Продолжение
Последний ученик Олега Аркадьевича Моралёва Евгений Мякотин на уход из жизни своего учителя в газете «Саратовские вести» поместил некролог, назвав его «Крепость Моралёва», где есть такие слова: «Как всегда, нашей любви цветы запоздалые мы преподносим не вовремя... Известного саратовского композитора О. А. Моралёва нет уже 40 дней с нами и это заставляет нас задумываться, на должном ли уровне мы воспринимаем настоящие таланты? Или же жизнь одарённых творческих людей остаётся где-то в тени. И только в скорбные минуты мы понимаем, кого утратили. Олег Моралёв даже после своей кончины остаётся значительной величиной в истории Саратовского российского композиторского сообщества... В последние годы композитор усиленно работал над оперой “Крепость” по роману А. Черкасова “Хмель”, эта трудная работа стала последней. Счастливая судьба мастера, когда у него есть ученики-продолжатели. Уверен, что и опера “Крепость” будет звучать, станет известной, как многие другие произведения Олега Аркадьевича. Память о нём – это музыка. Концерты из произведений Моралёва будут всегда собирать благодарную публику. И это тот самый памятник нерукотворный, который стоит дороже любого золотого монумента».
Из музыкального дневника «Современника»: «Известный саратовский композитор, заслуженный деятель искусств, профессор саратовской консерватории О. Моралёв всего месяц не дожил до концерта, которым наш город предполагал отметить его 80-летие. И вот теперь, восемь месяцев спустя после его кончины концертная программа, составленная им, будет исполнена в его память. Прозвучат три концертно-оркестровые композиции, в высшей степени показательные для творческого почерка этого крупного мастера. Третья симфония для скрипки с оркестром – монументальная фреска, в которой раздумья композитора получили самое совершенное выражение. “Монологи сцены и дуэты для альта и скрипки с оркестром” – это музыкальные дневники, одухотворённые психологически сложной личностью нашего современника. Концерт для тромбона с оркестром – фейерверк праздничных зарисовок, живописующих способность россиянина радоваться жизни, несмотря ни на что», – пишет профессор Саратовской консерватории А. Демченко. Исполнители – академический симфонический оркестр Саратовской филармонии, заслуженный деятель искусств России А. Фельдман. Солисты: скрипачи – С. Терехов, заслуженный артист России, и В. Шувалов, альтист – А. Григорьев и тромбонист – О. Абрамов.
Вступительное слово Е. Вартановой, которая была свидетелем жизни и творчества саратовского периода жизни своего учителя, а затем и своего коллеги по кафедре, прозвучали с глубоким чувством. Выступление её было необыкновенно искренним, оно представило в полном охвате творчество Моралёва, позволило ощутить бережное отношение всей кафедры к своему прошлому и памяти юбиляра, отдавшего консерватории все силы своей души.
В Саратове после ухода Моралёва осталась композиторская школа из его учеников – это В. Мишле, В. Королевский, П. Морозов, Е. Мякотин. В. Мишле, ныне доцент консерватории, которому Олег Аркадьевич помог сохранить влюблённое отношение к музыке, а также развить редкое чувство музыкального юмора, вспоминает своего учителя: «Первый раз писать симфонию очень трудно, и я благодарю судьбу за то, что она подарила мне общение с таким замечательным Музыкантом и Человеком – Олегом Аркадьевичем Моралёвым. Если что-то у меня и получилось, то только благодаря тому, что рядом со мной был такой добрый, терпеливый и внимательный педагог! Он давал мне бесценные советы, после которых я открывал свои инструментовки и смотрел на них уже совсем другими, более опытными глазами. Своими предельно точными советами и пожеланиями, на примере своего отношения к творчеству, Олег Аркадьевич воспитывал, наверное, не только во мне, но и во всех своих учениках, то главное, без чего нельзя стать настоящим музыкантом, – неизменно трепетное отношение к музыкальному искусству и профессионализм. Как я благодарен ему за всё то доброе и светлое, что я от него получил и чем он так бескорыстно делился со всеми, кто его окружал! Олег Аркадьевич обладал редчайшими для нашего времени качествами – профессионализмом, верностью традициям великих композиторов, необычайной внутренней интеллигентностью, огромной любовью к своей профессии и огромным человеческим обаянием. Необыкновенно светлый человек, он умел не только получать огромную радость от занятий любимой музыкой, но и умел бескорыстно делиться этой радостью с другими. Великий художник Ван Гог как-то очень хорошо сказал: “Главное в искусстве – любить людей”. Вот эти слова в полной мере можно отнести к Олегу Аркадьевичу Моралёву, замечательному Музыканту и Человеку, радость от общения с которым остаётся с тобой на всю жизнь».
В. Королевский, доцент, стал не только замечательным композитором, но и прекрасным педагогом. С организацией в консерватории класса сочинения В. Г. Королевского появились студенты-лауреаты всероссийских и международных конкурсов, а его сына, В. В. Королевского, органиста («музыкального внука» Олега Аркадьевича), мы слышали несколько раз в органном зале г. Кирова, где он исполнял свои сочинения.
Последний ученик профессора Олега Моралёва Евгений Мякотин, ставший в 28 лет доцентом кафедры теории музыки и кандидатом искусствоведения, подтвердил терпимое отношение своего учителя к разным течениям современной музыки, создав рок-мистерию «Страсти по Анне» по реквиему Анны Ахматовой. В настоящее время Евгений Мякотин является доцентом кафедры мастерства актёра, заместителем директора Саратовского театрального института.
Где-то в начале 1980-х гг. я разговорилась с Р. М. Преснецовым, известным радиожурналистом, который писал книгу о музыке и музыкантах Вятки, и рассказала ему о своём брате – композиторе Олеге Моралёве. Роман Михайлович заинтересовался и братом, и вообще фамилией, попросил адрес Олега. И вот с марта 1982 г. между ними завязалась переписка вплоть до июня 1992 г., когда Романа Михайловича не стало. У меня сохранилось восемь копий писем Р. Преснецова к О. Моралёву, а вот письма Олега к Роману сейчас находятся в Кировском государственном архиве.
В ходе переписки Роман Михайлович получил воспоминания Олега Аркадьевича о годах учёбы в музыкальной школе, музыкальном училище и о педагогах города Кирова и на их основе подготовил радиопередачу, которая прозвучала в радиопрограмме «Край родной» в 1985 г. по кировскому радио. В этой передаче ведущий Роман Преснецов поздравлял Моралёва с 63-летием, познакомил радиослушателей с жизнью и творчеством земляка-композитора. В ответ на один из вопросов ведущего Моралёв ответил так: «...Каждый из нас в течение всей жизни мысленно возвращается в родные места, в своё детство и отрочество, к родным и близким людям, которых уже нет, но которые продолжают жить в нашей памяти. Возвращаются к чистой детской дружбе, любви, самым ярким, удивительным впечатлениям и открытиям, к первым, самым важным урокам добра и зла. Возвращаются с чувством печали, потому что всё это уже в прошлом и не может повториться. С чувством светлой радости, потому что это было и живёт в нас, освящая изнутри всю нашу жизнь».
В передаче прозвучала музыка первой части Концерта для фортепиано в исполнении заслуженного деятеля искусств РСФСР И. Зетеля и Свердловского симфонического оркестра под управлением народного артиста РСФСР М. Павермана. Также прозвучал отрывок из вокально-поэтического цикла «Смерть солдата» в исполнении солиста Саратовской филармонии П. Крашенинникова и романс на стихи А. Блока «Была ты всех ярче» в исполнении солиста Саратовского академического театра оперы и балета В. Жмурко, партия фортепиано – Н. Бендицкий.
В честь 70-летия со дня рождения композитора Роман Михайлович подготовил ещё одну радиопередачу, которая вышла в эфир под рубрикой «Вечерние встречи». Эта передача была создана на основе аудиозаписи юбилейного концерта из Большого зала Саратовской консерватории 21 марта 1992 года. В передаче прозвучали фрагменты из «Симфонии № 1», «Монологи, сцены и дуэты» для скрипки, альта и струнной группы симфонического оркестра, пьеса для фортепиано и симфонического оркестра «Концерт – Штюк» (виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра или инструментального ансамбля – от немецкого Konzertstuck – концертная пьеса. – И. М.). Все сочинения исполнялись впервые Саратовским симфоническим оркестром под управлением М. Аннамамедова. Таким образом, у вятских радиослушателей в гостях побывал композитор-земляк, профессор Саратовской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ Олег Моралёв. К большому сожалению, вскоре Романа Михайловича Преснецова не стало, переписка и связь Моралёва с родным краем прервались. Мечте Романа Михайловича об авторском концерте Моралёва на Вятской земле, который он собирался организовать, не суждено было осуществиться.
Добрая светлая музыка О. А. Моралёва часто исполнялась не только в столице Урала – Екатеринбурге, но и за её пределами (в Москве, США, Голландии, Испании). Многие наиболее популярные произведения композитора вышли в свет в издательстве «Советский композитор» и издательстве СГК им. Собинова.
28 марта 2022 г. в Большом зале Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова прошёл вечер камерной музыки Олега Аркадьевича Моралёва, посвящённый 100-летию композитора, ведущая концерта – педагог консерватории Наталья Иванова. На концерте присутствовал внук композитора Бранко Арсениевич. На концерте были исполнены произведения: струнный квартет № 3 (последнее произведение О. А. Моралёва), «Сонатина для фортепиано», «Вечное движение» для скрипки и фортепиано, четыре романса из вокального цикла «Перечитывая Блока». Из вокального цикла «Смерть солдата» для баритона и фортепиано на слова Э. Межелайтиса из десяти стихотворений прозвучал только романс «Борьба» в исполнении Романа Антошкевича. Брандт Брасс ансамбль исполнил квинтет № 5 «Краковский хэйнал (сигнал)» 1987 г. по мотивам романа «Трубач Кракова» 1928 года.
Творческое кредо О. А. Моралёва, заключённое в его же словах: «Мне кажется, каждый человек в этой жизни должен сказать что-то своё, я пишу, как чувствую, пытаюсь выразить свои переживания, но я считаю, что эти переживания относятся и к другим людям, я как бы ощущаю в себе их чувства. Это как раз меня и вдохновляет: что я не один, что у меня есть какие-то созвучия с чувствами других людей, а насколько это хорошо или плохо – судить не мне».
Но не иссяк интерес земляков к творчеству одного из талантливейших русских композиторов ХХ в. – вятского уроженца Олега Аркадьевича Моралёва. Спасибо всем энтузиастам-исполнителям, силами которых музыка композитора Олега Моралёва продолжает жить! Статью, посвящённую жизни и творчеству О. Моралёва, хочу закончить словами из последнего куплета его песни «Признание в любви»:
Я верю – близится пора,
Россия смело распрямится,
Трудом и гением добра
По праву будет внук Руси
гордиться!
Список источников и литературы*1
1. Биография О. Моралёва, составленная А. В. Моралёвой. Архив семьи.
2. Вартанова, Е. «Ты в сердце моём, Россия» : моногр. очерк об Олеге Моралёве. Саратов : Юл, 2001.
3. Газета № 8 от 10.01.1982 статья «Тема подвига».
4. Захваткин, А. Музыка национального подвига // МК на Вятке. 2010. 19–26 мая.
5. Идёт в шинели молодость моя... / сост. В. В. Вологжанина. Киров, 2005.
6. К 90-летию со дня рождения Олега Моралёва // Камертон: «Путь композитора» (газ. Саратов. гос. консерватории им. Л. В. Собинова). 2012. Янв. (№ 34).
7. Камертон (газ. Саратов. гос. консерватории им. Л. В. Собинова). 2012. Апр. (№ 41). С. 24.
8. Крепость Олега Моралева // Саратовские вести. 2002.
9. Моралёва, А. В. Путь композитора Олега Аркадьевича Моралёва // Герценка : Вятские записки. Киров, 2017. Вып. 31. С. 117–134.
10. Музыка жизни // Саратовские вести. 1992.
11. Музыкальный дневник современника // Саратовские вести. 2002.
12. Осокин, Л. В. Листы памяти моей // Герценка : Вятские записки. Киров, 2009. Вып. 15. С. 169.
13. Открыт я сердцем для добра... // Саратовские вести. 2013.
14. Письма Р. Преснецова О. Моралёву // Государственный архив Саратовской области. Ф. Р-3464. Д. 33. Л. 1–21.
15. Письмо О. Моралёва А. Т. Черкасову (копия без даты). Архив семьи.
16. Преснецов Роман – музыкальный редактор Кировского радио ; Текст сценария радиопередачи в рубрике «Край родной». Микрофонная папка Кировского комитета по ТВ и РВ за январь 1985 г. Текст сценария радиопередачи «Вечерние встречи». Микрофонная папка Кировского комитета по ТВ и РВ за март 1992 г.