Дом в саду
Т. В. Малышева
С 1913 г. художник Николай Хохряков не покидал Вятку, работая заведующим картинной галереи Вятского художественно-исторического музея, преобразованного в 1919 г. в губернский музей искусства и старины. Вероятно, рассуждая как музейщик, он задумал оставить на живописных холстах облик старой Вятки. Николай Николаевич много раз писал свою усадьбу в Копанском переулке, усадьбы соседей Разумовых, родственников Клобуковых, друзей Лобовиковых, а также родовые усадьбы Хохряковых.
Эти этюды-картины художника драгоценны для нас. Они поэтичны по-хохряковски, и имеют свои особенности. Например, усадьбу бабушки Натальи Ивановны Хохряковой художник в 1925 г. изобразил дважды. В изумрудно-зелёных пейзажах старые могучие вязы и цветущие флоксы. В одном из них, на фоне голубого неба, написан розовый купол Екатерининской церковки, стоящей на улице Московской. Даже работая над изображениями храмов, Хохряков писал их не в величественном ракурсе, а со стороны подворья. Например, Трифонов монастырь у него представлен от оврага с дорожек, ведущих горожан к Святым воротам.
«Дом в саду» (1924) определяется нами как изображение здания публичной библиотеки имени А. И. Герцена. Пейзаж необычен тем, что написан в пору поздней осени, когда «прозрачен свет». В нём отчётливо видна архитектура рубежа XVIII– ХIХ вв. Первоначальный проект особняка за год до своей кончины заказал губернскому архитектору Филимону Меркурьевичу Рослякову в 1792 г. богатый купец Борис Васильевич Хохряков, торговавший с Архангельском. Внук его Егор Хохряков обвенчался в 1825 г. с Екатериной Рязанцевой. «Дом Герценки» объединил в этом поколении два купеческих рода. Только в 1840 г. имение стало окончательно принадлежать Александру Фёдоровичу Машковцеву.
Бабушку Екатерину, родную сестру деда Александра Егоровича Рязанцева, ещё успел застать в живых будущий художник. Как все пейзажи Хохрякова, «Дом в саду» передаёт состояние автора, когда он, по его словам, «невольно с природой входит в интимность». Для Николая Николаевича это природа, окружающая памятный дом, связанный с историей рода пока без всяких пристроек, осуществлённых уже в ХХ в. Невольно вспоминаются пушкинские строки: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой».
Задумчива осень. Небо «дымит» серым пологом над лиловой крышей особняка. По колориту в гармонии с небом здание, окрашенное светлой охрой с белыми карнизами и пилонами. Листва уже облетела. В природе закончились краски бодрой осенней лихости, но есть сдержанная мудрость старости. Ритм обнажённых деревьев незатейлив. Ясность, просветлённость свойственна этому пейзажу. Он камерный, отнюдь не парадный и не блещущий фасадом памятного места.
Дом в саду, на усадьбе. Именно с усадьбы открывается вид на классический особняк с приметами росляковской архитектуры. На первом плане под вязами, по обычаю того времени окружавшими купеческие усадьбы и храмы, стоит простая скамья. Желающие могут присесть и отдохнуть.
Дом в саду. Этюд Н. Н. Хохрякова. 1924