Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Краеведение на Вятке
Знай наших!

Ольга Николаевна Ямщикова - первая в России женщина-испытатель самолетов

 

Её часто называют «бабушкой русской авиации». Она летала на самолётах с двигателями от ротативного до реактивного. В ней много удивительного… И то, что она стала первой женщиной — слушателем Военно-Воздушной инженерной академии. И то, что первой из женщин полетела на реактивном самолёте, войдя в десятку первых испытателей — реактивщиков. И то, что первой из женщин в стране стала лётчиком — инструктором парашютного спорта.

Родилась 24 мая (6 июня) 1914 года в г. Вятке. Детство и юность провела в городе Белая Холуница и селе Шурма ныне Уржумского района Кировской области. С 1928 года жила в Ленинграде.

В 1930 году, в первом полёте с лётчиком Муреевым она не привязалась ремнями в кабине, при выполнении мёртвой петли выпала из самолёта и… чудом удержалась на расчалках крыла. Неподготовленность к первому полёту сильно обожгла её душу, и на всю жизнь Ольга запомнила простую истину, что тщательная готовность к полёту — гарантия его безопасности…

В 1931 году окончила курсы мотористов при Ленинградском аэроклубе, в 1932 году – лётное отделение Ленинградского аэроклуба, в 1933 году – Центральную лётную школу Осоавиахима и Центральную парашютную школу в Москве. В 1933-1938 годах – лётчик-инструктор и парашютист-инструктор Ленинградского аэроклуба.

В армии с сентября 1938 года. В 1942 году окончила Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. В июле-октябре 1942 года – помощник военпреда авиазавода №153 (г. Новосибирск); принимала истребители Як-7 и Як-9, выпускавшиеся заводом.

Участница Великой Отечественной войны: в октябре 1942-январе 1945 – заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи 586-го истребительного авиационного полка (Воронежский, 1-й и 2-й Украинский фронты). Совершила 217 боевых вылетов на Як-1.

С февраля 1945 года по декабрь 1950 года – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС (ГК НИИ ВВС). Нелёгким оказался путь Ольги Николаевны в испытатели. Эта профессия считалась сугубо мужской. Приходилось трудом утверждать своё право на эту тяжёлую, но романтическую профессию.

Несколько лет отдала Ольга Николаевна испытаниям новых истребителей. Всего она освоила около 40 типов самолётов, совершила на них свыше 8000 полётов. Около 3000 часов налетала полковник О. Н. Ямщикова, не допустив ни одной аварии или поломки техники, а это более 4 месяцев непрерывного полёта. Провела ряд испытательных работ на истребителях Як-9, Як-15, участвовала в испытаниях самолёта Ла-9ПВРД. Первым из женщин в стране освоила реактивный истребитель (Як-15).

В 1951-1968 годах – ведущий инженер ГК НИИ ВВС. В качестве ведущего инженера провела испытания реактивного разведчика Як-27Р (1958) и других самолётов. С сентября 1968 года – в отставке.

Награждена орденами Отечественной войны 1-й степени (1947), Трудового Красного Знамени (1960), 2 орденами Красной Звезды (1943, 1953), медалями.
Жила на станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области. Умерла 31 июля 1982 года. Похоронена в деревне Леониха Щёлковского района Московской области.


Ольга Ямщикова (крайняя справа) со своей эскадрильей.

Источники:
Военно-исторический журнал. – 2017. – № 3. – С. 84.
http://testpilot.ru/base/2013/02/yamshhikova-o-n/
http://www.airaces.ru/asy-velikojj-otechestvennojj-vojjny/yamshhikova-olga-nikolaevna.html