Тётя Муся
(воспоминания М. А. Эсауловой о М. М. Оболенской)
Н. Л. Головизнина
Личный фонд учительницы немецкого языка Марии Михайловны Оболенской в Областном музее истории народного образования является одним из самых содержательных. Материалы его не только интересны, но и аттрактивны. Ими любуешься. Вот карманные круглые часы – непременный атрибут школьного педагога 1940-х годов. Настоящими шедеврами смотрятся изукрашенные рисунками самодельные, сшитые нитками, немецко-русские словарики и тетради по иностранному языку её учениц. Изящные вышитые салфеточки. Правда, не её рукоделия, а подаренные приятельницей. Сама же она любила читать. Сохранилась её книга, написанная готическим шрифтом «Графиня Сара». Всё это передано в дар музею её племянницей, воспитанницей Марионеллой Александровной Эсауловой (Богомоловой; род. 1932).
В марте 1944 года, в 11 лет, девочка осталась сиротой. Спустя два месяца после смерти родителей Марионеллы Мария Михайловна её официально удочерила (по свидетельству – усыновила), став в полном смысле её второй матерью.
Сохраняя благодарную память о дорогом человеке Марионелла Александровна в дополнение к переданным музею реликвиям написала воспоминания, которые мы приводим полностью, комментируя и разъясняя только отдельные моменты.
Марионелла Александровна
* * *
Оболенская Мария Михайловна родилась в 1898 году 17 июля в Осинском уезде Пермской губернии, где в это время работал заведующим конторой казённого винного склада её отец Оболенский Михаил Фёдорович (1870 г. р.). Имея образование 3 класса городского училища, он начал свою трудовую деятельность в качестве рабочего на стекольном заводе. Примерно через один год он перешёл в канцелярию лесничества писцом, затем в городскую управу г. Оса тоже писцом, а затем был назначен помощником бухгалтера, потом заведующим конторой, счетоводом, бухгалтером. С января 1901 года по июль 1920 [года] семья жила в Яранске, где Мария училась в женской гимназии. В 1921–1924 г[одах] Михаил Фёдорович работал директором Санчурской группы заводов (винокуренным, пивоваренным, маслобойным, паровой мельницей и при них совхозом). Вся его трудовая жизнь была связана с профессией бухгалтера. Мама Марии Михайловны умерла, когда ей было 5 лет, а сестре около одного года. У девочек появилась мачеха, о которой сохранились очень хорошие воспоминания. Но и она ушла из жизни, когда девочки ещё учились.
Отец после смерти второй жены несколько лет не женился, и в семье была домработница, которая вела хозяйство. Когда Мария училась в старших классах, появилась новая мама — молодая и очень красивая, православная полячка. Наверное, Марии, взрослой девушке, было трудно принять её как мать. Она уезжает в г. Ленинград. Там она снимала комнату у двух женщин, немок по национальности швейцарского происхождения. Мать и её дочь очень привязались к Марии, и, когда им разрешили уехать в Швейцарию, они звали её с собой, как дочку, но она, конечно, отказалась. Женщины разговаривали между собой только по-немецки и требовали этого же от Марии. Это очень обогатило её знание немецкого языка. В Яранской женской гимназии был педагогический класс, после окончания которого Мария могла преподавать немецкий язык1. В г. Ленинграде она работала в школе дефективных детей. На открытке на её имя от 27 июня 1924 г[ода] сохранился адрес: старый Петергоф, ул. Луначарского, бывш[ее] Петергофское шоссе, школа № 8. Её первым мужем был завуч этой школы, а второй муж был художник, который, видимо, предвидя свою кончину, говорил, что будет война и она обязательно должна уехать из г. Ленинграда в г. Киров к родным, иначе погибнет. В эти годы Мария Михайловна работала в публичной библиотеке им. Герцена2. В иностранном отделе. Она очень полюбила Ленинград, его музеи, театры, парки. И покинув его, связь с ленинградскими коллегами и друзьями не теряла3. После смерти мужа она сделала так, как он велел — уехала к родным в г. Киров. Стала жить в семье отца и мачехи. Отношения сложились хорошие, никаких конфликтов не было.
Выписка из зачётной ведомости М. М. Оболенской
В Кирове Мария Михайловна стала работать учителем немецкого языка в средней школе № 12. Она с большим уважением отзывалась о директоре школы Напольском и своих коллегах. Когда началась Великая Отечественная война, в здании этой школы образовался госпиталь, где лечились раненые воины. Сейчас это госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны4 на ул[ице] Карла Маркса. После смерти моих родителей Мария Михайловна взяла на себя заботу о воспитании своей племянницы, т[о] е[сть] меня5. Я звала её тётя Муся.
Мой дедушка Михаил Фёдорович овдовел третий раз, и мы жили втроём — дедушка, моя тётя и я. Последним местом его работы был областной (городской) архив, где он работал бухгалтером. Я запомнила дом, где он располагался, потому что ходила туда на новогоднюю ёлку. Дедушка хорошо пел. У него был бас6.
Мария Михайловна и дедушка, как и многие труженики тыла, награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
Трудной была жизнь в годы войны. И тётя Муся обменивала на продукты вещи, которые остались от моих родителей. Например, за швейную машину мы приобрели четыре буханки чёрного хлеба. Новую одежду не покупали, а перешивали из старой. Моя тётя всегда была одета аккуратно и элегантно. И даже в пенсионном возрасте она не носила валенки зимой, а только ботиночки. Обеденный стол у нас всегда был застелен белой скатертью, на которой лежали маленькие вышитые салфеточки. А весной обязательно стояла ваза с сиренью. Так мы и обедали. Наш дом стоял во дворе пекарни № 2. Он был с печным отоплением и даже отсутствием водопровода. Воду мы приносили в вёдрах из соседнего дома. Дрова хранились в дровениках, и мы пилили брёвна пилой.
Мария Михайловна
Отношения у нас с тётей Мусей были очень доверительные, тёплые. Мы обе старались сделать друг для друга что-нибудь хорошее. Она много мне рассказывала о г. Ленинграде, вспоминала о наводнении7. Моя тётя была очень эрудированным человеком, любила театр, книги, была общительной, доброй. Она очень много мне дала. С ней легко было жить. Не было никакого воспитательного давления. Всё было как-то естественно. Её мудрость, тактичность, деликатность не ограничивали мою свободу. После
Урок немецкого языка ведёт Мария Михайловна Оболенская.
Школа № 24 (сегодня № 16). Предположительно, 1946–1950 гг.
Ведёт урок математики Марионелла Александровна Эсаулова.
Средняя школа № 2, 8 «Г» класс. 1978–1979 учебный год.
У доски – Сергей Ситников. На первой парте – Андрей Карпенко и Ирина Банникова
В завершение воспоминаний об Марии Михайловне Оболенской хочется дополнительно сказать ещё о важном деле её жизни — воспитании племянницы Марионеллы. С 11 лет девочка стала официально ею удочерённой. В 1944 году воспитанница окончила
Примечания
1Срок обучения в Яранской женской гимназии длился 7 лет и 8-й год – дополнительный (педагогический класс).
2Скорее всего, имеется в виду фундаментальная библиотека Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (сегодня Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге).
3Сохранилась открытка, присланная из Ленинграда от её коллег по библиотеке, датированная 27 февраля 1940 года.
4Кировский областной госпиталь для ветеранов войн.
5Отец Марионеллы Александровны – Александр Дмитриевич Богомолов. По профессии техник строитель. На фронте не воевал. У него была бронь. Мама Милица Михайловна – фармацевт. Умерла рано от наследственной болезни – туберкулёз. Родная сестра Марии Михайловны Оболенской.
6Пел в знаменитом хоре Александра Семёновича Ерёмина и в церкви Святого Серафима Саровского.
7Наводнение в г. Ленинграде в 1924 году.
8См. подробнее: Каталог «Тепло души отдав ученикам…». Тепляшина Аполлинария Николаевна. Труды Кировского областного музея истории народного образования. Том II. Каталог личного фонда. Вып. 2. Киров, 2005. С. 34–38 ; Головизнина Н. Л. Преданность Учителю // А. А. Лиханов. Писатель. Учёный. Общественный деятель. Киров : Золотой фонд Вятки, 2020. С. 331–351.
9Школа для работников советско-партийного аппарата, не имеющих должного образования. Расположена была на Театральной площади.