в начале освоения починок носил полное имя основателя: Зорин Микитка, Соковнин Сенка, Шабалин Якушко и т.д., то со временем в названии поселения оставалась только принадлежность к фамилии и часто во множественном числе: Онофриевская и Шлепникова, Дмитриевы и Лебедевы. В Яранском уезде было много названий в единственном числе: Деньгин, Журавлёв, Кислицын. Роды множились и, чтобы не запутаться, в 29 починках Бузмакова к названию добавлялась географическая примета. Название реки (Быстрая), ручья (Греметок), ключа (Кипун) и т.п. Часто название поселению давали: лес (Чёрный), бор (Красный), веретея (Высокая), гора (Сокольская), лог (Длинный). В свою очередь от названий деревень и починков возникали новые фамилии: Боровиков, Красных, Высоков и много других.
Но главное место в образовании фамилий занимают две составляющие – Имя и Прозвище. Алферов и Аристов, Безсонов и Вахрушев, Докучаев и Доронин, Замятин и Кокорин, даже Нехорошев (Нехорошко), Поздеев и Пятунин, Роспутин и Рычков, Семейкин и Сементин, Томилов и Третьяков, Худяков и Шестаков, Шумилов и Чюдиновских – все эти фамилии производные от имён и прозвищ.
В образовании вятских фамилий отражались особенности как человека в целом, так и его отдельных частей: Волосков, Туснолобов, Толстобров, Двоеглазов, Кривоносов, Ушаков, Ротов, Редозубов, Губин, Краснощеков и т.п. Характер человека тоже отражался в его фамилии: Смирнов, Тихих, Терпилов, с одной стороны, и Агалаков, Алалыкин, Баев, Бакулин и другие говоруны и насмешники. Нередко люди старались скрыться за своей фамилией, отвести от себя сглаз, порчу и зависть. Зачастую именно так возникали фамилии Некрасов, Нелюбин, Дураков и т.п.
Много фамилий носит тотемный характер и образовано от названий зверей и птиц, домашних животных. По разнообразию фамилий можно судить и по значению тех или иных животных в жизни вятских крестьян. Конев, Меринов, Кобылкин, Лошаков – вот «лошадиные фамилии», и Козлов. Видимо, конь был поважнее. А ещё важнее корова: Быков, Коровенских, Коровкин, Коровин, Молоков, Телицын и др. Вятские фамилии отражают всё многообразие тогдашней фауны: Медведевы, Волковы, Соболевы, Россомагины в 4 вариантах, Лисины, Кошкины и Мышкины. Все рыбы вятских рек запечатлены в наших фамилиях от Осетровых и Сомовых до Чехонкиных и Шаклеиных. Птицы: Орловы и Воробьёвы, Журавлевы и Жаворонковы.
Нашёл своё отражение и крестьянский уклад. Чистопашин и Новопашин, те, кто пашут росчисть. Зерновы, Пшеничниковы, Ржаниковы и Овсянниковы, Ячменевы, а ещё Огородниковы, Репины, Гороховы – тысячи вятских родов носят фамилии хлеборобов, а ведь есть и просто Хлебниковы, Крестьяниновы. Более полутора тысяч семей носят фамилию Блинов, Мельников, Короваев. Не везде прижилась на Вятке выпечка хлеба, свидетельством тому Тестоедов и Сыроедов, есть и Частоедовы.
Целый пласт фамилий относится к дополнительным крестьянским промыслам. Торговля представлена Торговкиными, Коробейниковыми, Барышниковыми. Более ста видов вятских промыслов дало название семьям от Бурлаковых до Ямщиковых. Причём есть и Судовиковы, и Суднишниковы, Прикащиковы и Присмотровы, а рядом с Чемодановыми есть и Чемодаковы !?
Особое место принадлежит в истории Вятской Земли родам, посвятившим себя церковной службе. Прежде всего это: Попов (52 семьи), Мышкин (44), Зубарев (31), Луппов (29), Овчинников (24), Юферев (23), Домрачеев (22), Сырнев (22), Кибардин (21), Двинянинов (20), Курочкин (19), Лопатин (19), Мальгинов (19), Ложкин (18), Анисимов (17), Утробин (17), Шкляев (17), Костров (16), Свечников (16), Филимонов (15), Васнецов (14), Красноперов (14), Леонтьев (14).
Вятские фамилии имеют весьма чёткую привязанность к местам проживания.
Уезд |
Род |
Всего семей |
в насел. пунктах |
Вятский |
Огородников |
233 |
45 |
А вот как выглядят самые крупные роды, проживающие в одном населённом пункте:
Уезд |
Селение |
Род |
Семей |
Малмыжский |
Исаева |
Манаков |
114 |
В городах и на заводах картина совершенно иная. Будучи своего рода котелками, города и заводы сваривали в своих стенах сотни родов из разных мест. Всего по 2–3 семьи насчитывали городские и заводские роды. Зато есть то, чего нет на селе – банки, суды, а в г. Малмыже и публичный дом на 6 девочек, который содержала крестьянка. По сословиям картина следующая (без Вятки и Сарапула): дворяне – 11, мещане – 2274, крестьяне – 804, купцы – 479, солдаты и рядовые – 286 и 54, унтер-офицеры – 61, офицеры – 23, генералы – 2, чиновники – 96, классные чиновники – 27, потомственные почётные граждане – 24, личные граждане – 4, степенные – 2, почтальоны – 12, учителя – 11, врачи – 8, фельдшеры – 16, ветеринары – 2, аптекари – 3. По домовладениям лидировали купеческие роды: Александров и Батуев, самыми распространёнными фамилиями в провинциальных городах были: Калинин (27), Иванов (25), Воробьёв (24), Зубарев (22), Шабалин (22), Зайцев (21), Платунов (21), Лихачев (20), Шишкин (20).
Анализ, проведённый по архивным материалам, показывает, что примерно с 1850 г. заканчивается период массовых перемещений и миграций. До 1960-х годов вятские роды устойчиво проживали в одних и тех же поселениях. Численность населения претерпела наибольшие изменения от административных реформ Советской власти, когда из состава губернии были выведены Удмуртия (Сарапульский и часть Глазовского уезда), Марийская республика (части Яранского и Малмыжского уездов), Елабужский уезд отошёл к Татарии. В целом это около 1,5 миллиона человек. Ещё полмиллиона отняли войны и коллективизация, 200 тысяч человек – массовое сселение неперспективных деревень в 1960-е годы. Уезжали люди и безлюдели целые волости. 150 тысяч человек потерял Вятский народ за годы постсоветских реформ. На сегодня на 90 % Вятской губернии, а именно в Кировской области, проживает лишь 40 % населения от памятного 1913 г. Число деревень и других поселений сократилось в 10 раз.
По 2 и более миллиона тонн хлеба давала Вятская земля в начале XX в., без тракторов, без технологий, каждый взрослый вятский крестьянин производил свою тонну хлебушка. О вятских технологиях прошлого хочется сказать особо. В царской России Вятка играла роль своеобразного русского Китая. Не всегда качественные товары производились в огромном количестве по очень низким ценам. Вместо единичных красивых расписных ложек, как в Хохломе, вятские мужики делали белые, повседневные и продавали их партиями по сотне и тысяче штук. Находясь на пересечении многих торговых и государевых путей, вятские ямщики гоняли обозы и в Сибирь, и в Астрахань, не говоря уже об обеих столицах и Поморье. Уходили в услужение, нищенствовали, причём не только в своей губернии. И везде всё примечали и моментально осваивали производство, будь то производство гармоней, сельхозорудий, спичек, бумаги и другого ширпотреба. Вятские купцы торговали со всем миром, на полученную прибыль возводили храмы, строили школы и училища. Издавали книги, в т.ч. и по истории своего родного края.
И сегодня есть представители вятских родов, которым не безразлична история Вятской Земли, судьба их предков. В работе, которая длилась около 10 лет и результатом которой явился Свод Вятских Родов, принимали участие роды: Вылегжаниных, Гребневых (Гребеневых), Злобиных, Зориных, Кислицыных, Кладовых, Лялиных – Гурьяновых, Одношивкиных, Папыриных – Тряпи-цыных, Селезнёвых (Селезеневых), Старостиных, Сысолятиных, Трушниковых – Чежеговых , Шаклеиных и многих-многих других.
Удалось собрать информацию о 97 % населения всех волостей Вятской губернии, получить и обработать данные о местах проживания более 3 миллионов вятчан. Около 7500 славных фамилий удалось нанести на карту Вятской земли. Переведены в электронный вид бесценные труды Вятской учёной архивной комиссии о переписях населения XVII в. Составлены именные списки домовладельцев всех вятских городов и заводов. Начата работа по вятской топонимике и ономастике, происхождению названий вятских поселений, происхождению и толкованию вятских фамилий. Итогом должен быть выход в свет Книги Вятских Родов. С картами всех 300 волостей, со списком поселений и родов в них проживающих. Это будет БОЛЬШАЯ книга (более 9 миллионов знаков), не считая справочных материалов и иллюстраций.
Сегодня много говорят о пространстве развития российских регионов. К сожалению, сводят всё, как и прежде, к развитию отдельных отраслей, отдельных посёлков. Видят будущее в миллионном мегаполисе на месте г. Вятки (Кирова), Усть-Чепецка (Кирово-Чепецка), Нижнего (Слободского). Не линии и сектора, и уж тем более не точки на карте, определяют Пространство Развития. Пространство – это то, что простирается, распространяет себя по земле. Поэтому пространство развития региона есть пространство вятского народа, территория, по которой он простирает себя самого, свой уклад жизни.
5 миллионов человек может сегодня прокормить наша область. 500 тысяч человек может избавиться от болезней и усталости, от стресса и суеты городской жизни, отдохнуть от бешеного ритма на наших просторах. У 20 миллионов россиян деды и прадеды похоронены на вятских кладбищах.
У нас есть одна из лучших библиотек России, архив всей Вятской губернии тоже у нас. Ещё не все тополя упали под порывами ветра времени, ещё не все церкви невозвратно разрушены, ещё видны следы торговых дорог и трактов, ещё плещется рыба в бывших мельничных омутах.
Пространство развития Вятской Земли есть её повторное освоение. Только людские роды, только семьи соединяют небо и землю. Пора снова взять на себя ответственность за тысячную часть планеты Земля. За нашу Родину, за нашу любимую Вятку. За её процветание. И начало этому надо искать в нашей истории. Там наша сила, наша слава. Не цвести дереву весной, если обрублены его корни.
Этой публикацией мы хотим начать процесс вятского строительства гражданского общества. Обществом в XIX в. называлось группа поселений, расположенных рядом друг с другом, где каждый знал каждого. Численность общества составляла примерно 1–2 тысячи человек. Эти цифры близки к современным форматам муниципальных поселений. Сельских обществ на Вятке было около 2000 тысяч. Это был целый мир. Пришла пора снова собраться всем Миром, всем Обществом. Не назначенцы из Москвы, не уважаемые филателисты и пчеловоды должны стать стержнем Общественной Российской Палаты, а представители Родов, на данной Земле обитающих. Родов, кормящихся плодами своей родной земли, несущих на себя бремя ответственности перед будущими поколениями за её сохранность, цельность и красоту.
Около 1992 вятских родов насчитывают почти 400 лет своей истории. Некоторые из них были представлены в единственном числе в XVII в. И в 1891 г. их род тоже представляла 1 семья: Бернатов, Глазунов, Рупосов, Старцов, Фирсов, Штанников и др. Эти фамилии сумели выстоять. Многие увеличились в десятки и сотни раз:
Род |
XVII век |
1891 г. |
Увел. в раз |
Агалаков |
3 |
218 |
72,67 |
И всего 353 рода канули в вечность.
300 волостей было в Вятской губернии, сегодня нужны 300 вятских спартанцев. В Смутное время Россию всегда спасала провинция. Пришло время Вятки. Вспомним, что Вятка – всему богатству матка! Последняя свободная республика России, самая населённая губерния, может, а значит, как говорит В. Путин, и должна явить пример другим регионам. Богатство (со старославянского) – это хлеб в зерне. Так пусть снова прорастут вятские зёрна и наполнят пустоши починками и деревнями. Наполнят Вятскую Землю людьми.
Василий Старостин – Шаклеин
– Мокеров – Лекомцев и
многия-многия.