Творческая дискуссия с участием членов жюри первого межрегионального фестиваля документального кино и литературы «Солдаты Отечества» имени Григория Булатова. Документальный фильм «Форсаж» (2001 г.) режиссера Натальи Гугуевой
Во вторник, 17 ноября, в рамках первого межрегионального фестиваля документального кино и литературы «Солдаты Отечества» имени Григория Булатова, проходившего в Кирове с 16 по 18 ноября, в библиотеке им. А. И. Герцена (одном их учредителей мероприятия) состоялась творческая дискуссия с участием членов жюри фестиваля.
В диалоге со зрителем принимали участие режиссер документального кино, член Союза кинематографистов России, член Академии кинематографических искусств «Ника», член Евразийской академии телевидения и радиовещаний, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных премий РФАлексей Иванович Погребной; заместитель директора Фонда поддержки неигрового кино, директор программ Открытого фестиваля документального кино «Россия», член Союза кинематографистов России, член Гильдии неигрового кино и телевидения Инна Александровна Демежко; главный режиссер Дирекции документального кино ОАО «Первый канал», заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики, лауреат и номинант национальных премий «ТЭФИ», «ЛАВР», «НИКА», «ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ», обладатель Гран-При и призер престижных международных и всероссийских фестивалей Наталия Михайловна Гугуева.
А. И. Погребной, И. А. Демежко, Н. М. Гугуева
Представил гостей Андрей Сергеевич Купарев, писатель и поэт, журналист, фотохудожник, режиссер документального кино.
А. С. Купарев
Собравшихся интересовали вопросы о том, что актуально сейчас в документалистике военно-патриотического плана, что пытаются донести до зрителя сегодняшние режиссеры, какова дальнейшая судьба фильмов, представленных на фестивале.
А. И. Погребной отметил: «Такие фильмы дают повод задуматься о том, что стоит за словами “мир” и “война”». Наталия Гугуева добавила, что основная задача военно-патриотического кино – уйти от клише, избавиться от языка штампов, на который нас сейчас пытаются перевести, и понять, что движет людьми, находящихся в атмосфере войны, а особенно войны гражданской.
По окончании оживленного общения участников «круглого стола» Наталия Гугуева представила на суд зрителя свой документальный фильм «Форсаж», который вышел в 2001 году. Надо сказать, что он стал ее дебютной работой после окончания ВГИКа. Наталия родилась на Украине. Все, что там произошло и происходит, близко касается ее семьи.
Фильм посвящен 100-му корабельному истребительному полку Центра корабельной авиации ВМФ, который базировался близ города Саки в Крыму. Главным героем фильма является командир полка Тимур Автандилович Апакидзе, герой России, летчик-снайпер, генерал-майор авиации.
С 1986 года его полк тренировался на полигоне взлетно-посадочных систем «НИТКА» (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный), чтобы в последствие осуществлять взлеты и посадки уже на палубе авианосца.
Центральное, переломное событие в фильме – распад Советского Союза. В один момент однополчане, полтора десятка прекрасно подготовленных летчиков, вдруг распались на два фронта – стали русскими и украинцами. От летчиков потребовали повторного принятия присяги на верность новому государству – Украине. Кто-то согласился на это, кто-то – нет. Офицеров вызывали в «высокие» кабинеты и открыто задавали вопрос: «Будете ли вы воевать с Россией, если того потребуют интересы Украины?»
Те, кто не принял новой присяги, передислоцировались на Северный флот. Тимур Апакидзе и еще несколько летчиков спасли авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» от продажи, и он также был приписан к Северному флоту.
Тимур Апакидзе в 1992 году был переведен на Северный флот, а в 2000 году – назначен заместителем командующего ВМФ России.
Тимур Апакидзе
Жизнь Тимура Апакидзе трагически оборвалась в 2001 году. Но об этом отдельный фильм Наталии – «Тимур. История последнего полета», над которым она сейчас работает.
«Форсаж» – это удивительное творение хрупкой женщины, рассказ о волевых и твердых мужчинах, пересказанный с женским сочувствием. Это работа, в которую вложена душа и частичка жизни. Именно поэтому фильм Наталии Гугуевой производит неизгладимое впечатление на зрителя.