Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

«Набережная туманов»

«Набережная туманов», 1938

в цикле «Великие и неповторимые. Звезды кино 30-х — 40-х годов»
По роману Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», 1927 г.

Перед началом фильма в зале звучали песни из кинолент 30-х — 40-х годов.


Руководитель «Киноклуба в Герценке» Г. К. Макарова
кратко рассказала о создателях фильма и актерах, снимавшихся в нём.

«Сквозь „Набережную туманов“ проходит весь ток предвоенных лет» (Эрик Ромер).


Жак Превер и Марсель Карне

Марсель Карне был одним из создателей и вдохновителей «поэтического реализма», снимал фильмы по сценариям выдающегося французского поэта ХХ века Жака Превера.

К слову, эти сценарии выпущены отдельной книгой, и она до сих пор пользуется популярностью у читателей. Карне создал настоящие жемчужины французского кино, среди которых «Набережная туманов» (1938), «День начинается» (1939) и замечательные «Дети райка» (1945). Эти картины давно покорили зрителей и критиков, их до сих пор помнят и любят.

«Набережная туманов» — вторая совместная работа Марселя Карне и Жака Превера. Первый их фильм, «Странная драма», в 1937 году провалился на премьере в парижском кинотеатре «Колизей». И тем не менее фильм нашёл своих поклонников: в том же 1937 году, по инициативе Жана Габена, продюсер берлинской киностудия УФА Рауль Плокен предложил Марселю Карне снять фильм с участием Габена. Карне, со своей стороны, предложил экранизацию романа Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», опубликованного в 1927 году.

Выбор именно этого автора был для Карне неслучайным. В опубликованной ещё в 1932 году статье «Реализм некоторых фильмов пробуждает социальную фантастику» Мак-Орлан призывал кинематографистов к созданию «романтизма будничности»; воспетая им «поэзия и тайна улиц», собственно, и нашла своё воплощение в том направлении, которое позже получило название «поэтический реализм».

В сценарии, написанном Превером, сюжет романа претерпел существенные изменения: у Мак-Орлана действие разворачивается на протяжении 10 лет — с 1910 по 1919 год — во Франции, в основном в Париже, на Монмартре, Превер перенёс его в портовый Гамбург. «... Мы выберем порт, — говорил Превер, — потому что все порты похожи один на другой, там жизнь проездом, там путешествует приключение». В романе центр действия — кабачок «Проворный кролик», обычное монмартрское кафе начала века. Здесь ненадолго пересекаются и вновь расходятся судьбы героев Мак-Орлана: солдата, дезертировавшего из колониальных войск, мясника Забеля, девушки Нелли, Жана Раба — молодого человека без определенных занятий, художника-немца, обладающего даром с помощью живописи угадывать места, где совершаются преступления.

Жак Превер в своём сценарии соединил разрозненные и почти не связанные между собой сюжетные линии романа; два героя, Жан Раб и солдат-дезертир, слились в одного — солдата по имени Жан; при этом всё убогое, что было в Рабе, в частности его мечту хотя бы раз в жизни поспать на чистых простынях, сценарист передал новому герою — в романе его не было — мелкому вору и пьянице по прозвищу Четвертинка. Забель из мясника превратился в ростовщика, одержимого двумя страстями: любовью к музыке и любовью к Нелли, которую Превер сделал его воспитанницей. В сценарии сюжетообразующей стала тема обречённой любви.

Столь кардинальную переработку сценария Марсель Карне объяснял тем, что фильм делался для Габена, который уже в то время был крупной величиной в кинематографе. «Поэтому, — говорил режиссёр, — мы построили сюжет так, чтобы он стал центральной фигурой».
Мак-Орлан, посмотрев фильм, воскликнул: «Потрясающе! Вы изменили всё: эпоху, место действия, персонажей... И, как ни странно, при этом дух книги передан абсолютно точно».

Жан Габен (1904–1976), Двукратный лауреат премий Венецианского и Берлинского кинофестивалей, премии «Сезар». Офицер Ордена Почётного легиона — родился в Париже в семье артистов кабаре. Играть в театре начал в 19 лет, служил в армии, потом работал в разных театрах, в Мулен Руж . Сниматься начал в 1928 году в немых фильмах.

С 1936 года Габен стал одной из главных звёзд французского кинематографа, особенно после выхода антивоенного фильма Жана Ренуара «Великая иллюзия».

После того, как началась Вторая мировая война, Габен переехал в США.

Там он в 1939 году развёлся со своей второй женой и начал бурный роман с актрисой Марлен Дитрих.

За доблесть, проявленную во время 2-й мировой войны в сражениях в Северной Африке, Габена наградили рядом военных наград. После Нормандской операции -участвовал в освобождении Парижа. Снялся в большом количестве фильмов в кино и на телевидении.

Габен умер в 1976 году в возрасте 72 лет от сердечного приступа. Его тело было кремировано, а пепел развеян в море с борта военного корабля со всеми военными почестями.

Жан Габен считается одной из величайших звёзд французского кинематографа. В его родном городке Мерьель был открыт музей Жана Габена.

Мишель Морган род. 29 февраля 1920 г. — французская актриса театра и кино, обладательница премии Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль (1946), почётных премий «Сезар» (1992) и «Золотой лев» (1996) за выдающиеся заслуги в кинематографе, владелица именной звезды на Аллее Славы в Голливуде (1960). Наибольшую известность актрисе принесла главная роль в фильме «Набережная туманов» (1938).

В возрасте 15 лет Мишель Морган уехала из дома в Париж, чтобы стать актрисой, поступила в Национальную Консерваторию драматического искусства, окончила драматические курсы актёрского мастерства. С 17 лет стала получать первые роли в кино. В хвалебных статьях критики отмечали её изысканность и утончённость и именовали её «юной Гретой Гарбо».

Всемирную славу актрисе принесла роль Нелли в фильме «Набережная туманов». До войны снялась в нескольких фильмах вместе с Жаном Габеном.

После 2 мировой войны Мишель Морган снималась очень много, имела оглушительный успех. 8 февраля 1960 года открыта именная Звезда актрисы на Голливудской «Аллее славы». В 1971 году Мишель Морган возглавляла жюри 24-го Каннского кинофестиваля. В 1972 году была избрана прототипом национального символа Франции — Марианны. В 1977 году опубликовала автобиографию под названием «С этими глазами».

После прекращения кинокарьеры Мишель Морган продолжала играть в театре, увлеклась живописью, стала рисовать картины, иногда проходят выставки её работ.

Во Франции Мишель Морган пользуется всеобщим признанием как одна из величайших актрис за всю историю французского кинематографа.

Она снялась более, чем в 60-ти фильмах. В советском прокате демонстрировались такие ее картины, как «Набережная туманов» (1938), «Большие манёвры» (1955).


Через 2 недели Мишель Морган исполнится 95 лет.

Мишель Симон (1895 — 1975, в апреле исполнится — 120 лет со дня рождения) — актёр театра и кино, преимущественно работал и жил во Франции. Мастер гротеска. Снимался в наиболее значительных фильмах французского кинематографа, таких, как .

«Будю, спасённый из воды», 1932, режиссёр Жан Ренуар (актёр и продюсер)
«Аталанта», 1933 и «Ноль по поведению», 1934- реж. Жан Виго.

Фильм «Набережная туманов» — считается одним из лучших образцов «поэтического реализма» в кино . В 1995 году в результате опроса 600 французских кинокритиков и специалистов он был назван «лучшим французским фильмом столетия».

Набережная туманов. (Википедия)

вКонтакте: КИНОКЛУБ В ГЕРЦЕНКЕ
«НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ», 1938 г. в ГЕРЦЕНКЕ http://vk.com/event85960406

Телефон: (8332)76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика