«Слава богу, нам дано для любви и утешения искусство...»
Двое братьев, Виктор (1848–1926) и Аполлинарий (1856–1933), стали художниками. Была в них с детства удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев. «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители – сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич «в белом холщёвом подряснике» и местный иконописец Семён Иванович Нотисов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том, о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах».
В. М. Васнецов. Нищие, поющие Лазаря. 1873 г.
И словно продолжая живописать картины сельской жизни, В. М. Васнецов отмечал: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на пеньке при свете и треске лучины».
Как и старший брат Николай, Виктор в десятилетнем возрасте был отправлен в Вятку для учёбы в духовном училище и семинарии. Это было естественным желанием отца Михаила Васильевича – сыновья, наследуя многовековые традиции рода, должны быть священниками. Старший окончил семинарию «с отличием», младший, увлечённый искусством, вышел из семинарии с последнего, богословского курса.
В Вятской семинарии в число обязательных дисциплин входили церковная живопись и архитектура. С 1855 по 1867 гг. вёл их Н. А. Чернышёв, иконописец и хороший рисовальщик, у которого «на дому была иконописная мастерская. Он писал иконы для многих церквей, в том числе имел договор с Вятским Преображенским женским монастырём о написании икон в 29 клеймах иконостаса холодного храма».
Я остановилась на круге интересов семинарского учителя Виктора Васнецова потому, что именно он «сумел разжечь в душе ученика любовь к духовной живописи». Не случайно в поздней «Автобиографии» 1924 г., вспоминая Вятку, художник написал: «Религиозной живописью я занимался и ранее, ещё до Академии». Ещё будучи учеником низшего отделения семинарии, в 14 лет от роду, он на доске написал икону «Благословение детей», которая висела в комнате правления духовного училища. В 1871 г. он сделал первый рисунок Богоматери с младенцем, как считают исследователи, – это память о счастливом детстве и рано ушедшей из жизни матери Аполлинарии Ивановне. А в 1874 г. уже написал икону Божией Матери на полотне с надписью «1874 г. Васнецов», которая находилась в Слободском Крестовоздвиженском монастыре в коллекции архимандрита Аполлоса.
В разных современных изданиях относительно участия Виктора Васнецова в работах по украшению вятских храмов ещё до 1867 г., времени его отъезда в Петербург, существуют различные мнения. «В росписи собора (Александро-Невского, построенного по проекту А. Л. Витберга. – Г. К.) принимал участие Виктор Васнецов в качестве помощника Андриолли». «Одновременно брал уроки рисования и помогал Андриолли в росписи вятских храмов».
Торжественное освящение собора в Вятке было в 1864 г. Учащиеся духовной семинарии присутствовали на столь важном и редком событии. Виктору Васнецову в тот год было всего 16 лет. Ссыльный поляк Эльвиро Андриолли приехал в Вятку в сентябре 1868 г. «Брат был учеником Академии, и до его отъезда в Петербург Андриолли не было в Вятке», – записал Аполлинарий в автобиографии «Как я сделался художником…». А посему Виктор Михайлович не мог брать уроки у художника Андриолли. Когда же они впервые встретились в Вятке в марте 1870 г., В. М. Васнецов уже имел за плечами два года академического образования, получив за рисунки две малые серебряные медали и одну большую. Правда, именно Андриолли, уезжая осенью 1870 г. в Петербург, Виктор Михайлович поручил художественное воспитание младшего брата Аполлинария.
«Помощь Андриолли в росписи вятских храмов» до сих пор документально не подтверждена. Художник Эльвиро Андриолли в 1871 и 1872 гг. писал иконы для холодного Крестовоздвиженского храма мужского монастыря. Тогда же создал портрет владыки Аполлоса и написал панагию (небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения – Словарь церковных терминов) для «его Преосвященства». Целый год, с августа 1871 г. по август 1872 г., Виктор Васнецов был в Вятке. Конечно, он видел иконы Андриолли, может быть, присутствовал при их написании или помогал другу в работе. Возможно… Но знаем точно, что оба по заказу владыки Вятского и Слободского Аполлоса писали изображения Богоматери. Один в 1871-м, другой в 1874 г. А ещё раньше учитель Виктора Васнецова Николай Чернышёв написал для владыки образ «Знамения Пресвятой Богородицы». Эти сведения косвенно могут служить доказательством совместной работы художников по украшению вятских храмов. Возможно, архивные материалы помогут раскрыть эту проблему, хотя есть ещё одно, предполагаемое мною, участие художника в подобной работе.
«Исполняя волю прихожан, причт приглашает» в 1877 г. для росписи церкви Рождества Иоанна Предтечи села Рябово вятского мастера Михаила Кошкарёва – «провесть в известном месте в тёплом храме живопись, согласно прилагаемым проектам». Через год интерьеры храма были покрыты росписями, которые, по отзыву благочинного протоиерея Кирилла Спасского, оказались выполненными «очень хорошо».
Кто такой живописец и иконописец Михаил Кошкарёв (ок. 1848–1907), и как он оказался в Рябове? С Виктором Васнецовым они не только одногодки, но вместе учились в Вятском духовном училище и многие годы были друзьями. Известно, что Васнецов в 1872 г. нарисовал портрет друга, который сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил же Кошкарёв долгое время хранил «какие-то рисунки» Васнецова. В найденном краеведом А. В. Ревой архиве М. И. Кошкарёва есть такая дорогая для нас строка: «Писать В. Васнецову в Киев...». Вполне возможно, а, скорее, это так и есть – заказ Михаил Кошкарёв получил при содействии Виктора Васнецова, который в мае 1877 г. прямо из Парижа приехал в Вятку и жил на родине до осени – самое хорошее летнее время для работы в холодном каменном храме. А не он ли составил «прилагаемый проект» росписи для своего друга?
Виктор Васнецов в юности был свидетелем ещё одного важного события: в 1864 г., при о. Михаиле, в рябовской церкви устанавливали новый иконостас с вновь написанными живописцами иконами, а в 1867 г. закончились его позолотные работы.
«Милое, милое Рябово...». Любовь к родному дому сохранилась в душе художника на всю жизнь. Не случайно, когда в 1901 г. он купил дачу в 20 километрах от Абрамцева, то в память о родине назвал это место Новое Рябово. Именно из Нового Рябова в июне 1914 г. он отправил письмо к брату Аполлинарию с грустным рассказом о посещении родных мест: «Вернулись мы из Вятки 3 июня... Наш любимый иконостас в холодной церкви линяет и даже лупится – так жалко и грустно. Самое живое впечатление всё-таки от иконостаса и этой линяющей живописи – она та же и такое же живое художественное впечатление и воспоминание... Я бы даже не прочь помочь средствами для сохранения живописи. Было трогательно, особенно на могиле папаши и мамаши (родители похоронены в ограде рябовской церкви. – Г. К.). Служили панихиду... Издали церковь и село очень навеяли старину... Мир дорогой, родной!».
В хрущёвскую оттепель Вятская епархия не досчиталась многих храмов, в том числе и старинной каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи в селе Рябово. Когда мы с бригадой кировского телевидения в начале 1960-х гг. впервые приехали в дорогие нашему сердцу места сделать передачу о родине братьев Васнецовых, печальная картина с грудой кирпича на месте храма предстала перед нами... Правда, за последние тридцать лет сердце моё не только постепенно оттаивало, но и возликовало. Я тогда обошла множество к тому времени закрытых храмов на вятской земле, а по благословению Владыки Вятского и Слободского Хрисанфа побывала в 32 действующих в то время церквях и почти всюду слышала одно и то же утверждение, что их храм расписывал сам художник Васнецов. Иногда, действительно, виделись знакомые образы и стиль исполнения. Только потом я поняла, что это поздняя живопись вятских храмов чаще всего конца XIX – начала XX вв. Это восхищение церковных живописцев талантом знаменитого земляка, когда они использовали росписи Киевского собора для украшения вятских церквей. Виктор Васнецов в своих работах в соборе, который он рассматривал не только как храм, но и как исторический памятник, посвящённый основанию Русского государства, эпохе Киевской Руси, сумел показать Бога живого, что всегда отвечало душе русской человека.