Главная > Выпуск №43 > «Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»

«Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»

Судьба протоиерея Иосифа Андреевича Стефанова
(1799–1881)

Г. А. Кочин

В истории Глазовской епархии и Чепецкого края протоиерей Иосиф Стефанов сумел оставить свой яркий и неповторимый след. В течение 39 лет, с 1837 по 1876 г., отец Иосиф бессменно исполнял обязанности благочинного и настоятеля Преображенского собора уездного города Глазова. Именно при нём был окончательно завершён процесс христианизации удмуртского населения Глазовского уезда Вятской губернии.

Кроме того, протоиерей создал в уезде обширную сеть церковно-приходских школ и училищ, положив тем самым начало делу народного просвещения среди крестьянинородцев Северной Удмуртии. Состоял членом-корреспондентом Вятского губернского статистического комитета, немало способствовал изучению жизни и быта удмуртов, населявших Глазовский уезд в середине XIX века.

Иосиф появился на свет в 1799 г.1 в семье диакона Сретенской церкви села Березинского Вятского уезда Андрея Трофимовича Стефанова2. Согласно Клировым ведомостям, службу свою отец Андрей вёл исправно, хорошо знал «чтение, пение, катехизис» и отдавал все силы обращению старообрядцев в православие. Однако нравом священник был горяч и «порядку не подчинялся». За что много раз был наказан и находился под церковным судом: то за «разговор во время служения о посторонних обстоятельствах», то за рукоприкладство в отношении своих обидчиков3. В 1837 г. священник Стефанов ушёл за штат и 21 сентября умер в возрасте 59 лет4.

Один из сыновей отца Андрея — Иосиф — не перенял его вспыльчивого нрава. После окончания в 1824 г. Вятской духовной семинарии молодой человек 22 октября был рукоположен в сан священника в селе Верховойском Нолинского уезда. Но уже 25 ноября Иосиф Стефанов по своему прошению был переведён в село Верхокосинское Глазовского уезда5.

Ещё при своём вступлении на духовную службу молодой и деятельный священник смог обратить на себя внимание епископа Вятского и Слободского Павла (Павлова­Морева). В итоге, спустя всего два месяца после рукоположения, владыка поручил ему управление одним из самых обширных благочиний Глазовского уезда. Для контроля за вверенными ему церквями отец Иосиф, согласно своему прошению, в 1827 г. перевёлся в село Бельское (Белое)6.

Осенью того же 1827 г. новый епископ Вятский Кирилл (Богословский-Платонов) разослал по епархии циркуляр, где предписал собрать сведения о состоянии христианской веры среди вотяков (удмуртов) и черемисов (марийцев) и представить «мнение о средствах усилить просвещение по возможности в крещенных и в обращении в христианство язычников»7. Одним из первых принял этот циркуляр к исполнению молодой благочинный Иосиф Стефанов. Он лично отправился в удмуртские селения «убеждать язычников принять св. крещение»8. Изучив состояние дел на местах, в сентябре 1829 г. отец Иосиф подал епископу такой рапорт:

«...Примечается, что и между новокрещенами из вотяков, состоящих в Глазовской и Малмыжской округах, удерживаются и по сие время обычаи идолопоклоннические... Не благоволено ли будет ... учредить для них таковое же миссионерство и школы, потому более, что для учреждения школ изъявляют готовность не только новокрещены из вотяков, но и самые некрещеные из них»9.

Ещё в 1731 г. в городке Свияжск Казанской губернии при местном монастыре была основана Комиссия новокрещенских дел. В 1740 г. на её основе указом императрицы Всероссийской Анны Иоановны от 11 сентября была создана «Новокрещенская контора» — христианская миссия для крещения нерусских народов Поволжья10. Именно при содействии проповедника из Свияжска архимандрита Сильвестра в 1740-е гг. священник из села Укан Федор Ившин обратил в православную веру жителей удмуртской деревни Глазовской и многих селений обширного Чепецкого края11. Для поощрения перехода в христианст­во новокрещёных удмуртов-вотяков освобождали от рекрутской повинности и податей, одаряли деньгами и имуществом. Однако в 1764 г. «Контора новокрещенских дел» была упразднена, и немалая часть крещёных «инородцев» в скором времени вернулась к вере предков12.

В 1830 г. иноверческая миссия в Вятской губернии была восстановлена13. 20 сентября того же года отец Иосиф Стефанов получил назначение на должность миссионера «для утверждения в христианской вере новокрещенных вотяков по Глазовскому уезду». В 1832 г. он перешёл на служение в село Унинское14.

6 августа 1832 г., в «воздаяние за отличную и полезную деятельность», отец Иосиф рукоположен в сан протоиерея, а 2 июня 1837-го — был определён на место настоятеля Преображенского собора в уездном городе Глазове15. Епископ Кирилл, представляя его на должность миссионера, дал священнику такую лестную характеристику: «поведения отлично честного и к исполнению поручений — отличных способностей, ревности и неутомимости». По словам же известного историка Павла Луппова, "священник Стефанов был способен не только исполнять поручения своего начальства, но и проявлять инициативу, изыскивать новые пути и меры к улучшению порученного ему дела«16.

В некрологе, опубликованном в «Вятских епархиальных ведомостях» в 1881 г., о многогранной и многотрудной деятельности протоиерея Иосифа Стефанова писали так. "В разное время он исполнял обязанности цензора проповедей, состоял членом комитета по устройству Глазовского Духовного Училища, следователем по делам духовенства, увещателем подсудимых, депутатом от духовного ведомства в Уездном Суде, членом оспенного комитета, директором попечительного о тюрьмах комитета, первоприсутствующим в Глазовском Духовном Правлении. Главнейшие из своих обязанностей он проходил весьма продолжительное время: присутствующим в Духовном Правлении состоял со времени определения в г. Глазов до самого закрытия Правления в ноябре 1867 года, должность Благочинного проходил более 50 лет до увольнения за штат, а обязанности миссионера исполнял и по увольнении за штат до 18 июня 1877 г."17.

По словам автора некролога, отец Иосиф "в исполнении своих обязанностей отличался энергиею и настойчивостью, быстротою и основательностью действий. Более всего он послужил для миссии между инородцами и раскольниками-старообрядцами. Принявши на себя обязанность миссионера, он исполнял ее с ревностью и любовью, неуклонно шел к предположенной цели, не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...«18

По словам протоиерея Михаила Фармаковского, занимавшего после отца Иосифа должность «миссионера инородческих дел» по Глазовскому уезду, в 1830-е гг. удмурты "за самым ничтожным исключением, были христианами только по имени, а на самом деле почти поголовно язычники. Все, что сохранилось из преданий некрещенной старины, содержимо было ими во всей строгости. Идолы стояли открыто на площадях, кереметища почитались со всею строгостью, как неприступное обиталище божества. Воршуды, как святыня, имелись не только в каждой деревне, но и в каждом почти доме. Мольбища вотские, по всем требованиям язычества, отправлялись неопустительно и строго, обязанности христианина выполнялись поневоле, из принуждения..."19

Протоиерей Иосиф Стефанов по всему Глазовскому уезду неутомимо искоренял остатки и пережитки язычества. Под его строгим конт­ролем вырубали священные рощи, уничтожали сельские святилища — куалы́. Было сожжено множество воршудных коробов, считавшихся среди удмуртов обиталищем язы­ческого божества20.

Для большей результативности отец Иосиф составил поимённый перечень удмуртских селений своего миссионерского района "с обозначением расстояния каждого селения от приходской церкви, числа в нем жителей — русских, новокре­щенных вотяков, некрещеных, татар, а также с отметкой о степени утверждения их в христианской вере"21.

В своём рапорте от 22 января 1831 г. на имя епископа Вятскоо Кирилла (Богословского-Платонова) миссионер писал: "Стесняющие свободу христианского вероисповедания между вотским племенем волшебники, ворожцы, управители, коштаны и раскольники <...> кроме прочей ответственности по законам, по всей справедливости должны быть выселяемы из настоящих жительств в жительства отдаленнейшие, если после обвещения их о сей мере в настоящее время чрез земскую полицию не удержатся от своих действий и разглашений"22.

Известно, что 16 октября 1830 г. отец Иосиф совершил крещение над 86 жителями деревни Вятский Порез. При этом новокрещёные дали письменное обязательство, скреп­лённое вместо подписей родовыми значками-тамгами:

"Будучи наставлены священником Стефановым, отрекаемся навсегда от всех языческих убеждений предков своих и обязуемся ходить для моления в церковь и исполнять все обязанности христианина добровольно, с своим семейством"23.

К 1831 г. отец Иосиф смог обратить в христианство 118 язычников и вернул к Церкви 40 старообрядцев. Всего же, как говорится в некрологе протоиерея Стефанова, "сам он лично просветил св[ятым] крещением 409 инородцев из язычества и 3 из магометанства и присоединил к Православной Церкви 137 чел[овек] безусловно и 468 на правилах единоверия"24.

«Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»
Языческое жертвоприношение удмуртов. Художник Менсадык Гарипов

Согласно рапорту епископа Вятского Нила (Исаковича) от 14 апреля 1838 г., жители только одной деревни Сыгинской Глазовского уезда после неоднократного посещения их священником Стефановым "уничтожили две куалы и сожгли одиннадцать воршудов, чтимых под именем Дурга, а в деревне Паскотин истреблено капище Идна-Батыра, славного по преданию вотяков богатыря и волшебника. Также поступлено с капи­щем идола Губера, для чествования которого делались ежегодные сборы денег"25. А в июле 1840 г. в приходе села Святогорского были "уничтожены два молитвенных чума и пять воршудов"26.

В своём отчёте за 1875 г. прото­иерей Иосиф Стефанов писал:

"В Малмыжском уезде и частию Глазовском вотяки имели действительных деревянных идолов с металлическими иероглифами на груди и с рогами на голове. При поступлении своем в должность миссионера (в 1830 г.), я застал в селе Унинском подобного идола в кумирне (чуме), бывшей на одной площади с церковью. А в Малмыжском уезде в каждом многолюдном селении были подобные кумирни, которые, где только встречал я их, истреблены мною и иероглифы представлены в Духовную Консис­торию. Один иероглиф снят с идола и оплачен по условию деньгами в присутствии Преосвященнейшего Неофита без всякого упорства со стороны вотяков. Потом с архипас­тырского благословения и с согласия владельцев сожжен и самый идол, а кумирня обращена в семейное употребление«27.

В 1844 г. отец Иосиф основал в Малмыжском уезде село Селты. Там миссионер, встав под священное дерево местных язычников, стоящее в двух верстах от будущего села, страстной проповедью смог убедить удмуртов принять святое крещение. Спустя 26 лет местные жители встретили отца Иосифа, прибывшего на миссионерский съезд, благодарственными речами и прошли крестным ходом к месту бывшего мольбища28.

Борьба с язычеством порой становилась весьма опасным делом. В 1851 г. окончательное искоренение языческого святилища — капища Губервöсь едва не привело к трагедии. Согласно рассказу протоиерея Михаила Фармаковского, первоначально «на большой дороге» вблизи города Глазова стоял языческий идол.

"Когда этот идол, по распоряжению о. Стефанова, предан был пламени, вотяки ... озаботились собрать пепел, оставшийся после сожжения, и, тщательно собранный, отправили к Порзинским вотякам, обитающим в местности поныне лесистой, а тогда сплошным и огромным лесом покрытой. Село Верхпорзинское тогда не было еще открыто; действовать вотякам, в 30 верстах живущим от города, представлялась полная возможность, без опасения на последствия. И вот они на перенесенном пепле устроили себе нового идола. Слух об этом событии быстро распространился между вотяками, и они со всех сторон, из дальних местностей, стали ходить туда на поклонение и для жертвоприношений..."29.

Среди удмуртов это святилище носило название Быдзым-куала, или Великий Чум. Регулярно, через два года на третий год, на моление там собирались по несколько тысяч язычников30. По мнению доктора исторических наук Надежды Шутовой, это место "располагалось в глухих местах между верховьями Парзи и речушками Шур-Шур и Кесшур, правыми притоками верхнего течения Убыти, прибли­зительно в 3–3,5 км от д. Малый Вениж«31.

Вскоре здесь был открыт Порзинский православный приход, который возглавил бывший учитель Глазовского духовного училища Пётр Мышкин. «Этот священник с самого начала ... разузнал обо всем, что, как и когда совершается в идольском капище и обо всем тут совершающемся донес протоиерею Стефанову. <...> Предположено бы­ло поступить так же, как было поступлено раньше, т. е. и капище, и идола сожжечь, пепел рассеять, а место, на котором он стоял, разработать под посев льна. Для этого о. Стефанов прибыл в Порзи, собрал вотяков и предъявил им, что идол должен быть уничтожен. Но вотяки на этот раз оказались менее уступчивыми и замыслили свое.

Пока продолжались увещания, той порой, по распоряжению вотских старшин, коноводов идолопоклонства, не вдали от капища, были приготовлены костры для сожжения самих проповедников...» Однако в этот момент «налетевшая с северо-запада туча внезапно разразилась таким громовым ударом, что у рассвирепевшей воти — искры из глаз. Ошеломленные, они растерялись и не знали, что делать».

Священники сполна смогли воспользоваться замешательством среди удмуртов. Протоиерей Иосиф Стефанов, спасая жизнь, просто бежал от толпы. Но отец Пётр Мышкин остался и на удмуртском языке, которым он владел свободно, грозно объявил язычникам, что "если они не оставят своего намерения погубить ратующих за Христа, то Всевышний Бог поразит всех их гневом своим. Еще не успел о. Мышкин кончить свою проповедь, как снова послышались раскаты грома и испуганная воть разбежалась вся <...> Губер-высь был разрушен, сожжен и место, занимаемое им, разработано под посев"32.

По словам же миссионера по делам инородческой миссии в Глазовском уезде священника Стефана Крекнина, "в то время, когда вотяки приготовили костры для сожжения о. Стефанова и его сотрудника — священника села Порзей Петра Мышкина (ныне протоиерея), разразилась страшная громовая туча, молния поразила дом главного вотского жреца, и испуганные вотяки все разбежались"33.

Своим примером и настойчи­востью протоиерей Иосиф Стефанов добился того, что по официальным данным "во всем Глазовском уезде, в котором инородцев более всех др[угих] уездов, не осталось ни одного язычника«34. К концу XIX в. практически всё удмуртское население Глазовского уезда, хотя бы формально, но было крещено.

В 1868 г. по инициативе протоиерея Стефанова в Глазове открылось братство Ангела Хранителя. Основной задачей братства стала борьба со старообрядчеством, «ограждение православных от влияния на них расколоучителей» и содействие «ослаблению раскола в пределах уезда». В 1869 г. в том обществе насчитывалось 392 члена — в основном крестьяне и священники с жёнами35.

«Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»
Удмуртский жрец у куалы

«Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»
Сельская церковно-приходская школа. Вятская губерния. Фотофонд ЦГАКО

Но не только огнём и крестом искоренял протоиерей Стефанов языческие верования в уезде. Велики были его заслуги и в деле народного просвещения. «Признавая грамотность надежнейшим средством к проведению христианских понятий в среде инородцев», священник особенно заботился об организации в приходах домашних школ36.

2 мая 1829 г. при Богородицкой церкви села Бельского отцом Иосифом с разрешения епархиального начальства была учреждена школа причетников, предназначенная для стажировки женатых указных причетников, окончивших училище и получивших назначение на место37. Сам отец Иосиф взял на себя наблюдение за школой, возложив учительские обязанности на диакона Исидора Шкляева и дьячка Василия Стефанова38.

Учениками в школе были только мальчики. Их обучали чтению, письму, грамматике, арифметике и христианскому катехизису. В те годы учеников в открытые тогда немногочисленные школы набирали почти неволей. В 1836 г. протоиерей создал в селе Уни домашнюю школу "в пример и образец всем священникам, где сам и преподавал безвозмездно"39.

Помимо сельских училищ, отец Иосиф в 1860 г. в собственном доме в Глазове открыл приходскую школу. Спустя два года в ней учились 41 девочка и 20 мальчиков40.

Для обучения детей священно-церковнослужителей в городе Глазове стараниями протоиерея Стефанова и местного духовенства в 1846 г. были открыты уездное и приходское духовные училища41. В тех учебных заведениях готовили к поступлению в духовную семинарию или к служению псаломщиком в церкви. Для училищ духовенством Глазовского Преображенского собора были пожертвованы два каменных корпуса, стоявшие на Соборной площади города по обе стороны от Вознесенского храма-колокольни, и "одна комната в колокольнице"42.

1 сентября 1846 г. в Глазове прошло торжество открытия духовных училищ, сопровождаемое богослужениями, молебнами и крестным ходом. Всего в тот год в новые учебные заведения пришли 107 мальчиков. В 1848 г. состоялся первый выпуск учеников уездного духовного училища43. В 1852 г. уездное и приходское училища были объединены в одно — Глазовское духовное училище с четырёхлетним сроком обучения44.

К началу 1880-х гг. в Глазовском уезде при церквях были обустроены библиотеки и открыто 103 учебных заведения45. Как отмечалось в некрологе протоиерея Стефанова, "последствием этих усилий было то, что грамотность в Глазовском уезде была распространена гораздо более чем в других уездах"46.

Неуклонно и строго проводя христианизацию удмуртского населения, протоиерей Стефанов самым внимательным образом изучал язык, быт, обряды и нравы инородцев, описывая их в миссионерских дневниках и отчётах. В частности, в своём отчёте за 1875 г. протоиерей писал: "Вотяки — это природные индийцы, совершившие многовековой испытательный подвиг скитальчества и страданий душевных и телесных, и наконец — первые обитатели нынешней Вятской губернии, вышедшие из глухих непроходимых северо-западных лесов"47.

В другом миссионерском отчёте отец Иосиф перечислил основные языческие пережитки у крещёных удмуртов: "ворожба, обеты злому духу, поклонение воршудам, несоб­людение постов, редкое посещение церкви, сводные браки, ночные посиделки"48.

Борьбе с ними весьма способствовало хорошее знание отцом Иосифом удмуртской речи. Протоиерей свободно говорил с вотяками­крестьянами на их родном языке, вызывая этим к себе их полное доверие и расположение. По словам людей, знавших отца благочинного, "успех его миссионерских действий условливался, главным образом, особенным, свойственным ему тактом, которым он сникал себе доверие и расположение вотяков, по характеру своему скрытных и недоверчивых«49.

По мнению историка Павла Луппова, отец Иосиф, за редким исключением, «не считал удобным» вести борьбу с язычеством путём личного вмешательства для предотвращения или пресечения уже начавшегося жертвоприношения, "чтобы без нужды не раздражать и не озлоблять вотяков"50. Поэтому удмурты зачастую принимали своего уездного миссионера с радушием, "видимою душевною признательностью к нему"51 .

По словам Луппова, протоиерей Стефанов указывал "на необходимость составления азбуки и грамматики вотского языка, на желательность распространения рукописного перевода начатков христианского учения"52 .

22 ноября 1831 г. в рапорте на имя епископа Вятского Кирилла он писал о "необходимости раздать священно-церковнослужителям в рукописи сделанный в 1829 г. перевод краткого христианского катехизиса для употребления, по предварительном исправлении в нем некоторых терминов, переведенных не по глазовскому, а по елабужскому наречию, и затем приступить к переводу на вотский язык (чина) исповеди для новокрещенных из вотяков, некоторых молитв и ектений, и к составлению азбуки и грамматики вотского языка для употребления в новокрещенских училищах, и для руководства священно-церковнослужителей, обязанных знать вотский язык <...> Все работы по пе­реводу Стефанов находил возможным поручить священнику с. Балезинского Петру Редникову«53 .

И слова протоиерея не расходились с делом. «Для духовного утешения и утверждения в Христианской вере просвещенных инородцев» отец Иосиф перевёл на удмуртский язык текст основных церковных служб, несколько церковных песнопений и богослужебной литературы54 .

Именно немалые познания протоиерея в области верований и этнографии удмуртского народа, без сомнения, послужили причиной его участия в работе Вятского губернского статистического комитета. Это учреждение было открыто 2 (14) мая 1835 г. одним из первых в России. Основной задачей статкомитетов был сбор и предоставление гражданским властям статистико-экономических данных по губернии.

Менее чем через год, 9 апреля 1836 г., на одном из заседаний Вятского статистического комитета было избрано 40 член-корреспондентов. 4 мая, по представлению председателя комитета — губернатора Тюфяева, все они были утверждены министром внутренних дел55 . В числе первых членов-корреспондентов статкомитета оказался и протоиерей Глазовского собора Иосиф Стефанов56 .

Заведовать новым учреждением был назначен сотрудник губернской канцелярии Александр Иванович Герцен. В будущем он получил широкую известность в России как писатель, публицист, философ, революционер и общественный деятель. Молодой человек, совсем недавно окончивший Московский университет, 19 мая 1835 г. прибыл в Вятку отбывать политическую ссылку57 .

Из всех вятских чиновников только ссыльный москвич-вольнодумец оказался способен грамотно составить статистический отчёт. Поэтому он был назначен губернатором производителем дел статкомитета. В обязанности Герцена входил сбор и просмотр прибывавших в комитет статистических материалов, переписка и составление отчётов с приложением различных схем, таблиц и выводов58 . Из всех статистических материалов ссыльного москвича особенно заинтересовали сведения по этнографии инородцев, населявших Вятскую губернию59 .

Без сомнения, отец Иосиф хотя бы заочно знал Александра Герцена по совместной работе в статкомитете. Возможно, что они неоднократно встречались лично, когда протоиерей приезжал в Вятку по делам Глазовского благочиния и миссии.

Во время работы в комитете Герцен составил «Статистическую монографию о Вятской губернии». Извлечения из её первой тетради были напечатаны в виде отдельной статьи в «Прибавлениях» к первому и третьему номерам «Вятских губернских ведомостей» за 1838 год60 . Кроме того, ссыльный чиновник анонимно публиковал ещё несколько небольших, но содержательных этнографических очерков, таких как «Русские крестьяне Вятской губернии», «Промышленность города Нолинска» и другие61 .

Где ссыльный чиновник, которому было строго запрещено выезжать из Вятки62 , мог получить немалую часть этнографического материала, как не у настоящего знатока верований и быта удмуртского народа, каким был протоиерей Стефанов?

Особенное внимание среди читателей газеты смогла вызвать статья Герцена «Вотяки и черемисы». Вскоре после её публикации протоиерей Иосиф Стефанов в своём рапорте от 27 апреля 1838 г. сообщил епископу Вятскому и Слободскому Неофиту (Соснину), что в волостном правлении Балезинского прихода на собрании новокрещёных удмуртов волостным писарем В. Скрябиным были зачитаны статьи из местной губернской газеты о "вотских обычаях и молитвах, отчего вотяки сии, забывшие уже многое из языческих преданий и молитв, привели все оные себе в память и начали рассуждать о собственной своей вере в том мнении, что статьи сии, судя по обыкновенному ходу дел в волостных правлениях, присланы к исполнению«63 . То есть крестьяне-инородцы решили, что поскольку статья Герцена зачитана в волостном правлении, то она имеет статус государственного указа.

Миссионерам немалых трудов стоило убедить инородцев, что эта статья — всего лишь очерк этнографа-любителя для широкой публики. В итоге расследование «законопреступного поступка» волостного писаря «лично для него окончилось благополучно». По словам историка Павла Луппова, этот инцидент "оказал свое влияние на печатание статей о вотяках в Губернских Ведомостях: после 1838 г. мы не встречаем в упомянутой газете статей о Вятских вотяках до 1846 г. — быть может, из опасения именно повто­рения подобных случаев«64 .

К сожалению, после окончания вятской ссылки Александра Герцена и его отъезда из губернии в конце 1837 г., губернский статистический комитет на долгое время был обречён на бездействие. Вплоть до 1850 г. поступающие из уездов материалы с мест и от членов-корреспондентов обрабатывать было просто некому65 .

Первый археолог и этнограф Чепецкого края, инспектор народных училищ Глазовского уезда Николай Первухин, уже спустя несколько лет после кончины отца Иосифа, при создании своих знаменитых «Эскизов преданий и быта инородцев Глазовского Уезда» описал факты из жизни протоиерея и воспользовался его наблюдениями66. Как отмечали специалисты, вышедшие из печати в 1888–1890 гг. пять выпусков «Эскизов» Первухина отличались "наиболее полными сведениями по этнографии северных удмуртов«67.

Массовая христианизация крестьян-инородцев со временем привела к тому, что в Глазовском округе средняя численность населения в приходе превысила четыре тысячи человек. В среднем же по России на один храм приходилось тогда всего по 1 500 прихожан. Такая перегруженность приходов сильно затрудняла дело миссии среди иноверцев ввиду отдалённости многих деревень от храмов на 10–20 вёрст68.

«Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»

«Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями...»
Удмурты Глазовского уезда. Начало ХХ века. Фотограф Пётр Молчанов

Поэтому протоиерей Стефанов то и дело просил епархиальное начальство об открытии новых приходов. Ещё в 1835 г. отец Иосиф докладывал епископу Вятскому и Слободскому Нилу (Исаковичу) «о необходимости устройства новых двух приходов в районе Поломского, а также Утинского приходов, жители коих, за отдаленностью от церкви (45 верст) редко бывают в ней и покойников погребают на своих деревенских кладбищах». В ответ владыка потребовал от протоиерея "обстоятельных сведений как о всех нуждах, так равно и средствах и местных удобствах к сооржению новых церквей"69.

В 1838 г. отец Иосиф ходатайствовал о "перенесении упраздненной Зятцинской церкви какое-нибудь центральное место в вотском районе и об открытии здесь богослужения"70. К концу XIX в. число православных богослужебных зданий в Глазовском уезде возросло почти вдвое — с 70 до 12171.

За успешную службу по духовному ведомству протоиерей Глазовского Преображенского собора Иосиф Стефанов в 1864 г. был награждён орденом Святой Анны 2-й степени72. В 1870-м — "Всемилостивейше пожалован [...] орденом св[ятой] Анны 2-й степени с Императорскою короною«73. А 8 апреля 1873 г. отец Иосиф был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени74.

22 октября 1874 г. в Глазове «с особым торжеством» был отмечен пятидесятилетний юбилей служения протоиерея Иосифа Стефанова. В том празднике приняли участие духовенство города и всех благочиний Глазовского уезда, «граждане г. Глазова и деревенские его прихожане, но весьма многие из русских крестьян и особенно инородцев из других приходов», где в своё время особенно потрудился отец Иосиф. После литургии в Преображенском соборе состоялся торжественный обед в доме юбиляра, где собрались около 180 человек из всех сословий. В тот день протоиерей выслушал множество приветственных речей, писем и телеграмм, получил в дар две иконы, трость «изящной работы» и "золотой наперсный крест с украшениями«75.

Как говорилось в некрологе, ещё при жизни глазовский благочинный пользовался «повсеместной известностию между Вятским духовенством и населением, был одним из деятельнейших и заслуженнейших протоиереев в Епархии». Но "ослабевшие от долговременной, напряженной деятельности силы не позволили ему продолжать службу до конца жизни«76.

Ещё в феврале 1873 г. протоиерей был вынужден подать рапорт об освобождении его ввиду «глазной болезни» от «производства следствия» по проступкам священников77. Спустя три года, согласно своему прошению, «по преклонности лет» протоиерей Иосиф Стефанов по указу Вятской духовной консистории от 16 мая 1876 г. был уволен за штат78. А в июне 1877-го — «уволен от всех занимаемых им должностей». В воздаяние за долгую беспорочную службу отцу Иосифу была назначена пенсия в 90 рублей в год79.

Протоиерей "жил последние годы в г. Глазове, уезжал на некоторое время в г. Пермь, куда выданы в замужество две дочери его, а в 1880 г. переехал на жительство к сыну своему чиновнику в г. Вятку. По крайнему бессилию, безвыходно жил в квартире своего сына и с трудом двигался по комнате, опираясь на палку. Перенося с христианским терпением старческие недуги, неоднократно был напутствован пред смертию приобщением св. Тайн и в утешении веры и надежды живота вечного мирно отошел в вечность"80.

Протоиерей Иосиф Стефанов скончался в один из зимних дней, 6 января 1881 года. Архиепископ Вятский Аполлос (Беляев) предложил городскому духовенству "почтить заслуженнейшего старца приличным погребением и приказал своим певчим петь на литургии и погребении. Литургия совершена соборне о. кафедральным протоиереем в Предтеченской церкви, а в погребении вместе с ним приняли участие восемь протоиереев и священников г. Вятки..."81 Тело протоиерея Стефанова предали земле на вятском Иоанно-Богословском кладбище, а на его могиле поставили каменный памятник82.

При жизни своей отец Иосиф, любивший свою удмуртскую паству, не раз говорил: "Я желал бы, чтобы меня и похоронили среди вотяков моих"83. Соратники его же были уверены: "Досточтимое имя его останется памятным между вотяками на многие поколения"84.




Примечания

1Берестова Е. М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX – начало ХХ века) : Социально-культурная деятельность : монография. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2005. С. 107.

2ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 161. Л. 190 об.

3ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 441. Л. 124 об. – 127.

4Там же. Д. 443. Л. 124 об.

5ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 944. Л. 3 об.

6Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог // Вятские епархиальные ведомости. 1881. 1 февр. (№ 3). С. 77. (Отд. дух.-лит.).

7Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века. Вятка, 1911. С. 29–30.

8Там же. С. 30.

9Там же. С. 39.

10Новокрещенская контора : Википедия : [электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новокрещенская_контора (дата обращения: 20.08.2022).

11Луппов П. Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века / отв. за вып. М. В. Гришкина ; предисловие, примечания и комментарии М. В. Гришкиной. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1999. С. 154–158 ; Священник Михаил Фармаковский. Из отчета Глазовского миссионера за 1878 год // Вятские епархиальные ведомости. 1879. № 20. С. 507–512. (Отдел духовно-литературный).

12Новокрещенская контора... ; Священник Михаил Фармаковский... С. 512–516.

13Луппов, П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 41.

14Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 77.

15ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 944. Л. 3 об.

16Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 263.

17Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 77–78.

18Там же. С. 78.

19Священник Михаил Фармаковский... С. 516.

20История Удмуртии : Конец XV – начала ХХ века / под. ред. К. И. Куликова ; введение М. В. Гришкиной, Н. П. Лигенко. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 191.

21Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 277.

22Луппов П. Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века. Вятка, 1911. С. 195.

23Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI – начало ХХ века. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. С. 294.

24Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 78.

25Луппов, П. Н. Материалы... С. 80.

26Там же. С. 126.

27Священник Стефан Крекнин. Вотяки Глазовского уезда и краткий очерк христианской миссии среди них. Вятка, 1899. С. 8–9.

28Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 80 ; Шумилов Е. Ф. Указ. соч. С. 294.

29Священник Михаил Фармаковский... С. 517–518.

30Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II. Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах.Вятка. 1888. С. 8–9.

31Шутова Н. И. Святилище Гербервöсь «Губервöсь» северных (глазовских) удмуртов : этимология термина, история существования, местоположение, общественный статус // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2018. Т. 12, вып. 2. С. 138.

32Священник Михаил Фармаковский... С. 518–519.

33Священник Стефан Крекнин. Указ. соч. С. 36.

34Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 78.

35Отчет о деятельности Глазовского Братства святого Ангела хранителя за 1868–69 год (с 8-го ноября 1868 года по 2-е декабря 1869 года) // Вятские епархиальные ведомости. 1870. № 5. С. 103–104. (Отд. офиц.).

36Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 79.

37РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 793. Л. 33–33 об., 34 об. ; ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 353. Л. 22.

38Там же. Д. 586. Л. 80 об. – 81, 83 об.

39Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 79.

40Глазовская частная школа // Вятские губернские ведомости. 1862. № 25. С. 168. (Ч. неофиц.).

41Сумароков П. К пятидесятилетию Глазовского духовного училища. Исторический очерк училища с 1846 года по 1892 год // Вятские епархиальные ведомости. 1893. 1 сент. (№ 17). С. 510. (Отд. неофиц.).

42ЦГАКО. Ф. 215. Оп. 1. Д. 575. Л. 609–609 об.

43Сумароков П. К. Указ. соч. С. 515, 518.

44Сумароков П. К. Указ. соч. // Вятские епархиальные ведомости. 1894. 16 мая (№ 10). С. 286–287. (Отд. неофиц.).

45Мельм Т. Г. Русская Православная Церковь – организатор первых народных школ в Глазовском уезде Вятской губернии в пер. пол. XIX в. // Обретение святых – 2013 : сборник материалов V Межрегиональной церковно-научной конференции. г. Киров [Вятка]. 14 ок­тября 2012 г. Киров : Лобань, 2014. С. 189.

46Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 79.

47Священник Стефан Крекнин. Указ. соч. С. 1.

48Берестова Е. М. Указ. соч. С. 127.

49Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 79–80.

50Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 277.

51Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 80.

52Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 327.

53Там же. С. 276.

54Шумилов Е. Ф. Указ. соч. С. 294.

55Кудрявцева Р. Вятская статистика: «Готовность к пользе общей» : [электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/41339810-Vyatskaya-statistika-gotovnost-k-polze-obshchey.html (дата обращения: 20.08.2022).

56ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 88. Л. 16–17.

57Соболев В. А. А. И. Герцен в вятской ссылке : истор. очерк. Киров : Книжное издательство, 1962. С. 13.

58Там же. С. 24–25.

59Прокофьев В. А. Герцен. Моск­ва : Молодая гвардия, 1979. С. 83. (Жизнь замечательных людей; вып. 11 (596)).

60Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. Прибавления. 1838. № 1. С. 1–2 ; Он же. // Там же. № 3. С. 11–15 ; Соболев В. А. Указ. соч. С. 25, 37–38.

61Герцен А. И. Русские крестьяне Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. Прибавления. 1838. № 4. С. 17–19 ; Он же. Промышленность города Нолинска // Там же. № 5. С. 21–22 ; Соболев В. А. Указ. соч. С. 37.

62Соболев В. А. Указ. соч. С. 24.

63Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 176–177.

64Там же. С. 181–182.

65Кудрявцева Р. Указ. соч.

66Шумилов Е. Ф. Указ. соч. С. 293.

67Худяков М. Г. История Камско-Вятского края : избранные труды – Ижевск : Удмуртия, 2008. С. 356.

68Берестова Е. М. Указ. соч. С. 39.

69Луппов П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века... С. 113.

70Там же. С. 276.

71Берестова Е. М. Указ. соч. С. 47.

72Известия // Вятские епархиальные ведомости. 1864. 16 авг. (№ 16). С. 259. (Отд. офиц.).

73Высочайшие награды // Вятские епархиальные ведомости. 1870. 16 авг. (№ 16). С. 327. (Отд. офиц.).

74Высочайшие награды по Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. 1873. 1 июня (№ 11). С. 197. (Отд. офиц.).

75Пятидесятилетний юбилей протоиерея г. Глазова Иосифа Андреевича Стефанова // Вятские епархиальные ведомости. 1875. 16 янв. (№ 2). С. 50–67. (Отд. дух.-лит.).

76Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 76–77.

77ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 160. Л. 536–536 об.

78Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 76 ; Перемены по службе // Вятские епархиальные ведомости. 1876. 16 июня (№ 12). С. 220–221. (Отд. офиц.).

79ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 950. Л. 17 об. – 18 об.

80Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 76.

81Там же.

82Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. ист. арх., Рус. генеалог. о-во ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. С. 105.

83Шумилов Е. Ф. Указ. соч. С. 294.

84Протоиерей Иосиф Андреевич Стефанов. Некролог... С. 80.