В рамках проведения Года Культуры в России 9 апреля открылась выставка «Великая книга», (историческое здание, 2 этаж) посвящённая дню рождения писателя А. И. Герцена (06.04.1812). В 1854 и 1858 гг. вышли два варианта издания книги А. И. Герцена «Тюрьма и ссылка» (1854), в которое вошло его воспоминание о Вятке. Это одна из частей большого мемуарного романа «Былое и думы», завершенного А. И. Герценом в 1860 году.


Цель: раскрытие читателям литературного и эстетического пространства книги «Былое и думы» (1987).


Задача выставки: проследить линию жизни А. И. Герцена в иллюстрации до его отъезда на запад (1847).


Выпуск богато иллюстрированной книги осуществлён в России в год 175 – летия со дня рождения А. И. Герцена. Прелесть ее заключена в серии графических работ петербургских художников С. К. и И. С. Рудаковых, выполненных в технике цветного карандаша, угля и сангины. Это большой творческий вклад в книжную иллюстрацию столь мощного литературного произведения, с огромной исторической панорамой. Художники Рудаковы являются представителями целой художественной династии книжных графиков, творческая генеалогия которых уходит корнями в эпоху XIX века. Об отце и деде художников - Константине Ивановиче Рудакове написаны монографии, его творчество широко исследовано. В числе его известных работ, посвящённых классической книге русские и зарубежные произведения: Ги де Мопассан «Милый друг», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» и др. К. И. Рудаков имел замечательное художественное образование, учился в мастерской Д. Кардовского и П. Чистякова. Традиции Константина Ивановича прослеживаются и в творчестве С. К. и С. И. С. Рудаковых. Более 80 рисунков, выполненных художниками с большим мастерством к двум томам этой книги, сделало ее нарядной и выразительной.


Повествование первой книги этого издания состоит из пяти частей. Для выделения каждой из них художники использовали иллюстрации – заставки. Как правило, их место в верхней части книжной страницы, при ощутимом отрыве от текста. В первом томе выделено четыре заставки, выполненные как театральная сцена, способная посвятить читателя в главную тему главы, показывая её кульминационный момент. Это некая застывшая жизнь, в которой герои оживляются деталями обстановки и цветовыми пятнами. Остановив взгляд на них, читатель проникнется определённым настроением и сможет лучше воспринимать текст. В данном случае происходит момент сотворчества – художника и читателя. В произведении А. И. Герцена «Былое и думы» большая галерея личностей, отражённая Рудаковыми в иллюстрациях – портретах. В этой галерее главными героями выступают Н. А. Захарьина-Герцен и А. И. Герцен. Их окружают родители, родственники, друзья и единомышленники, мимо многих из них не проходит история: Н. Огарёв, В. Белинский, Н. Кетчер, А. Витберг, Т. Грановский, Н. Сазонов, Н. Сатин, М. Бакунин, В. Пассек и множество других персонажей, сыгравших судьбоносную роль в жизни Герцена. Запечатлённые А. Герценом на страницах романа, а художниками в рисунках – они стали бессмертными. Помимо портрета художники использовали и другие изобразительные жанры, в которых нашли отражение иллюстрация – действие, психологическая иллюстрация и иллюстрация – фронтиспис с портретом молодого А. И. Герцена, являющийся музыкальной увертюрой для всего произведения.


Познакомившись с серией изображений в пространстве этой книги, читатель обогатит своё представление об А. Герцене и масштабе его произведения. Ведь «Былое думы» – величайшее достижение Герцена – художника. С этой книгой, как ни с каким другим его произведением, связывается в нашем сознании имя писателя. Вписанные в контекст истории и современности имена звучат мощным оркестром, в котором всё больше слышен голос скрипки – трагической человеческой судьбы, откровенно и искренне рассказанной им в романе его собственной жизни… Тургенев, прочитав великую книгу, потрясённый прочитанным, признавался в 1876 году: «Все это написано слезами, кровью: это – горит и жжет».
Художественная экспозиция дополнена литературными аннотациями.