31 марта в конференц-зале состоялась онлайн-видеолекция, посвященная личности императора Александра III и его эпохе.

31 марта в рамках просветительского проекта Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина (г. Санкт-Петербург) «Знание о России» в конференц-зале состоялась онлайн-видеолекция, посвященная личности императора Александра III и эпохе его правления. Мероприятие было приурочено к 170-летию со дня рождения Александра III.
Главной площадкой онлайн-видеолекции по традиции стал город Санкт-Петербург. В мероприятии приняли участие слушатели из разных городов нашей страны: Пскова, Омска, Бреста и Кирова.
Вступлением к видеолекторию стала электронная презентация, иллюстрирующая некоторые ключевые моменты жизни Александра III.



По традиции семьи Романовых Александра Александровича (второго сына Александра II) готовили к военной карьере. После смерти брата Николая, Александр стал наследником престола. Началась подготовка к практической государственной деятельности. В 36 лет Александр Александрович занял место отца, став государем огромной страны. За относительно короткий период правления он смог немало сделать для государства. Александра III называли царем-миротворцем, так как в эпоху его царствования Россия официально не находилась в состоянии войны.
Лекторов представила ученый секретарь Президентской библиотеки Елена Борисовна Грузнова.

Елена Борисовна Грузнова
Директор Государственного Русского музея Владимир Александрович Гусев выступил с лекцией о связи Александра III с крупнейшим музеем русского искусства в мире, которому в этом году, кстати, исполняется 120 лет.
Владимир Александрович Гусев
Идея организации Государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины ХIХ века. Александр III был ценителем искусства, приверженцем всего русского, национального. Именно ему принадлежит идея создания народного музея произведений искусства в Петербурге. В 1895 году Николай II издал Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III».
В то время коллекционерами произведений живописи были очень разные люди. К их числу принадлежал и император Александр III. Заниматься коллекционированием он начал еще в то время, когда был наследником. Замечательная коллекция русского изобразительного искусства, собранная Александром III, была передана основанному музею.
С лекцией «Романовы среди европейских монархов в ХIХ — начале ХХ века» выступил кандидат исторических наук, старший преподаватель Института истории СПбГУ Денис Геннадьевич Янченко.

Денис Геннадьевич Янченко
В своем выступлении Денис Геннадьевич затронул тему семейных отношений в семье Романовых, в частности семьи Александра III, подчеркнув, что Александр III всегда был образцом семейственности. Как известно, Романовы были тесно связаны родственными отношениями с немецкой монархической династией — этому аспекту темы было уделено особое внимание.
Лектор не оставил без внимания и тему правительственной политики, которую вел Александр III, рассказав, помимо прочего, также и о его ближайшем окружении. При Александре III был восстановлен боевой потенциал русского флота, совершен существенный рывок в экономическом развитии страны.

Слушатели в Санкт-Петербурге
В завершение приведем слова Александра III, характеризующие его как государственного деятеля: «...Я стремился дать России внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, тогда с ним и Россия рухнет...».