Слово об Учителе
К. В. Брызгалова
Не многие могут с восхищением воскликнуть «Спасибо, Учитель!!!» И наверное, каждый участник Архитектурного студенческого центра (АСЦ), а в прошлом Студенческого архитектурно-конструкторского бюро (САКБ), проносит через всю жизнь личные воспоминания творческого общения с настоящими Учителями – четой Безверховых Геннадием Михайловичем и Людмилой Борисовной. Их имена и архитектура Вятской земли воспринимаются как нечто целое, пронизанное чувством патриотизма, преданности и любви к кафедре, университету, городу, России.
Традиция кафедры архитектуры – относиться ко всем приходящим доброжелательно, а в каждом студенте видеть, прежде всего, личность, человека с непременной перспективой роста. Здесь приобретаешь пожизненную прививку любви к родному городу, его архитектуре и истории. Главный секрет обучения – вдохновить, окрылить, заставить поверить в безграничные возможности Человека, в то, что всё обязательно получится. И всё получается!
Выбирая учебное заведение по окончании школы, я подсознательно ставила цель найти то самое – моё место. Бродя робким шагом абитуриента по бесконечным коридорам главного университетского корпуса, я заглянула в самый дальний угол на четвёртом этаже, туда, где и сегодня находится Архитектурный центр кафедры – «родной дом» Безверховых. Спиной ко мне за кульманом, перед огромным метровым подрамником в домашних тапках сидел кудрявый парень, студент-дипломник, и вычерчивал иконостас православного храма невероятной красоты. Рядом стояла чашка кофе, фоном звучало радио. «Вот оно – моё место. Я должна учиться только здесь!» – пронзило, осенило, убедило.
Пройдя сложный путь вступительных экзаменов я, как большинство студентов-строителей, познакомилась с Людмилой Борисовной на её легендарных лекциях по истории архитектуры. Тетрадь с рисунками пирамид, греческих ордеров, Колизея, пятикупольного православного храма и других памятников архитектуры, неумело перерисованных с доски, со словариком архитектурных терминов, многие из которых, конечно, так и остались без определения, я храню и перелистываю, как великую реликвию, бесценный трофей, добытый в студенческие годы.
Каждый год обучения я обещала моему Учителю – Людмиле Борисовне – сдать все предметы экстерном и прийти работать в Архитектурный центр, но «завальная» нагрузка студента-строителя привела меня в АСЦ только на четвёртом, преддипломном курсе, зато навсегда! И началось...
Выставки, фестивали, архитектурные встречи, съёмки фильмов, защиты дипломных проектов, экскурсии и поездки на университетском автобусе по вятским городам и сёлам. Обязательный ритуал поездок – конфета «Взлётная» перед стартом. А затем пешеходные многочасовые экскурсии с посещением музеев, храмов, исторических зданий. На умоляющие стоны всегда голодных студентов: «Ну давайте уже покушаем», – Людмила Борисовна торжественно доставала пакет пряников со словами: «Вы должны быть сыты архитектурой!!!» И при всём этом ненавязчивое, незримое, как бы между делом, обучение главному: смотреть и видеть, слушать и слышать, проникать туда, куда нельзя и докапываться до самой сути с личным интересом и инициативой.
Людмила Борисовна и Ксения. Великорецкое, 2005 г
А наше Великорецкое? И весной, и зимой, и осенью, но особенно в первые дни лета поездка-награда всем по окончании учебного года. Осмотр свежевыкрашенных храмов, готовящихся к встрече Крестного хода, купание в купели и умывание святой водой, общение с батюшками и, конечно, походное чаепитие на залитой солнцем поклонной горе, малоизвестной архитектурной точке, с которой виден весь Великорецкий град. Людмила Борисовна с букетом ромашек, в больших чёрных очках, под ажурным белым зонтиком, сопровождая рассказ фотографиями и подлинными чертежами, открывает архитектурный ансамбль Великорецкого каждому поколению участников АСЦ! По завершении общая фотография на память и непобедимый повальный сон в автобусе на обратном пути.
А в АСЦ всегда тепло, всегда весело, всегда чай, иногда даже без сахара, но обязательно красиво: на скатерти и под чашечкой – салфетка! А за чаем вновь и вновь о архитектуре, о учёбе, о Вятке.
В поле у Великорецкого
А выбор темы диплома? Всё лето 2002 года на преддипломной практике мы с девчонками из АСЦ обмеряли бездействующую тогда Царёво-Константиновскую церковь на улице Свободы. Вычерчивали фасады и были уверены, что тема выбрана и архитектурная часть диплома уже готова, хотя до защиты ещё целый год. А в сентябре мы поехали на экскурсию в Слободской, и Людмила Борисовна показала нам огромный, занимающий целый городской квартал Христорождественский монастырь, тогда ещё бездействующий и находящийся в удручающем состоянии. Здания монастыря занимала военная и пожарная части. На железных зелёных воротах были красные звёзды, на территории – военная техника, в алтаре главного храма – комиссионный магазин. В самом храме – бетонное капитальное перекрытие и тысячи брезентовых носилок на случай эвакуации города. Огромный пробитый купол, заросший берёзами толщиной с руку, стонал от боли и, как нам казалось, был обречён. Мы были в полном унынии, все притихли, а Людмила Борисовна сказала: «А слабо монастырь взять на диплом?» И начала восхищённо рассказывать, как мы сделаем проект и белоснежный макет этого монастыря, покажем городу, и сразу все бросятся его восстанавливать!!! Я тогда и поверить не могла, что всего через каких-то два года после защиты нашего проекта монастырь и правда начнёт оживать, возрождаться и процветать! Что силами студентов можно двигать недвижимое, можно всё! И это ощущение безграничных возможностей я несу через годы, стараясь вселить его в новые поколения студентов.
Людмила Борисовна и Ксения в замке Т. Ф. Булычёва. Киров, 2007 г.
После окончания вуза я просто не смогла уйти, я вросла в стены АСЦ и осталась преподавать на любимой, ставшей родной кафедре архитектуры и градостроительства, рядом с моими Учителями.
С лёгкой руки Людмилы Борисовны, под её чутким руководством, в 2005 году я поступила в аспирантуру в Москву, и мы на пару стали часто ездить в столицу, выступая на конференциях, участвуя в архитектурных фестивалях и Рождественских образовательных чтениях. Москва с Людмилой Борисовной – это особенная Москва! Я научилась бродить по её древним улочкам, многочисленным святыням и музеям, чувствовать её запахи и вкусы, дышать Москвой, любить Москву. В поезде – ночные разговоры под стук колёс до самого утра в томительном предвкушении встречи со столицей. Людмила Борисовна всегда читала вслух или беседовала и вязала крючком, а я с интересом слушала, слушала, слушала.
Вспоминаю одну из поездок. Первым делом, прямо с чемоданами, спешим в самое сердце России – на Красную площадь, чтобы помолиться за успех поездки в древней Казанской церкви, стоя под куполом которой чувствуется дыхание русских царей за спиной. Чтобы пройти с замиранием сердца по мощёной площади мимо ГУМа под бой курантов Спасской башни и обязательно поклониться вятской святыне – красно-белой маковке Покровского собора – придела Николы Великорецкого. Дальше – целыми днями на ногах по Москве, в бесконечном творческом общении, забывая пить, есть и спать. Вечером, конечно, малый театр с архитектурным буфетом среди белых колонн, духовым оркестром перед спектаклем и незабвенной классикой на сцене. Ночью в гостинице много разговариваем, смеёмся, читаем, строим планы на будущее, пьём сначала чай, потом кофе с мягким миндальным печеньем, потом снова чай. В последний день, перед поездом, летим в художественную галерею к Илье Глазунову, чтобы впервые за несколько дней поесть самый вкусный в мире борщик, насладиться глазуновским гением в обрамлении русских интерьеров. А в поезде снова двухместное купе, ночные разговоры, чтение добытых в поездке книг, вязание, смех и чай.
В командировках с Людмилой Борисовной легко, интересно, весело, просто... Но только не в работе. В работе всё не просто и никакой иерархии. Все равны, все нацелены на результат. Что бы мы ни делали в АСЦ: выставочные планшеты, макеты, тексты докладов к выступлениям, статьи, книги, электронные презентации – всё под вдохновляющим руководством Людмилы Борисовны после бессонных ночей и многочисленных, тщательнейших, даже дотошных правок и корректировок должно стать идеальным. И каждое утро новые и новые правки законченного уже вчера текста по изрезанным на кусочки рукописям (Людмила Борисовна снова работала ночью!). И снова печатали под диктовку, советовались, правили... Всё должно стать параллельным, прямым, ровным, выверенным до миллиметра и, главное, «быстренько». Шуточное вятское «ну что вы шунькаетесь?» подгоняло в работе не одно поколение студентов. Ночь перед дипломными защитами всегда в университете. Клеили, чертили, резали, носились по коридорам с планшетами, спали от усталости на партах, а Людмила Борисовна, работая на равных со студентами, всегда была весела, свежа, бодра и обязательно в белом угощала нас грузинскими вкусностями. (Она ещё и готовила отменно и тоже ночью.) Главный вопрос Учителя за день до защиты, обескураживающий полностью студента-дипломника:
– А в чем ты завтра пойдёшь?
– Что, и это важно?
– Это в первую очередь! Главное – ПОДАЧА!
Я только сейчас понимаю, что правились и выравнивались в этой работе не только планшеты, макеты и тексты. Мы научились трудиться качественно, профессионально, с поднимающим и заставляющим работать по ночам чувством ответственности ко всему, что ты делаешь.
А итог работы – удивление, что всё это сделал ты! Сделал то, на что никогда бы не решился, если бы не вера Учителя в твои силы. Например, с этой самой верой я за выходные научилась печь пасхальные куличи, потому что Людмила Борисовна подарила мне тефлоновые формы, со словами: «Ксенечка, в понедельник отмечаем в АСЦ Пасху Христову». И теперь я ещё и куличи печь умею!
Наша дружба с Людмилой Борисовной, дружба учителя и ученицы, преподавателя и студента, научного руководителя и аспиранта, наконец, коллег, духовной мамы и дочки продлилась более 20 лет!
Недавно, когда я работала над очередным проектом, меня одёрнули: «Вы слишком эмоционально смотрите на объект. Так не надо». А меня так научили. Всё делать в жизни «слишком»: слишком тщательно, слишком ответственно, слишком ровно и точно, с настоящими человеческими эмоциями, воспринимая жизнь «слишком близко к сердцу». По-другому просто не получается.
Спасибо, любимый Учитель, за это!
Мамочка моя вторая,
Научившая всему:
И молитве, и терпенью,
И стремленью, и труду!
Вместе плачем, вместе спорим,
И болтаем, и не спим.
В радости вдвоём и в горе,
Всё поймём и всё простим.
Мыслю как, во что я верю,
Как теперь живу, люблю...
Именно за эту данность
Каждый день благодарю!
(2006)