Главная > Выпуск №44 > История вятского телекино

История вятского телекино

А. И. Погребной

Регулярное телевещание в Кирове началось в июле 1958 года. Но уже три месяца спустя на общем собрании коллектива студии был показан десятиминутный любительский фильм «Один день студии», снятый старшим техником кинопроекционной Юрием Веретенниковым. Собственного кинопроизводства на студии ещё не было. А свои новостные программы, скроенные из дикторских текстов и фотосюжетов, кировское ТВ поначалу разбавляло показом игровых и хроникальных фильмов, поступающих из столицы. Кое-что удавалось добывать у местных кинопрокатчиков. Однако через пару лет «вятские – хватские» сумели заполучить в столице комплект съёмочной аппаратуры. А потом договорились и о поставках проявочной техники. Правда, долгое время чёрно-белую киноплёнку проявляли в туалетной комнате в больших кастрюлях и сушили под потолком в директорском кабинете. В созданную по этому случаю киногруппу, помимо оператора Юрия Веретенникова, на правах снимающих ассистентов влились кинолюбители Анатолий Лапухин и Алексей Крысов. Возглавил её редактор Николай Лавров.

В начале 1960-х гг., когда Кировское телевидение по «малолетству» своему только ещё училось «ходить», киноплёнка была единственным средством, способным донести до зрителя всё то разрешённое «многообразие» жизни, что произрастало и процветало вне стен самой студии. Главным образом это были собрания активов, портреты передовиков, заводская тематика, нелёгкие будни очередной «битвы» за урожай, спортивные события, театральные премьеры – в общем, обычная новостийная злоба дня.

Потребность в киносюжетах непрерывно росла. Рос и творческий состав киногруппы. Её пополнили оператор Ленинградской студии кинохроники Иван Шалагинов, ассистент оператора Валерий Князев и монтажница Галина Шумская.

Со временем, когда у «младенца» и «зубки» стали прорезаться, пришло понимание, что киноплёнку можно использовать и для иных, более основательных целей. Тем более что Центральное телевидение в ту пору весьма одобрительно относилось к попыткам провинциального телевидения работать в жанре документальных фильмов и киноочерков, хотя первые ленты, снятые кировчанами, были, по существу, расширенными кинозарисовками с незамысловатой драматургией.

Тем не менее десятиминутный киноочерк о летнем отдыхе детей «Письмо из пионерского лагеря “Дружба”», снятый главным режиссёром Михаилом Кублановским и оператором Юрием Веретенниковым, был показан по Центральному телевидению. Это подвигло руководство студии на создание отдельной киноредакции, которая помимо новостных сюжетов снимала бы ещё телеочерки и фильмы.

И вот, старший оператор Юрий Веретенников и режиссёр Владимир Бучин вместе с командой энтузиастов, среди которых были поднаторевшие в киносъёмках операторы Анатолий Лапухин, Валерий Князев, Николай Сагалов, звукорежиссёры Леонид Мальков, Владимир Коробейников и, конечно же, первые монтажницы Галина Шамова, Галина Шумская и Лидия Верещагина общими силами принялись «распахивать» провинциальное поле вятского телекино. Возглавлял киноредакцию тех лет драматург Исаак Шур.

Были уже первые победы на всесоюзных фестивалях, почётные дипломы и призы. Но дело, конечно, не только в официальном признании. Впервые на центральном ка­нале, вещающем на всю страну, «проявились» дела и заботы вятского края, портреты наших земляков, наша вятская экзотика и вятская наша особинка. Ведь, чего греха таить, в ту пору далеко не все жители СССР – «шестой части планеты» – имели о нашем крае хотя бы смутное представление…

В 1970-е гг. штаты киноредакции обновились. Сюда пришли работать редактор Юрий Авдеев, режиссёры Марина Дохматская и автор этих строк Алексей Погребной. К тому времени Кировский областной телерадиокомитет получил особый статус – фильмопроизводящего. Благодаря ему центральное телевизионное ведомство выделяло под план фильмов и очерков киноплёнку, съёмочную аппаратуру, финансовые средства, определяло техническую базу для обработки киноматериалов. Статус фильмопроизводящей студии позволял и самому телевидению лучше оснащаться новой техникой. В период тотального дефицита подобное было, поверьте, совсем не­маловажно!

Но это накладывало на студию и тяжелейшие обязательства. Наше творческое объединение должно было работать по заранее согласованному тематическому плану, основу которого определяли пропагандистская политика КПСС и экономические задачи текущей пятилетки. Свободные темы оставлялись для одного-двух фильмов. За них-то и шла обычно скрытая борьба между съёмочными группами. Были и любимые всеми рубрики: «Города СССР», «Народные промыслы», фильмы о спорте, о выдающихся земляках, историко-просветительские и музыкальные ленты и, конечно же, фильмы о природе. Что касалось менее дорогостоящей творческой продукции – производства очерков, то их тематику определял свой редакционный совет. Однако и очерки эти делались с мерками тех же самых фильмов. И не дай бог сдать свой фильм или очерк не ко времени. А более того, оплошать в творческом либо техническом плане. В подобном случае весь персонал телестудии лишался премии. И как потом смотреть в глаза своим товарищам? Надо сказать, что несмотря на допотопную, по нынешним меркам, технику и тяжелейшие условия длительных киноэкспедиций в самые глухие места Вятского края, где нам приходилось порой работать без горячей пищи, а то и крыши над головой, все фильмы, созданные нашими кинодокументалистами, достойно проходили техническую и политическую цензуру, умудряясь из «мелководья» самых тяжёлых застойных тем выходить на открытые творческие просторы под «парусами» простых человеческих ценностей.

Так, снимавшийся по заказу Кировского обкома партии киноочерк «Деревенские невесты» – о закреплении молодёжи на селе – был принят в тираж, много раз шёл по Центральному телевидению и даже получил на Всесоюзном телефестивале в Баку приз зрительских симпатий. Должен заметить, что если московский главк проводил жёсткую цензурную политику, то с местными партийными и советскими органами у кировского телекино проблем, в общем-то, не возникало. У областного руководства было ясное понимание: собственное кинопроизводство – это постоянный выход на Всесоюзный экран. Наши фильмы по ЦТ «крутили» часто. Даже в праздничных, предновогодних программах. Кроме того, по линии международного обмена телевизионной кинопродукцией наши вятские фильмы показывались за рубежом и не только в социалистических странах.

Порой мы, авторы, и не знали дальнейших путей-дорог наших фильмов после того, как сдавали их в Телерадиофонд. Забавный случай произошёл с фильмом «Атарская лука». Встретился я как-то с руководителем природоохранного ведомства, который помогал нам в организации съёмок на реке Вятке. Он и говорит, что получил, дескать, письмо от бывшего сослуживца, работавщего по договору в одной из арабских стран. Так вот, по их местному телевидению показывали фильм Кировского телерадиокомитета «Атарская лука», где увидел наш земляк знакомые до боли родные места и даже речной пароходик узнал, на котором прежде служил. Вятское кино пользовалось заслуженным уважением и в профессиональной среде, и в столичном главке. Помимо Кировской области нам поручали снимать фильмы в соседних областях: Костромской, Ярославской, Ивановской – и в Мари-Эл, где в то время своего телекино ещё не было.

Ситуация с телевизионной документалистикой сильно поменялась в конце прошлого века с появлением новых технологий. В распоряжении региональных телекомпаний появились передвижные телевизионные станции и оборудование цветной видеозаписи. Плёночное кино уступало видео и по стоимости производства, и по трудоёмкости. Телекино, лишившись былой финансовой поддержки из центра, сходило на нет в большинстве региональных студий и республиканских центров. То, что наша провинциальная студия, участвуя в крупнейших международных и российских фестивалях, всё ещё продолжала регулярно завоёвывать главные призы, объяснялось просто. Кировской областной телерадиокомпании уда­лось сохранить основной кадровый состав свое­го элитного подразделения. Надолго ли?.. Надвигалась очередная перестройка регионального телевидения. И, как следствие, сокращение двух третей творческого состава.

Ветераны вятского телекино, в том числе и я, были обеспокоены: достанет ли руководству ГТРК «Вятка» сил и возможностей и далее содержать собственное телекино или будет вынуждено оно «разбрасывать камни», собрать которые потом будет ой как непросто…

За четыре десятилетия кировскими кинодокументалистами было создано около трёхсот фильмов, получивших прописку на центральных и зарубежных телеканалах, отмеченных немыслимым для провинциальной студии числом наград, не только российских, но и международных кинотелефестивалей, да ещё двумя Государственными премиями РФ «За достижения в области киноискусства»
На два творческих объединения, имевших в штате всего десять человек, приходилось пять заслуженных работников культуры, два заслуженных деятеля искусств. И семеро лауреатов Государственной премии РФ. При этом и в других редакциях – художественной и общественно-политической – создавались собственные творческие группы, успешно снимавшие документальные фильмы, имевшие немалый зрительский и фестивальный успех. Но это, как говорится, уже другая история.

В 2004 г. на вручении второй Государственной премии в Кремле в своей благодарственной речи я попытался предупредить руководство ВГТРК о печальных последствиях намеченной «реструктуризации» регионального телевидения, которыми грозили местным государственным телекомпаниям и всей региональной культуре в целом. Резкое сокращение общего объёма и основных направлений регионального телевещания уничтожало важнейший канал культурных и общественных взаимосвязей со значительной частью жителей отдалённых российских территорий.

Но голос мой, как и следовало ожидать, оказался гласом вопиющего в пустыне. А руководство нашей телекомпании получило «выволочку» от вышестоящих структур за проявленную мной «самодеятельность». Я, конечно, понимал, что вопрос этот давно решён в «верхних эшелонах» власти и что главная цель «реструктуризации» – сосредоточить государственное финансирование в бюджете головной столичной компании. Уж она-то распорядится полученной «деньгой» не в обиду себе, предельно сократив при этом и бюджеты, и объёмы вещания региональных телекомпаний. Конечно, обидно было и за нашу российскую провинцию, и за кировское телекино.

Мы привыкли к себе, и себя со стороны порой не видим, но крупнейшие теоретики документального кино не раз отмечали в своих статьях и на творческих семинарах наличие особой, вятской школы телекино. Наши фильмы в качестве творческих пособий до сих пор используют мастера-педагоги Высших режиссёрских и сценарных курсов, ВГИКа, Московского государственного университета, других учебных заведений. На их основе, даже сейчас по прошествии времени, пишутся серьёзные научные диссертации.

Было, конечно, о чём подумать. Не зря говорится: семь раз от­мерь, один раз отрежь…

И всё же, четыре года спустя, в 2008 г., когда наша Кировская государственная телерадиокомпания отмечала свой полувековой юбилей, на собственном кинопроизводстве был уже поставлен большой и жирный крест. В результате проведённой ВГТРК реструктуризации, её филиалы – региональные телекомпании – практически лишили всего тематического вещания, в том числе и фильмопроизводства. Вследствие чего и Кировская ГТРК, сдвинутая на рельсы информационного вещания, обрела статус своеобразного новостного корпункта Всероссийской государственной телерадиокомпании.

Для местных телекомпаний, пожелавших сохранить остатки тематического вещания, предоставили возможность заполнить собственными передачами небольшие временные промежутки в эфире телеканала «Россия 24». Но только за свой счёт и на коммерческой основе.

Владимир Георгиевич Семёнов, стоявший тогда у руля Кировской ГТРК, пытался хотя бы частично сберечь от гибели наше кинопроизводство. Студию «Вятка – телефильм» переименовали в Отдел экспериментальных проектов. Штат сократили до трёх единиц. Но… средств для его дальнейшего поддержания так и не нашлось. И нам предложили уволиться.

Фильмом, снятым к праздничному юбилею Кировской телерадиокомпании, я завершал не только свою карьеру на местномом телевидении, которому отдано было 35 лет творческой жизни, но и всю предыдущую историю вятского телекино.

Несколько слов о тех, кто долгие годы был связан душой и сердцем с нашим кировским телекино. Это, конечно же, талантливый поэт и журналист от Бога – Юрий Авдеев, более четверти века возглавлявший нашу киноредакцию, режиссёр и руководитель творческого объединения Студия «М» – Марина Дохматская, в течение многих лет ярко и значимо представлявшая творческое своеобразие вятской документалистики, бывший главный режиссёр Кировского телерадиокомитета Владимир Бучин. Находясь на этом посту, он не оставлял без внимания и телекино. Народное искусство, музыка, вятская природа, старинные ремёсла и промыслы, судьбы наших земляков – только часть тематических направлений, с которыми работал Бучин как кинорежиссёр.

Успехи кировского документального кино – не в последнюю очередь заслуга наших «пахарей», безотказных в работе кинооператоров Анатолия Лапухина, Валерия Князева, Юрия Веретенникова, Владимира Подлевских, Николая Сагалова, Кима Худяева, звукорежиссёров Владимира Коробейникова и Леонида Малькова, чьими трудами завоёвано множество фестивальных призов. Немалую лепту в создание фильмов внесли также бессменный директор фильмопроизводства Алевтина Суслопарова и её соратница Людмила Пермякова, впоследствии успешно совмещавшая профессии монтажёра, ассистента режиссёра, а также и режиссёра.

Нельзя обойти вниманием и представителей технических служб, не считавшихся ни с трудами, ни со временем, когда возникала такая необходимость. В их числе: киноинженер Владимир Ведерников, его коллега и специалист по ремонту и обслуживанию кино- и видеотехники Сергей Назарович Ольков – настоящий мастер – золотые руки. Конечно, это и наши славные монтажницы Галина Шумская, Лидия Верешагина, Галина Кушкова, Людмила Власова, а также инженеры и операторы видеомонтажа Денис Четвертных, Михаил Тюлькин, Михаил Сыкчин, Олег Брытков, Андрей Баранов, Александр Маслов и Алексей Овсянников. Спасибо вам, друзья и коллеги, за верную службу Его Величеству Кино!

Хочется сказать добрые слова и в адрес сегодняшних режиссёров и журналистов ГТРК «Вятка», а также других кировских телекомпаний, которые находят возможность хотя бы изредка снимать собственное неигровое кино. Чаще всего делается оно в рекламных целях по заказам сторонних организаций. Но иногда документальные фильмы создаются и при финансовой поддержке местных телеканалов. Так, режиссёру ГТРК «Вятка» Алексею Фоминых удалось снять большой цикл разножанровых фильмов по исторической тематике. Некоторые из фильмов, созданных нынешними кировскими телевизионщиками, участвуют в фестивалях и получают заслуженные награды. Но подобные удачи в творческих биографиях Алексея Фоминых или Татьяны Халезовой не случайны. Оба они не новички в своём ремесле. У каждого за плечами немалый опыт работы на Кировском государственном телевидении так же, как у Сергея Зиновьева, перешедшего впоследствии на «Гранд ТВ», и у Андрея Купарева, успешно продолжившего свою творческую карьеру в Москве. Тогда многие наши телевизионщики увлечённо работали в жанре документального кино, конкурировали между собой и учились друг у друга.

Тем, кто сегодня пробует себя в документалке, опереться уже не на что. Они привыкают работать в информационной методике на уровне факта. Сложная сюжетная драматургия неигрового кино с детальной разработкой характеров и конфликтов, с учётом жанровых особенностей каждого фильма и его образного решения для большинства начинающих – высшая математика. Если им удаётся поработать в жанре документального кино, то происходит это от случая к случаю, и, как говорится, между делом. А значит, у авторов этих лент отсутствуют реальные возможности естественного накопления творческого опыта и его совершенствования.

Как бы грустно ни складывались текущие обстоятельства, смириться с тем, что вятское телекино безвозвратно канет в Лету было обидно. После долгих и настойчивых «наездов» Ольги Самсоновой, редактора и сценариста нашего бывшего творческого подразделения, уверявшей меня, что ещё не всё потеряно и глупо сидеть сложа руки, я не мог не согласиться с её предложением – создать собственную независимую киновидеостудию. До перехода в редакцию телекино Ольга Самсонова 12 лет проработала в художественной редакции кировского ТВ, а в последние годы была руководителем этой редакции. Она создала множество замечательных передач для детей и юношества, а также вятский канал культуры «ЛИК». К тому же нас объединял, не только творческий, но и семейный союз, что давало уверенность: с предстоящими трудностями – справимся. Работали мы в основном по грантам Министерства культуры. К созданию фильмов, по мере необходимости, привлекали и бывших коллег по телевидению. Практически с первых дней основания новой организации ООО «Киновидеостудия “Вятка”» наш сын Антон Погребной помогал нам в качестве монтажёра. А вскоре он уже стал снимать фильмы как оператор и режиссёр. Чем успешно занимается и в настоящее время.

За два десятилетия со времени основания новой студии снято около 40 документальных фильмов, получивших более 120 наград российских и международных кино- и телефестивалей, профессиональных премий «ТЭФИ», «Лавровая ветвь» и журналистских конкурсов.

«Киновидеостудия “Вятка”» специализируется на производстве документальных фильмов при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, отдельных грантов Президента РФ и Фонда «Русский мир». Участвует в совместных кинопроектах с «Первым каналом», телеканалами «Россия», «Культура», сотрудничает и с другими столичными и региональными киностудиями. Регулярный показ фильмов «Киновидеостудия “Вятка”», созданных в последние годы, осуществляется на телеканалах «Культура», «ОТР», в программах исторического телеканала «365 дней», телеканала Совета Федераций «Вместе», других столичных и местных телеканалов, а также в Интернете.

Фильмам «Киновидеостудия “Вятка”» посвящали свои публикации ведущие российские газеты и журналы «Культура», «Известия», «Литературная газета», «Новая газета», «Коммерсант», «Вечерняя Москва», «Новый экран», «Искусство кино» и многие другие.

И всё же на сегодняшний день «Киновидеостудия “Вятка”» – это, по существу, семейная студия, работающая по отдельным заказам и грантам, не имеющая даже официального офиса. Реальных перспектив для её дальнейшего развития без поддержки местных властей, как это происходит у наших коллег в соседних областях, у нас нет. Так что вопрос с продолжением истории вятского телекино остаётся открытым…