«Художник, запечатлевший время»

«Художник не принадлежит себе, он принадлежит времени».
Виктор Харлов.

В большом читальном зале библиотеки им. А. И. Герцена открылась выставка вятского художника Виктора Георгиевича Харлова.

В. Г. Харлов вошел в историю большого искусства в конце 1970-х годов актуальной тогда темой уходящей русской деревни, а с ней, как показала сегодня наша история, и русского крестьянства. С того момента эта тема не покидает его творчество, она живет уже в другом временном пространстве, имеет иное смысловое и живописное наполнение. Появляются новые сюжетные мотивы, новые поиски выразительности художественного языка.

Моя мастерская, 1979

Представленные на выставке живописные полотна носят музейный характер. Работы мастера настраивают современника на вдумчивый, углубленный разговор о жизни российской глубинки и о судьбе Отечества в целом. Произведения Харлова непосредственно связаны с творцом и несут на себе печать его внутреннего мира, склада души, свойственной автору.

Картины Виктора Георгиевича Харлова создают атмосферу особого эмоционального пространства, в котором хочется размышлять о своеобразии русского пейзажа и самобытности русской души, о неповторимом колорите русской культуры и особенностях русского национального сознания.

Деревня Русиново, 1975

Объединяющим началом выставочных работ являются запечатленные в живописи мысли художника о своем времени, видение себя в нем и отношении к происходящему. Замысел картины автора никогда не сводится к простому описанию натурного сюжета. За внешней живописной формой скрывается множество смысловых подтекстов. 

Белая пустыня, 2009

В интерьерных композициях крестьянской избы красота народного быта служит отправной точкой внутреннего монолога присутствующих в картине персонажей. Главную идею этих живописных полотен, имеющих ностальгическую и социальную окраску, можно определить словами писателя Ф. А. Абрамова, как «прощание России навсегда со своей тысячелетней избяной историей». В своих работах Харлов запечатлел традиции национальной культуры, которые складывались столетиями, а разрушились всего за несколько лет. С ними разрушились и основы духовно-нравственной составляющей в жизни человека.

Прошлые лета. Русиновский дом, 1997

Сильной стороной творчества Виктора Харлова является сюжетная картина пейзажного жанра. Пейзаж-картина всегда основывается на тщательном переосмыслении этюдного материала. В пейзаже мастер продолжает традиции отечественной школы живописи, в лучших произведениях которой русская природа всегда была сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей. «Пейзаж – это не просто жанр, – говорит художник, – это мои жизненные убеждения». 

Полдень, 1998

Вечер на Исаковской, 1984

Виктор Харлов относится к тому кругу художников, кто наследует и развивает методы реалистической школы русского искусства, сохраняя самое ценное в ее традициях – душу человека, особенности национального колорита.

Утро на Русинихе, 2006

На сегодняшний день творчество Харлова определяет не только лицо вятской культуры, но и отечественного искусства второй половины ХХ столетия. О нем написаны монографии, серьезные искусствоведческие труды крупных современных критиков искусства, многочисленные статьи в газетах и журналах местной и столичной прессы.

Осенний пейзаж с ротондой, 2007

Персональная выставка Виктора Георгиевича Харлова расширяет мир библиотечного пространства, как «пространства творчества», участвует в формировании современного художественного ландшафта Вятки, повышает статус библиотеки как важного культурно-информационного центра региона.




Поделитесь нашей новостью с друзьями




Отзывы к новости