Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена. Отзывы читателей о работе библиотеки за 1947 год*

Отзывы о работе библиотеки имени Герцена

Воспоминания

* * *

С библиотекой имени Герцена я познакомился впервые в 1921 году, когда был студентом педагогического института. С тех пор прошло более четверти века. За это время библиотека имени Герцена значительно пополнилась книгами, серьёзно улучшилось обслуживание читателей, созданы благоприятные условия для самостоятельной работы читателей зала библиотеки.

Я очень многим обязан библиотеке имени Герцена. Можно прямо сказать, что мой научный рост в значительной степени определялся возможностью широко использовать книжные богатства библиотеки, возможность систематически следить за новейшей литературой.

В библиотеке я всегда встречал заботливое, внимательное отношение к своим запросам и квалифицированную помощь опытных работников в подыскании нужной книги. Я особенно удовлетворён работою библиографического отдела. Имеющиеся здесь тематические подборки во многом облегчили мне работу над различными вопросами психологии и педагогики. Здесь я нередко обращался за советом и помощью и неизменно получал необходимые указания и рекомендации. Считаю своим приятным долгом выразить мою глубокую признательность работникам библиографического отдела.

Когда я прихожу в библиотеку, то прежде всего просматриваю витрины с литературными новинками. Устройство витрин с новыми книгами – очень полезное и нужное дело. Это позволяет читателю систематически следить за новыми изданиями.

Хороша также проводимая библиотекой организация тематических выставок книг. Эти выставки, приуроченные к различным юбилейным датам или сделанные на определённые темы, очень многое дают читателю.

Я бы хотел сделать следующие пожелания:

1. Отдел психологии, безусловно, нуждается в пополнении, т[ак] к[ак] в нём очень слабо представлены работы классиков русской психологии;

2. В отделе психологии имеются три (по периодам издания) каталога книг, что затрудняет поиски нужной книги;

3. Очень мало в отделе психологии новейших зарубежных изданий.

Интерес к вопросам психологии у нашей молодёжи очень велик. Я охотно предложил бы свою помощь в проведении с читателями собеседований по различным пси­хологическим проблемам.

Преподаватель психологии Кировского педагогического института (П. Распопов)
13 марта 1948 г.

Библиотека им. Герцена в г. Киров – вторая школа

Подростком-учеником я украдкой посещал городскую публичную библиотеку в г. Вятке (тогда ученикам средних учебных заведений запрещалось посещать эту библиотеку). Новые журналы, свежие газеты помогали мне взглянуть на окружающее несколько иначе, чем трактовалось в учебниках, изданных в 1840 г., 1888 г. Тогда, на рубеже 50-х годов XIX века, в школах жизнь замерла. Весь курс русской литературы заканчивали Гоголем или самое большее – Тургеневым, а курс истории – балканскими войнами при Александре II.

Вот я студент. В 1915 г. я даже принимал участие в составлении каталога книг Местного края. Эта работа меня увлекла. Меня потянуло глубже изучить имеющиеся местные материалы. Труды местных историков, скромных вятских учёных: Вечтомова, Верещагина, Спицына, Юрьева, Васнецова, Зеленина, Кротова и др[угие] – помогли мне разобраться в интересном прошлом Вятского края. Редкий день во время летних каникул я не посещал библиотеки. К этому времени в ней было много ценных, интересных книг. С грудами тетрадей, с выписками из прочитанных книг возвращался я в Казань в университет. Последние студенческие годы моя работа над диссертацией по истории просвещения в Вятке в XVIII веке строилась как на изучении архивных материалов XVII века, а также и литературы публичной библиотеки, будущей библиотеки им. Герцена.

После Октябрьской революции библиотека им. Герцена действительно стала мощным очагом просвещения. Я, молодой учитель, не имевший собственной библиотеки, буквально всё свободное время проводил в библиотеке им. Герцена. Я с жаром набросился на книжные сокровища и старался быстрее восполнить самообразованием проблемы дореволюционного вуза. А работать надо было много. Необходимо было основательно усвоить курсы наук, привести в систему свои знания, изучать и изучать учение Маркса, Ленина, Сталина. Библиотека мне пошла навстречу. Она разрешила мне брать книги домой. Я с глубокой признательность отмечаю это решение. Это для меня было сущим кладом. Часто в моём распоряжении была только ночь. Помощь библиотеки была для меня поистине весьма ценна. Быть может, видя во мне аккуратного читателя и зная, что мне часто, помимо работы в школе, приходится читать лекции в вузе, публичные лекции, выступать со всевозможными докладами, печатными статьями, библиотечная администрация разрешила пользоваться периодикой и книгами в неограниченном количестве. Обычно мои формуляры представляют объёмистые папки. Зато всё, что взято, – добросовестно используются.

Я за 30 лет работы почти никуда не выезжал из г. Кирова. Я не мог приобщиться к книжным сокровищам Москвы и Ленинграда. Но особой тоски я не испытываю. Для меня широко открыты книжные ценности библиотеки им. Герцена. Это отнюдь не значит, что я в силу своей ограниченности мирюсь на малом. Я только хочу сказать, что всё новое я нахожу в своей родной библиотеке. Журналы и газеты сигнализируют читателю о новых книгах, которые вскоре получает библиотека. Но не только новинками ценен её фонд. Я часто находил в ней редкие произведения XIX–XVIII ст[олетий]. А журналистика XIX ст[олетия] здесь представлена весьма прилично.

В работе библиотеки ценно её чуткое общение с читателем посредством книги и совета, а также лекционная система. Ряд лекций на литературные, политические, исторические, искусствоведческие темы, которые я аккуратно посещаю, помогают мне. Они расширяют мой кругозор, заставляют по-новому взглянуть на общественные истины. Вот эта работа библиотеки весьма плодотворна по своим результатам. Молодому читателю она, безусловно, принесёт огромную пользу.

В 1932–[19]37 г. я учился на вечернем отделении педвуза. Мне хотелось поучиться в советском вузе, изучить цикл наук другой специальности. И опять библиотека приветливо отнеслась к моему намерению. На моём письменном столе, помимо излюбленных книг словесника, появились труды биологов, химиков, физиков. Библиотека помогла мне окончить химический факультет.

С каждым годом крепнут мои связи с библиотекой. Если я юношей пользовался книгами один, то потом ко мне присоединилась и жена, тоже педагог. Годы шли. Росло второе поколение. За отцом и оно пошло в библиотеку. Мой сын – студент сельскохозяйственного института – большую часть дня проводит в библиотеке им. Герцена. Она стала для него вторым домом. Дочь-подросток тоже требует, чтобы я принёс ей из библиотеки ту или иную книгу. Несмотря на то, что я сам теперь имею порядочную библиотеку, я по-прежнему постоянный посетитель и читатель библиотеки им. Герцена. Никак не могу обойтись без её услуг и в повседневной работе с учащимися, и в работе над статьёй или докладом.

Только боюсь, что я теперь несколько дольше задерживаю журналы и книги. Ведь раньше я читал книги один, а теперь их читают уже четверо.

Таким образом, вся моя сознательная жизнь прошла и проходит в сопутствии с библиотекой им. Герцена. Она помогла мне расти и вырасти в советского педагога и помогает совершенствовать мою работу.

Я глубоко благодарен чуткому и отзывчивому руководству библиотеки в лице тов. Войханской К. М. и Шерстенникова В. И., а также весьма признателен внимательному и приветливому отношению персонала библиотеки им. Герцена.

Директор мужск[ой] сред[ней] школы № 38 (П. Малюгин)

Что дала мне библиотека им. Герцена

Библиотека им. Герцена дала мне так много хорошего, что трудно всё это высказать в нескольких десятках строк.

Посещение библиотеки я начал будучи ещё учеником средней школы. В этот период я больше всего внимания уделял художественной литературе. Богатство книжного фонда позволяло мне полно удовлетворять свои запросы. Уже тогда я привык к занятиям в читальном зале библиотеки, и ни в каком другом месте я не мог так эффективно заниматься, как в библиотеке им. Герцена.

В 1940–1941 гг., будучи студентом пединститута, я ещё чаще посещал библиотеку. Книга стала моим постоянным спутником, а больше всего необходимых книг было именно в библиотеке им. Герцена. Через эту библиотеку открывалась большая дорога к знаниям, и я спешил ими обогатиться.

Война изменила мои намерения. Вместо физико-математических наук пришлось заняться другими делами, более соответствующими происходящим в то время событиям. И опять на помощь пришла библиотека им. Герцена. Только благодаря ей я за короткий период времени мог освоить новую для меня специальность конструктора. Да и в процессе работы по этой специальности я не мог обойтись без услуг библиотеки.

Находясь на фронте, я часто мечтал о том времени, когда смогу снова вернуться к учёбе в тихом, строгом и в то же время по-домашнему уютном читальном зале библиотеки им. Герцена. И это время настало.

1943–1947 гг. я почти каждый день посещаю читальный зал библиотеки им. Герцена. И только благодаря замечательным условиям для занятий в читальном зале и обилию литературы я смог за это время окончить сельхозинститут и одновременно почти окончить пединститут.

Но не только одним читальным залом ограничивается работа библиотеки. Абонемент, зал периодики, культурно-просветительные мероприятия играют большую роль в увеличении знаний. Периодическая литература позволяет постоянно быть в курсе всех важных изменений в науке.

Я считаю, что библиотека им. Герцена для города Кирова является огромным, неоценимым богатством. Я уверен, что всю литературу, необходимую для моей педагогической и научно-исследовательской деятельности, я всегда смогу найти в библиотеке им. Герцена

Преподаватель Кировской государственной школы руководящих кадров колхозов (Пестов В. С.)
26/XII-1947 г.

* * *

В библиотеке им. Герцена я состою постоянным читателем с 1937 г., прочитал очень много книг, как-то: научно-технической, политической и художественной литературы русских классиков и иностранных и много почерпнул хорошего, и вообще для меня книги – все они мои лучшие друзья, и в свободное время от работы я никогда не забываю книги.

Персонал библиотеки им. Герцена всегда идёт ко мне навстречу и всё, чем я интересуюсь, удовлетворяет мои нужды.

Свою любовь к книге я привил и моей дочери, которая также состоит подписчиком библиотеки и также любит книги, как я. Но в общем книги подняли мой культурно-политический уровень, и в дальнейшем, я думаю, что связь с книгой буду иметь всегда, пока я жив.

Читатель абонемента – рабочий Киров-Энерго (А. Фетисов)
г. Киров.
21 декабря 1947 г.


* Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена. Фонд документальных источников. Отзывы читателей о работе библиотеки за 1947 год. Киров, 1948. Л. 10–35.