Занимательная Вятка:
картинки провинциальной повседневности
XVI – XVIII веков
(фрагменты будущей книги)
А. Л. Мусихин
Необходимое предисловьице
Как жили наши далёкие предки несколько веков назад, как работали, торговали, учились, проводили досуг, как в их умелых руках рождались известные вятские символы, как отмечали праздники и переживали горести, куда и зачем путешествовали, как несли наказания, чем питались, во что одевались, наконец, как они выглядели — всё это и ещё многое другое можно узнать из архивных документов
Работая с такими документами, я выписывал отдельные интересные факты, которые постепенно складывались в небольшие картинки быта вятчан тех далёких времён. Некоторые из этих картинок я хочу представить читателям «Герценки».
Вятские рыжики
«Кто же не знает вятские рыжики?!» — скажете вы. И это действительно так. Рыжики — один из знаменитых и узнаваемых вятских символов. Вятские рыжики упоминаются в самых разных письменных источниках — в энциклопедиях, в специальной и художественной литературе, в периодике, в рекламных проспектах, в воспоминаниях и письмах, но также и в разных документах.
Настоящую оду рыжику создал писатель Владимир Алексеевич Солоухин
Не менее поэтично высказался о рыжиках Павел Павлович Маракулин
Умело переждав комарьи игры,
Разбойный град и пыльный ветродув, —
Они лежат, как маленькие тигры,
Свои тела колечками свернув.
Но если небольшой и тонкий еловый рыжик — это, образно говоря, тигрёнок, то рыжик боровой можно уподобить взрослому тигру. Нередко он достигает величины среднего груздя»2.
Как собирают рыжики? Непременно на коленях! В. А. Солоухин записал воспоминание своей матери: «Один раз пошла я по грибы в посадку, на Барки, думала, похожу среди ёлочек, поищу. Зашла за первую ёлочку, а рыжики стаями, стаями, вереницами во все стороны, нельзя даже ходить. По грибам ходить — жалко. Я встану на колени, выберу вокруг себя, на один шаг переступлю. Ползаю этак-то между ёлочек, а рыжиков всё не убывает. Режу, режу, и конца не видать. Чем больше режу, тем больше рыжиков вокруг меня высыпает. Устала, пошла домой за лошадью. Ну, жизнь тогда была простая. Запряг Лёня (то есть, значит, мой отец Алексей Алексеевич) Голубчика, поставил на дроги коробицу. Целая коробица рыжиков набралась. Как сейчас помню я эти рыжики. Встанешь на колени, а они вокруг вереницами, стаями в зёленой траве...»3. П. П. Маракулин вспоминал: «В детстве мы с бабушкой ходили с корзинами за село, на крутые, овражистые горы по берегам речки за рыжиками (пуговками). Там была поскотина. Мы ползали на коленях по траве, нащупывая рыжики, точно клавиши невидимого музыкального инструмента»4. Точно так же и я со своей бабушкой Клавдией Петровной ползал на коленях в поисках рыжиков в лесу за садами «Энергетик» (недалеко от деревни Столбово в Слободском районе).
А вот как вспоминал об этом в 1886 г. профессор Казанской духовной академии Иван Яковлевич Порфирьев
Не случайно писатель Василий Алексеевич Бочарников
Интересный способ сбора рыжиков существует в Вологодской и Архангельской областях. Писатель Юрий Иосифович Коваль
Особенно ценились мелкие рыжики. А. Ф. Мартынов в 1858 г. писал, что вятские бабы набирают рыжики «в соль гораздо менее серебряного пятачка величиною»10. Серебряная пятикопеечная монета в 1858 г. имела в диаметре 15,1 мм. Преосвященный Никодим Казанский
Ценность этого гриба состоит ещё и в том, что его можно употреблять в любом виде, даже сырым! Я прекрасно помню, как в детстве мы с братом ели рыжики только что сорванные, лишь немного подсоленные. Иногда мы поджаривали их на палочке на костре. Но самое вкусное блюдо для меня — солёные рыжики со сметаной! В Глазовском уезде в последней четверти XIX в. "крупные рыжики отбирали для соления, мелкие — отваривать в уксусе или мариновать"16. А "в северных вятских деревнях рыжик используют очень разнообразно. Кроме соления, из него пекут пироги, варят супы (особенно знаменит молочный суп из рыжиков), добавляют в любую грибовницу для запаха (три-четыре грибка), жарят, маринуют"17. На длительное хранение рыжики, конечно же, засаливают и маринуют. Вятский засол особенный, "в засол не положено ни чеснока, ни укропа, ни листьев смородины, ни листьев хрена, ни самого хрена, ни листьев дуба, ни листьев вишенья — одним словом, ничего, что, казалось бы, непременно полагается класть в грибы во время засолки. Здесь были только рыжики и соль"18. Не случайно Александр Павлович Яблонский (род. 1943) предупреждает: "И не вздумайте добавлять всякие пряности и специи — только соль! Не губите уникальный вкус и аромат рыжика"19.
В еловой кадке, стянутой искусно
Гибчайшим ивняком поверх досок,
Рыжата будут медленно и вкусно
Накапливать в себе могучий сок.
В них — мёд и горечь северного леса,
Они такие, что сочтёт за честь
Одна зеленоглазая принцесса
За грубый стол с охотником присесть20.
Вятские рыжики считаются одной из самых лучших закусок. И. Я. Порфирьев отмечал, что "маринованные вятские рыжики славятся повсюду и употребляются при больших столах и обедах как лучшая закуска наряду с разными балыками«21. Сергей Григорьевич Боровиков (род. 1947) описал случай, как он на спектакле «Иванов» по пьесе А. П. Чехова услышал такой рецепт закуски: «Взять икры паюсной четвёрку, две луковички зелёного лучку, прованского масла, смешать всё это и, знаешь, эдак... поверх всего лимончиком...». Придя домой после спектакля и отведав эту закуску, сделанную из имеющихся ингредиентов, Боровиков заявил: "Одна из лучших закусок под водку, что мне доводилось пробовать. Вровень лишь солёные вятские рыжики"22. А А. П. Яблонский утверждает, что "рыжики — деликатес, несравнимый даже с паюсной икрой«23. Поэтому неслучайно рыжики появлялись на столах наравне с самыми изысканными закусками.
Вот живописное описание стола, сделанное П. И. Мельниковым-Печёрским в рассказе «Старые годы» (1857): "На ту пору дверь распахнулась, четыре лакея, каждый в сажень ростом, закуску на подносах внесли и на столы поставили. Были тут сельди голландские, сыр немецкий, икра яикская с лимоном, икра стерляжья с перцем, балык донской, колбасы заморские, семга архангелогородская, ветчина вестфальская, сиги в уксусе из Питера, грибы отварные, огурцы подновские, рыжики вятские, пироги подового дела, оладья и пряженицы с яйцами. А в графинах водка золотая, водка анисовая, водка зорная, водка кардамонная, водка тминная, — а все своего завода«24.
Вероятно, вятские рыжики были для Мельникова-Печёрского одним из наиболее любимых блюд, так как он неоднократно упоминал их, например, в своём знаменитом романе «На горах» (1881): "Веденеев на особом в сторонке разостланном коврике проворно расставил привезенную из города закуску: графинчики с разными водками, стерляжьей икры жестянку, балык донской, провесную елабужскую белорыбицу, отварные в уксусе грибы, вятские рыжички, керженские груздочки"25.
Не менее живописно описание стола, выполненное более чем через сотню лет Андреем Игнатьевичем Алдан-Семёновым
Рыжики — любимое блюдо на любых столах. А. П. Яблонский отмечает: "Рыжики тоже украшали Патриарший и монастырские столы, трапезные святителей и чернецов, прихожан верующих и воцерковлённых, агностиков и позитивистов, пьющих и трезвенников, дьяков и подьячих, атеистов и разгильдяев — все православные столы в России в мартовские и апрельские дни украшали рыжики«28.
По описи Вятского Успенского Трифонова монастыря 1764 г. среди заготовленных столовых припасов значатся «рыжиков соленых 9 ведр», из которых пять вёдер собрано в Кумёнской вотчине, четыре ведра — в Сунской вотчине29. Вятский архиерейский дом владел б?льшим числом вотчин, поэтому и запасы рыжиков были более объёмные. По описи 1727 г. для столовых запасов Вятского архиерейского дома всего собиралось «рыжиков соленых по дватцати по пяти ведр», из них с Бобинской вотчины пять вёдер, с Великорецкой — два, с Окологородной и Кленовской — четыре, с Кырмыжской — пять, с Васильковской и Сорвижской — одно, с Сырьянской — пять, с Пантыльской — одно, с Шестаковской — одно, с Касинской и Верхошижемской — одно30. Кроме сбора припасов в вотчинах, Вятский архиерейский дом закупал продукты у крестьян. Так, в 1717 г. «на покупку ж хлеба, масла посного, рыжиков, ягод, гороху, окурцов, капусты и других огородных харчей» было потрачено 18 рублей 14 алтын31.
Любили рыжики многие священнослужители. Выше уже приводились выдержки из воспоминаний преосвященного Никодима Казанского и выходца из священнической семьи профессора И. Я. Порфирьева. Преосвященный Кирилл (Богословский-Платонов)
Также выходцы из вятской священнической семьи, известные на весь мир художники братья Васнецовы вспоминали свои поездки за рыжиками, которые «засаливали на зиму целыми бочками». Сын Аполлинария Михайловича Васнецова
А вот воспоминания о другой всемирно известной вятской знаменитости34 певце Фёдоре Ивановиче Шаляпине
За свои замечательные вкусовые качества рыжики служили и своего рода «твёрдой валютой». Для решения различных деловых вопросов подносили их чиновникам разного ранга. В пьесе Ивана Николаевича Захарьина
В октябре-ноябре 1685 г. вятские земские посыльщики Сила Иванович Хохряков и Фёдор Васильевич Злыгостев ездили в Москву «для земского мирского челобитья». Чтобы дела решались быстрее и с пользой для вятского мира, посыльщики, вероятно, попросили привезти им рыжиков. И вот в грамотке от 4 ноября вятский земский староста Алексей Матвеевич Швецов сообщил, что «рыжиков к вам пришлем вскоре». А уже 13 ноября он же писал: "Рыжики, хоша и с нарочным человеком, а ныне послали рыжиков к вам ведра с пять«37.
5 августа 1678 г. во время общего валового описания Российского государства тяглый целовальник Берёзовского стана Корман Яковлевич Конашев «ходил челом ударить» о «мирском деле» в Хлынове к переписчику Михаилу Петровичу Воейкову и подьячему Фёдору Прокофьеву. Именно от этих людей зависело, сколько налогов будет собираться с тяглого населения Берёзовского стана после переписи. Поэтому несли им «в почёт» становые люди "рыбы свежей язей да щук ... да полсотни огурцов, да ягод малины ... да рыжиков ведро"38. Между прочим, из этой записи в расходной земской книге можно узнать стоимость ведра рыжиков в то время — четыре алтына, что равнялось 12 копейкам. В 1678 г. повсеместно в России бытовал московский объём ведра — 10 литров. Поэтому можно достаточно просто установить соотношение той российской денежной системы к современной. К сожалению, в записи 1678 г. не указан вид грибов, свежие или солёные. Если они были свежие, то в 2022 г. ведро рыжиков в среднем стоило 1 300 рублей, если же солёные, то средняя стоимость 9 500 рублей (цены взяты с Авито). Соотношение каждый может рассчитать сам.
В современном издании утверждается, что вятские рыжики знамениты во всём мире39. И это действительно так. Однако известность достигалась не только народной молвой, но и благодаря торговле. В 1814 г. о торговле в Казани сообщалось, что из Вятки туда сухопутным путём доставляются "холст рубашечной и подкладочной ... медь, хмель, коровье масло, вятские мелкие рыжики, корневая посуда, баклаги для делания посуды и ложек, Мосоловское железо и небольшие лошади«40. В 1828 г. «Московские ведомости» сообщали, что в Москве на ул. Моросейке в доме купца Лохтина у кухмистера Герасима Степанова продаются «вновь полученные вятские рыжички мелкие в бутылках» по два рубля41. П. П. Маракулин, и не он один, утверждал, что "ещё не так далеки те времена, когда Вятка отправляла для самых дорогих ресторанов Парижа маленькие дубовые бочонки с мочёной брусникой, молодую конину и... рыжики«42.
Читатель, наверное, удивится, что на протяжении всей достаточно длинной «картинки» рыжик ни разу не был назван царским грибом. Рассказ об этом намеренно оставлен на десерт, вишенкой на торте. Действительно, интернет наполнен историями о том, что вятские рыжики поставлялись к царскому столу. Вот только некоторые из этих высказываний: «В старину наши рыжики поставляли в Москву к царскому столу»; «Рыжики из Богородска даже возили в Москву к царскому столу»; "По воспоминаниям старожилов, вятские рыжики были чуть ли не главным блюдом на царском столе«43. Встречаются такие утверждения и в художественной литературе. Вот, например, в сказке Валерии Аркадьевны Ситниковой
Откуда такое устойчивое мнение? Современник царя Алексея Михайловича Романова Григорий Карпович Котошихин (ок.
В опубликованных документах удалось найти только грамоту от царя Алексея Михайловича архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону от 8 марта 1671 г., в которой царь «милостиво похвалял» архиепископа за присланный "про наш великого государя обиход сосуд рыжиков вологоцких"47. Но не вятских...
И вот, наконец, в Российском государственном архиве древних актов в фонде Архива Московской Оружейной палаты удалось найти документ, полностью подтверждающий, что вятские рыжики действительно поставлялись к царскому столу! Публикую документ полностью:
"[Л. 1] Лета
Диак Андрей Селин,
Отдана (?) сукна
[Л. 1 об.] По сей памети государева жалованья Ивашка Фомин сукно взял. По ево веленью стряпчева с ключем Федора Алексеавича Полтева человек ево Гришка Макъшеев вместо ево руку приложил.
Справил Ивашко Балакшин«49.
В этом документе всё понятно, поэтому комментарии здесь излишни. Отмечу только, что пока это вообще самый ранний известный документ, где упоминаются вятские рыжики. Несколько удивляет, но и обнадёживает, что народное историческое предание было пронесено через три с половиной века. Очевидно, это была не единственная поставка вятских рыжиков к царскому двору. Иначе вряд ли данное событие так надолго сохранилось бы в народной памяти. Поражает точное знание Владимира Николаевича Крупина (род. 1941). В повести «Мы не люди, мы вятские» (1997) он привёл диалог двух вятчан, один из которых заявил, что в вятских лесах есть «не только грибы рыжики». А другой уточнил: "Которые Алексей Михайлычу ещё до преобразований Петра в Москву возили...«50 Откуда Крупин это узнал? Загадка...
Примечания
1 Солоухин В. А. Третья охота // Солоухин В. А. Собр. соч. : в 4 т. Москва : Худож. лит., 1984. Т. 4. С. 173.
2 Маракулин П. П. Записки вятского робинзона. Киров : Кировская обл. тип., 1997. С. 12.
3 Солоухин В. А. Указ. соч. С. 170.
4 Маракулин П. П. Записки вятского робинзона... С. 12.
5 Порфирьев И. Я. Краткая записка о моём роде-племени и о моём домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии // Герценка : Вятские записки. Киров, 2006. Вып. 10. С. 190.
6 Бочарников В. А. Рыжики // Аврора. 1972. № 7. С. 45.
7Чистый Дор – село в Кирилловском районе Вологодской области. – Здесь и далее примечание автора.
8 Коваль Ю. И. Лесовик // Чистый Дор : [Сб.] / Ю. И. Коваль. Москва : Дет. лит., 1970. С. 28.
9 Каргополье : Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Под общ. ред. А. Б. Мороза. Москва : ОГИ, 2009. № 14. С.
10 Мартынов А. Ф. Некоторые заметки о быте вятских крестьян // Братчина. Санкт-Петербург, 1859. Ч. 1. С. 276.
11 Из записок преосвященного Никодима Казанского // Тр. ВУАК. 1913 года. Вятка, 1913. Вып.
12 Мельников-Печерский П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Т. 1 // Собр. соч. : в 8 т. / П. И. Мельников (Андрей Печерский). Москва : Правда, 1976. Т. 2. С. 267.
13 Зеленин Д. К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии (Этнографический и историко-литературный очерк) // Избранные труды. Статьи по духовной культуре.
14 Солоухин В. А. Указ. соч. С.
15 Левинтов А. Американская Россия : Сб. историй, рассказов, пьес, сценариев о жизни выходцев из СССР в Амер. России. Москва : Полиграфикс, 1999. С. 174.
16 Порфирьев И. Я. Указ. соч. С. 190.
17 Маракулин П. П. Васильки во ржи : Лирические миниатюры. Москва : Современник, 1983. С. 164. (Новинки «Современника»).
18 Солоухин В. А. Указ. соч. С. 176.
19 Яблонский А. П. Ода к Радости в предчувствии Третьей Мировой. Москва : Водолей, 2019. URL: https://books.google.ru/books?id=99TWDwAAQBAJ&newbks=1&newbks_redir=0&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.03.2023).
20 Маракулин П. П. Васильки во ржи... С. 7.
21 Порфирьев И. Я. Указ. соч. С.
22 Боровиков С. Г. В русском жанре : из жизни читателя. Москва : Вагриус, 2003. С. 147.
23 Яблонский А. П. Указ. соч.
24 Мельников-Печерский П. И. (Андрей Печерский). Старые годы // Собр. соч. : в 8 т. / П. И. Мельников (Андрей Печерский). Москва : Правда, 1976. Т. 1. Рассказы и повести. С. 148.
25 Мельников-Печерский П. И. (Андрей Печерский). На горах. Т. 1 // Собр. соч. : в 8 т. / П. И. Мельников (Андрей Печерский). Москва : Правда, 1976. Т. 5. С. 200–201.
26 Никаких сведений о вятских рыжиках в императорских заповедниках найти не удалось. О чём здесь речь, непонятно. Возможно, художественный вымысел.
27 Алдан-Семёнов А. И. Красные и белые : роман. Москва : Сов. Писатель, 1974. Т. 2. С. 202.
28 Яблонский А. П. Указ. соч.
29 Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря,
30 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 187. Л. 9, 84 об., 92 об., 108, 162 об., 191, 214, 221, 230 об., 266.
31 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2320. Л. 4 об.
32 Из писем преосв. Кирилла к протоиерею А. Т. Шиллегодскому / Изд. А. С. Верещагин // Тр. ВУАК. 1906 года. Вятка, 1907. Вып.
33 Лобанов В. М. Виктор Васнецов в Москве. Москва : Моск. рабочий, 1961. С. 7 ; Васнецов В. А. Страницы прошлого : Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л. : Художник РСФСР, 1976. С. 28, 39, 73.
34 Все прямые предки Ф. И. Шаляпина по отцовской и материнской линиям с первой половины XVII в. были вятскими уроженцами, а сам себя он называл вятским мужиком. В Казани Шаляпин родился только волею случая.
35 Федор Иванович Шаляпин : [Сб.] : В 3 т. / [ред.-сост. Е. А. Грошева ; коммент. Е. А. Грошевой при участии И. Ф. Шаляпиной].
36 Захарьин (Якунин) И. Н. Перед волей (сцены на Волге) // Тени прошлого : Рассказы о былых делах / И. Н. Захарьин (Якунин). Санкт-Петербург : Изд. А. С. Суворина, 1885. С. 156.
37 Грамотки XVII — начала XVIII века / Изд. подгот. Н. И. Тарабасова, Н. П. Панкратова; под ред. С. И. Коткова. Москва : Наука, 1969. № 440, 441. С.
38 РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Галич. № 20 а. Л.
39 Охрана окружающей среды Кировской области : проблемы и перспективы. Киров : Кировский обл. ком-т по охране природы, 1993. С. 299.
40 Зиновьев Д. О торговле Казанской // Технологический журнал, или Собр. соч. и изв., относящихся до технологии и приложения учинённых в науках открытий к практическому употреблению. СПб. : Изд. Имп. АН, 1814. Т. 11. Ч. 2. С. 65.
41 Московские ведомости. 1828. 3 окт. (№ 79). С. 3397.
42 Маракулин П. П. Васильки во ржи... С. 164.
43 Вятские национальные бренды. Вятские рыжики // ГородКиров.RU. 2020. URL: https://gorodkirov.ru/news/vyatskie-natsionalnyie-brendyi-20160415-1424/#gri (дата обращения: 01.03.2022) ; Что привезти из Кирова и попробовать на Вятке : Памятные вещи, сувениры и еда. Вятские рыжики // Вятка-на-Сети. 2022. URL: https://vkirove.ru/news/2022/08/14/chto_privezti_s_soboy_iz_kirova_pamyat-nye_veshchi_suveniry_i_eda.html#RIJ (дата обращения: 01.03.2022) ; Окулова Е. Домик в деревне // Вятский епархиальный вестник. 2021. № 6 (404). С. 15. URL: https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/47795/ (дата обращения: 01.03.2022).
44 Ситникова В. А. Про некошного // Избранное : [стихи и сказки] / В. А. Ситникова. Великий Новгород, 2006.
45 Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича /
46 Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / Отв. ред. О. А. Платонов. Москва : Инст-т русс. цивилизации, 2014. С. 938,
47 Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Санкт-Петербург, 1857. Т. 6. (№ 27). С.
48 В квадратных скобках здесь и далее приведён восстановленный по смыслу текст, утраченный в оригинале.
449 РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8259. Л.
50 Крупин В. Н. Мы не люди, мы вятские : повесть-стенограмма // Лёгкие облака : кн. о родине / В. Н. Крупин. Киров : О-Краткое, 2010. С. 216. (Антология вятской литературы; т. 12).