Вознесенский храм в фабричном селе Вознесенском-Вахрушевском
Л. Б. Безверхова
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Всея Руси Чудотворец дважды удостоил своим посещением Вятку, в 1904 и 1907 гг. За время своего пребывания Батюшка успевал очень многое: служил в храмах, посещал больницы и благотворительные учреждения, навещал дома горожан.
В 1907 г. о. Иоанн приезжал в село Вознесенское-Вахрушевское. Подумать только: Великий Угодник Божий три дня провёл в далёком вятском селе. Правда, село то было достойное: богатое, нового российского склада – фабрично-заводское. Здесь деятельные братья Вахрушевы продолжали активное развитие кожевенных заводов, основанных дедом ещё в 1854 г. и объединённых отцами в Торговые дома. Модернизировалось производство – процветало село. Центр его украшал величественный храм удивительной красоты. Его строительство, как примерное радение Вахрушевых о нравственности рабочих, было удостоено пяти золотых и двух серебряных медалей. Вознесенский храм – гордость Ильи Вахрушева, организатора постройки. В храме — его усыпальница. Благодарные сыновья Ильи Тимофеевича Вахрушева пригласили в родное село небесного заступника земли Русской, чтобы помолиться на могиле отца и попросить благословение на дальнейшее делание.
1 июня чудным звоном с колокольни дивного храма встречало о. Иоанна село Вознесенское-Вахрушевское. Тысячи прихожан, духовенство во главе с благочинным г. Слободского прот. А. Замятиным, семейства Вахрушевых восторженно и смиренно склоняли головы. Вечером о. Иоанн провёл общую исповедь в доме, где остановился.
2 июня в Вознесенской церкви о. Иоанн служил литургию в сослужении священников Слободского благочиния. После службы объехал многие дома вахрушевцев, совершал молебны.
3 июня Батюшка отслужил ещё одну литургию.
В память о посещении Всероссийским пастырем села его жители единогласно постановили приобрести для Вознесенского храма образ св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна.
Много раз, проезжая через Вахруши, ловила себя на мысли: «Неужели это было здесь? Столько значительных событий. Какие люди! С надеждой и молитвой трудились они здесь на благо России в начале сокрушительного XX века. Где их храм?» Начались поиски. К разгадке подтолкнула фотография.
Если ехать в г. Слободской по Пермскому тракту, то, въезжая в Вахруши, видишь с правой стороны бывшие купеческие дома, с левой – так называемые «сталинские». Именно здесь стоял храм, фотографию которого опубликовал А. Г. Тинский в книге «Вятская мозаика». Под ней многозначительная подпись: «Разрушение колокольни Вахрушевской церкви». Многие воспринимали запечатлённый момент как факт разгула атеизма. Но исследования открыли истину. Мы сейчас работаем в ГАКО, готовясь к юбилею И. А. Чарушина – звезды первой величины на небосклоне вятской архитектуры. Наши архивные находки, а также беседы в Вахрушах с краеведом С. А. Мясниковой и учителем, создателем музея, Л. Н. Кушковой пролили свет на историю Вознесенского храма.
Возводили его по проекту губернского архитектора Василия Михайловича Дружинина с 1890 по 1894 г. на месте, отведённом по указу Священного Синода. Заказчики – братья Вахрушевы, владельцы кожевенного производства. Рабочие фабрики трудились на строительстве храма во Славу Божию в неурочное время. Собирались, конечно, и пожертвования. Постройка обошлась в 150 тыс. рублей.
На сохранившихся чертежах Дружинина квадратная в плане церковь с трехчастной апсидой, 4 столпа, которые выходят наружу четвериком со скошенными углами. Он увенчан ступенчатыми кокошниками, которые словно возносят на стройных барабанах пять куполов. Внутри храма – три престола, небольшая трапезная. С западной стороны церкви поставлена мощная колокольня с палатками.
В храмовой описи читаем: «Сооружена церковь во Славу и благодарение Всесвятому Господу Богу и в воспоминание милости Его, явленной в сохранении драгоценной жизни императора Александра Александровича и всего Августейшего семейства Его при крушении царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге в 1888 г. 17 октября». И далее из документа: «Здание каменное, с такой же колокольней. Покрыто железом. Четыре престола. Главный – в память Вознесения Господня, правый – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского и левый – во имя пророка Илии и в воспоминание чуда милости Божией к царской семье 17 октября 1888 г. Под церковью пещерный храм с усыпальницей – во имя пророка Божия Илии».
Это описание храма, уже перестроенного другим губернским архитектором, Иваном Аполлоновичем Чарушиным, во исполнение завещания Ильи Вахрушева и на его средства. В каком году это было, пока точно сказать не могу. Вопрос о расширении храма ставился ещё при Дружинине. Видимо, увеличение объёма производства вызвало приток рабочей силы, естественно, возрос и церковный приход. Но работу по увеличению площади храма выполнил (и блестяще!) уже Чарушин. Архитектор-художник 1-го класса И. А. Чарушин сменил инженер-архитектора В. М. Дружинина на посту губернского архитектора, и ему пришлось, по долгу службы, завершать многие работы, начатые предшественником. Вахрушевская церковь была в их числе. Что же он сделал? По чертежам, недавно обнаруженным в ГАКО, видно, что архитектор почти вдвое увеличил её площадь за счёт прямоугольной трёхнефной трапезной с повышенной центральной частью. Для главного нефа спроектировано особое освещение. Любимый его приём – верхний фонарь, как в церкви Иоанна Предтечи в Вятке.
Поскольку расширение храма велось в западном направлении, то старую колокольню пришлось снести. Это и зафиксировано на фотографии. Не воинственное разрушение, а необходимость во имя созидания нового. Видно, что уже поставлена временная деревянная колокольня, ведь службы не прерывались. Пока неизвестно, как долго строилась новая шатровая колокольня, но на чертежах фасада храма видны те же излюбленные приёмы архитектора: «слухи» (маленькие световые оконца) и «гирьки» в различных интерпретациях. Как же решил зодчий главный храм? Он хотел заменить дружининское пятиглавие одним большим куполом. Хотел, но сам и отказался. Они прекрасно сочетаются – церковь и колокольня в древнерусском стиле. Удивительное творение двух великих вятских мастеров. И стоял этот храм на оси улицы Вокзальной и Пермского тракта, опоясанный чудесной металлической оградой.
Реконструкционная прорисовка Вознесенского храма в п. Вахруши
Известно, что при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались дети из духовного, крестьянского и мещанского сословий. Существовала народная библиотека с читальней. Организовано было Общество трезвости, открыта чайная. Благодетели Вахрушевы содержали большой прекрасный хор, а храм был всегда полон. Приходили крестьяне даже из дальних деревень. Служили в храме два священника, окончившие Вятскую духовную семинарию – отец Николай Добровольский и отец Иоанн Решетников, а также диакон Аркадий Маракулин.
В середине 20-х гг. XX в. церковь была обезглавлена и закрыта. Самый большой колокол сброшен так, что раскололся и глубоко вошёл в землю. Иконы и утварь растащили. Сам храм и колокольню не взрывали, а сколько могли – разобрали по кирпичику. Ещё до войны со стороны алтаря появился пристрой – цех школы ФЗУ. После войны решено было использовать храм как основание нового жилого дома. И он вошёл в этот четырехэтажный дом и оказался спрятанным, потаённым. Н. Н. Базилевская, старшая по дому, провела нас по подъездам, по этажам, показала и подземное помещение, где сохранились окна и остатки сводов. Да это же пещерный храм во имя пророка Божия Илии с усыпальницей Ильи Вахрушева! Оказывается, жив! Ведь это именно сюда звали о. Иоанна Кронштадтского сыновья Ильи Тимофеевича и здесь Он молился! Печально, что так распорядились уникальным сооружением.
Вместе с нашими добрыми путеводительницами мы со студентами обошли квартиры в поисках хоть каких-нибудь ещё следов храма. Удивило, что люди впускали просто, без опаски, и все были очень добры к нам. Все знали, что их дом стоит на стенах храма. Говорили об этом с какой-то горькой гордостью. Многие верили в восстановление пещерного храма – ведь помещение пустует, стены целы, в окна пробивается свет. Они уже собрали подписи, обращались к Митрополиту Хрисанфу. Надежда есть.
В Архитектурном студенческом центре Вятского государственного университета мы сделали макет церкви фабричного села Вознесенское-Вахрушево и подарили его школьному музею. Сейчас работу продолжаем. Ведутся дополнительные исследования в архивах и БТИ для разработки эскизного проекта реконструкции Вознесенской церкви. Будет ещё один проект-память. Это наш долг перед И. А. Чарушиным, который поставил на вятской земле 165 храмов.
Крепки молитвы Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Молитвенников Земли Вятской.
Литература
1. ГАКО. Ф. 1099. Оп.1. Ед. хр.8. Вознесенская церковь Слободского уезда. 1895–1916 гг.
2. ГАКО. Ф. 499. Оп. 1 Ед. хр. 245. Документы Торгового дома «Ф. Т. Вахрушев и сыновья». 1885–1915 гг.
3. Очерки истории Вятской епархии (1657–2007): 350 лет Вятской епархии. – Вятка : Буквица, 2007.
4. Энциклопедия земли Вятской. – Киров : ГИПП «Вятка», 1996. Т. 5 : Архитектура. 384 с. : ил.
5. Тинский, А. Г. Вятская мозаика. – Киров : Волго-Вят. кн. изд-во, 1994. 192 с. : ил.
6. Зырин, Б. В. Архитектор Чарушин. – Киров : Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. 96 с. : ил.