Главная > Выпуск №45 > Книга о педагогической регионалистике в Удмуртии

Книга о педагогической регионалистике в Удмуртии

В. Б. Помелов

Захарищева М. А. Педагогичес­кая регионалистика в Удмуртии : идеи, личности, события : монография / М. А. Захарищева. – Казань : Бук, 2023. – 178 с.

В казанском издательстве «Бук» в 2023 г. вышла монография «Педагогическая регионалистика в Удмуртии: идеи, личности, события». Её автор — известный российский историк педагогики, доктор педагогических наук, профессор Глазовского инженерно-педагогического университета имени В. Г. Короленко Марина Алексеевна Захарищева. Книга интересна нам, кировчанам, прежде всего тем, что практически весь материал, включённый в неё, имеет прямое отношение к вятской истории, к тому же — и это главное — этот материал ранее не публиковался.

Книга состоит из двух больших, примерно равных по объёму частей.

Содержание первой части книги повествует о событиях, имевших место на территории современной Удмуртской Республики, тогдашней Вятской губернии, в период с середины XIX в. по 1940-е годы.


Первая часть называется «Они оставили след на карте Удмуртской Республики» и начинается с рассказа о детстве П. И. Чайковского, уроженца вятского города Воткинска. Исследователи жизни великого русского композитора в своих биографических изысканиях обычно обходят именно детский период и полагают, что окружавшая его провинциальная среда не располагала к развитию о столь выдающихся музыкальных талантов. Автор книги, однако, своим исследованием показывает, что это не совсем так.

Отношения между родителями и детьми в семье Чайковских были самыми тёплыми. Илья Петрович и Александра Андреевна делали всё для того, чтобы их дети росли в атмосфере любви, покоя и благополучия. В книге приводятся многочисленные отрывки из писем родителей, в которых сообщалось о разного рода семейных событиях, связанных с Петей, Колей и Лидой. Родители были озабочены образованием детей. Как-никак Илья Петрович был начальником Камско-Воткинского сталелитейного завода. В дом была приглашена гувернантка, француженка Фанни Дюрбах. Планировалось, что она будет заниматься со старшими детьми, но четырёхлетний Пьер «слезами и мольбами» добился того, чтобы и его включили в «школьную команду». «При его развитии и уме у него была ещё прекрасная память, и в скором времени он догнал вас и сравнялся с вами», — впоследствии писала Ф. Дюрбах старшим детям Чайковских.

Семья Чайковских была музыкально одарённой. Отец играл на флейте, мать — на фортепиано и арфе. Кроме того, в доме Чайковских стоял рояль и механический орган, в исполнении которого будущий композитор впервые услышал одну из арий «Дон Жуана». По словам самого Петра Ильича, волшебное звучание музыкального инструмента произвело на него неизгладимое впечатление. Для обучения детей музыке была приглашена Марья Марковна Логинова. Автор монографии подробно характеризует её как человека и преподавателя музыки. В книге уделено внимание характеристике города Воткинска времён детства будущего великого композитора. Словом, раздел, посвящённый П. И. Чайковскому, интересен как исследователям его наследия, так и краеведам, изучающим историю вятских городов.

Следующий раздел повествует о Б. П. Есипове, известном педагоге, едва ли не главном советском учёном в области дидактики XX в., авторе фундаментальных трудов по педагогике, редакторе журнала «Советская педагогика». Для города Глазова личность Бориса Петровича, уроженца этого города — совершенно особенная. Недаром в местном университете есть даже мемориальный кабинет Есипова, а с начала 1990-х гг. регулярно проводятся Есиповские чтения, давно ставшие неотъемлемой частью современной отечественной высшей школы. На эту конференцию, одну из самых популярных и известных в стране, приезжают учёные со всей страны. Естественно, о Есипове написано немало, в том числе и автором этих строк.

Новизна работы М. А. Захарищевой состоит в том, что для исследования ею взят тот период жизни Есипова, который связан с его работой в Глазовском уездном отделе народного образования. Этот период не был ранее изучен историками педагогики, и именно в данной монографии автор добросовестно и всесторонне на основании архивных источников изучила, осмыслила и с соответствующими комментариями опубликовала весь сохранившийся в местных архивах материал, относящийся к событиям периода Гражданской войны и при этом относящийся к тогда ещё совсем юному работнику просвещения Борису Есипову. После выхода рецензируемой монографии биографию этого крупного учёного можно считать вполне состоявшейся и всесторонне осмысленной.

Следующие три раздела первой части монографии посвящены раскрытию данных вопросов: развитие профессионального педагогического образования в первой половине XX в. в Удмуртской АССР, особенности развития дошкольного образования в 1920-е гг. в этом регионе, история создания детской музыкальной школы в г. Глазове, наконец, эвакуация детей с оккупированных фашистами территорий в Удмуртию в годы Великой Отечественной войны.

Материал в этих разделах изложен последовательно и содержательно, опубликованы ранее неизвестные факты. Нам представляется, что в силу многоаспектности вышеуказанных вопросов автору, а возможно, и другим местным историкам педагогики было бы целесообразно продолжить их научную разработку с целью создания по возможности полной картины развития образования в данном регионе на протяжении длительного исторического периода.

Вторая часть книги М. А. Захарищевой посвящена В. А. Сухомлинскому. Читателю, незнакомому с биографией великого советского педагога, может показаться странным появление такого материала в книге о педагогической регионолистике в Удмуртии. Ведь Василий Александрович прославился как педагог-новатор не в Удмуртской АССР, а в качестве директора Павлышской школы, что на Кировоградчине, то есть на Украине.

Оказывается, после полученного на фронте ранения в феврале 1942 г. он проходил лечение по июнь того же года в одном из госпиталей на территории Удмуртской АССР, а после выписки добивался возвращения на фронт. Однако был признан негодным к строевой службе и назначен директором средней школы в небольшом удмуртском селе Ува, где и работал с 17 июня 1942 г. по 29 марта 1943 года. Именно в Удмуртии будущий великий педагог состоялся как учитель и директор, набрался опыта, апробировал свои новаторские методы, которые позднее в полной мере реализовал в Павлыше. Здесь педагог познакомился с инспектором районного отдела образования Анной Ивановной Девятовой, ставшей его женой.

До выхода книги М. А. Захарищевой «увинский» период жизни В. А. Сухомлинского был, по существу, белым пятном в истории отечественной педагогики. В «трудах» некоторых горе-историков можно даже встретить утверждение о том, что после госпиталя он работал в Уфе. Автор монографии подробно описывает этот период жизни Сухомлинского. В книгу включены воспоминания современников великого педагога, помнивших его именно как директора увинской школы. Ещё большую убедительность работе М. А. Захарищевой придаёт публикация отчёта о работе школы за первое полугодие 1943–1944 учебного года, а также содержание книги приказов, которую вёл и собственноручно заполнял В. А. Сухомлинский. Всё это впервые вводится в научный оборот.

М. А. Захарищева также анализирует начальный период его научной деятельности, взяв за основу первые публикации Василия Александровича в главном педагогическом журнале «Советская педагогика». Это были статьи, опубликованные в начале 1950-х гг., содержательно во многом основанные на «увинском» материале. Автор монографии показывает то немаловажное значение, которое имеет педагогика Сухомлинского для современной сельской школы.

Ценность монографии М. А. Захарищевой заключается, прежде всего, в том, что она включает в себя значительное количество фактических данных, причём большая их часть извлечена из архивов Удмуртской Республики. Даётся характеристика деятельности известных персоналий и приводятся скрупулёзно собранные ранее малоизвестные или даже совсем неизвестные биографические сведения.

Книга будет интересна как учёному, так и рядовому любителю, интересующемуся историей культуры и просвещения Вятского края и Удмуртии. Лишь отсутствие сопроводительного иллюстративного материала является недостатом книги. В целом, монография своим содержанием преумножает массив научных фактов об отечественной истории образования и существенно обогащает её.