Возрастное ограничение 12+
Режим работы библиотеки Версия для слабовидящих английская версия ВКонтакте Телеграм Рутуб
 


Новости
Календарь событий
О библиотеке
Ресурсы
Издательская деятельность
Почетные читатели
Читателям
Коллегам
Наши партнёры
Гостевая книга
Контакты
Конференции — 2024
 
Электронный каталог
Электронная доставка документов
Спроси библиотекаря
Продление онлайн
Комплектуемся вместе
Библиотека предлагает
Книжный киоск
Списанные книги
Онлайн-голосование: диплом «Читательские симпатии»
22 марта – 17 апреля 2024 г.
***

Вятская книга года

***

Межрегиональный культурологический фестиваль «Пою мое Отечество»

***

Областной экологический конкурс «Вятка литературная, экологически культурная»

***

Областной конкурс «Семейная экология»

Флешмоб «Читаем вятское – 2023»
***

Приглашаем вас на Семейный выходной в Герценке!

***

Консультационный пункт по правовым вопросам

***

Важная информация для читателей «ЛитРес». Возобновлено приобретение новых книг

***

28 марта – лекция С. Ю. Клёповой «Исцеляющее дыхание: восстановительно-дыхательные практики. Часть четвёртая». Клуб «ЗОЖ»

***

28 марта – открытие выставки Вятского Союза акварелистов

***

28 марта - творческий вечер известного российского композитора Виктора Васильевича Плешака

***

28 марта – Экскурсия-обзор по выставке «Вятская книга года – 2023» в рамках клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева (заседание 541).

***

29 марта – День рождения «Чудо-дерева» и старт VIII Кировского областного детско-юношеского литературного конкурса «Авторы – дети. Чудо-дерево растёт»

***

29 марта – открытие выставки «Из прошлого в настоящее»

***

29 марта – «И только сердце знает, мечтает и ждёт…». Литературно-музыкальный вечер, посвящённый 135-летию со дня рождения А. Н. Вертинского

***

Семейные мастер-классы и работа студий в марте

***

31 марта - Экскурсия по региональному Центру консервации и реставрации и мастер-класс по созданию блокнота «Семейный выходной в Герценке»

***

31 марта - концерт самодеятельного народного коллектива Академического хора «Вдохновение»

***

31 марта – «Психологическое попурри о семейных ценностях»

***

31 марта – творческий мастер-класс для всей семьи по пастельной живописи в рамках «Семейного выходного» в Герценке

***

31 марта – презентация альманаха молодых вятских литераторов «Зелёная улица»

***

31 марта - концерт фортепианного отделения «Детской школы искусств «Рапсодия» г. Кирова

***

Апрель: «ИС и ЦУР: инновации и творчество на благо общего будущего»

***

3 апреля – сольный концерт Арины Топоровой и Дарьи Лежниной «Дуэт со скрипкой»

***

3 апреля – Презентация новых книг, подготовленных Кировской областной научной библиотекой им. А. И. Герцена в 2023 году

***

4 апреля – творческая встреча с участниками литературного клуба «Поиск» (г. Кирово-Чепецк)

***

4 апреля – Презентация книги «Памятная книжка Кировской области и календарь на 2024 год» (Киров, 2023)

***

5 апреля – литературный вечер, посвященный памяти жертв теракта

***

2 февраля – 5 апреля - Встречи в рамках проекта «Гимнография: поем и слушаем с пониманием»

***

7 апреля – открытие объёмной живописи Игоря Эдигера «Моя семья – моя планета»

***

7 апреля – День рождения журнала «Ротонда»

***

8 апреля – концерт Михаила Мякишева «Музыка души» в рамках проекта «Заоблачный атлас»

***

24 апреля 2024 года - II очно-заочная всероссийская конференция молодых библиотекарей «Библиотека и молодежь: взгляд в будущее»

***

4 ноября 2023 - 12 апреля 2024 - Международная выставка-форум «Россия» г. Москва

***

10, 11, 17, 18 апреля – занятия по основам финансовой безопасности

***

4 – 25 апреля - Встречи в рамках Великопостного образовательного интенсива «Школа Жизни»

***

Семейные мастер-классы и работа студий в апреле

***

5 июня 2024 года - Всероссийская, научно-практическая конференция «Город на Вятке: история, культура, люди», посвященная 650-летию Хлынова – Вятки – Кирова

***

20 ноября 2024 года - Всероссийская научно-практическая конференция «Вятская земля в пространстве исторической памяти» (к 120-летию со времени открытия Вятской учёной архивной комиссии)

***

Проект Патентного сектора «Время изобретать»

Рекомендуем к просмотру

***

Из новых поступлений

«Русский ковчег» А. Н. Сокурова

«Русский ковчег» А. Н. Сокурова

12 марта 2012 состоялось открытие
«Киноклуба в Герценке»
В цикле «Фильмы кинорежиссера
А. Н. Сокурова» была показана
уникальная картина мастера
«Русский ковчег»
2002 г. Россия, Германия
Продюсер А. Дерябин
Сценарий Б. Хаимский, А. Никифоров,
С. Проскурина
В гл. роли С. Дрейден
Оператор Т. Бюттнер


 

Киновстречи планируются на каждый 2-й понедельник месяца.

Эпиграфом к циклу «Фильмы А. Н. Сокурова» были взяты слова Алексея Германа: «Я убежден, что его фильмы – то немногое, что останется от нашего времени как подлинная ценность”.

Новый конференц-зал с трудом вместил всех желающих (около 170 человек).

Перед началом директор библиотеки Н. П. Гурьянова поздравила собравшихся и пожелала продолжить традиции известного в городе в 80-90-е годы киноклуба «Сталкер»:
«Мы очень рады, что столько друзей кино живет в нашем городе и столько людей, кто переживал за судьбу киноклуба «Сталкер».

Наш «Кинопоказ в Герценке» – тоже берет свое начало от клуба «Сталкер». Мы помним замечательную историю этого клуба: сколько мы вместе смотрели фильмов в кинотеатрах и на других площадках, где мог найти приют этот киноклуб. Много было замечательных руководителей, которые стояли у истоков» Сталкера», кто организовывал работу киноклуба, можем сегодня вспомнить. Это и Валерий Георгиевич Корендюк, и Татьяна Сергеевна Бушмелева, и Марина Валентиновна Дохматская, и наконец, последний, может быть, самый верный сторонник работы этого киноклуба – Галина Константиновна Макарова. И, я думаю, мы должны с вами помнить о том, что этот клуб существует благодаря ее усилиям, ее инициативе, ее заботе. Она составила замечательную программу для работы этого клуба, и я думаю, вас ждет много встреч с хорошим кино, с хорошими режиссерами. Но мы ведь не только смотрим кино, мы с вами и говорим, и размышляем вместе, пытаемся искать истину. И этим как раз и отличается клуб: не только подбором фильмов, но и возможностью высказать свое мнение. И, Галина Константиновна, я желаю удачи киноклубу в этом сезоне. Пусть будет много хороших, добрых минут в этом зале. Спасибо». (Аплодисменты)

Г. Макарова: « Спасибо Надежде Павловне за добрые слова, за напутствие, за приют, за то, что у нас есть сейчас такие великолепные условия для занятий нашего клуба. Я думаю, что все будет не хуже, чем это было раньше. Спасибо.
В зале замечательные лица, вы знаете, вас можно снимать в кино. Отпечаток того, что люди читают хорошую литературу, смотрят хорошее кино – все это я вижу сейчас перед собой, я просто счастлива, что вас так много, что вы верны киноискусству, верны киноклубу, здесь очень много людей, которые ходили в киноклуб «Сталкер» в самые разные годы. Я надеюсь, вы узнаете этот кадр? Кто-нибудь помнит, что это такое? (Кадр кинохроники на экране).

Это дворец культуры «Родина», 1991 год. Это ретроспектива фильмов Александра Николаевича Сокурова, приезд его в наш город и встреча со зрителями. Это совершенно незабываемое событие, которое было в 1991 году, когда Сокурова еще мало кто знал, когда фильмы его только-только начали снимать с полок, они не выходили в течение 10 лет на экраны.

И вот только-только начали они появляться, мы пригласили его сюда, собрали все фильмы, которые были на тот момент (это было уже больше десятка фильмов) со всей страны. Мы привезли все это в Киров, и все это совершилось. Это было здорово.

Я хочу сказать ещё о наших планах. Пока мы решили в этом сезоне начать с показа программы «Фильмы А. Сокурова».

Александр Николаевич к настоящему моменту снял 18 художественных фильмов и 30 документальных. Из них несколько многосерийных. И кто их видел? Если и видели, то урывками, фрагментами, между чаем и диваном, дома в телевизоре – это, извините, нельзя считать, что кто-то видел Сокурова. На самом деле, почему мы выбираем именно Сокурова? Почему мы хотим познакомить вас с творчеством, прежде всего, именно этого режиссера? Потому, что нам кажется, что на сегодняшний момент в мире это – величина просто непревзойденная. Это грандиозная личность и, я не побоюсь этого слова (я говорила это и в 91-м году), это – гениальный художник.

Он включен в число 100 лучших режиссеров всех времен и народов по решению Европейской Киноакадемии в 96-м году еще, к 100-летию кино. Он был удостоен чести быть принятым Папой Римским. Он получил премию, которая называется «Человек третьего тысячелетия». Все это, конечно, неслучайно. По всему миру идут ретроспективы его фильмов, в прокате идут его фильмы и делают большие сборы. Во многих странах выходят тома и тома исследований его творчества. У нас вышло, правда, только 3 очень толстых книги рецензий. Кроме рецензий там есть дневниковые записи, отрывки из сценариев, какие-то тексты самого Сокурова. Все они называются «Сокуров. Части речи». Их можно заказать по интернету, они, в принципе, есть в продаже, стоят дорого.

Существует вот такая книга: Александр Сокуров. «В центре океана».

Это – совершенно потрясающая вещь, она только что выдвинута на литературную премию «Большая книга», в этом году. Хотя сам Александр Николаевич очень скептически относится к этому выдвижению, он, конечно, не считает себя писателем, но, тем не менее, книга, конечно, выдающаяся.

Еще одно сообщение. Если кто-то пользуется интернетом, «Вконтакте» открыты страницы: одна страница называется «Киноклуб в Герценке», туда можно заходить, узнавать новости, там много всякой информации, ссылки на другие сайты. Будет помещаться видео, аудио – поэтому постарайтесь как-то посещать эту страницу. И на каждое мероприятие, на каждый наш просмотр будет открываться страничка с названием того или иного фильма. Сейчас уже есть страничка, которая называется «Русский ковчег». Там можно оставлять свои отзывы и пожелания, задавать вопросы и т.д. Ну и, конечно, сайт библиотеки Герцена – там тоже всегда есть информация о кинопросмотрах в нашем клубе.

Наше знакомство с Сокуровым произошло 30 лет назад, это было на международных кинофестивалях в Москве, где он устраивал встречи со зрителями. Уже тогда, конечно, он произвел гигантское впечатление. Итог – то, что состоялась ретроспектива его фильмов и приехал сам Александр Николаевич. Что это ему стоило – это надо было видеть! Мы его встретили ранним утром, еще темно было, он приехал после ночного эфира на питерской радиостанции, где он вел цикл передач для подростков, имеющих очень серьезные проблемы. Ввесь день мы таскали его по Кирову, свозили в Художественный музей. Марина Дохматская на телевидении записала интервью с ним. Вечером Александр Николаевич выступил во Дворце культуры «Родина», Ночью мы его отправили на самолете обратно, и утром у него уже были съемки очередного фильма. Это человек, который ведет фантастическую жизнь. Он занимается фантастическими видами деятельности, не только снимает кино, он ведет огромную общественную работу. И с этим человеком мы будем знакомиться на протяжении, может быть, даже не одного года, у нас очень много видеозаписей передач о Сокурове, фильмов о нем и интервью – не только фильмов самого Сокурова».

Демонстрируется фрагмент передачи режиссёра М. Дохматской (ГТРК «Вятка». 1991), выступления Сокурова в ДК «Родина».

Г. Макарова: «Русский ковчег» – фильм 2002 года. Герой, мы слышим только его голос, обнаруживает себя в Эрмитаже начала 18 века, не имея ни малейшего представления о том, как он туда попал. Он встречает иностранца , в котором угадывает черты известного французского дипломата и путешественника ХIХ века, маркиза де Кюстина, автора знаменитой книги «Россия в 1839 году. Именно он – единственный, кто реагирует на обращение к себе автора. Вместе они путешествуют во времени, два человека становятся свидетелями истории.

Съемки проходили – 24 декабря 2001 г. 1000 артистов, 3 оркестра, сотни членов съемочной группы, для каждого персонажа – парики, грим, костюмы.
Подготовка шла 2 года, но состоялось всего 2 прогона! Только приблизительные инструкции участникам. И все снято одним кадром, без монтажа – здесь и сейчас – невозможный, фантастический проект!

Безумный риск! Сокуров, безусловно, совершил творческий подвиг.

Это не видеоэкскурсия по Эрмитажу (таких сейчас – множество).
Это не лекция по истории, хотя мы увидим множество персонажей русской истории – и Петра 1, и Пушкина с красавицей Натали, и Печорина, и Николая 2 с семьей – мы не всех разглядим, не всё расслышим.
Не технические достижения, изобретения, не сюжет, не идеи – здесь главное.

Ведь мы живем внутри искусства, внутри истории. В то же время искусство и история живут внутри нас. Здесь и сейчас. Всегда.

Как это почувствовать?
Кто ещё даст возможность ощутить это состояние полета – кого? – человека, души по этим прекрасным залам Эрмитажа?
Для меня главное в этом фильме – атмосфера, щемящее чувство, запах истории.
Фильм снят и смотрится – на одном дыхании.
Этот фильм – запечатленная память человека, коленопреклоненно любящего этот храм уходящей Культуры. Это фильм – Прощание.
Сокуров никогда не снимал, фильмы, воспроизводящие реальную социальную сторону жизни. Все его фильмы – это фантазии, сказки, сны.
Его фильмы побуждают чувствовать и думать.

Конечно, чтобы не только посмотреть, но и увидеть этот киношедевр, расшифровать те культурные коды, которые в нем заложены, от нас потребуется серьезная, напряженная работа, вероятно, не один просмотр.
Но Сокуров – это вовсе не элитарный режиссер, снимающий скучные фильмы.
Вы сами увидите, что С. – это режиссер, говорящий открытым сердцем – открытым, внимательным сердцам.
Его творчество обращено, прежде всего, к чувствам, а не к разуму.
Сегодня каждый увидит свое кино. Я знаю, что мне удается считать, почувствовать только маленькую часть ассоциаций, содержащихся в фильме.
У каждого они свои. Тем интереснее будет поделиться после фильма, послушать разные мнения.

После фильма звучали аплодисменты. Затем состоялось обсуждение.
Почти все зрители видели фильм впервые и испытали настоящее эстетическое потрясение. Поэтому, естественно, выразить их сразу после просмотра им было нелегко. Специально подготовленных выступлений не было. Тем не менее активно делились своими впечатлениями и молодые зрители, студенты, и искушенные ценители киноискусства. Вот только некоторые из них:

Из зала: «Скажите, Сокуров - профессор истории или нет?»

Г. Макарова: «Сокуров? Нет, Сокуров по образованию историк, он закончил Нижегородский университет, факультет истории. Потом ВГИК, факультет режиссуры. Это человек очень образованный, человек, который всю жизнь изучает историю и культуру, и искусство…»

Из Зала: «Здесь показали очень красивые лица людей прошлых эпох – просто такое чувство: что мы потеряли! Может, какую-то духовность, глубинность. Действительно, искусство делает человека богаче, нравственно и духовно, а сейчас, конечно, на лицах людей такое не всегда увидишь. Этот фильм нас возвращает в ту прекрасную, может, далекую эпоху».

Из зала: «Мне кажется, Эрмитаж здесь олицетворяет ковчег, который сохранил какие-то элементы русской духовности и сохраняет их для нашего поколения. Ковчег, приносящий лучшее, что мы могли создать за все время искусства и истории».

Г. Макарова: «Спасибо. Мне кажется, только один этот фильм можно изучать всю жизнь, поверьте мне, у Сокурова не бывает ни одной лишней секунды экранного времени, ни одного лишнего слова, не подкрепленного его мыслями, идеями, историческими фактами. Можно покадрово, пофразово изучать этот фильм и смотреть его, конечно, не один раз».

Доцент кафедры отечественной истории ВятГГУ В. А. Криушина:

«Я попытаюсь просто наметить. Женщина, стоящая у «Данаи», задала вопрос или это странник задал вопрос: кому все это предназначено? Вопрос, обращенный, мне кажется, ко всему творчеству Сокурова. К кому он обращается? Мне кажется, эта проблема в этом фильме может стоять. Дальше. Я весь фильм улыбалась, не оставляло ощущение, что мне хочется улыбнуться навстречу каждому кадру, движению, и что меня поразило: он, правда, здесь действует, как Бог. Я постоянно ловила себя на мысли: вот, как выстроено в одной человеческой голове это путешествие. Потому что иной раз лекцию-то трудно обозреть, все ее ходы, движения мысли, а здесь такое скопище людей, образов, такое изобилие мотивов, тем – и это все уместилось в одной голове. Без права на ошибку. И еще. Этот фильм об истории и об искусстве и все это объединено словом «Россия», и мы историю воспринимаем всегда, как эпизод, как персонаж, как какую-то точку. А она – не точка, а линия, движение и уловить это движение, выстроить его – вот форма, которая отозвалась в содержании. Единственное, отчего мне стало, честно говоря, грустно. Я согласна, что «Ковчег» здесь – метафора спасения. И если брать композицию фильма, то мы в начале в этот храм искусства вошли, такое впечатление, что он всех втягивал в себя; а потом он всех выпустил: это движение «на выход» и печальные, скорбные кадры в конце. Получается, если он размышляет о направлении движения русской истории, то это направление какое-то очень печальное. Узнаваем главный герой картины – это историк, мемуарист который проехал всю Россию от Петербурга до Урала и написал книгу в 1839 году. Это маркиз де Кюстин. Но режиссер собрал здесь все то, чем мы можем гордиться, и мы можем сказать, что не все композиторы – немцы (смех), что у нас есть свое, нескопированное, а порожденное нашей культурой и нашей традицией. Но здесь, конечно, не без вопросов: куда, на какой выход мы идем и почему этот бал последний? Последний бал – фраза из толпы».

О. Замятина, журналист:

«Мне показался очень символичным образ дамы, которая была слепа и которая, как душа – моя или кого-то. Мы все боимся, живем в мире каких-то условностей – и вдруг понимаем, что куда бы нас ни вели, душа наша живая, она чувствует. И вдруг – бал. И это такое счастье, что мы смогли побывать на этом балу, и, может быть, даже кто-то приглядел себе кавалера. Душа ведь всегда молода. И вот за эту музыку, за это действо – спасибо».

Н. Д. Богатырева, доцент кафедры литературы ВятГГУ:

«Этот фильм пытается показать нам истинного и сложнейшего художника, прежде всего, художника-философа. В самом начале персонаж заблудился и не может понять, куда он попал, но понимает, что в какую-то страшную ситуацию. И дальше звучит: «Только бы не трагедия». Но Сокуров вычленяет именно трагические моменты русской истории. Поэтому искать спасение мыслится как преодоление трагедии, а уж как это себе представлять – каждый мыслит так, как ему это кажется справедливым».

Г. Макарова: « Спасибо. Хочу обратить ваше внимание на то, что есть огромное количество литературы о творчестве Сокурова, сайты в интернете, страница Сокурова Вконтакте. Там есть все фильмы Сокурова, все передачи, интервью с ним.
А 9-го апреля всех приглашаем на фильм «Одинокий голос человека». Это первый, дебютный фильм Сокурова, который был запрещен в течение 10 лет, подлежал уничтожению, но выжил. Спасибо большое. До встречи».

Официальный сайт А. Сокурова «Остров Сокурова»

Сайт Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ». Рецензии на фильмы А. Сокурова.

Страницы сообществ вКонтакте:

Александр Сокуров
Киноклуб в Герценке
Русский ковчег

Телефон для справок: 76-17-20




Поделитесь нашей новостью с друзьями






Герценка: Вятские записки | Книжные памятники | Вятская электронная библиотека | Книга Вятских родов | Центр экологической информации и культуры | Книжная палата | Научно-исследовательский центр регионоведения | Краеведение на Вятке | Центр научной информации по культуре и искусству | Вятские книголюбы | Краеведческий четверг | Зелёная лампа | Библиотеки Кировской области | Библиотека предлагает
Яндекс.Метрика