Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

«Соната для Гитлера», «И ничего больше», «Жертва вечерняя»

27 апреля 2015 года (понедельник)

в цикле «Фильмы Александра Сокурова»
программа документальных фильмов к 70-летию Победы:

«Соната для Гитлера», 1979–1989, 11 мин., ЛСДФ
«И ничего больше», 1982–1987, 70 мин., ЛСДФ
«Жертва вечерняя», 1984–1987, 20 мин., ЛСДФ

Начало в 18:00. Конференц-зал


1979–1989, 11 мин. ЛСДФ

автор сценария и режиссер: Александр Сокуров
оператор: Александр Буров, Людмила Краснова
звукооператор: Владимир Персов
художник: Владимир Соловьев
В фильме использована музыка К. Пендерецкого, И. С. Баха.

Как почти все ранние картины Сокурова фильм имеет две даты: создания и окончательной редакции при выпуске в прокат ранее закрытой для проката ленты. Картина смонтирована из кадров немецкой и советской кинохроники времени второй мировой войны, точнее ее конца. Опыт объемной документальной монтажной ленты на эту тему уже был в советском кинематографе 60—х годов: фильм «Обыкновенный фашизм» выдающегося советского кинорежиссера Михаила Ромма стал классикой обличительно—ретроспективного исследования о фашизме. Сокуров применяет выразительную силу кинодокумента в совершенно ином качестве. Он отказался от метода накопления материала для крупномасштабной картины преступлений нацизма.

Как автор—лирик, в единственном ракурсе пронзительного взгляда он запечатлел весь исторический пейзаж — пейзаж после катастрофы. Он выбрал только один аспект — психологический, показав жертвами преступления самих его виновников: казнь гитлеровских генералов, жалкое отчаяние проигравшего войну фюрера, позор обманутой, вымуштрованной на ритуальном энтузиазме толпы — позор народа. Сокуров провел проекцию на историю своей страны, победившей Гитлера, но вырастившей своего диктатора — Сталина. Цифры отсчета — времени Гитлера и Сталина режиссер поместил по обе стороны документального экрана.


1982–1987, 70 мин., ЛСДФ

Режиссер Александр Сокуров
Автор сценария: Анатолий Никифоров
Операторы: Александр Буров, Лев Рожин, Людмила Краснова, Александр Грачев
Звукооператор: Михаил Подтакуй
Художник: Сергей Дебижев
Консультант: Р. Богданов
В фильме использована музыка Д. Шостаковича, народная музыка.

Первоначальное название фильма — «Союзники». Картина об антигитлеровской коалиции СССР, Англии и Америки, сложившейся как противовес завоевательной политике фашистской Германии в годы II—й мировой войны. Уникальные кадры кинохроники этих лет, снятые операторами разных воюющих стран, связаны сегодняшними размышлениями автора о судьбах послевоенного мира, о гуманитарных потерях обеих сторон и об обретении зыбких надежд на единство мира в противодействии злу. Картина построена на неожиданных акцентах в монтаже и раскадровке, на музыкальных ассоциациях, «аранжирующих» темы изобразительного материала.

Лидеры союзных держав Сталин, Рузвельт, Черчилль — объекты документального изображения, — включены в мозаику реальных лиц никому не известных, но на равных с персонажами большой политики определяющих для режиссера образ трагической эпохи. Трагедийное звучание воссозданного на экране эпоса войны не устраивало руководство Центрального телевидения, которое заказало студии картину в преддверии сорокалетия Победы над фашистской Германией. Фильм Сокурова не удовлетворял требованиям пропагандистского заказа, почему и был «положен на полку», т. е. спрятан от зрителя. В годы перестройки картина была легализована и показана зрителям.

Фильм — участник международного кинофестиваля в Пезаро (Италия), 1988.


1984–1987, 20 мин., ЛСДФ

автор сценария и режиссер: Александр Сокуров
оператор: Александр Буров
звукооператор: Михаил Подтакуй
художник: Сергей Дебижев
монтажер: Лариса Соловцова
В фильме использована музыка П. Чеснокова, эстрадная, русская народная музыка.

Майскую демонстрацию трудящихся и салют — один из ритуальных праздников советской России — Сокуров снимает как изнанку официозного жанра отечественной кинохроники. Парад народного единства он показал как усталую массовку, распадающуюся без режиссерской направляющей руки и без цели. Вспышки немотивированного веселья, как и случайные знаки тревоги даны в беглых зарисовках толпы, угрожающе неприкаянной и щемяще жалкой.

Часть вместо целого, индивидуальные черты всеобщего лица, из деталей вырастающий символ — эти постулаты монтажного советского кино, разработанные Эйзенштейном в изображении человеческой массы, хора и протагониста советской эпохи, Сокуров пересматривает в аспекте нового времени и нового — собственного стиля. Хор как социальная категория уже несостоятелен, а протагонист отсутствует. Здесь лица отдельны и одиноки даже в законодательном общем ликовании. Впрочем, и хор и солист в картину массового праздника вплетены рукою автора—режиссера: в фонограмму финальных кадров Сокуров включил запись церковного песнопения — покаянную молитву «Жертва вечерняя». Но эти голоса уже не от мира сего. Это, скорее, звуки потустороннего сочувствия, это салют из мира Творца и Творчества. Первоначальное название картины — «Салют».

ЧИТАТЬ:
Юлия Кантор. Преодоление. РГ (Федеральный выпуск) № 6073 от 8 мая 2013 г http://www.rg.ru/printable/2013/05/08/sokurov.html

Группа ВКонтакте: Киноклуб в Герценке http://vk.com/club35396330
Т. (8332) 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика