Новости

27.06.2019

85-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР»

27 июня 2019 года в библиотеке им. А. И. Герцена состоялось 85-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР».


Свобода творчества –
свобода делать ошибки.
П.Л. Капица


27 июня 2019 года в библиотеке им А.И. Герцена состоялось 85-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР». Мероприятие прошло в формате командно-технической игры под названием «Решить задачу».

Проведение мероприятия было приобщено к празднованию Дня молодёжи и Дня изобретателя и рационализатора в России. Отчёт о командно-технической игре «Найти идею», состоявшейся в прошлом году, смотрите по ссылке.

Членами жюри на командно-технической игре выступили: Зонов Александр Васильевич – Председатель Правления Центра развития инноваций «НОВАТОР», Голуб Олег Николаевич, Вохмянин Владислав Григорьевич – заместители Председателя Правления Центра развития инноваций «НОВАТОР», Сорокина Татьяна Васильевна – заведующая патентным сектором библиотеки им. А.И. Герцена. Ведущий мероприятия – Стариков Артём Александрович, заместитель Председателя Правления Центра развития инноваций «НОВАТОР».

В производственной деятельности определяющую роль играет человек, сложное поведение которого нельзя объяснить с помощью формализованных методов. Тем более, невозможно провести анализ работы организации или предприятия этими методами.

Одним из перспективных методов подготовки опытных инженерно-технических специалистов, способных принимать решения по сложным производственным вопросам, является разработка и проведение деловых игр.

Проект «Решить задачу» ‒ это командно-техническая игра, состоящая из 3 этапов:
• подготовительного (15-20 минут);
• игрового (60-80 минут);
• подведения итогов (20-25 минут).

Участниками Игры были команды из 5 человек, в составе которых молодые специалисты (инженеры, изобретатели, рационализаторы) предприятий и организаций г.Кирова:
• команда АО «ВМП «Авитек» – АО «КМП»;
• команда АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»;
• команда ПАО «Кировский завод «Маяк»;
• команда «ВятГУ» (специализация «Инновационный менеджмент», каф. «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «ВятГУ»);
• команда «Стоп кран» (Кировский регион Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»);
• команда «Новатор».

Участники представили название и девиз своих команд, обозначили цели и задачи на Игру.






Почему современному человеку необходимо уметь решать задачи?

Всю сознательную жизнь нам приходится решать различные задачи. В школе и в вузе мы это делаем по заданию преподавателей, на работе – выполняя служебные обязанности, а в быту – в силу жизненной необходимости. Ученые-педагоги понятию «задача» дают свои определения. «Задача – это необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения некоторой цели» – так сформулировал сущность понятия «задача» в своей книге «Математическое открытие» известный американский педагог-математик Дьёрдь Пойа. Советский педагог Т. А. Ильина считает, что задача – это словесная формулировка проблемы, принятой к разрешению.

Решение отдельных производственных задач требует усилий большого числа специалистов, причем специалистов разного профиля. Для решения таких задач нужны не только глубокие и прочные знания, но и умение применять их в нестандартных условиях, способность работать в коллективе и решать продуктивно задачи в крайне сжатые сроки. Перечисленные качества не врожденные – их нужно долго, упорно и целенаправленно формировать в процессе регулярного обучения. Только самостоятельно решая задачи, можно перевести знания на уровне воспроизведения на уровень знаний-умений и далее знаний-трансформаций (уровень творчества). Отсутствие умения решать задачи очень часто приводит к тому, что даже самые совершенные знания не находят применения, забываются и исчезают. Тысячу раз был прав основоположник квантовой механики Макс Планк, когда писал, что знание без умения не имеет значения.

Целями командно-технической игры «Решить задачу» стали: содействие в раскрытии и формировании инженерно-технического потенциала молодежи, молодых специалистов (инженеров, изобретателей, рационализаторов), популяризация технического творчества в молодежной среде.

Проведение Игры представляло собой развёртывание условных ситуаций инженерной деятельности с целью усвоения профессионального опыта и развития профессионализма, приобретение новых инженерных знаний, умений и отношений.

Игровой этап командно-технической игры «Решить задачу» начался с конкурса «Разминка».

Сначала командам было предложено решить нестандартные технические задачи: 3 задания, по 3 минуты на каждое. Максимальное количество баллов за верное решение задачи – 3. Пример одной из предложенных задач:



Далее участникам Игры предстояло проверить себя в знании основ патентоведения. Требовалось дать ответы на вопросы тестовых заданий, связанных с субъектами и объектами патентного права, правилом и порядком оформления патентных прав, понятий, связанных с лицензированием и вопросами международно-правовой охраны промышленной собственности. Всего в задании было 10 вопросов, за каждый верный ответ начислялся 1 балл. Время на выполнение задания составляло 8 минут.



В завершении конкурса «Разминка» участники команд решали прикладные политехнические задачи, требующие определённых познаний в различных областях математики и физики. Решение таких задач обеспечивает творческую активность и самостоятельность. Посредством этого формируются политехнические умения и навыки, расширяются, углубляются и используются на практике приобретенные знания, воспитываются профессиональные качества, развиваются познавательные интересы и способности. Всего к решению было предложено 5 задач, за каждое верное решение задачи начислялся 1 балл. Общее время на выполнение задания – 10 минут. Пример одной из предложенных задач:


Основной частью игрового этапа командно-технической игры «Решить задачу» стало выполнение задания «Сформулировать техническое решение на тему «Крышка для колодца». Участникам Игры было предложено техническое задание, содержащее характеристику эксплуатации изделия и технико-экономические требования к нему, производственные возможности для изготовления и рекомендации по расчёту себестоимости.

Необходимо отметить, что техническое решение (ТР) является структурной частью технического творчества. Оно определяет принципиальные, схематические, теоретические решения и не всегда носит конкретную форму реального материального объекта (изделия), но непосредственно связано с его определенным содержанием с конструкцией, технологией, принципом работы или материалом. Техническое решение представляет собой раскрытую техническую идею, которую можно осуществить с привлечением специалистов, не применяя изобретательских принципов. Оно должно быть практически осуществимым, полезным, работоспособным, причем принцип работы не обязательно должен иметь теоретические обоснования.





Требования к выполнению задания «Сформулировать техническое решение на тему «Крышка для колодца»:
• постановка технической проблемы и доказательство её актуальности;
• оптимизация и обоснование конструктивных особенностей изделия;
• изобразить графически внешний вид изделия с нанесением основных размеров;
• описание процесса производства изделия по технологическим операциям, изобразить графически (не менее 5-7 операций);
• расчёт себестоимости изделия;
• защита проекта и ответы на вопросы (3-5 минут).

Критерии оценки заданий:
• творческая часть – 3 балла;
• технологическая часть – 3 балла;
• расчёт себестоимости – 2 балла;
• качество презентации – 2 балла.
Общее время, отведённое на выполнение задания, составило 30 минут.

Все команды справились с выполнением задания на достойном уровне: предлагались смелые и интересные решения, выдвигались предположения, достаточно содержательными были публичные защиты проектов.


Итоговые результаты командно-технической игры «Решить задачу» приведены в таблице ниже. Члены жюри пришли к единому мнению, что с учётом возможной погрешности распределение командных мест целесообразно сделать следующим: три третьих места, два вторых и одно первое.


В заключительной части мероприятия состоялось награждение команд, чаепитие, после чего участники высказали свои соображения по итогам командно-технической игры, отметили её значимость и обозначили намерения принять участие в Игре в следующем году.


Центр развития инноваций «НОВАТОР» благодарит:
• за техническую и организационную поддержку в проведении командно-технической игры «Решить задачу» директора Кировской ордена Почёта государственной областной универсальной научной библиотеки им. А.И. Герцена Стрельникову Наталью Владимировну.

Следующее, 86-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР» состоится 26 сентября. Следите за новостной информацией на сайте библиотеки им. А.И. Герцена и в социальных сетях.


Возврат к списку