Как учили в старину. История учебника
Учебники, т. е. учебные тексты, содержащие систему научных знаний и используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времен. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки.
В России первым учебником была «Азбука», напечатанная И. Федоровым (1574 год). Из четырех веков существования русских печатных учебников треть приходиться на букварно-грамматические. Во второй половине 17 века лишь Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари, например, стоили одну копейку). Лишь в конце 18 века Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены учебники по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам.
Широкой публике будет интересно познакомиться и с учебниками, изданными в 19 веке, особенно с теми, по которым учились дети в учебных заведениях г. Вятки.
В секторе депозитария областной научной библиотеки им. А. И. Герцена хранятся школьные учебники, которые использовались в вятских мужских и женской гимназиях, женском епархиальном, коммерческих училищах, церковно-приходской школе.
К числу обязательных для изучения предметов в программе обучения школы дореволюционной России относилась география.
Я открываю старые страницы…
За ними – тайна, запах старины,
И мореплавателей хмурых лица,
И карта неизученной страны…
Перелистаем старые страницы,
Вдохнем же запах вечности седой…

Учебник отечественной география «Россия», который хранится в депозитарии, был издан в Москве, в 1907 году, и к этому времени он выдержал 22 издания. Перелистаем старые пожелтевшие страницы географии и узнаем, что население России на начало 20 века составляло 129 млн. жителей и граничила Российская империя в те времена с Норвегией, Швецией, Германией, Австрией, Персией, Румынией, Азиатской Турцией, Афганистаном и Китаем. Сравните с нынешними границами.
Поскольку обучение было раздельным (девочки учились отдельно от мальчиков ), то и учебники писались специально для мужских и женских учебных заведений. «Русская история», изданная в С-Петербурге в 1890 году предназначалась для мужских средних учебных заведений, а «Основания физики» К. Д. Краевича – для женских. Автор в предисловии отмечает, что поскольку данное пособие предназначается «для обучения девиц, и, принимая в соображение, что физику начинают преподавать им в том возрасте, когда умственные силы обыкновенно не довольно развиты, я должен был заботиться об общепонятности. Та же причина и незначительное математическое образование девиц заставили меня избегать всяких математических вычислений».

В предисловии к этому учебному пособию
(«Учебный Исторический Атлас») говорится: «Цель - чисто практическая: дать пособие, приноровленное к курсу истории в средних учебных заведениях и к потребностям учеников этих заведений». Авторы желали «дать учащимся возможно полную картину территориальных изменений государств и в то же время пособие, доступное по цене большинству учеников».
На титульном листе «Краткой русской истории» О. Пуцыковича есть пометка, что этот учебник «рекомендован 4 отделением Собственной ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Канцелярии для учебных заведений Ведомства Императрицы Марии в качестве учебного пособия для двухклассных церковно-приходских училищ и в качестве книги для внеклассного чтения учащихся в одноклассных школах».
Принципы, которыми руководствовались авторы «Забавной арифметики» Н. Аменицкий и И. Сахаров были следующими: «Развитие детской самодеятельности путем живого и забавного рассмотрения различных практических вопросов, разрешимых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, умение все окружающее нас по возможности переводить на счет, меру и число, оживить и сделать более интересным преподавание «сухой» математики».

«Все, что создано Богом, составляет мир. Мир разделяется на духовный и вещественный или видимый, последний называется также природою. Духовный мир мы постигаем разумом или внутренним чувством, а вещественный узнаем с помощию внешних чувств» - читаем мы во «Введении»
«Курса естественной истории. Краткая зоология» (
составитель Д. Михайлов), изданной в 1865 году, в С-Петербурге.
Учебник по химии, который хранится у нас, издан в 1912 году. Химия, как отдельный предмет преподавания, долгие годы не входил в число обязательных школьных предметов. В предисловии автор учебника К.И. Тумский отмечает, что преподавание таких предметов, как физика, ботаника, технология, электротехника без предварительного знакомства с основами химии не достигает цели и ученики «обыкновенно очень смутно представляют себе сущность химических явлений. А между тем химия – это основа всего естествознания и многих отраслей техники. Предлагаемый элементарный учебник именно и заключает в себе те минимальные сведения из химии, какие необходимы почти во всякой не только специальной, но и общеобразовательной средней и низшей школы. Мы старались не загромождать книжку фактами, а самые факты выбирали по возможности из повседневной жизни, чтобы связать изучение химии с правильным пониманием окружающих явлений».
В хрестоматии «Русская литература в средних учебных заведениях» (1878 год ) приведены тексты русских летописей, «Поучения Владимира Мономаха», песни, сказки, былины, легенды, духовные стихи.
В предисловии «Общий взгляд на среднюю историю» автор учебника Д. Иловайский отмечает три великих события, которые «отделяют Средние века от Древнего мира: Утверждение Христианской религии в пределах Римского государства, начало Великого Переселения народов и падение Западной Римской империи». Сравните с характеристикой нынешних историков эпохи средних веков.

>На титульном листе учебника
«Теоретическая арифметика» указано, что учебник «составил, преимущественно по Бертману Н. Билибин, директор С.-Петербурского Первого Реального Училища. Француз Бертман Н.- один из знаменитых европейских математиков. По арифметике этого математика во Франции готовятся к поступлению в Политехническую школу. А наш директор училища переработал французскую «Арифметику» применительно для российской школы.
Во «Введении» автор так характеризует науку: «Математика есть наука о величинах, но не все величины изучаются ею. Математика не изучает, например, величины красоты, пользы, и т. п., хотя и красота, и польза имеют величины. Математика занимается величинами, которые дают идею о равенстве».
Периодическое издание «Академия иностранных языков» (серия « Гимназия на дому») - «издание – строго научное, по изложению популярное, доступно пониманию всех, благодаря чему каждый может заочно основательно в самое короткое время подготовиться по курсу гимназий, реальных училищ и проч. средне-учебных заведений, не прибегая к помощи учителей и репетиторов и дорого стоящих учебных пособий».
Список литературы
1 Абрамов Я. В. Новейшие успехи знания . – СПб, 1890. – 306 с.
2 Автократов С. Учебник психологии. – СПб, 1865. – 164 с.
3 Академия иностранных языков: немецкий язык – СПб,1888 – 88 с.
4 Бернгейм. Введение в историческую науку – М.: Издание М. Н. Прокоповича, 1908.- 136 с.
5 История этики в новой философии – М.: Типо-литография В. Ритер, 1898.- 108 с.
6 Курс естественной истории – СПб, 1865. – 228 с.
7 Маркович Б. А. Геометрия пространства – М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина,1910. – 176 с.
8 Мах Э. Историко-критический очерк развития механики.- СПб, 1908. – 38 с.
9 Меч С. Россия: учебник отечественной географии. – М., 1907. – 160 с.
10 Пряслова М. Вода и ее значение в природе.- М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина,1904. – 194 с.
11 Рубакин Н. Рассказы о Западной Сибири и как там живут люди. –М.: Издание « Посредника», 1908. – 184 с.
12 Полевой П. Русская история для мужских средних учебных заведений. СПб,1890.- 320 с.
13 Сборник произведений русской литературы.- СПб., 1878.- 650 с.
14 Тумский К. Начала химии.- М.: Типография Императорского Московского Университета,1912.- 196 с.
15 Энгельгардт Н. История русской литературы 19 столетия. – СПб, 1915 – 692 с.