Анкета «Портрет современного читателя Герценки»

(по материалам анкетирования)

Н.В. Стрельникова

2017 год – юбилейный для Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена. 18 декабря ей исполнилось 180 лет.

Вятская публичная библиотека (ныне Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена) была открыта А. И. Герценом 6 (18) декабря 1837 г. с фондом 1313 экз. С библиотекой связаны имена выдающихся деятелей науки и культуры России – А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, П. В. Алабина, В. М. Бехтерева, Д. К. Зеленина, А. С. Грина, А. А. Спицына, К. Э. Циолковского и др. За годы существования библиотекой накоплен богатый опыт в собирании документов и изучении истории Вятского края, Кировской области. В настоящее время библиотека – информационный и культурный центр региона. Фонд библиотеки составляет более 4 млн экземпляров. Ежегодно свыше 30 тыс. читателей приходят в библиотеку, чтобы получить информацию в помощь профессиональной, культурной и образовательной деятельности. Им выдаётся 1 млн 700 тыс. изданий в год.

В юбилейном году нам интересно было узнать, каков современный читатель Герценки?

С 1 сентября по 1 декабря 2017 года в Библиотеке был проведён анкетный опрос посетителей, целью которого было выявление круга интересов и степени удовлетворенности читателей библиотекой. Анкета заполнялась читателями непосредственно во время посещения библиотеки, а также её можно было заполнить онлайн на сайте библиотеки.

Анкета, состояла из 27 вопросов. Наряду с вопросами, направленными на создание социального портрета, был задан ряд вопросов, ответы на которые помогли установить уровень удовлетворенности читателей библиотекой. В анкетировании приняло участие 238 человек.

Перейдём же к составлению портрета современного читателя Герценки.

Специалисты давно отмечают возросшую читательскую активность женщин. Не стала исключением и наша Библиотека. Большинство респондентов – читатели-женщины – 69%, и лишь 31% – мужчины (рис. 1). Думается, что подобное соотношение в нашем российском обществе является традиционным. Достаточно вспомнить А. С. Пушкина, утверждавшего, что в России книги пишутся преимущественно для женщин, т.к. мужчины заняты Бог весть чем, будут заняты Бог весть, сколько и им просто не до чтения.


Рис. 1

Возраст опрошенных варьируется от 14 и старше 75 лет. В процентном соотношении как распределились возрастные группы, видно на рисунке (рис. 2). Мы видим, что практически поровну распределился процент читателей от 22 до 35 и от 51 до 65.


Рис. 2

Портрет читателя Библиотеки начинает вырисовываться: это женщина двух возрастных категорий от 22 до 35 и от 51 до 65. И думается, что дело тут дело в том, что до 35 лет – это молодые люди, они ещё учатся и им библиотека нужна для профессионального становления. У женщин после 50 появляется больше свободного времени и многие склонны посвящать его самообразованию и внутреннему развитию, для чего в библиотеке существуют прекрасные возможности. Из всего сказанного, очевидно, что портрет нашего читателя – это женский портрет.

Как видим, образовательный уровень респондентов высокий: более половины имеют высшее образование, 18 человек имеют несколько высших образований, а 5 – учёные степени, каждый четвёртый – среднее специальное, практически каждый десятый – среднее (рис. 3).


Рис. 3

Влияет ли семейный статус человека на его посещение Библиотеки? Кто больше посещает Библиотеку – семейные или одинокие? Ответ на этот вопрос мы видим на следующем рисунке (рис. 4). По семейному положению 63% респондентов имеют семью, 37% – одиноки. Бытует такое мнение, что чтение является компенсацией одиночества, что семья отрывает от чтения. Наш опрос показал, что наличие семьи не сказывается на активности посещения Библиотеки, наоборот, семейные люди в большинстве своем являются активными читателями Библиотеки.


Рис. 4

Большая часть опрошенных посещает Библиотеку свыше 20 лет – 34% (четыре анкетируемых указали, что читают свыше 50 лет, один – свыше 60 лет), от 11 до 20 лет – 26 %, от 6 до 10 лет – 15%, от 2 до 5 лет – 20%, менее 2 лет – 5% (рис. 5).


Рис. 5

Результаты говорят о том, что большинство читателей Библиотеки сохраняют ей преданность, являются её постоянными читателями.

Причём, читатели посещают Библиотеку:
практически каждый день – 10%
1-2 раза в неделю – 20%
1-2 раза в месяц ­– 44%
несколько раз в год – 15%
от случая к случаю – 11%.

Один человек указал, что посещает Библиотеку всегда, когда бывает в нашем городе по необходимости.

Преимущественное большинство читателей активно посещают Библиотеку. Следовательно, результаты анкетирования можно считать объективными, так как 79% опрошенных читателей являются активными посетителями Библиотеки.

Веб-сайт является важной составляющей деятельности современной библиотеки. Он даёт новые возможности взаимодействия с целевой аудиторией – читателями. Отрадно, что о существовании сайта Герценки знают большинство опрошенных читателей – 90%, но в тоже время активными пользователями этого ресурса являются лишь 20%, они заходят на сайт каждый день либо несколько раз в неделю. Раз в месяц обращается к сайту – около 20%, от случая к случаю – 36 %, несколько раз в год – 12%. Первый раз о существовании сайта Герценки узнали из анкеты 24 человека (10%), 3 читателя ответили, что знают о существовании этого ресурса, но ни разу его не посещали.

Отчасти, невысокий процент читателей, регулярно обращающихся к сайту, объясняется тем, что значительная часть пользователей Герценки – это люди старшего и преклонного возраста, которые не имеют навыков постоянной работы на компьютере и в интернете. Но также среди причин, вероятно, и недостаточная работа сотрудников библиотеки по популяризации этого важнейшего ресурса Герценки. Некоторые читатели даже не подозревают, какие «сокровища» порой можно отыскать в недрах библиотечного сайта и как, например, обращение к электронному каталогу, размещённому на сайте, экономит время, которое они затрачивают на поиски нужной информации.

В устных разговорах читатели также отмечают, что они порой испытывают сложности с ориентацией на сайте, не всегда удаётся обнаружить нужную информацию в силу того, что она довольно глубоко «спрятана» в недрах сайта и её наличие неочевидно для неискушённого пользователя.

На вопрос: «Вы обычно посещаете библиотеку?» 174 респондента ответили, что в одиночестве; 44 – с друзьями, 22 – с семьей. Как видим, 73% – это собственно одиночные посетители. Дружеские группы составляют 18,4%. И только 9,2% посещают Библиотеку с семьёй. Следовательно, чаще всего Библиотеку посещают в одиночестве.

Результаты анкетирования показали (рис. 6), что самой распространенной целью посещения Библиотеки является самообразование, затем – чтение художественной литературы и посещение культурно-массовых мероприятий, далее – учёба, работа, знакомство с новинками литературы, и на последнее место было поставлено развлечение и отдых. Самое распространенное сочетание целей посещения Библиотеки – самообразование, чтение художественной литературы и посещение культурно-массовых мероприятий, одновременно – чаще всего встречается в ответах женщин от 51 до 65 лет. Распределение ответов превышает 100%, т.к. наши читатели отмечали не одну, а несколько позиций.


Рис. 6

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что у читателей при посещении Библиотеки есть конкретная цель. Немалая часть из них отметила несколько позиций, значит, и цели посещения разнообразны.

В ходе опроса мы также хотели узнать мнение наших читателей о том, что их привлекает в Библиотеке, прежде всего. Более 35% считают, что Библиотека привлекательна книжным фондом, и это оправданно. Книжный фонд Библиотеки составляет 4,300 тыс. экз., из них 50 тыс. документов – книжные памятники регионального, федерального и мирового значения, являющиеся частью национального библиотечного фонда России. Вторым по значимости привлекательности Библиотеки является атмосфера. Третье место поделили – персонал и мероприятия, проводимые библиотекой.

На вопрос «С какого возраста вы начали читать самостоятельно?» самым популярным ответом стал ответ – с семи лет. И только 14 человек не помнят, в каком возрасте они начали читать самостоятельно.
Домашняя библиотека есть у 79% читателей, нет – у 21%.
Ч
итательские предпочтения наших читателей достаточно традиционны. Большинство предпочитают читать книги (38,5%). Далее следуют периодические издания (15,4%), электронные книги (5,5%), электронные новости (3,9%).

Какой вид чтения наиболее предпочтителен? В ходе опроса респондентам было предложено выбрать любимые форматы книг и журналов: традиционный (бумажный), электронный, аудио, не имеет значения.

Большая часть ответивших любит традиционные печатные книги (87%), только электронные издания предпочитают 19%. Сочетание пристрастий характерно для 23 человек, из них любят и традиционные, и электронные книги 22%, и наряду с другими форматами называют аудиокниги 6% от всех ответивших респондентов.

Тематические предпочтения был призван выяснить вопрос «Какую литературу Вы читаете?» с предложением выбрать те или иные области знаний, темы, которые интересуют читателей Библиотеки. Среди тематических предпочтений лидирует художественная литература. На втором месте в списке предпочтений оказалась история. Далее следуют издания по искусству, краеведению, спорту, медицине, ЗОЖ. Меньше всего нашим читателям интересны издания по технике и экономике.

Надо отметить, что в последние годы увеличился интерес не просто к истории, а именно к истории местного края, стали больше брать книг краеведческого характера. И резко упал интерес к экономическим изданиям, повышенный спрос на которые был в 90-2000-е годы.

Медленно, но верно, мы приблизились к количеству прочитанных книг (количество не равняется качеству, к сожалению). По словам наших читателей, в год они прочитывают от 1 до 90 книг (скорее всего, что кто-то считал не книги, а произведения, в том числе рассказы).

Из общего числа опрошенных 39 человек (16%) читают до 10 книг в год. Большинство указали, что читают свыше 10 книг в год. Среди опрошенных 2 человека отметили, что не читают совсем. От общего числа это составило 1%.

Нам было интересно узнать, на какие группы Герценки ВКонтакте и в других социальных сетях подписаны наши читатели. Безусловным лидером является официальная группа Библиотеки. На неё подписаны 48% наших респондентов. Абонемент Герценки занимает вторую лидирующую позицию – 22%. Остальные группы не так популярны среди опрошенных. 31 человек ответил, что первый раз слышит о существовании таких групп.

Интересные результаты были получены при ответе на вопрос «Из каких источников Вы обычно получаете ежедневную новостную информацию?»

52% опрошенных отметили, что основным источником получения ежедневной новостной информации для них является интернет. Это довольно неожиданный результат, потому что социологических опросы россиян показывают, – для подавляющего большинства жителей нашей страны по-прежнему наиболее востребованным источником новостей является телевидение. В этом смысле наши читатели оказались необычайно продвинутыми! При этом примерно четверть опрошенных продолжают регулярно читать «бумажную» периодику и 35% ежедневно смотрят телевизионные новостные программы. Из 238 читателей, принявших участие в анкетировании, лишь один человек отметил, что вообще не следит за новостями.

Анкетирование показало, что самым посещаемым отделом в Библиотеке является отдел абонемента научной книги, который посещают более 50% читателей. На втором месте по посещаемости стоит отдел обслуживания – 27%. Далее – сектор текущей периодики и отдел краеведческой литературы, который посещают соответственно 19% и 17%. 51 человек указали, что посещают, кроме отделов библиотеки кофейню «Кофе&книги». Хочется отметить, что в последнее время кофейня вносит свой вклад в создание той самой атмосферы уюта – места, куда хочется приходить. 13 человек указали, что посещают только массовые мероприятия. Распределение ответов в данном случае также превышает 100%, т.к. наши читатели отмечали не одну, а несколько позиций.

С определенной целью был задан вопрос об увлечениях и хобби. В целом по стране чтение занимает второе место после телевидения (информация ВЦИОМ). А онлайн-опрос, проведённый Международным институтом маркетинговых исследований в феврале 2017 года, показал, что Россия уверенно вошла в тройку лидеров по количеству времени, затраченного на чтение. По данным нашего опроса, чтение также выходит на первое место –31%. Среди других увлечений наших читателей лидируют также путешествия и музыка.

Особое внимание следует обратить на то, что в формировании читательской культуры огромную роль играет система ценностей, определяющая их жизнь, а значит их мировоззрение, вкусы, интересы. Для абсолютного большинства читателей библиотеки семья и дети и здоровье являются наибольшими ценностями в жизни (21 и 20 %%). На втором месте – ценности «дружба» и «творчество, возможность самореализации», они является важной для 11% опрошенных; на третьем месте – любовь и любимая работа», ее предпочли 10%.

Все выше сказанное, дает нам возможность предположить, что портрет современного читателя Герценки выглядит так (рис. 7).


Рис. 7

Это женщина средних лет или немного старше, ставящая на первое место семейные и духовно-нравственные ценности. Она хорошо образована и интеллектуально развита. Круг её интересов достаточно широк и разнообразен: от исторической и художественной литературы, до изданий по искусству, спорту, медицине.

Современный читатель Герценки опровергает утверждение, бытующее в современном обществе о том, что живая книга может быть вытеснена электронными носителями.

Это подтверждение того, что для него она по-прежнему остается источником развития чувств и мышления, а не только источником необходимой информации.

Современный читатель Герценки – человек, выросший и сложившейся в читающей среде, поскольку у большинства из них есть свои личные библиотеки. Все это накладывает особый отпечаток на требования, предъявляемые к библиотеке публичной. И, по данным проведённого опроса, Герценка с ними успешно справляется. Неудивительно, что нынешний читатель отличается постоянством и посещает Библиотеку достаточно часто. В ней для него примечательно все: наличие богатого книжного фонда, разнообразные массовые мероприятия, профессиональная культура сотрудников и та особая атмосфера, которую они ощущают, приходя в Герценку.

Этот привлекательный портрет даёт нам возможность с оптимизмом смотреть в будущее.