6 июля 2016 года на втором этаже исторического здания (выставочные витрины у парадной лестницы) открылась выставка «...Здесь всё видно на лице...», посвященная иконографии А. И. Герцена. Мы предлагаем читателям репродукции с портретов известных русских и зарубежных художников, дополненные книжными изданиями, в которые включено немало портретов А. И. Герцена на специально вклеенных вкладках. Эта подборка иллюстраций отличается особым качеством исполнения.
В числе ранних изображений писателя портрет работы академика А. Збруева, написанный масляными красками на холсте. Размер его 21×25 см. Портрет написан в 1832 году, для дружеской семьи Пассек. На тёмном фоне выступает выразительное лицо юного А. Герцена с большими, полными мысли глазами и чётко очерченным ртом, на котором заметна сдержанная улыбка. Недлинные волосы надо лбом отброшены набок без пробора, а по сторонам зачёсаны на лоб и виски. Узкая полоска поднятого воротничка белеет над высоким воротом сюртука и высоко повязанным галстуком. Этот портрет представляет нам писателя в студенческую пору его жизни.
На выставке представлен известный графический портрет А. И. Герцена, принадлежащий работе А. Л. Витберга. Герцен был связан с ним трогательной дружбой, скрасившей его заточение. Портрет исполнен итальянским карандашом. Молодой Герцен представлен в профиль. Широкими штрихами положены тени, тонкой линией выведены основные контуры. Лёгкая улыбка оживляет тонкое, ясное лицо. Этот портрет принято считать лучшим в иконографии молодого Герцена. На рисунке содержится подпись художника и дорогая для нас надпись «Вятка. 1836».
В этот же период уже в Новгороде художником К. Я. Рейхелем были сделаны портретные зарисовки А. Герцена (1842). Это больше наброски карандашом, чем законченные портреты. Один из рисунков представлен в экспозиции, он украшает обложку иллюстрированного альбома, посвящённого жизни А. И. Герцена (М., 1987).
Среди портретов литографические изображения А. И. Герцена, привлекающие внимание читателей. К таковым можно отнести портрет работы Л. Ноэля (1847), сделанного уже не с рисунка, а с фотографии, на которой мы видим Герцена с бородкой и коротко остриженными волосами. Литография выполнена в Париже.
Репродукция портрета А. И. Герцена работы Н. Н. Ге, написанного русским художником в 1867 году во Флоренции, украшает всю экспозицию. Портрет психологически глубокий и исторически конкретный имеет невероятную историю своего появления в России.
Гармоничен по исполнению портрет А. И. Герцена работы его любимой дочери — Н. А. Герцен, которая была одарённым художником. В переписке он упоминает о портрете, который так же писался во Флоренции и потом сохранялся у Натальи Александровны до самой смерти (1936).
В 1850 — 1860 гг. появляется много ателье известных фотографов, например, братьев Майер (1861); С. Л. Левицкого, двоюродного брата А. И. Герцена. В эти годы он занимал видное место среди фотопортретистов. Дорогой и модный мастер неоднократно снимал А. И. Герцена (1861). Герцен считал фотографии «превосходными», с них были выполнены даже живописные портреты в технике пастели и акварели. Герцен представлен в рост, сидящим в кресле, поджав под себя одну ногу. Он облокотился о стол и погружён в глубокую думу. Портрет принадлежал «пражской коллекции».
В числе изображений Герцена были и скульптурные слепки, особенно выделялся бюст Герцена работы Филиппа Грасса (1858). Писатель высоко ценил эту работу французского мастера. В нашей экспозиции скульптурный портрет А. И. Герцена представляет макет бюста кировского художника В. С. Рязанцева, выполненный для сквера нашей библиотеки (1948).
Скульптура П. П. Забелло (1872) из бронзы показывает Герцена во весь рост. Он изображён в характерной для него позе со скрещенными руками и слегка склонённой головой. В его фигуре передана сосредоточенная мысль и скорбь. За памятником высятся кипарисы. Это уединённый уголок кладбища у каменной стены, за которой лежит парк «Шато», в Ницце. Это изображение дорого нам, так как создано человеком, очень близко его знавшим.
Выставка по своему объёму достаточно лаконична, не перегружена информацией, что даёт возможность насладиться красотой каждого портрета, и, конечно, прочувствовать историю эпохи жизни А. И. Герцена.
А. Мошкина,
руководитель Кабинета А. И. Герцена