Возрастное ограничение 12+
Режим работы библиотеки Версия для слабовидящих английская версия ВКонтакте Фейсбук Ютьюб Инстаграмм
 

Новости
Календарь событий
О библиотеке
Ресурсы
Издательская деятельность
Почетные читатели
Читателям
Коллегам
Наши партнёры
Гостевая книга
Форум
Контакты
Конференции — 2019
 
Электронный каталог
Электронная доставка документов
Спроси библиотекаря
Продление онлайн
Комплектуемся вместе
Библиотека предлагает
Книжный киоск
Списанные книги
Вятская книга года
***

Итоги конкурса «Гуманитарная книга—2018»

***

ХIV открытый межрегиональный смотр-конкурс методических работ педагогов образовательных организаций (учреждений) — 2019

***

Конкурс сочинений, посвящённых почётным гражданам г. Кирова (к 50-летию со времени учреждения и со дня первого присвоения почётного звания)

***

III Кировский областной детско-юношеский литературный конкурс «Авторы — дети. Чудо-дерево растёт»

***

IV межрегиональный общественно-педагогический конкурс «ЗЕМСКИЙ БУКВАРЬ» 2018–2019 гг.

***

Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

***

Конкурс «Моя история»
Программа проведения обучающих занятий

Библиотека возобновляет покупку электронных книг на «ЛитРес». Присоединяйтесь к проекту!
***

25 апреля — 497 заседание клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева. Экскурсия по выставке «Театральная библиотека А. А. Прозорова».

***

25 апреля — заседание клуба «Краеведческий четверг» «Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года. Основные итоги по Кировской области»

***

Клуб «Садовод» — лекции в апреле

***

26 апреля — вечер памяти поэта и прозаика Николая Сластникова

***

26 апреля — день открытых дверей в патентном секторе

***

26 апреля — музыкально-поэтический вечер «Давайте понимать друг друга с полуслова...»

***

26 апреля в рамках клуба «Знание» — лекция «Фашизм: сущность, корни, признаки и формы проявления»

***

28 апреля — творческая встреча с Дмитрием Лихановым и презентация романа «BIANCA»

***

12 мая (вс) в «Киноклубе в Герценке» — «Эхо «Флаэртианы». Фильм Светланы Быченко «Последние робинзоны Охотского моря»

***

Режим работы библиотеки в праздничные дни

***

Благотворительная акция — «Новые книги — сельским библиотекам!»

Рекомендуем к просмотру

***

Из новых поступлений

«Скорбное бесчувствие»

В «Киноклубе в Герценке» состоялись просмотр и обсуждение фильма режиссера  А. Н. Сокурова «Скорбное бесчувствие», (1983-1987 г.) к/с «Ленфильм»

Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор:  Сергей Юриздицкий
Звукооператор: Владимир Персов
Художник: Елена Амшинская
Консультант: Татьяна Боборыкина
Монтажер: Леда Семенова

В главных ролях: Рамаз Чхиквадзе,
Алла Осипенко.

В ролях: Владимир Заманский,
Татьяна Егорова,  Виктория Амитова,

Ирина Соколова,  Дмитрий Брянцев,
Вадим Жук,  Илья Ривин,
Андрей Решетин, Владимир Дмитриев.


 

Это фантасмагорическая фантазия по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

В английском доме, похожем на корабль, собирается семья во главе с капитаном Шотовером. Выясняются отношения. Появляется некий труп. Но он ничего не меняет. Всем очень скучно, хотя постоянно слышны отдаленные взрывы.

Название пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» — это формула–символ, найденная великим английским остроумцем для обозначения Европы перед первой мировой войной. Русский режиссер, распознал русские чеховские корни пьесы и виртуозно разработал их в своей насыщенной ассоциациями кинематографической композиции. Это был сгусток режиссерской фантазии и антология почти всех опробованных позднее приемов Сокурова. Здесь были: макет, дублирующий натуру, документальные кадры с деформацией изображения, маска самого Шоу и исполнители-непрофессионалы рядом со знаменитым грузинским артистом Рамазом Чхиквадзе.

Пожалуй, именно сегодня особенно внятно звучит в этой картине важнейший для режиссера мотив — беззащитности человека, спрятавшегося как в коконе в стенах отчего дома от ужаса истории и бытийных проблем. Защита — наука, техника, культура — цивилизация — может в любое время рухнуть и задавить «гордого» всем этим человека.

Г. Макарова (из вступительного слова):
«Написана пьеса во время I Мировой  войны.
Шоу назвал её «фантазией в русском стиле на английские темы», он писал: «Вся страна представлялась сошедшей с ума: суетной, глупой, невежественной, без иной надежды на победу, кроме той, что враг может оказаться столь же сумасшедшим». «Из-за нашей крайней расслабленности и суетности в этой перегретой комнатной атмосфере миром правят бездушная невежественная хитрость и энергия со всеми вытекающими отсюда ужасными последствиями. […] Он смотрел на них как на людей, отравившихся опиумом, когда надо хватать пациентов за шиворот и грубо трясти их, пока они не очухаются»

Это портрет культурной, праздной Европы в преддверии катастрофы.
Люди поглощены своими страстями, переживаниями. Они прячутся в своих домах от того, что происходит за окнами. А там уже рвутся снаряды, но они стараются не замечать этого до тех пор, пока катастрофа не касается их самих.
Сокуров писал: «Название этого фильма взято из области медицины. Как режиссёр я делал фильм о скорбном бесчувствии — болезни, которой болеет только человек. О том, как трудно различить и почувствовать ту грань, за которой люди перестают болеть человеческими болезнями и заболевают как звери. Неизлечимо».
«Человек — единственное животное, которого я боюсь безумно и до глубины души. Хорошо накормленный лев более безвреден чем люди, у него нет никакой причины раздирать в клочья то, что он не собирается есть»

Первоначально фильм Александра Сокурова по сценарию Юрия Арабова назывался «Седьмая степень самосозерцания». В буддизме это – высшая ступень духовного развития. Эти слова в фильме и в пьесе произносит главный герой – капитан Шатовер, хозяин дома, бывший моряк, который как будто стремится к самосовершенствованию, мечтает о высоких материях, но в жизнь это никак не воплощается.

Съемки ленты начались в 1983 году, она вызвал скандал еще на стадии работы, которую прерывали, запрещали в разных инстанциях, и после нескольких месяцев работы фильм был закрыт, было внесено множество замечаний, поправок.

Сокуров никогда не соглашался переделывать свои фильмы, никогда в творчестве не шел на компромиссы. Все, что он делал и делает в искусстве никогда не было прихотью, но всегда результатом многолетнего детального  обдумывания, колоссальной работы.

В результате картина была положена на полку,так же, как и все девять фильмов, снятых до перестройки на Ленфильме и на Студии документальных фильмов, все они стали выходить в прокат только после 1987 года.
Это повлекло очень неприятные материальные последствия для съемочной группы и для всей киностудии.

Поражает уровень культуры, образования и философского осмысления жизни, которыми обладает Александр Николаевич Сокуров. Поражает количество замыслов, которые он был готов осуществить еще в 80-е годы.
Вот только некоторые названия фильмов из тематической заявки, представленной им ещё тогда руководству «Ленфильма»:

1. Фантазия на тему «Ромео и Джульетта» — музыкальный фильм о любви.
2. «Дом, где разбиваются сердца» — по мотивам Б. Шоу.
3. Музыкальный фильм по мотивам комедий Аристофана и Апулея.
4. «Бережное отношение к праху» — по мотивам произведений У. Фолкнера.
5. Биографический сериал «Последний год» — из жизни А. П. Чехова.
6. «Именем литературы…» — фильм о судьбах советских писателей и их журнале. В основе — история журнала «Новый мир» с момента его основания (т. е. с 1925 г.) и до сего дня. Прототипы героев — Твардовский, Платонов, Симонов.
7. «Государственные люди» — фильм о механизмах государственного политического управления. О судьбах людей высшего государственного звена. В центре внимания стоит фигура председателя Совета Министров.
8. «Обязуюсь…» — фильм о судьбе молодого советского офицера, участвующего в афганских событиях.
9. «Царская жизнь русских» — фильм о жизни российского двора после смерти Петра I.
10. «Епифановские шлюзы» — по мотивам одноимённого произведения А. Платонова.
11. А. Чехов. «Палата № 6».
12. Гёте. «Фауст» (по мотивам).
13. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (по мотивам).
(Возможно объединение «Фауста» и «Доктора Фаустуса» в единый материал.)
14. По мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
15. «Былое, было ли когда?» — фильм-поэтическое представление на материалах биографии Ф. И. Тютчева. Идиллия любви.
16. «Троцкий».
17. «Летняя жизнь» — по мотивам рассказа А. Платонова «Июльская гроза». Фильм-сказка.
18. «Ископаемое» — фильм, романтическое повествование о лесе и двух юных лесниках.
19. «Остров Сахалин» — по материалам путешествия А. П. Чехова на Сахалин.

До сих пор почти все эти замыслы Сокурову осуществить не дали. После многих лет работы, написания заявок, сценариев, режиссерских разработок – из этого списка снято 3-4 картины, остальные замыслы погибли! Чудовищно!
Но Сокуров не сдавался, боролся, работал и, самое главное, - выжил.

Поистине трагична судьба гениального художника  в нашей стране.
Напомню слова Алексея Германа: «…возможно, единственное, что останется от нашего времени, это фильмы Сокурова».

Фильмы Сокурова настолько отличаются от того, чем нас пичкают с экранов телевизоров и кинотеатров, что вызывают подчас самые разные реакции, вплоть до отторжения. Там не все понятно при первом просмотре.
Многие зрители говорят: «Ну, фильмы Сокурова – это высшая математика». Может быть, это и так. Но что тогда – любое настоящее произведение искусства? Музыка Шнитке, например, картины Пикассо? Если даже нам кажется, что мы понимаем произведения гениев, так ли это?
Для того, чтобы понимать по-настоящему произведения искусства, конечно же, - надо много  учиться, надо быть образованным и даже талантливым человеком, нужна большая концентрация внимания, эмоциональных, интеллектуальных сил и способностей.

Фильмы Сокурова, прежде всего, обращены даже не к разуму, а к нашим чувствам, к сердцу.  Может быть, не все там мы можем расшифровать, считать. Авторы многочисленных статей, книг очень в этом преуспели. Буквально каждая деталь изображения имеет какую-то основу:  литературную, мифологическую, вызывает бесконечные ассоциации. Причем, концентрация этих деталей, метафор – просто поражает.

Это нелёгкая работа – смотреть фильмы Сокурова.
Мы, конечно, развращены массовой культурой. Мы привыкли к бездумному поглощению того, чем нас пичкают. Мы отвыкаем думать, отвыкаем от ассоциативного восприятия, от тонких переживаний. Это очень печально. Ведь это влияет на всю нашу жизнь, на то, какие решения мы выбираем, как относимся к проблемам.
Многие говорят: «Мы не хотим сложных, трудных фильмов, мы хотим отдыхать, развлекаться». Уровень вкуса, стиля, культуры этих развлечений ужасает. Кира Муратова, например, на это сказала: «А меня это не развлекает!».

Конечно, что бы мы ни говорили, каждый всё равно увидит своё кино – в зависимости от своего жизненного багажа, мировосприятия, образования.
Скажу только, что картины Сокурова – не для одного просмотра.
Если фильм сегодня вас как-то зацепит, постарайтесь его пересмотреть, прочитать пьесу, может быть, рецензии.

А сейчас вас ждут полтора часа удивительных открытий, сотворчества.
Если что-то вам покажется не совсем понятным, не огорчайтесь, не раздражайтесь. Все понять  невозможно. Но вы прикоснетесь к произведению, созданному выдающимся художником, нашим современником, который еще 20 лет назад был удостоен Ватиканом Премией III-го тысячелетия.  
Фильм участвовал в конкурсной программе ХХХVII Международного кино- фестиваля в Западном Берлине в 1988 году.
Награжден Призом  ФИПРЕССИ на XV Московском международном кинофестивале в1987г.
И Специальным призом памяти Андрея Тарковского в 1987г.

Голос за кадром принадлежит Александру Николаевичу Сокурову. Он всегда сам озвучивает свои фильмы.

Фрагменты обсуждения:

Из зала: «В фильме реально отражена наша жизнь: ведь у нас также теряются родственные связи, стыдливость, смысл жизни, вера в Бога. В фильме показана бессмысленность нашей жизни, ее абсурд, только в более яркой, художественной форме. Это фильм-предсказание».

Кружилин Ю. С.: «А я всей этой философии не увидел, я обычный зритель и воспринимал фильм как великолепный триллер. Сидишь и думаешь, чем же все это закончится, так и ждешь, что вот сейчас Эдвард Лес выскочит или кости из шкафа посыплются. А хроника помогает снять напряжение, а то к концу картины у всех давление подскочило бы под двести.
Замечательный фильм. Я даже думаю, что если бы его выпустили сейчас на экраны, наверное, он имел бы широкого зрителя. А намеки в фильме 30 лет назад на лесбийскую любовь, некрофилию – конечно, в те годы такие вещи пропустить не могли.
И еще. Я не знаю этих артисток, но женский нерв в этом фильме идет, актрисы великолепны».

Г. К. Макарова: «Одну из главных женских ролей в картине играет всемирно известная балерина, прима Мариинского театра Алла Осипенко, она снималась у Сокурова в четырех фильмах. Пластике Сокуров уделяет всегда очень большое внимание. В дневниках сохранились подробные характеристики героинь, как они должны двигаться».

Ю. Н. Резник: «А мне одна из героинь фильма внешне напомнила Вирджинию Вульф, во всяком случае, возникла такая ассоциация. Вообще Сокуров далеко не случайных актеров подбирает в свои фильмы. И для того, чтобы полнее воспринимать его картины, нужно очень хорошо разбираться в мировой культуре, тогда рождается бесконечное количество ассоциаций».

Зрители высказали горячую благодарность за возможность знакомиться с фильмами А. Н. Сокурова и выразили пожелание продолжить показы.

Страницы сообществ вКонтакте:
Киноклуб в Герценке
Скорбное бесчувствие

телефон для справок: 76-17-20

 




Поделитесь нашей новостью с друзьями




Отзывы к новости


Герценка: Вятские записки | Книжные памятники | Героическому советскому народу | Детская книга военного времени | Центр экологической информации и культуры | Книжная палата | Научно-исследовательский центр регионоведения | Краеведение на Вятке | Центр научной информации по культуре и искусству | Вятские книголюбы | Краеведческий четверг | Зелёная лампа | Библиотеки Кировской области | Кировское отделение ООО «Союз писателей России» | Библиотека предлагает
Яндекс.Метрика
E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер: it@herzenlib.ru
Телефоны для справок: (8332)76-17-41, (8332) 76-17-33; Факс: (8332)76-17-21
Адрес: 610000, г. Киров, ул. Герцена, д. 50

© Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена
При использовании материалов, размещённых на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна.