Главная > Выпуск №45 > Наши земляки – киноактёры

Наши земляки – киноактёры

В. Б. Помелов

Вятский край никогда не считался кинематографической Меккой. Нет у нас своей киностудии по производству художественных фильмов. Кировчане могут гордиться разве что достижениями наших кинодокументалистов (М. В. Дохматская, А. Г. Погребной и другие), но и их успехи, надо признать, в далёком прошлом.

Время от времени на вятской земле проходили съёмки художественных фильмов. Это случалось так нечасто, что не представляет сложности перечислить все полностью или частично снятые у нас кинокартины: «Таланты и поклонники» (1955), «Люди моей долины» (1960), «После свадьбы» (1962), «Человек с другой стороны» (1971), «Берега» (1973), «Дума о Ковпаке» (1974), «Схватка в пурге» (1977), «Каждый десятый» (1984), «Карусель на базарной площади» (1986), «Гадание на бараньей лопатке» (1988), «Торможение в небесах» (1989), «Временные трудности» (2018), «Экспроприатор» (2019) и «Аванпост» (2019), «Честный развод — 2» (2022).

Запомнился хороший фильм «Практика» (2002). Он был снят кировским режиссёром Андреем Макаровым полностью в Кирове, главным образом, в помещениях психоневрологической больницы в пос. Ганино и в интерьерах бывшего «Дома кино» на ул. Воровского. Фильм был даже выдвинут на премию «Ника». В главных ролях все местные — сам режиссёр в роли главного врача, шоумен Борис Файбышенко, тележурналист Элина Зянчурина, студент педагогического факультета ВятГГУ Сергей Мезенцев. (Впоследствии он запомнился по рекламе шоколадных батончиков, где выступил в роли грабителя — ветеринара, пришедшего к тигру.)

Кстати, фильм «Сам я вятский уроженец» (1992), поставленный по произведению нашего земляка В. Н. Крупина, снимался вдали от вятской земли. В последние годы в поисках подходящей кинонатуры в Киров заглядывают известные режиссёры (И. И. Охлобыстин, 2017; Иван Кульнев, 2022) и даже производят некоторые съёмки.

Тем не менее отечественное кинопроизводство как в советские времена, так и в новейшую эпоху не обходилось без вятских уроженцев, которые проявили себя талантливыми артистами. В предлагаемом очерке мы кратко рассказываем о местных артистах, которым довелось сниматься в кино. При этом автор не ставит перед собой задачу анализа их кинотворчества: для этого пришлось бы писать значительную по объёму статью о каждом из них.

Отметим, что в 37-м выпуске альманаха «Герценка: Вятские записки» была помещена наша статья о вятском актёре А. И. Устюжанинове. Также готовится к печати материал ещё об одном вятчанине — К. И. Иванове, который ярко проявил себя в фильме «Путёвка в жизнь». Поэтому об этих артистах в предлагаемом вниманию читателя очерке речь не идёт.

Начнём, естественно, с Бориса Петровича Чиркова (31.07(13.08.)1901 — 28.05.1982), входившего в своё время в когорту наиболее известных и популярных киноартистов СССР. Он родился в селе Лозовая Павловка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, ныне это город Брянка Луганской области. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Нолинск Вятской губернии.

Б. П. Чирков приходился роднёй известному государственному деятелю В. М. Молотову (Скрябину): бабушка Бориса Петровича Ольга Яковлевна Чиркова и мать Молотова Анна Яковлевна Скрябина были родными сёстрами, в девичестве носили фамилию Небогатиковы.

В 1919 г. Б. Чирков окончил Нолинское реальное училище, затем два года работал в Нолинске учителем естествознания, что, наверно, помогло ему впоследствии исполнить роль учителя в фильме С. Герасимова «Учитель». В 1926 г. он окончил Ленинградский институт сценического искусства, и с тех пор его жизнь была неразрывно связана с кино и театром. В 1920–1930-е гг. он артист ряда ленинградских театров (ТЮЗ, мюзик-холл и другие). С начала 1940-х гг. и до конца жизни работал в московских театрах (имени Маяковского, Театр студия киноактёра, имени Пушкина, имени Гоголя). Много работал на радио, озвучивал многочисленные мультфильмы. Существует версия, что в мультфильме «Сказка о рыбаке и рыбке» создатели фильма придали старику внешние черты самого Чиркова.

Всесоюзную славу Борису Чиркову принесло исполнение роли большевика Максима в кинотрилогии «Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938). За исполнение этой роли Б. П. Чирков был удостоен Сталинской премии первой степени, а всего эта премия присуждалась ему четыре раза, два раза — первой степени и два раза — второй степени.

Современный зритель особенно хорошо помнит Чиркова по фильму «Верные друзья», в котором в роли врача Машеньки снималась его жена Людмила Юрьевна Геника-Чиркова (1923–2019), заслуженная артистка РСФСР (1972). Их дочь Людмила (род. 1949) преподаёт во Всероссийском государственном институте кинематографии, где многие годы в перерывах между съёмками работали и её родители, а дед (отец ма­тери) был даже проректором.

Борис Чирков был неповторим даже в эпизодических ролях.

В августе 1980 г. Б. П. Чирков последний раз побывал на вятской земле. В областном театре московские артисты два дня подряд показывали спектакль, где Чирков исполнял роль Григория Распутина. Но Борис Петрович появился на сцене только в первый вечер. Вход был не по билетам, а по приглашениям — для местного начальства. Для всех остальных на втором представлении в роли Распутина предстал артист Леонид Кулагин.

Б. П. Чирков был депутатом Верховного Совета СССР (1950–1954). Побывал в составе делегаций в десятках стран. Никто из советских артистов не мог даже приблизительно сравниться по количеству наград с Б. П. Чирковым: Герой Социалистического Труда (1975), заслуженный артист РСФСР (1935), народный артист СССР (1950); награждён тремя орденами Ленина (1938, 1967, 1975), орденом Октябрьской революции (1971), орденом Красной Звезды (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1981); удостоен многочисленных медалей, лауреат театральных премий...

Борис Петрович скончался от инфаркта в Кремле, во время торжественного приёма по случаю вручения очередной государственной награды. Накануне он поздравлял хоккеистов с успешным выступлением на первенстве мира и Европы, и его приветственная речь прозвучала в программе «Время».

Звезда российского немого кино Галина Сергеевна Кравченко (29.01(11.02)1905 — 5.03.1996) хотя и родилась в Казани, но почти с рождения росла в доме родственников матери, лесопромышленников Бердинских, в Уржуме1. Предположительно, в 1918–1919 гг. переехала с матерью в Москву, где в 1921 г. окончила театрально-хореографичес­кое училище при Большом театре. В 1922–1927 гг. училась на актёрском факультете в Государственном техникуме кинематографии. В 1921–1922 гг. — солистка балета в Опере С. М. Зимина, в 1922–1924 гг. — солистка балета Экспериментального театра.

В 1924 г. впервые появилась в кино, это была эпизодическая роль в фантастическом фильме «Аэлита» по повести А. Н. Толстого. Затем она продолжила с успехом сниматься в лентах производства кинокомпании «Межрабпом-Русь», предшественницы киностудии имени М. Горького.

Фильмография заслуженной артистки РСФСР (1980) Г. С. Кравченко насчитывает более 40 лент и включает в себя как лучшие немые ленты («Банда батька Кныша», «Папиросница от Моссельпрома», «Кавказский пленник» и другие), так и известные кинокартины более позднего времени. Среди них «Девушка с характером», «Исправленному верить», «В начале века», «Две жизни», «Молодые», «Мать Мария», «Анна Павлова».

В молодые годы Кравченко представала на экране в образе роскошной женщины, в дальнейшем — в роли благообразной пожилой женщины с великосветскими манерами.

У Г. С. Кравченко была бурная личная жизнь, достойная отдельного описания. Кратко обозначим её. Её первый муж (1928–1929 гг.) — знаменитый актёр Андрей Андреевич Файт (1903–1976), обладавший своеобразной «злодейской» внешностью, с успехом исполнял роли предводителей басмачей, белых офицеров, фашистов, злых чародеев, колдунов и так далее. Второй муж (1930–1937) — сын ближайшего соратника В. И. Ленина Льва Борисовича Каменева лётчик Александр (1906–1937). После известных процессов тридцатых годов, направленных в том числе и непосредственно против Л. Б. Каменева, все члены этой семьи были расстреляны, а сама Галина с сыном Виталием (1931–1966) была выселена из элитной квартиры.

В третьем браке с кинорежиссёром Николаем Санишвили (1902–1995) родилась дочь Карина (1937–2012), ставшая киноактрисой. Она больше известна под фамилией Шмаринова. Её муж Алексей унаследовал профессию отца, знамени­того художника Дементия Шмаринова, который, в частности, иллюстрировал для собрания сочинений и школьных учебников роман Л. Н. Толстого «Война и мир» и придал Наташе Ростовой черты юной Карины.

Олег Петрович Жаков (19.03(01.04)1905 — 04.05.1988) родился в г. Сарапуле Вятской губернии в семье преуспевающего врача. В 1912 г. семья перебралась в Казань, где Олег учился в церковно-приходской школе, реальном училище и гимназии. Жили безбедно. В доме всегда было много гостей, и для их развлечения устраивались домашние концерты и спектакли. Часто всей семьёй посещали театры.

Страстью Олега стало кино, хотя родители не приветствовали это увлечение. Юноша даже устроился киномехаником в кинотеатр «Палас», который находился напротив его дома.

В 1919 г. семья переехала в Екатеринбург, где Олег поступил в политехнический техникум на педагогический факультет, но уже на третьем курсе бросил учёбу и начал посещать футуристический клуб «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты). Именно здесь он познакомился со ставшими в будущем известными кинодеятелями Петром Станиславовичем Соболевским (1904–1977) и Сергеем Аполлинарьевичем Герасимовым (1906–1985).

Когда друзья Олега поехали учиться в Ленинград, он в январе 1926 г. последовал за ними. Товарищи помогли ему поступить в Фабрику эксцентрического актёра (Студия «ФЭКС»), руководимую режиссёрами Л. З. Траубергом и Г. М. Козинцевым. Уже во время учёбы Олег Жаков снялся в нескольких кинолентах. В 1927–1929 гг. Жаков учился в техникуме сценических искусств (киноотделение) и начал сниматься на «Ленфильме» и «Мосфильме».

В фильмографии актёра 107 ролей. Но, пожалуй, самую известную роль он сыграл в своём первом звуковом фильме «Семеро смелых» С. А. Герасимова. Речь в фильме идёт о покорении Арктики, и Жаков играл роль радиосвязиста. В следующий раз в фильме своего друга Герасимова («У озера») он снялся уже на склоне лет. Фильм был посвящён теме защиты Байкала, что было актуально уже более полувека тому назад. Среди заметных ролей О. П. Жакова, роли в фильмах «Жаркое лето в Кабуле», «Ошибка резидента», «Белый клык». В фильме «Ищу человека» он играл роль ведущего радиопрограммы, который помогал людям, потерявшим друг друга во время войны.

Творческие заслуги Жакова были отмечены присвоением почётного звания «Народный артист СССР» (1969). Он был лауреатом Сталинской премии второй степени (1946) и Государственной премии (1971).

О. П. Жаков был внесён в список выдающихся земляков в томе «Знатные люди» «Энциклопедии земли Вятской».

В 1930–1940-е гг. Людмила Сергеевна Глазова (29.08(11.09)1907 — 16.05.1983) считалась одной из самых популярных актрис советского кино. Она родилась в г. Ижевске Вятской губернии. Отец был красноармейцем. Мать, оставшаяся с двумя детьми и своей мамой, работала машинисткой в учреждении, но была увлечена театром. Даже в тяжёлые годы Гражданской войны она продолжала выступать на сцене местного любительского театра. Неудивительно, что и её дочь — юная Людмила — также в детстве увлекалась самодеятельным искусством. В 1923 г. вернулся отец, и семья переехала в Москву. Глава семьи работал во Дворце Труда, затем был директором термитно-стрелочного завода.

В 1930 г. Людмила окончила актёрский факультет Кинотехникума имени Бориса Чайковского. Но ещё раньше, в 1928 г., сыграла свою первую роль: в фильме «Хочу быть лётчицей» она предстала в образе вожатой октябрят. Затем последовали роли в фильмах «Солнце восходит на западе», «Настенька Устинова», «Борцы» и других. В 1931 г. Людмила была принята в актёрский штат кинофабрики «Межрабпомфильм» и сыграла несколько ролей.

Всего Глазова снялась более чем в 20 фильмах. Наиболее известные из них — «Нашествие», «Жди меня», «В твоих руках жизнь», «Песнь о Кольцове». Последняя её роль в фильме «Никудышная» (1980). Однако поистине народную славу ей принесли роли в фильмах «Руслан и Людмила» (1938), за что ей присвоили почётное звание «Заслуженный артист РСФСР», «Вратарь» (1936), «Небесный тихоход» (1945).

Казалось, актрису и дальше ждёт только успех. Увы, в дальнейшем ей доставались только эпизодические роли. А в семейной жизни — трагедия за трагедией. Первым мужем Л. С. Глазовой был актёр и режиссёр Ян Данилович Буринский (1901–1982). В семье рос сын Вячеслав. В годы войны семья была эвакуирована в Алма-Ату. Здесь Людмила обрела свою новую любовь — Семёна Алексеевича Тимошенко (1899–1958), который был режиссёром фильмов «Вратарь» и «Небесный тихоход».

По возвращении из эвакуации в Ленинград в 1944 г. Людмила была зачислена в штат киностудии «Ленфильм», но вскоре ей стало не до кино. Сначала утонул её единственный 12-летний сын, находясь в гостях у сестры Людмилы Тамары. Затем уже сын Тамары, будучи у Людмилы в гостях в Ленинграде, погиб от рук хулиганов в парке им. Ленина. Тяжело и долго болел муж. В 1971 г. актриса вышла на пенсию. Л. С. Глазова скончалась в результате несчастного случая.

Виктора Сергеевича Шульгина (22.04.1921 — 18.06.1992) в лицо знала вся страна, а вот по фамилии — практически никто. Он родился в Петрограде 22 апреля 1921 года. Как и многие другие актёры, с детства грезил сценой, школьником ходил в драмкружок. Окончил Московское театральное училища при театре Революций. С 1943 г. играл в составе труппы фронтового театра, которым руководил известный драматург Алексей Арбузов. В послевоенные годы служил в театрах Магадана, Вологды, Львова, Одессы. В 1965–1967 гг. он был в штате Кировского областного драматического театра. В 1967–1970 гг. — в московском драмтеатре имени Н. В. Гоголя в одно время с Б. П. Чирковым, а в 1970–1989 гг. — в московском театре киноактёра.

Шульгин снялся в 124 фильмах. Причём почти все — значительные, вошедшие в кинематографическую историю картины. Во многих у него были эпизодические роли. Например, в «Руслане и Людмиле» он играл голову. Он сыграл запоминающиеся роли, причём в таких замечательных фильмах, как «Оптимистическая трагедия», «Операция „Трест“», «Мимино», «Большая перемена», «Любовь земная», «Вечный зов», «Эскадрон гусар летучих», «Юность Петра», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Средь бела дня...», «Баламут», «Фронт за линией фронта» и многих других.

В сериале «Рождённая революцией» у него одна из главных ролей — милиционера Алексея Бушмакина. Последними киноработами Виктора Шульгина стали картины «Сувенир для прокурора» и «Шакалы», вышедшие в 1989 году. Звание «Заслуженный артист РСФСР» Виктору Сергеевичу было присвоено в год смерти.

Алексей Александрович Глазырин (01.08.1922 — 13.04.1971), заслуженный артист РСФСР (1957), родился в г. Глазове Вотской автономной области (ныне Удмуртская Республика). Коллеги отмечали его необычайную скромность. Биографические сведения о Глазырине крайне скудны. Ничего не известно о его личной жизни. Собственно, его биография начинается с 1942 г., когда его включили в состав театральной фронтовой бригады. Он получил медаль «За оборону Москвы». В 1944 г. Глазырин окончил Государственный институт театрального искусства (курс В. В. Белокурова) и начал работать в Таганрогском театре им. А. П. Чехова; в 1951–1952 гг. служил в драматическом театре им. А. М. Горького г. Ростов-на-Дону, в 1954–1961 гг. — в Новосибирском театре «Красный факел», а в 1961 г. был принят в труппу Московского театра им. К. С. Станиславского.

В 1970–1971 гг. работал в Центре театра и кино и в Московском театре-студии киноактёра. Среди известных театральных ролей артиста — Вершинин («Три сестры», 1945), Шабельский («Иванов», 1946), В. И. Ленин («Шестое июля», 1865). Актёр принимал участие в фильмах «Вий», «Оптимистическая трагедия», «Живые и мёртвые», «Короткие встречи», «Война и мир. Фильм 3-й. 1812 г.», «Обвиняются в убийстве» и других.

В любой роли Алексей Глазырин выделялся своей яркой индивидуальностью.

Всего А. А. Глазырин сыграл в 26 фильмах. Но, безусловно, лучшей стала роль директора Харламова в картине режиссёра Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Премьера фильма состоялась весной 1971 года. Через неделю после премьеры, Алексей Глазырин скоропостижно скончался от сердечного приступа, так и не увидев, по мнению Е. П. Леонова, отснятого фильма. По другим источникам, А. А. Глазырин всё-таки был на премьере фильма.

Творчеству актёра посвящена десятая глава некогда знаменитого телецикла Л. Филатова «Чтобы помнили».

Юрий Степанович Квятковский (13.01.1924 — 12.01.2022) хоть и не наш земляк (родился в Днепропетровске), но бо́льшую часть своей жизни провёл в Кирове. Он не был профессиональным киноартистом. Его родители были цирковыми артистами. В семь лет Юрий потерял отца, разбившегося во время представления, а с 14 лет сам выступал на арене жонглёром. В годы Великой Отечественной войны Юрий Степанович в пехоте прошёл путь от Сталинграда до Вены. Участвовал в боях на Курской дуге, взятии Будапешта, форсировании Днепра. Был награждён орденами и медалями.

С 1954 г. оказался в Кирове. Здесь он прожил в счастливом браке около 70 лет. Блистал на сцене Вятской филармонии в течение 53-х лет, в том числе вместе со своей супругой Аэлитой. Ю. Квятковский снимался в эпизодических ролях в двух знаменитых фильмах режиссёров Владимира Наумова и Александра Алова — «Легенда о Тиле» (1976) и «Тегеран-43» (1980).

Впервые увидел Евгения Ефимовича Шутова (11.03.1926 — 28.11.1995) в роли самовлюблённого бухгалтера Аполлинария Петровича Самохвалова в знаменитой кинодилогии «Солдат Иван Бровкин» (1955) и «Иван Бровкин на целине» (1958).

Е. Е. Шутов родился в селе Полом Слободского уезда (ныне территория Белохолуницкого района) Вятской губернии. Его отец Ефим Данилович был партийным работником местного масштаба; в молодости он прошёл Октябрьскую революцию и Гражданскую войну моряком-краснофлотцем. Мама Анастасия Дмитриевна работала учительницей в местной школе. В семье были ещё две дочери. В 1940 г. отца перевели на работу в село Нагорное Ленинградской области. По окончании школы Евгений решил пойти по стопам отца и осенью 1942 г. поступил в Ленинградскую военно-морскую академию. Однако, проучившись три месяца, он был вынужден покинуть учебное заведение — подвело здоровье. Евгений перевёлся в Московский авиационно-технологический вуз. Здесь у него проявились актёрские способности. В составе бригады артистов в 1944 г. он в течение четырёх месяцев подряд участвовал в концертах и постановках перед бойцами на Карельском фронте. В итоге он понял, что его призвание — сцена.

Руководство фронта выдало ему рекомендацию, по которой его приняли в оперно-драматическую студию им. К. С. Станиславского (творческая мастерская М. Н. Кедрова), по окончании которой в 1947 г. Евгений Шутов был принят в труппу драматического театра им. К. С. Станиславского. В 1960–1963 гг. он работал в драматическом театре им. А. С. Пушкина. С 1963 г. и до конца жизни был актёром Театра-студии киноактёра.

Фильмография актёра составляет более 100 фильмов и охватывает период с 1948 по 1994 год. Е. Е. Шутов относился к редкой категории артистов, которые одним своим появлением на экране и сценических подмостках вызывают улыбки зрителей, спасают своим присутствием даже провальный театральный или кинематографический проект.

Любителям кино он запомнился ролями людей из народа. Его герои — солдат, крестьянин, шофёр, баянист, разведчик, милиционер, кучер, сторож. Зачастую это были роли второго плана. Зато фильмы, в которых он принимал участие, остались в памяти и в истории отечественного кино: «Две жизни», «Живые и мёртвые», «Вызываем огонь на себя», «Адъютант его превосходительства», «Тени исчезают в полдень», «Рождённая революцией», «Ты — мне, я — тебе», «Фронт без флангов», «Место встречи изменить нельзя» и другие.

На его счету также более 20 озвученных ролей в зарубежных картинах и мультфильмах. Е. Е. Шутову были присвоены звания «Заслуженный артист РСФСР» (1974) и «Народный артист РСФСР» (1980).

Первой ролью Е. Е. Шутова в кино была роль баяниста, и это не случайно. Он действительно был знатным баянистом, шёл с песней по жизни. Везде, где только ни появлялся Евгений Ефимович, он становился душой компании. В театре он вёл патриотическую работу — организовывал встречи с ветеранами войны, проводил творческие вечера и концерты, всегда отзывался на просьбы встретиться со зрителями. Его верным другом всю жизнь был Иван Рыжов. Они были актёрами одного амплуа, одного возраста и радовались, если обоим удавалось попасть на съёмки одного фильма.

В 1949 г. Евгений Шутов женился на сотруднице книжного издательства «Мир» Альбине Сергеевне Батовой. В 1950 г. в семье родился сын Сергей, ставший инженером. У Е. Е. Шутова многие годы были проблемы с сердцем, он пережил четыре инфаркта. Собираясь на вечер, который устраивал Союз кинематографистов, актёр вдруг почувствовал себя плохо. Смерть наступила мгновенно, врачи констатировали пятый инфаркт.

Актриса Надежда Пантелеймоновна Погоришная (26.03.1928–2018) получила театральное образование в студии краевого драматического театра (г. Владивосток). Работала в театрах Сибири и Урала, с 1963 г. — на сцене Кировского областного драматического театра. За исполнение роли в спектакле «Ивушка неплакучая» Н. П. Погоришная удостоена Государственной премии РСФСР (1980). Снялась в фильме «Прощание» (режиссёры Э. Климов и Л. Шепитько) по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» в роли Катерины.

Виталий Иванович Матвеев (01.01.1936 — 02.10.2010) относится к тем актёрам, которых в кино видели все, но по фамилии мало кто знает. Уверен, все помнят сцену из фильма «Брат», где главный герой покупает у хозяина замызганной квартиры охотничье ружьё и расплачивается с ним валютой. «Доллáры», — благоговейно шепчет старик, именно так, с ударением на втором слоге. Это и есть Матвеев.

Любители кино старшего поколения помнят Виталия Матвеева по роли Нестора Махно в первой экранизации кинодилогии «Хождение по мукам» (1959).

Будущий киноактёр родился на станции Свеча. Его родители Ольга Павловна и Иван Митрофанович были рабочими. Отец в годы войны был награждён двумя орденами Славы. Виталия с детства тянуло к творческой работе. Он пи­сал стихи и рассказы, мечтал об актёрской профессии. К удивлению своих близких, он поступил во ВГИК, в творческую мастерскую С. А. Герасимова и его жены Т. Ф. Макаровой. Его однокурсницами были будущие звёзды Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева и другие. Виталий учился с присущей провинциалам старательностью. Из всего курса только два человека — он и Л. Гурченко — защитили дипломную работу на отлично.

В фильмографии актёра 44 роли, в том числе в таких культовых фильмах, как «Два билета на дневной сеанс», «В огне брода нет», «Синяя тетрадь» (фильм о Ленине), «Моабитская тетрадь» (фильм о Мусе Джалиле, татарском поэте, погибшем в фашистской тюрьме), «Любовь Яровая», «Зимняя вишня», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности». Правда, многие роли, сыгранные Матвеевым, эпизодические. Так, в «Белом солнце пустыни» его героя-белогвардейца убивает товарищ Сухов.

Актёр обладал характерной внешностью. Там, где требовалось изобразить солдата с винтовкой, крестьянина с серпом, рабочего с молотом, а позднее — бомжа в отрепьях, злодея с ножом, там режиссёры вспоминали о Матвееве.

В годы правления Горбачёва Матвеев активно участвовал в общественно-политической жизни Ленинграда, был доверенным лицом на выборах Николая Вениаминовича Иванова в народные депутаты СССР. Иванов вместе со своим другом Тельманом Гдляном в те годы прославился как борец с коррупцией. Образ Иванова Матвеев воплотил в фильме «Пирамида».

В. И. Матвеев был инициатором установки мемориальной доски к 100-летию С. А. Герасимова на доме в Санкт-Петербурге, где он жил в 1935–1941 годы.

Последние годы Матвеев тяжело болел, жил в нужде. Умер в Санкт-Петербурге, по завещанию артиста его гражданская жена Галина Ивановна Быстрова (1934–2012) захоронила прах в Кирово-Чепецке, рядом с могилами его родителей.

Рима Шариповича Аюпова (04.07.1938 — 02.02.2015) мы также считаем своим, вятским, поскольку практически вся его творческая карьера прошла в те годы, когда он жил в Кирове. Он родился в посёлке Поляковка Учалинского района Башкирской АССР. При рождении ему было дано имя Рэм (революция — электрификация — мир), но потом он изменил букву в своём имени. В 1961–1962 гг. учился в Свердловском театральном училище. Недолго служил в театрах драмы Нижнего Тагила и Севастополя. С 1964 г. работал диктором радио в Кирове, а в 1965 г. был принят в Кировский драматический театр. Здесь им были сыграны главные роли в таких заметных постановках, как «Ивушка неплакучая», «13-й председатель», «Черёмуха», «Райская обитель».

В 1985–1996 гг. Р. Ш. Аюпов трудился в Кировском ТЮЗе. Здесь он запомнился исполнением ролей в спектаклях «И порвётся серебряный шнур», «Сверчок на печи», «Мольер», «Голова профессора Доуэля», «Бесы», «Двенадцатая ночь». За заслуги в области театрального искусства ему было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (1983).

Р. Ш. Аюпов снялся более чем в 15 фильмах. Вроде бы не так много, но что это были за фильмы и роли! Кинематографической вершиной актёра стала роль великого русского учёного в сериале «Иван Павлов. Поиск истины» (1983). Сериал стал заметным событием в отечественном кино.

Памятным для артиста было участие в 1992 г. в повторной, причём многосерийной, экранизации романа Ю. В. Бондарева «Тишина», где он сыграл роль трагического персонажа — безвинную жертву сталинского режима, отца главного героя Сергея Вохминцева.

В фильме «Тень Алангасара» (1994), имеющем этнографический харатер, где Р. Ш. Аюпов сыграл колдуна, была воссоздана история удмуртов — древних обитателей вятской земли. Специально для съёмок в удмуртской глубинке была выстроена целая этническая деревня.

В центре событий многосерийного фильма «Под знаком Скорпиона» — Максим Горький. По версии создателей картины, пролетарского писателя умертвили сотрудники спецслужб. Лента носила открыто антикоммунистический характер. Р. Ш. Аюпов в фильме играл Ленина. По подсчётам его жены Маргариты, Рим Шарипович стал 29-м исполнителем роли вождя в отечественном кино.

Назовём и остальные картины, в которых снимался наш герой: «Юнга Северного флота», «Лётное происшествие», «Процесс», «Бывший папа, бывший сын», «Николай Вавилов», «В полосе прибоя», «Без правосудия», «Армавир», «Люк», «Лунные псы» и другие.

Валерий Викторович Прохоров (10(7?).08.1941 — 27.03.2008) родился в г. Слободском. В 1967 г. окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств), курс Владислава Андрушкевича и Розы Сироты. Работал в драматических театрах Пскова (1967–1970), Брянска (1970–1984) и Петропавловска-Камчатского (1984–1988). С 1988 г. — в московском театре «Около дома Станиславского». Прежде всего, именно за свои театральные работы В. В. Прохоров был удостоен почётных званий «Заслуженный артист РСФСР» (1981) и «Народный артист РФ» (2002). Подобно Шутову и Матвееву, Прохоров в кино играл роли простых деревенских мужиков. Но если Шутов был прежде всего мастером комических ролей, а Матвееву удавались драматические, даже трагические роли, то герои Прохорова — люди самые обычные, как сказали бы психологи, без акцентуации характера. Таковы его персонажи в фильмах «Смиренное кладбище», «Лихая парочка», «Чужая сторона».

В. В. Прохоров начал сниматься в кино поздно, на пятом десятке лет, поскольку большая часть его творческой жизни прошла вдали от Москвы и Санкт-Петербурга. Интерес у зрителя к кино в 1990-е гг. заметно снизился. Тем не менее он снялся в 60 лентах, среди которых такие, как «Шофёр на один рейс», «Сам я вятский уроженец», «Остановка по требованию», «Сказ про Федота-стрельца», «Вечерний звон», «Гибель империи», «Диверсант. Конец войны», «Адвокат-2», «Солдаты-12», «1612. Хроники смутного времени». Несколько ролей он исполнил в фильмах украинских кинематографистов. Даже будучи уже тяжелобольным, В. В. Прохоров снялся в трёх фильмах.

Александр Анатольевич Калягин (род. 25.05.1942), народный артист РСФСР (1983), лауреат двух Государственных премий СССР (1981, 1983) и премии Союзного государства в области литературы и искусства (2006), несомненно, самый известный из ныне здравствующих артистов, уроженцев Вятской земли.

Он родился в Малмыже в семье эвакуированных преподавателей Московского областного пединститута имени Н. К. Крупской. Отец, Александр Георгиевич, профессор, декан исторического факультета, был назначен директором эвакуированного в Киров института, но уже в июне он скоропостижно скончался от инсульта, менее чем через месяц после рождения сына. Мать, Юлия Мироновна Зайдеман, заведовала кафедрой французского языка.

Поначалу Александр выбрал профессию, далёкую от актёрской: в 1959 г. окончил Московское медучилище № 14 по специальности «акушер» и в течение двух лет работал фельдшером скорой помощи. В 1965 г. он окончил театральное училище им. Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра на Таганке. В 1967–1970 гг. он служил в театре имени М. Н. Ермоловой. С 1971 г. А. А. Калягин работал в МХАТе, в 1987–1991 гг. — в МХАТе имени А. П. Чехова. В 1992 г. создал собственный театр Et Cetera («И всё остальное»), который и возглавляет по настоящее время. На протяжении многих лет Калягин возглавлял Союз театральных деятелей РФ (1996–2023).

Фильмография артиста насчитывает более 50 фильмов, среди них поистине незабываемые, ставшие классическими, роли в картинах «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Мёртвые души» и «Старый Новый год». А. А. Калягиным созданы незабываемые образы в телеспектаклях «Записки Пиквикского клуба», «Игроки», «Ночь ошибок», «Эзоп». Значительным вкладом в искусство стало его участие в радиоспектаклях «Заседание парткома», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Чайка», «Звёздные дневники Иона Тихого», режиссёрские работы в театре («Лекарь поневоле», «Ревизор» и другие) и в кино («Подружка моя», «Прохиндиада — 2»), озвучивание мультфильмов.

Наталия Алексеевна Кислицына (род. 02.09.1946) родилась в Кирове. С детства занималась музыкой по классу фортепиано, посещала балетный кружок и занятия в детском театре «Алые паруса». Образование получила в Кировском училище искусств и ГИТИСе. Ещё будучи студенткой выпускного курса училища искусств, в 1966 г. была принята в труппу Кировского драмтеатра, в котором работала до 1987 года. Все эти годы она была занята в лучших спектаклях, таких как «Ивушка неплакучая», «104 страницы про любовь», «Дикарь» и другие. Не будет преувеличением, если скажу, что в Кирове она была примой и одной из самых любимых актрис своего поколения.

В 1987–1990 гг. она служила в Ярославском драмтеатре. Карьеру продолжила в московских театрах «Драматург» и «Лаборатория». В 1977 г. ей присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Экранный дебют Н. А. Кислицыной состоялся довольно поздно, в 1986 году. Режиссёр Николай Стамбула ставил мелодраму «Карусель на базарной площади» по повести «Голгофа» А. А. Лиханова, уроженца г. Кирова.

Все съёмки проходили в г. Слободском. Во время премьеры, состоявшейся в этом же городе, многие зрители не могли сдержать эмоций и плакали. Наталия сыграла в этом фильме эпизодическую роль, но эта роль положила начало её кинематографической карьере.

Вторым таким «драйвером» стало участие в хорошо известной всем и также всем надоевшей рекламе. Можно привести немало примеров того, как реклама сломала актёрские судьбы. В случае же с Н. А. Кислицыной вышло всё наоборот. Поистине судьбоносным для дальнейшей творческой карьеры стало её решение сняться в рекламном ролике молочных продуктов «Домик в деревне». Режиссёры, увидев симпатичную актрису среднего возраста, обладавшую естественной внешностью, то есть не сделавшую ни одной пластичекой операции, стали регулярно привлекать её к участию в своих картинах.

Н. А. Кислицына стала активно появляться в кино и телевизионных проектах уже в 2000-е годы. На её счету более 40 фильмов, включая сериалы, в их числе — «Бригада», «Лучший город Земли», «Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант — 2. Созвездие жадных псов», «Прощальное эхо», «Заколдованный участок», «Адвокат — 4», «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований — 2», «Моя мама — Снегурочка», «Висяки», «Новая жизнь сыщика Гурова», «Я покажу тебе Москву», «Судмедэксперты», «Хранимые судьбой», «Тайны института благородных девиц», «Морозова», «Мир, дружба, жвачка», «Смерть в объективе», «Кулагины», «Хронос».

Работая над данным материалом, автор с удивлением обнаружил тот факт, что известный актёр Павел Викторович Исайкин (род. 18.01.1958), заслуженный артист России (2000), не наш земляк. Но Павел Викторович оставил такой яркий след в театральной жизни Кирова, что не назвать его земляком просто невозможно. Он родился в г. Ангарске Иркутской области. Окончил Иркутское театральное училище (1982), Пермский государственный институт культуры и искусства (2004). Работал в театрах юного зрителя Иркутска и Кирова, в Кировском областном драмтеатре им. С. М. Кирова, в Камерном театре Малыщицкого, в санкт-петербургском «Театре у Нарвских ворот». В 2010–2011 гг. — в Московском театре под руководством О. П. Табакова. С сентября 2011 г. — актёр Санкт-Петербургского театра комедии им. Н. П. Акимова.

В годы работы в Кирове он был не только ведущим актёром драмтеатра, но и его директором. Несколько лет Исайкин занимался созданием студенческого театра в местном педагогическом институте, где он был заметной личностью. Благодаря его усилиям в институте появился ежегодный фестиваль «Студенческая осень».

Одно перечисление его успешных театральных работ заняло бы целую страницу, да и фильмография тоже не подкачала. В своей первой роли он сыграл врача в сериале «Братаны» (2009). Далее роли пошли одна за другой. Назовём хотя бы такие известные фильмы, как «Литейный», «Дорожный патруль», «Прощай, „макаров“!», «Ельцин. Три дня в августе», «Москва. Три вокзала», «Дежурный ангел», «Мент в законе», «Пока цветёт папоротник», «Ментовские войны», «Мажор», «Лихач» и многие другие. Только в 2020 г. он снялся в шести фильмах. В 2021 г. вышел «Персональный ангел», где он играет, как и в своём первом фильме, роль врача.

Вероника Августовна Ганич (род. 22.07.1966) родилась в Кирове, но в её раннем детстве семья переехала в Кирово-Чепецк. Здесь девушка активно занималась в народном театре под руководством режиссёра Светланы Свежаковой. В 1987 г. Вероника окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Е. Р. Симонова), затем получила и журналистское образование. Это обстоятельство во многом предопределило её дальнейшую профессиональную карьеру. Она активно выступает в качестве телеведущей на различных каналах. В частности, была ведущей программы «Субботник» на телеканале «Россия», сов­местно с Оксаной Фёдоровой. Естественно, не забывает сниматься в кино. Наиболее известные её роли в фильме «Это я — дурочка» и в сериалах «Гаражи» и «Кулагин и партнёры».

Заслуженный артист РФ Александр Дмитриевич Большаков (род. 15.10.1968) родился в г. Котельниче. С 6 лет занимался вместе с родителями в самодеятельном коллективе, пел под гитару. В армии музыкально одарённый юноша попал в ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа. Служил четыре года, много гастролировал по стране. Военные выступали с концертными программами во многих краях и областях, в воинских частях, в Афганистане, особенно много перед ракетчиками.

После службы в армии Александр поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. С 1998 г. играет в санкт-петербургском театре имени В. Ф. Комиссаржевской, где стал одним из ведущих актёров. Одновременно с 1999 г. принимает участие в постановках театра «За Чёрной речкой».

Первую роль в кино он сыграл в сериале «Агент национальной безопасности». Затем были роли в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Чужая» и «Убойная сила». Любители сериалов помнят его по «Бандитскому Петербургу», где он сыграл криминального авторитета Сашку Танцора. Роль была не слишком большая, но запоминающаяся. По признанию самого актёра, из-за его внешности ему в основном предлагают роли бандитов и отморозков.

Всего он сыграл более чем в 100 фильмах. Большаков практически не даёт интервью. О личной жизни известно только то, что он женат, и его жена налоговый инспектор.

Юлия Юрьевна Свежакова (род. 04.04.1971) родилась в Кирово-Чепецке. Занималась в местном народном театре «Современник». В 1996 г. окончила актёрский факультет Российской академии театрального искусства и была приглашена в труппу Московского ТЮЗа, где исполнила роль Катерины в спектакле «Гроза» (режиссёр Г. Н. Яновская). За эту дебютную работу отмечена в 1997 г. призом симпатий газеты «Комсомольская правда», в 1998 г. — премией «Хрустальная Турандот».

Также Юлия Свежакова сотрудничает с Театром Наций, где занята в спектаклях «Рассказы Шукшина», «Figaro. События одного дня» и «Разбитый кувшин». Фильмография акт­рисы включает более 20 фильмов, в том числе роли в таких известных картинах и сериалах, как «Москва. Центральный округ», «Любительница частного сыска Даша Васильева — 2», «Дети Арбата», «Чёрные волки», «Папины дочки».

Тимофей Владимирович Трибунцев (род. 01.07.1973) родился в г. Кирове. С 15 лет участвовал в спектаклях местного самодеятельного театра «Гротеск». До начала актёрской карьеры перепробовал ряд профессий, даже служил в милиции. В 1998–2002 гг. учился в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, по окончании которого был приглашён К. А. Райкиным в театр «Сатирикон», где и работает по сей день. Он задействован практически во всех значительных спектаклях театра, причём, как правило, в главных ролях: в «Отелло» он Яго, в «Чайке» — Треплев...

Успевает играть и в других театральных труппах, таких как театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, «Центр драматургии и режиссуры» под руководством А. Казанцева и М. Рощина, «Театральное товарищество 814», театр «Практика», Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.

Начиная с 1995 г., актёр снялся более чем в 130 фильмах. К тому же среди фильмов немало многосерийных лент. Назову такие известные фильмы, как «Всё будет хорошо!» (дебют в кино), «Дальнобойщики», «Звезда», «Штрафбат», «Остров», «Ликвидация», «Братья Карамазовы», «Деревенская комедия», «Поддубный», «Куприн», «Тихий Дон», «Последний богатырь», «Оккупация», «Окаянные дни».

Среди наград Т. В. Трибунцева театральная премия «Чайка», зрительская премия «Живой театр», премия «Ника», премия «Золотой телёнок», приз «Хрустальный подсвечник», международная премия К. С. Станиславского. Он лауреат независимой премии «Парабола» (2016), лауреат премии российской Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» (2017).

Т. В. Трибунцев женат на Ольге Теняковой, актрисе театра Елены Камбуровой и театра «Практика».

Мария Игоревна Бердинских (род. 03.08.1987) родилась в посёлке Дороничи. Её мама работала воспитателем в детском саду, а отец — газоэлектросварщиком. Понятно, что они были далеки от мира большого искусства. Однако Мария с детских лет участвовала в художественной самодеятельности, и в составе хореографического коллектива выступала в районных домах культуры. В 2008 г. окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс В. В. Иванова).

Сразу после окончания учёбы она была приглашена в труппу знаменитого театра им. Е. Б. Вахтангова. Играет в спектаклях основного репертуара, также снимается в кино. В отличие от других героев нашего очерка Мария более известна как театральная актриса. Перечень её ролей впечатляет. Она занята в таких спектаклях, как «Белая акация», «Берег женщин», «Бесы», «Дон Жуан и Сганарель», «Дядюшкин сон», «За двумя зайцами», «Маскарад», «Мера за меру», «Принцесса Ивонна», «Пристань».

Её театральные успехи не остались незамеченными: в 2010 г. она была удостоена премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший дебютант» за роль Сони в спектакле «Дядя Ваня». В кино и на телевидении она снялась в следующих фильмах: «Люба, дети и завод», «Закон и порядок. Преступный умысел», «Рябиновый вальс», «Кремлёвские куранты», «Куприн. Яма», «Кровавая барыня». Муж Марии известный киноактёр Леонид Бичевин; у пары есть два сына — Иван и Степан.

Такими славными артистами театра и кино знаменит Вятский край / Кировская область.




Примечания

1[11 февраля исполняется 115 лет со дня рождения Галины Сергеевны Кравченко] // «Уржумская старина» краеведческий альманах : страница «ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall-188236203_45 (дата обращения: 06.05.2024).